Политология как наука условия и этапы становления

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 14:27, лекция

Описание работы

Первый период начался в античные времена и продолжался до Нового времени. Впервые знания о политике начали анализироваться и обобщаться Платоном, Аристотелем в Древней Греции. Философы определяли политику как государственное и общественное управление Полисом. В странах Востока участие граждан в политике было ограничено, поэтому специальные труды об управлении государством там не создавались.
Из-за такого положения появилось две точки зрения на место личности в политических отношений. Согласно первой граждане должны принимать участие в жизни государства и контролировать бюрократию. Это подход Западных стран. По второй точке зрения обычный человек не должен стремиться участвовать в политической жизни. Это прерогатива профессионалов. Такой подход характерен для стран Востока. Там считалось, что при таком положении вещей политики не будут идти на поводу у народа.

Работа содержит 1 файл

1 вопрос, п как наука, усл возникновения и этапы становл.doc

— 48.50 Кб (Скачать)

Политология как наука прошла в своем становлении три этапа.

Первый период начался в античные времена и  продолжался до Нового времени. Впервые  знания  о политике начали анализироваться и обобщаться Платоном, Аристотелем в Древней Греции. Философы определяли политику как государственное и общественное управление Полисом. В странах Востока участие граждан в политике было ограничено, поэтому специальные труды об управлении государством там не создавались.

Из-за такого положения  появилось две точки зрения на место личности в политических отношений. Согласно первой граждане должны принимать участие в жизни государства и контролировать бюрократию. Это подход Западных стран. По второй точке зрения обычный человек не должен стремиться участвовать в политической жизни. Это прерогатива профессионалов. Такой подход характерен для стран Востока. Там считалось, что при таком положении вещей политики не будут идти на поводу у народа.

В настоящее  время трактовка политики несколько  отличается. Она определяется как  деятельность по управлению государством, а также отношения между людьми и властью. Политикой также называют искусство завоевывать массы умением убеждать.

Второй период складывания науки  о политике охватывает Новое время  и длится до середины XIX в. Большое  значение для формирования политологической мысли имели труды Макиавелли, Гоббса, Спинозы, Локка, Руссо. В этот период формируются важнейшие знания и представления о политике, власти и государстве. Вехой научной мысли стала работа Н. Макиавелли «Государь», в которой он поднял вопрос о соотношении морали и политики. По его мнению, политика должна быть вне морали («цель оправдывает средства»).

Третий период развития научных знаний о политике начался с конца XIX века. Так началась современная политология. В это  время политология выделилась в самостоятельную науку. Участие граждан в политической жизни Европы существенно возросло с введением выборов. Появилась необходимость управлять новыми процессами.

В 1857 г. в Америке  при Колумбийском университете возникла 1-я школа наук о политике. В 1949 г. по инициативе ЮНЕСКО учредили международную ассоциацию политических наук.

В это время  формулируется предмет, объект, научные  задачи политологии. В большинстве  стран эта научная дисциплина была внесена в список предметов  для изучения в высших учебных заведениях.

Политология как  наука связана со многими другими  науками и учебными дисциплинами: философией, юриспруденцией, социологией, экономикой, этнографией, историей, психологией, географией и др.

Политология развивается  в двух направлениях – как теоретические знания и как прикладная наука, ориентированная на достижение практически значимых результатов. В связи в этим методы, используемые политологией, также делятся  на теоретические и прикладные. Их перечень весьма обширный: общелогические методы (анализ, индукция, моделирование, т.д.), системный метод, бихевиористский метод, социологический метод и др.

К примеру, сравнительная  политология, являясь одним из направлений  политологии, в качестве основного  метода использует метод сравнения. Она занимается изучение политики, сравнивая и сопоставляя однотипные явления, которые происходят в разных областях политической жизни (политические партии, процессы, отношения, институты, режимы, политическая культура и т.д.)

Субъекты политики – это государство, социальные группы (классы, слои), организации политического характера (партии, профсоюзы), политическая элита. 

 
Политика – одна из наиболее острых тем обыденного, современного массового  и научного сознания. Особенно возрастает роль и значение политики в критические эпохи. В переходных, быстро меняющихся и противоречивых процессах современной российской общественной жизни резко возрастает потребность обоснованного решения политических проблем.  
 
Подчинение политики интересам человека и человечества невозможно без её научного осознания. Потребность в научных знаниях о политике человечество ощущало всегда. Помочь в решении этих вопросов призвана политология. Изучение политологии в современном динамичном социуме необходимо всем гражданам демократического государства, чтобы узнать его основные политические механизмы и уметь влиять на них в своих интересах. 
 
Термин «политология» произошел от слов «politika» и «logos» (слово) и означал в греческом варианте государственные и общественные дела, искусство управлять государством. Это область взаимоотношений и различных видов деятельности людей по осуществлению общих интересов с помощью разнообразных средств, основным из которых является политическая власть. Политология как наука охватывает многообразные проявления мира политических явлений: практику политической жизни, объективную политическую реальность, субъективную политическую деятельность, образы политического мышления, теорию политической деятельности.  
 Возникновение и развитие политической науки
 Политология как наука сформировалась не сразу.  
 
При рассмотрении вопроса об эволюции политических идей необходимо отметить, что в своем развитии политология несколько основных периодов: 
 
1.      Античная политическая мысль (Платон, Аристотель и др.). 
 
2.      Политические идеи Средневековья и Нового времени. 
 
3.      Политические концепции Х1Х-ХХ вв. 
 
Попытки осмысления политической жизни делались уже в глубокой древности. Первые формы специализированного отображения и осмысления мира политики сформировались 2,5 тыс. лет назад и существовали преимущественно в религиозно-мифологической форме. Их основу составляли идеи о божественном происхождении и организации власти. 
 
Постепенно, в ходе практики люди научились подмечать в политической жизни устойчивые связи и зависимости. В результате политическая мысль стала приобретать форму теории.  
 
С середины 1-го тысячелетия обнаружилась тенденция к большей рационализации политических представлений, зарождению отдельных систематизированных учений.  
 
Появляются первые политические категории, дефиниции (определения), а затем и целые концепции, носящие философско-этическую форму. Этот процесс связан прежде всего с творчеством Конфуция, Платона. Аристотеля. 
 
Первое систематизированное представление о политике и государстве изложено Платоном (437–347 гг. до н. э.) в работах «Государство», «Законы» и др. Идеальное справедливое государство представляет собой правление лучших и благородных. В нем гармонично сосуществуют три основных сословия общества – правители (философы), стражи и ремесленники. В нем правит закон - владыка над правителями.    Идеальному государству, по Платону, противостоят несовершенные формы реального государства: 
 
 Тимократия – власть честолюбивых, жадных и грубых правителей, переродившихся в рабов своих низменных страстей. 
 
 Олигархия – власть узкой группы богатых правителей, при которой бедные не участвуют в управлении государством. 
 
Демократия – власть всех, не имеющая должной системы управления. Из нее вырастает еще одна несовершенная форма - тирания – власть одного. Это наихудший тип государства, ибо в нем царят беззаконие, насилие и произвол.  
 
Политические идеи Платона были подняты на новую высоту его учеником Аристотелем (384 – 322гг. до н. э.). В работе “Политика” он предлагает анализ существующих в его время форм государства. При этом он отмечает, что само государство есть форма общежития людей, способ организации общественных связей и отношений, ибо “человек – есть животное политическое”. В государстве должна действовать власть закона и бесстрастный порядок. Граждане государства обязаны уметь исполнять воинскую, административную, судебную и жреческую функции. 
 
Аристотель выделяет правильные и неправильные формы государства. В правильных формах истинная цель и смысл деятельности власти состоят в осуществлении общего блага, в неправильных – реализуется воля и выгода только правителей. 
 
К правильным Аристотель относил такие формы государства, как: 
 
Монархия – единоличная власть государя, могущая быть абсолютной либо патриархальной. 
 
Аристократия – власть лучших людей, более предпочтительная, чем монархия. Она утверждается в странах, в которых высоко ценится личное достоинство людей. 
 
Полития (республика) – выборная власть многих (большинства). 
 
К неправильным формам были отнесены: 
 
Тирания – власть жадного, корыстного правителя, преследующего только собственную выгоду и корыстные интересы. 
 
Олигархия – власть группы недостойных богачей, радеющих лишь о собственной выгоде. 
 
Демократия – власть бедноты, составляющей большинство народа. По классификации Аристотеля существует пять разных видов демократии, худшей из которых он считает охлократию – власть толпы. 
 
Политическим идеалом Аристотеля является смешанная форма государства, представляющая собой синтез аристократии и политии, в котором правит справедливый закон и существуют отдельно законодательная, административная и судебная власти. Эта форма позволяет примирить бедных и богатых, в равной мере осуществлять их основные интересы. 
 
Идеи древнегреческих мыслителей получили дальнейшее развитие в творчестве мыслителей Древнего Рима. Среди них выделяются политические идеи Марка Туллия Цицерона (106–43 гг. до н. э.). Он был первым разработчиком проблем правового равенства граждан в государстве. В трудах «О государстве», «О законах» он писал, что государство и право появляются не вдруг или по какому-то произволу, но в соответствии с всеобщими требованиями природы и велениями человеческой натуры. Главную причину появления государства в том, что по мере развития общества настоятельный характер приобрела проблема защиты частной собственности. Среди форм государства, по мысли Цицерона, выделяется государство-республика, которая основывается на велениях всеобщего разума и справедливости, а также на согласии по поводу общности интересов и прав граждан. 
 
Вслед за Аристотелем Цицерон выделяет следующие формы государства: монархию – царскую власть, аристократию – власть оптиматов, демакратию – власть народа. 
 
Заслуга Цицерона состоит в том, что он заложил правовой принцип во взаимоотношениях управляющих и управляемых. Под воздействие закона должны попадать все, а не только некоторые избранные граждане. Тем самым он заложил основы теории правового государства. 
 
Во времена Средневековья политические апеллировали к идее божественного сотворения мира и, следовательно, политики и государства. Выдающиеся политические мыслители времени  - Аврелий Августин-Блаженный (354–430 гг.) и Фома Аквинский (1226 –1274 гг.). 
 
Августин-Блаженный написал известный трактат «О граде божием», в котором утверждал, что человек, общество, государство и все живое есть плоды божественного творения. Ф. Аквинский подразделяет формы правления на справедливые и несправедливые. Лучшей формой он считает монархию, так как «один управляет лучше, чем многие, потому что они только приближаются к тому, чтобы стать единым целым». По его мнению, церковь управляет душами людей, а государство – внешними действиями подданных. Но духовная власть находится выше светской власти государства над людьми.  
 
Постепенно политическая мысль освобождается от религиозного влияния и философско-этической формы. Существенное изменение по отношению к вопросам о происхождении и природе государства произошло в эпоху Возрождения и Нового Времени. Родоначальником этого процесса стал Никколо Макиавелли (1469–1527 гг.). В своей теории он заменяет тезис о божественном происхождении политики и государства идеей их объективной исторической предопределенности. К политике он подходит как к опытной науке, утверждая, что в основе политического поведения людей лежит выгода и сила. Благополучие общества Макиавелли связывает с твердой властью. Он выделяет правильные формы государства (монархия, аристократия, демократия), целью которых является величие государства, а также неправильные (тирания, олигархия, «распущенность»), но при этом не отдает предпочтения ни одной из них.  
 
Окончательный разрыв со средневековыми традициями теологического истолкования природы политики и государства произошел в условиях Нового Времени с появлением и развитием теории естественного права и общественного договора. Выдающимися представителями нового подхода стали Томас Гоббс (1588–1679 гг), Джон Локк (1632–1704 гг.) и Шарль Луи Монтескье (1689–1755 гг.). 
 
Т. Гоббс изложил свою теорию в  трактате «Левиафан» (1651 г.). По его мнению, появлению государства предшествовало естественное состояние людей, которое характеризовалось «войной всех против всех». По своей природе человек от природы жаден и эгоистичен, ищет не общения, а господства над другими людьми. Поэтому жизнь людей в этих условиях одинока, бедна, опасна и кратковременна. Для выхода из естественного состояния люди вынуждены искать мира. Для этого нужен общественный договор об учреждении государства. По этому договору люди добровольно отказываются от всех своих естественных прав в пользу одного правителя или политического института, безоговорочно подчиняются государственной власти.

Информация о работе Политология как наука условия и этапы становления