Принцип разделения властей в организации и функционировании государственной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 02:15, реферат

Описание работы

В современном мире разделение властей - характерная черта, признанный атрибут правового демократического государства. Сама же теория разделения властей - итог многовекового развития государственности, поиска наиболее действенных механизмов, предохраняющих общество от деспотизма.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...……3


Исторический путь развития принципа разделения власти ….……………..4


Структура государственного аппарата ……………………………………….7


Законодательная власть и ее органы.………………………………………….9


Система и функции исполнительной власти………………………………....14


Судебная власть и её функции ………………………..……………………....18


Заключение………………………………………………………………….…..21


Список литературы…………………………………………………………..…23

Работа содержит 1 файл

правоведение реферат.doc

— 1.50 Мб (Скачать)

МОСКОВСКИЙ  ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ ИНСТИТУТ 

Кафедра гуманитарных и социально-экономических  дисциплин 
 

Реферат 
по правоведению на тему: 

«Принцип разделения властей в организации и функционировании государственной власти» 
 

Выполнила:  Варигина Д.И. 
гр. ДС 4-12-06                

Преподаватель: Теницкий Л.А.

 
 
 
 
 
Москва, 2010 г 

  Содержание

 

 
Введение…………………………………………………………………...……3

 
 

Исторический  путь развития принципа разделения власти ….……………..4

 
 

Структура государственного аппарата ……………………………………….7

 
 

Законодательная власть и ее органы.………………………………………….9

 
 

Система и функции  исполнительной власти………………………………....14

 
 

Судебная власть и её функции ………………………..……………………....18

 
 

Заключение………………………………………………………………….…..21

 
 

Список литературы…………………………………………………………..…23 

 
 

 

  Введение

 
 

В современном  мире разделение властей - характерная  черта, признанный атрибут правового  демократического государства. Сама же теория разделения властей - итог многовекового  развития государственности, поиска наиболее действенных механизмов, предохраняющих общество от деспотизма. 
 
Теория разделения властей была создана несколькими исследователями политики: идея высказывалась Аристотелем, теоретически была развита и обоснована Джоном Локком (1632-1704 гг.), в классическом виде она была разработана Шарлем Луи Монтескье (1689-1755 гг.) и в ее современной форме - Александром Гамильтоном, Джеймсом Мэдисоном, Джоном Джеем -авторами "Федералиста" (серии статей, выходивших под общим заголовком в ведущих газетах Нью-Йорка в период обсуждения американской Конституции 1787 г., в которых пропагандировалось единство США на федеративной основе).

 
  Исторический путь развития принципа разделения власти

 

Идеи о  разделении  государственной  власти содержались  еще  в  трудах

мыслителей Древней Греции (Платон, Аристотель).  Античные философы придавали решающее значение разделению труда в деятельности государства и на основании этого   выделяли   "три   элемента"    всякого   политического   устройства: законодательный,  исполнительный  и  судебный  .  Ими был также

определен  круг  вопросов,  которые входили в  компетенцию  каждого элемента.

Однако  эти  идеи были обусловлены особенностями  Древнегреческого  Полиса, в

котором  каждый   из  вышеназванных   органов  выполнял   не   только   одну

специфическую функцию, но и осуществлял некоторые функции других органов.

 

 Античные философы не ставили целью проанализировать характер  отношений

этих органов, средства и формы  регулирования  их взаимодействия, что было бы

особенно важно  для  доктрины  разделения властей. Вместе  с тем, высказанная

Аристотелем  идея  о  предотвращении  концентрации власти  в  одних  руках и

передачи ее  "среднему  классу",  который  должен  преобладать в обществе над

"крайними  элементами",   была   взята   на   вооружение  мыслителями эпохи

Возрождения. В  то же время было  бы преувеличением  полагать, будто античные

философы в  деталях разработали само учение о разделении властей.

    

Таким образом, разделение целостной государственной жизни  имела место  уже в Древнем мире,  и античная мысль отразила этот факт.

 

Однако  ввиду  отсутствия в  древности абстракции  политического  государства

отсутствовала  также  и  абстракция   власти  политического  государства,  о разделении которой по существу идет речь в Новое время.

 

 В эпоху Средневековья главенствующая роль в жизни общества принадлежала

католической  церкви, одной  из важнейших  задач  которой  было теоретическое

обоснование приоритета церковной власти перед светской.  С  этой целью Фомой

Аквинским была произведена теологизация  аристотелизма, в результате которой

идея  о  разделении госвласти становится основным  оружием церкви  в  борьбе

против государства. По мнению Аквинского, разделение власти между церковью и

королем  является  результатом  целевого  творчества  Бога.  Законодательная

власть как  власть самобытная  и первоначальная должна  принадлежать  народу,

являющемуся приходом  церкви.  Царство народа  не  должно служить  королю, а

наоборот,   король  должен   служить  народу.  Не   королевская  власть,   а

католическая   церковь   является   высшим   и   священным   учреждением   в

обществе.      Помимо   Ф.Аквинского   и   другие   представители

средневековой   схоластики  (Егидий  Филеский,  Жан  де  Витерк,  Манегольд)

использовали  эту  идею  в период борьбы Римской католической  церкви против

королевской власти.

  

  Борьба  между  светской  и  церковной  властью за  право  господства  в

обществе  привела к  первому  крупному разделению властей,  которое  развело

политическую  и  религиозную  власти.

 

Соперничество  между ними  продолжалось многие столетия, все Средневековье и начало Нового  времени как  на Востоке, так и на Западе. Оно далеко не завершено для многих государств и поныне. При этом исход  его  далеко  не однозначен  в  разных  регионах  мира. Западная преимущественно  христианская  цивилизация  решила  спор в  пользу  светской Власти.  Восточная   (в   некоторых мусульманских   странах)  -  в  пользу значительного политического влияния религиозных начал в жизни  общества, его политико-правовой системы и культурного уклада.

 

Дальнейшее развитие теории разделения властей связано  с именами Джона Локка и французских просветителей, особенно Шарля Луи Монтескьё, который осуществил наиболее основательную разработку этого принципа. Именно, начиная с этого времени (то есть с конца XVIII — начала XIX вв.), принцип разделения властей получает признание во многих государствах.

 

Анализируя  различные способы правления  и принципы, на которых оно основано, Монтескье подходит к проблеме политической свободы и ее трактовке. А тталкиваясь от нее решает вопрос об устройстве власти. Политическая свобода существует лишь в странах, как правило, умеренных, в которых не злоупотребляют властью. Между тем, вековой опыт подтверждает, что всякий человек обладающий властью, склонен к злоупотреблением ею.

 

«Чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли взаимно сдерживать друг друга. Возможен такой государственный  строй, при котором никого не будут  понуждать делать то, к чему его  не обязывает закон, и не делать того, что закон ему дозволяет»

 

Идея, формулируемая  Монтескье, интересна во многих отношениях. прежде всего определением взаимосвязи, устанавливаемой между правомерным правлением и разделением властей. Это разделение вступает как их взаимное сдерживание. Такое взаимное сдерживание - гарантия от злоупотребления. препятствие злоупотреблению властью есть гарантия обеспечения свободы.

 
Наконец, сама свобода имеет место  тогда, когда никого нельзя принуждать делать то, к чему его не обязывает закон. Или же, когда, напротив, человеку не дозволяют совершить то, что ему запрещено законом. Таким образом, разделение властей не самоцель а, средство осуществления правомерного, легитимного правления, а следовательно, обеспечение свободы.

 
 

 

  Структура государственного аппарата      

 

Государственный аппарат является важнейшим составным  элементом государства.

«Если политический режим выражает содержание государственной  власти, средства и способы властвования (демократические, авторитарные, тоталитарные), то само "тело", "вещество", из которого состоит государство, — это аппарат власти,

государственные органы, учреждения и организации» (Алексеев С.С. Государство и право. М., Юридиче­ская литература, 1993)

 

Государственный аппарат играет важную роль в осуществлении государственной власти. С его помощью осуществляется управление государственными делами,

выполняются основные функции, достигаются стоящие перед  государством на различных этапах его развития цели и задачи. Аппарат государства представляет собой единый организм. В то же время для него характерна расчлененность на органы, блоки, подсистемы и даже на самостоятельные власти

.

«Аппарат государства  — это система государственных  органов, учреждений,

организаций, осуществляющих практическую работу по реализации охранительной и регулятивной  функции государства» (Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы

государства и  права. – М. Зерцало, 1998.)

 

Аппарат любого государства — это не механическое соединение его отдельных органов, а их четко организованная, строго упорядоченная целостная система.

Под структурой государственного аппарата понимается его внутреннее строение, порядок расположения составляющих звеньев аппарата, их соотношение. Структура всегда указывает, из чего складывается госаппарат, каковы принципы его организации и функционирования.

Сложившийся государственный аппарат выступает как единая целостная (общая) система, которая состоит из ряда частных систем. В качестве последних

выступают однородные по своим функциям, внутреннему строению, непосредственным целям, видам выполняемой деятельности различные государственные органы.

 

Наиболее важными  частными системами современного государственного аппарата

являются:

  • система органов государственной власти,
  • система органов государственного управления,
  • система судебных органов
 

Каждая из названных  систем является носителем соответствующей

государственной власти — законодательной, исполнительной и судебной.

 

Государственный орган — это «составная часть механизма государства, которая имеет собственную структуру, определенные законом полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни, и тесно взаимодействует с другими элементами государственного механизма» Каждый государственный орган представляет собой относительно самостоятельное, структурно обособленное звено аппарата, создаваемое государством в целях осуществления строго определенного вида деятельности.  

 

  Законодательная власть и ее органы.

Понятие парламента

В соответствии с концепцией разделения властей  первое место среди ветвей государственной власти принадлежит законодательной. Исполнительна и судебная ветви власти хотя и имеют свою сферу деятельности, но действуют от имени и во исполнение закона.

Законодательная власть осуществляется, прежде всего, общегосударственным представительным органом, а в субъектах федерации, в автономиях политического характера – также местными законодательными органами. Общегосударственный представительный орган может иметь различные названия (национальное или народное собрание, конгресс, меджлис и т.д.), но за ним утвердилось обобщенное название “парламент”. Во многих странах парламент не является единственным общегосударственным законодательным органом: законы могут издавать и другие органы. Кроме того, акты, имеющие, по существу, силу закона, издаются органами исполнительной власти на основе делегирования им соответствующих полномочий парламентом или на основе принадлежащей им по конституции регламентарной власти. Акты, имеющие силу закона, издают военные или революционные советы после военных переворотов.

Информация о работе Принцип разделения властей в организации и функционировании государственной власти