Природа как предмет философского осмысления

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 23:41, реферат

Описание работы

Понятие «природа» - одно из наиболее широких понятий. Явления и объекты природы – это и свет далеких звезд, и взаимопревращения мельчайших элементарных частиц, бескрайние просторы океана и простирающиеся рядом леса и луга, могучие реки. Это и бесконечное разнообразие жизни на Земле… Понятием «природа» охватывается все сущее, вся Вселенная, и в этом смысле оно близко к понятию материи: можно сказать, что природа - это материя, взятая во всем многообразии ее форм. Чаще, однако, это понятие употребляется в несколько более ограниченном и определенном смысле, обозначенная всю совокупность естественных условий существования человека и человечества.

Содержание

Оглавление
I. Введение 3
II. Понятие природы 4
2.1 Этапы взаимодействия природы и общества 5
III. Роль географической среды в развитии общества 9
3.1 Проблемы социальной экологии 10
IV. Заключение 13
Использованная литература 14

Работа содержит 1 файл

реферат по философии.docx

— 56.38 Кб (Скачать)

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

Ленинградский государственный университет  имени А. С. Пушкина

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ФИЛОСОФИИ

 

 

                   Тема: Природа как предмет философского осмысления

 

           Вариант № 5

 

 

 

 

 

 

 

  Специальность «Финансы и кредит»  2 (5,5)

          Выполнила   ЕФРЕМОВА О.С. 

          Зачетная книжка № 09-605

                                                                                    Проверил____________________________

 

 

 

Санкт-Петербург

2011

Оглавление

I. Введение 3

II. Понятие природы 4

2.1 Этапы взаимодействия природы и общества 5

III. Роль географической среды в развитии общества 9

3.1 Проблемы социальной экологии 10

IV. Заключение 13

Использованная  литература 14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Введение

 

Понятие «природа» - одно из наиболее широких понятий. Явления  и объекты природы – это  и свет далеких звезд, и взаимопревращения  мельчайших элементарных частиц, бескрайние просторы океана и простирающиеся рядом  леса и луга, могучие реки. Это  и бесконечное разнообразие жизни  на Земле… Понятием «природа» охватывается все сущее, вся Вселенная, и в  этом смысле оно близко к понятию  материи: можно сказать, что природа -  это материя, взятая во всем многообразии ее форм. Чаще, однако, это понятие  употребляется в несколько более ограниченном и определенном смысле, обозначенная всю совокупность естественных условий существования человека и человечества.

Для уточнения смысла, вкладываемого  в то или иное понятие, бывает полезно  рассмотреть его вместе с таким  понятием, которое противоположно ему. По отношению к понятию «природа»  подобной противоположностью является понятие «культура. Подробно о культуре говориться в последующих главах. Пока же нам важно отметить, что  под культурой понимается нечто  освоенное, возделанное, преобразованное  человеком; под природой же -  то,что  противостоит человеку, существуя по свои собственным, независимым от него основаниям и закона. Культура, стало  быть, выступает как преобразованная  человеком природа, а деятельность человека в этом смысле можно истолковать  как превращение природного, естественного  и культурное, искусственное. И в  этом преобразовании природы заключена  самая суть человеческого способа  существования в мире.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Понятие природы

 

Понятие природа занимает особое положение в ряду наиболее значимых и широко используемых философских категорий. Этот термин имеет несколько интерпретаций и наиболее часто употребляется в философии в трех значениях (широком, узком и специальном), каждое из которых, даже если оно специально и не оговаривается, обычно вытекает из контекста.

Так, употребляя данное понятие в широком смысле, им обозначают все сущее, весь мир во всем многообразии его форм. В этом контексте термин «природа» распространяется на всю объективную реальность и, как философская категория, является даже более широкой, чем рассматривавшаяся в первой главе категория «материя», ибо охватывает весь материально-энергетический и информационный мир Вселенной, куда составной частью входит и человечество как нечто целое, являющее собой единство материального и духовного начала. Именно в этом значении понятие «природа широко используется в той области философии, которая исследует проблемы бытия, т.е. в онтологии, и прежде всего в таком смысле данный термин употреблялся в философии вплоть до XIX века.

Другой, более узкий контекст понимания природы стал складываться с прошлого столетия в результате новых подходов к осмыслению проблем возникновения жизни и эволюционных процессов на Земле, а также в связи с осознанием человеком своего особого положения в окружающем его мире. В этом смысле термин «природа» сузился до вполне определенного объема и стал охватывать лишь ту часть объективной реальности, которая в 1802 г. французским ученым Ж.Ламарком, предшественником Ч.Дарвина, была названа биосферой, т.е. областью жизни. Биосфера являет собою результат предшествующего развития неживой природы и составляет тонкую оболочку Земли, где протекает жизнь, охватывая атмосферу, гидросферу и верхнюю часть литосферы.

Особое место в биосфере занимает человек, который, являясь органической частью живой природы, выделился из нее и со временем обособился в некое активное, противостоящее ей начало. Осознавать этот факт он стал по мере накопления экологических проблем, и чем острее они перед ним вставали, тем глубже он задумывался над условиями своего изменившегося положения, пытаясь решить вопрос о взаимодействии природы и общества.

Природа в этом контексте стала  отождествляться с окружающей человека средой, т.е. лишь с той частью действительности, которая выступает как совокупность условий существования человека, включенного в биосферу в качестве биологического вида. Таким образом, традиционные подходы к изучению природы в значительной степени расширились за счет анализа и философского осмысления сложнейшей системы биосфера — человек, а сам термин «природа» стал наполняться новым, более глубоким содержанием. Прежде всего, это стало следствием интенсивных фундаментальных исследований в сфере взаимоотношений общества с окружающей средой, касающихся, в первую очередь, сферы экономики, общественной жизни. Поэтому данное смысловое значение термина «природа» является наиболее употребимым в социальной философии и охватывает как естественную среду обитания людей, так и искусственную, т.е. созданную (преобразованную руками человека). Иными словами, речь идет о «первой» и «второй» природе, которые в своем взаимопереплетении и единстве составляют жизненное пространство человека.

Наконец, специфический контекст употребления термина «природа» состоит в том, что в философии зачастую возникает необходимость выявить суть, основное содержание того или иного предмета, тела, существа и т.п. В науке также нередко требуется установить характер и принципиальные условия появления какого-то явления, события, т.е. узнать откуда и как то или иное нечто произошло. В этом случае речь идет о природе данного объекта или явления, в результате чего устанавливается его сущность и связь с остальной объективной реальностью — природой в широком смысле этого слова. Понятие «природа» здесь употребляется в достаточно узком и вполне конкретном смысле — определить корни и охарактеризовать фундаментальные начала того или иного нечто. В таком контексте вполне правомерно звучит вопрос, например, о том, какова природа человека, того или иного общественного явления, элементарной частицы или, скажем, шаровой молнии?

В современной философской и  научной литературе широко используются все три выделенных выше варианта употребления термина «природа», хотя, несомненно, второе его значение (ассоциируемое с биосферой, окружающей средой) в последнее время получило наиболее широкое распространение, в силу резко возросшего внимания к экологическим проблемам. По этой же причине теперь активно используются и такие понятия, как «экология», «окружающая среда» и т.п., о чем пойдет речь ниже. Итак, в данной главе посвященной философскому пониманию природы, мы будем использовать категорию «природа» преимущественно в ее втором более узком значении, так как в широком понимании она была раскрыта в онтологии, чему посвящена первая глава настоящего пособия, а специфический контекст данного термина достаточно лишь принять во внимание.

    1. Этапы взаимодействия природы и общества

 

На протяжении всей истории люди неуклонно развивали и совершенствовали свои преобразующие способности, каждый раз увеличивая возможности использовать в своих целях природную среду и, тем самым, изменяя и характер своих взаимоотношений с природой. Все имеющиеся сегодня научные данные в области истории, археологии, географии, этнографии и других дисциплин подтверждают, что антропогенное воздействие на природу неизменно нарастало пропорционально количественному и качественному росту человечества, и отражало, в конечном счете, основные этапы общественного развития. Каждому из этих этапов были присущи свои специфические формы отношений человека с окружающей средой, сопровождавшиеся и различным отражением природы в его сознании.

В частности, первые, более или менее  правильные представления о земной поверхности, расположении океанов, материков и народах, их населяющих, люди получили всего лишь 300 — 400 лет назад, когда завершилась эпоха великих географических открытии. До этого, в течение многих и многих тысячелетий люди обитали на сравнительно небольших, ограниченных территориях. И прежде чем между разрозненными сообществами (пока еще в рамках одного континента) установились какие-то связи, обусловленные торговлей или военными столкновениями, огромные пространства нашей планеты оставались за пределами влияния человеческой деятельности, которая и без того была практически безвредной для окружающей среды.

Так, первобытный человек, занимаясь  собирательством, охотой, рыболовством, удовлетворял свои элементарные потребности присвоением готовых продуктов, т.е. довольствовался тем, что давала ему природа. Это было то, что вокруг него росло, бегало, ползало, летало, плавало и годилось в пищу. Тогда человек был полностью как бы «растворен» в природе и находился в полной зависимости от нее. Он не выделялся из нее и не противопоставлял себя ей. По этой причине, а также в силу своей малочисленности, которая в то время определялась исключительно наличием продовольствия и естественными условиями, обеспечивающими выживание, первобытный человек объективно не мог нанести ощутимого ущерба окружающей среде.

По мере перехода от собирательства к производству того, что необходимо человеку в его повседневной жизни, он все в большей степени стал вовлекать природу и ее ресурсы в хозяйственный оборот, существенно изменяя среду своего обитания. Так, с развитием скотоводства, возросла нагрузка на пастбища, с которых вытеснялись традиционно пасшиеся на них дикие животные. Лишившись коренных мест обитания, они численно сокращались, а то и вовсе исчезали.

Еще большие изменения в природу  были внесены человеком при переходе к земледелию, когда активно стали выжигаться и выкорчевываться Леса, освобождая место под пашни. Характер ландшафтов в местах обитания людей сильно преображался, деградируя в сторону уменьшения лесов, эррозии почв и т.п.

Нагрузка на природу возросла, когда  несколько позже стали строиться  каналы и оросительные системы, целенаправленно  добываться полезные ископаемые. С появлением металла резко увеличились технические возможности человека, совершенствовались орудия труда, появлялись все более сложные инженерные и ирригационные сооружения и т.п. Человек из существа, тождественного природе все активнее становился существом, отличным от нее, постепенно начиная воспринимать природу уже как внешнюю и противостоящую ему силу.

Наводнения, пожары, засухи, похолодания, ураганы и землетрясения испытывали его на выживаемость, заставляли искать способы противостоять неумолимой стихии. Далеко не всегда ему удавалось избежать опасности и защитить себя, что порождало страх и неуверенность, чувство абсолютной зависимости от всесильной природы. Такие настроения преследовали человека на протяжении тысячелетий и наиболее ярко отразились в различных мифах и сказаниях древних народов, а также в их первоначальных религиозных представлениях, где особое место занимали Солнце, Луна, отдельные предметы, которым следовало поклоняться. Стихийные природные явления — гром, молния, ураган и т.п. — истолковывались как враждебные силы природы, адресованные человеку за его непочтительное отношение к ней или как наказание за непослушание богов.

Такое отношение к природе сформировалось в основном к середине первого тысячелетия до н.э. и претерпело изменение с появлением теоретического мышления, т.е. с выделением философу из мифологии. Уже первые античные философы, в особенное представители натурфилософских школ, видели главную задач) философии в исследовании природы с целью выяснения вопроса) том, из чего состоит мир, который они понимали как некое сооружение, космос. В период античности природа хотя и продолжал оставаться грозной силой, превосходящей человека практическим всем, но теоретически осмысливаемая, она обрела определенную ценность и стала восприниматься уже как идеал гармонии и совершенства. Многие трактаты античных философов пронизаны идеей благоговения перед природой и призывают жить в согласии с не) по ее законам, считая именно такую жизнь самой достойной и желанной.

Позже, в христианском мировоззрении, эта позиция слияния! природой уступила место другому отношению к ней, когда одухотворенный человек и бездуховная природа оказались на разных ступенях мироздания. Христианские догматы трактуют природа как нечто сотворенное и потому преходящее, изменчивое, в противоположность вечному, духовному началу — Богу. Отсюда ориентация на возвышение человека, наделенного бессмертной душой, над тленной природой. И хотя реальная зависимость людей от стихии природных сил при таком (духовном) возвышении не уменьшается, отношение материи и духа все в большей мере решается в пользу последнего. Наиболее сильно это проявилось в средневековой философии, когда теологические догматы доминировали В ней и составляли основу мировоззрения абсолютного большинства людей.

Эпоха Возрождения, восстановившая многие ценности и идеалы античности, характеризуется повышенным интересом к искусств эстетике, прекрасному. На этой волне она привнесла и обновленное отношение к природе — как к источнику красоты и вдохновения, возродив, тем самым, глубоко уважительное отношение античных мыслителей ко всему естественному, природному. Такая установка, разумеется, нацеливала на активное исследование и более глубокое познания реальной действительности. Космологические и натурфилософские идеи, развиваемые в это время Н.Коперником, Г.Галилеем, Н.Кузанским, Дж. Бруно и др., напрямую связанны с изменившимся отношением к природе и в немалой степени из того же отношение и проистекают.

Густой дым из все новых и  новых заводских труб, увеличивающиеся карьеры и растущие терриконы (отвалы пустой породы на поверхности земли при шахтах и рудниках) даже еще в первой половине нашего столетия на уровне обыденного сознания людей воспринимались как символы прогресса и свидетельствовали об экономических успехах и могуществе человека. И лишь отдельные ученые, наиболее проницательные мыслители высказывали озабоченность возрастающей экспансией человека, опасностью, которую таит в себе неконтролируемый технический прогресс для окружающей человека среды, а следовательно и для него самого. Так, еще Руссо, автор концепции естественного права, полагал что законодательство должно проистекать из естественных, данных самой природой законов человеческого общежития. Он активно критиковал науку и цивилизацию за то, что они не способствуют совершенствованию нравов и призывал вернуться «назад к природе»; на что его не менее известный соотечественник и сторонник технического прогресса Вольтер язвительно замечал: «Когда я слушаю Руссо, мне хочется встать на четвереньки и бежать в лес». Эта полемика между сторонниками и противниками научно-технического прогресса, начатая еще в XVIII веке Вольтером и Руссо, не утихает и по сей день, подпитываясь, с одной стороны, реальными достижениями человека в области науки и техники, которые, несомненно, улучшили его жизненные условия и увеличили возможности противостоять стихийным силам природы, а с другой стороны, все новыми и новыми проблемами, порождаемыми научно- техническим прогрессом и подрывающими, как теперь выяснилось, хрупкие основы жизни людей.

Информация о работе Природа как предмет философского осмысления