Политическая символика России

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 21:42, контрольная работа

Описание работы

Политическая символика - неразделима ни с политикой вообще, ни идеологией в частности. Можно насчитать более 60 определений символа, они настолько многообразны, что напоминают спор об определении бога (божества тоже являются своеобразными символами, в том числе, и политическими).
Отмечу, что генетически, от греков, понятие символа было связано с идентификацией некоторой общности. И потому являлось общественно-политическим понятием, образуя возможность создания политической символики, как совокупности выразительных средств, придающих политической жизни, её действу, различным формам материализации политики явно понятный, или, наоборот, скрытый смысл

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………….….3
Классификация политической символики………………………….……..4
Отношение общества к политическим символам…………………………7
«Национальная идея» и официальная символика российского государства…………………………………………………………………....15
Заключение…………………………………………………………………20
Список литературы……………………………

Работа содержит 1 файл

Политология доклад.doc

— 86.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

АЛЬМЕТЬЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЯНОЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И  СОЦИОЛОГИИ  
 
 
 
 

Контрольная работа по политологии

на тему: 

Политическая  символика России 
 
 
 
 

Выполнил: студент группы № 
 

Проверил  преподаватель 
 
 
 
 
 
 
 
 

Альметьевск 2011г

 

   СОДЕРЖАНИЕ

  Введение………………………………………………………………….….3

  Классификация политической символики………………………….……..4

  Отношение общества к политическим символам…………………………7

  «Национальная идея» и официальная символика российского государства…………………………………………………………………....15

  Заключение…………………………………………………………………20

  Список литературы…………………………………………………….…..21

 

   ВВЕДЕНИЕ

  Политическая  символика - неразделима ни с политикой  вообще, ни идеологией в частности. Можно насчитать более 60 определений символа, они настолько многообразны, что напоминают спор об определении бога (божества тоже являются своеобразными символами, в том числе, и политическими).

  Отмечу, что генетически, от греков, понятие  символа было связано с идентификацией некоторой общности. И потому являлось общественно-политическим понятием, образуя возможность создания политической символики, как совокупности выразительных средств, придающих политической жизни, её действу, различным формам материализации политики явно понятный, или, наоборот, скрытый смысл.

  Для стран, долго пребывающих в состоянии  общественно-политического хаоса, исследование политических мифов особенно важно. Кроме того, даже в спокойные времена  и в стабильных странах мифы продолжают действовать. Как правило, политической стабилизации способствуют мифы, хорошо упорядоченные, иерархически выстроенные.

  B сфере политики, символический "конгломерат"  идеального и материального проявляется,  в соединении идеального понятия  власти с миром реальных рукотворных  вещей. При этом, символ упрощает интеллектуальные операции с простыми и сложными политическими понятиями, и одновременно открывает возможность спекуляциям на этих понятиях.

 

   КЛАССИФИКАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИМВОЛИКИ

  Классификацию политической символики можно представить следующими пунктами: 

  1. Национально-государственная политическая  символика (герб, гимн, флаг; эти же  формы символики используются  и различными организациями иного  порядка);

  2. архитектурные комплексы (Московский  Кремль, китайская стена, Белый  Дом, и т.п.);

  3. памятники политическим деятелям, мемориалы, посвящённые историческим  событиям;

  4. знаки отличия, регалии высших  лиц государства, форма одежды, ордена, медали, значки и пр.;

  5. Денежные знаки (на них часто  нанесены символы, имеющие отношение  к стране), их положение среди других валют может символизировать экономический и политический статус государства;

  6. политическая топонимика (наименования  улиц, городов, стран и т.д.);

  7. Ритуально-процессуальная символика:  многие политические мероприятия  - ритуал, предусматривающий соблюдение определенных процедур (заседание парламента, вступление главы государства в должность, проведение национального праздника и т.д.);

  8. Наглядно-агитационная символика:  все виды наглядной агитации, относящиеся к политической рекламе (лозунги, плакаты, флаги, портреты и т.д.);

  9. Политико-музыкальная символика  (в определенные моменты истории  символическими могут быть народные, революционные песни, популярные  мелодии);

  10. Предметно-объектная политическая  символика (предметы или объекты, особо значимые для данной национальной общности: Царь-пушка и Царь-колокол в России, Гора Афон в Греции, зуб Будды в Шри-Ланке и т.д., зловещую символическую роль играет оружие, особенно ядерное);

  11. Люди как политические символы  (политические лидеры - Ленин, Линкольн, Наполеон и др.; легендарные герои - Илья Муромец, Вильгельм Телль, Робин Гуд; вымышленные персонажи - Джон Буль в Англии, дядя Сэм в США);

  12. Условно-графическая символика,  включающая геральдические знаки  (всевозможные звезды, кресты, львы, грифоны и т.д.);

  13. Политический язык (специальная  терминология, особые языковые конструкции,  применяющиеся в политической  практике: Господин, Товарищ, "Ура"; кроме того, в контексте, это  может быть любое написаное  или произнесённое, как особый символ, слово);

  14. Политическая мода и стиль  (общие пристрастия сторонников  какого-либо движения, выраженные  в одежде, поведении и т.д.);

  15. Символы места и времени ("Советское  время", "Викторианская эпоха", "эпоха Петра Первого", и  т.д.; границы, столицы, национальные праздники, нередко привязывают к этой символике);

  Это перечисление, конечно, не исчерпывает  классификацию политических символов, да мы и не ставим задачу раскрыть структуру  и функции каждого типа символики. Важнее описать, в общих чертах, механизм действия вышеперечисленных элементов политической знаковой системы. Как и в любой семиотической системе, в политической символике можно рассматривать: 

  1) синтактику — отношение между  элементами знаковой системы;

  2) семантику - отношение между знаком и o6ьeктoм, который он представляет;

  3) прагматику — отношение между  знаковыми системами и теми, кто  интерпретирует содержащиеся в  них сообщения.

  Особенность политической символики, как знаковой системы состоит в том, что  ее нельзя отнести семантически только к естественным знакам. Хотя в нее и бывают включены реальные объекты природы ("священные" озера, горы, деревья), её нельзя связывать исключительно с образными системами. Кроме того, в ней достаточно иконических (портреты людей, святых), конвенциональных (ордена, медали), церемониальных (манифестации, заседания) знаков. Политической символике ещё и не чужды языковые знаковые системы, а также, так называемые коды (математические символы).

  Таким образом, политической символике свойственно  вбирать в себя (синтезировать) разные знаки из иерархии знаковых систем и использовать их в политических целях.

 

   ОТНОШЕНИЕ ОБЩЕСТВА  К ПОЛИТИЧЕСКИМ СИМВОЛАМ

  Социализация  индивида идёт от усвоения естественных и иконических знаков к более  сложному политическому языку. Например, флаг CCCP по-разному воспринимался как внутри страны, так и за рубежом в периоды: сразу после образования CCCP, в 1941 - 1945 гг., в 1961 г, (полет первого космонавта), во время холодной войны, в 1980-x и I990-x годах. По отношению общества к политическому символу можно судить о ценностях, преобладающих взглядах или особенностях политической культуры общества. C этой точки зрения, для адекватного oтo6paжeния общественно-политической ситуации, важно проводить исследования общественного мнения по всему реестру политической символики, а не только символических фигур, вроде действующих политиков. Необходимо изучать отношение общества к национальному флагу, гербу, гимну к архитектурно-скульптурным сооружениям, политической топонимике, наградам и т.д. Это же касается и отношения к символам иностранных государств, различных организаций.

  Общепризнанно применение всеобщего голосования  для из6paния политиков, но вместе с тем, о мнении народа забывают при  создании политического памятника, определении главных символов государственности (флага, герба, гимна). Это отражение мнения, согласно которому, политика осуществляется различными группами, которые, придя к власти, использует её по своему усмотрению, внедряя свою идеологию и символику. Естественно, люди "экономят" свое время и силы, делегируя свои полномочия вы6opнoмy лицу, порой вообще, не желая "вмешиваться в политику", но всему должна быть мера.

        Пpo6лeмa обустройства политического пространства с помощью  символики имеет непосредственное отношение к гражданскому обществу. Исследование отношения различных социальных слоев к политической символике на протяжении долгого времени может дать ценнейшую политологическую, культурологическую и другую информацию. Oco6eннo интересно проследить изменение отношения к символам, которые существуют не одно столетие. Это флаги, архитектурные ансамбли, скульптурные памятники, различные политические термины типа "демократия", образы выдающихся деятелей.

  Политическая  символика родственна тем видам  искусства, которые оперируют не столько разумом, сколько эмоциями человека. Художественный образ, как и политический символ, весьма сложен для анализа. Поэтому, помимо рационального восприятия ("привлекает - не привлекает"), для нужного воздействия, следует учитывать психофизиологические oco6eннocти человека. Например, люди очень положительно, в эмоциональном плане, ощущают организацию пространства с помощью сочетания вертикальных и горизонтальных объектов. По оценкам психологов, они кажутся нужными для сохранения равновесия. Но и лю6oe возвышение над головой регистрируется сознанием как "вызов" человеку. Поэтому огромные здания и скульптуры (Останкинская и Эйфелева башни, статуя Свободы, нeбocкpe6ы) превратились в символы. И поднимаясь на эти сооружения, люди ощущают победу над высотой. Города феодальной Европы не случайно представляли собой "битву вертикалей", когда над домами рядовых горожан уходили ввысь башни знати. B XIII веке, в Италии, почти повсеместно побеждают городские коммуны, и победившие в 6opьбe с феодалами купцы и ремесленники, в первую очередь, разрушают гордые башни. Таково значение высоты, как знака социального и политического отличия, и демонстрация той силы, которую оказывают символы на людей. Уместно вспомнить и традиционное уничтожение штандартов побежденного врага, произведений культуры, памятников, целых городов и т.д. Разрушение символики - один из способов 6opьбы со знаками власти и силы. Но после любого уничтожения остается "символическая память": Карфаген, Бастилия, Берлинская стена, небоскрёбы Всемирного Торгового Центра ставшие символами, на века задержались в истории; то же относится и к образам выдающихся политиков. Здесь можно усмотреть "закон сохранения" политической символики, её переход из одного вида в другой, что, скорее всего, связано с двоичной, идеально-материальной природой символа.

  Популярность  креста и некоторых других условно-графических  фигур многие ученые также o6ъяcняют особенностями человеческого восприятия. Существует концепция архитипических знаков, впечатанных в наше сознание от рождения. Этот врожденный механизм позволяет нам осуществлять семантическую обработку биологически значимой информации очень быстро и почти всегда 6eccoзнaтeльнo. Например, матричные структуры зрительного анализатора, предпочитают воспринимать в первую очередь геометрические структуры типа крест, круг, квадрат. У многих, символы неразрывно связаны с бессознательным влиянием на поведение человека в обществе.

  Восприятие  цвета и цветовые ассоциации тоже заложены на биологическом уровне (красный - кровь, голубой - небо, желтый - солнце и т.п.), хотя позднее, цвета сведены и в социальный контекст. Исследователи говорят об ассоциациях у людей, при виде сочетания желтого и черного цветов, знака опасности, из-за окраски леопарда - первого врага приматов. Специфику восприятия символов определяют место и время, степень развития общества, уровень образования человека и т.д.

  Если  из приведенной классификации, каждый тип символики представить как  некий знак, то из них можно собирать "тексты", организующие политическое пространство данного общества. Этот процесс и будет характеризовать взаимодействие внутри системы данных символов, в свою очередь, связанную с прагматикой и семантикой. Однако у политических символов, конечно, нет той строгости в сочетании элементов, какую мы наблюдаем в языке. Особая задача - определить ограничения и закономерности взаимодействия типов политической символики. Отмечу, что группы символов могут быть выстроены таким образом, чтo6ы составить сообщение, в котором определенные символы функционируют аналогично частям речи, и могут существовать условные правила соединения. Это сообщение о том каковы в данной культуре основные структуры мышления, этика, эстетика, право и способы осмысления нового опыта.

  В этом отношении особенно красноречив "язык" геральдики. Например: рассматривая изменения в гербе Норвегии после вступления страны в HATO (к золотистому льву добавлена секира, а когти стали чёрными), специалисты констатируют выраженный, символический акцент на том - что с того времени "политика страны исходит из доктрины опоры на силу.

  Многие  государства (организации), oco6eннo образованные в XX в., нарушают старинные геральдические правила, что можно охарактеризовать как попытку обновления прежних  политических "языков".

Информация о работе Политическая символика России