Особенности переписей населения в России в 1989 и 2002 года

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 16:40, контрольная работа

Описание работы

Данные о численности, размещении и составе населения относятся к важнейшим статистическим показателям. Они играют важную роль в системе показателей планового развития экономики, культуры, повышения материального благосостояния людей, используются как для оценки достигнутого уровня экономического роста, так и для текущего и перспективного планирования размеров производства промышленной и сельскохозяйственной продукции, трудовых ресурсов и т.д.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
1. Официальная история переписей населения в России ……………………...5
2. Особенности переписи населения России 2002 года………………………...8
3. Изменение численности населения России за период между переписями населения 1989 и 2002 годов и последующие после переписи годы………...10
Заключение………………………………………………………………………13
Список использованной литературы…………………………………………...18
Приложение А. Численность постоянного населения в субъектах РФ по данным Всесоюзной переписи 1989г. и Всероссийской переписи населения 2002г. ……………………………………………………………………………..19

Работа содержит 1 файл

демография мартынова.doc

— 270.50 Кб (Скачать)

     С методологической точки зрения ВПН-2002 заметно отличалась от предыдущих переписей  целым рядом особенностей и новшеств.

     Необычным и скорее неудачным был выбор  октября в качестве срока проведения переписи. Ранее все переписи проводились зимой, т.к. большинство населения находится дома, в связи с новогодними праздниками. А осенью многие ещё уезжают или все ещё в отпусках, где нормальному человеку точно не до переписи.

     Но, пожалуй, главным отличием явился отказ от учета наличного населения. Продиктованный скорее всего малым бюджетом (экономия на переписывании на транспорте, в гостиницах, больницах и т.д.), он был удобен и в ряде других отношений и для благовидности был освящен авторитетом Научно-методического совета Госкомстата России.

     Учету в ВНП-2002 подлежало одно лишь постоянное население, причем критерием постоянности являлась продолжительность проживания на данном месте не менее чем в  один год.

     Другим  радикальным новшеством, впрочем, отвечающим международным рекомендациям статистиков, было то, что впервые после 1897 года в качестве единицы наблюдения выступала не семья, а домохозяйство.

     Серьезнейшей  новацией стала уже упоминавшаяся  анонимность переписных листов.

     Из  окончательной программы ВПН-2002 выпали такие важные вопросы как "профессия" или позиционирование на рынке труда (являетесь ли вы наемным работником или работодателем). Осталось лишь деление населения на трудящихся и всех прочих, то есть иждивенцев, студентов, пенсионеров, инвалидов.5

     Не  был задан россиянам и вопрос о вероисповедовании, не задававшийся им с 1897 года. Интересно, что исключение этого вопроса из программы произошло под нажимом… самих конфессий, а стало быть - Русской Православной Церкви, имевшей, какие-то основания опасаться результатов такого вневедомственного учета своей и чужой паствы, в особенности, чужой (да еще атеистов).

     Предметом жарких дискуссий и даже интриг стал принцип "добровольно-выборной" этнической самоидентификации, вплоть до самоназваний, что открыло путь для весьма значительных корректив в итоговой этнической структуре России. 
 

3. Изменение численности населения России за период между переписями населения 1989 и 2002 годов и последующие после переписи годы 

      За  межпереписной период численность  населения России сократилась на 1 855 138 человек, или на 1,3% (таблица 1).

      Однако  непосредственное сравнение итогов переписей 1989 и 2002 гг. представляется не совсем корректным, поскольку занижает масштабы убыли населения. Дело в том, что в указанный период динамика численности населения России впервые была нелинейной, как в прошлые времена. Рост численности населения после переписи 1989 г. еще продолжался три с лишним года, и лишь в ноябре 1992 г. общий прирост населения стал отрицательным, началась депопуляция (вымирание).6 

      Таблица 1 — Изменение численности постоянного  населения России за период между периписями 1989 и 2002 гг.

Годы Городское и сельское население, чел. Городское население, чел. Сельское население, чел. Доля (%) городского населения
1989 147 021 869 107 959 002 39 062 867 73,43
1992 148 325 632 109 208 801 39 116 831 73,63
2002 145 166 731 106 429 049 38 737 682 73,32
Разность
1992—1989 +1 303 763 +1 249 799 +53 964 -
2002—1989 -1 855 138 -1 529 953 -325 185 -
2002—1992 -3 158 901 -2 779 752 -379 149 -
Индексы динамики
1992 / 1989 1,009 1,012 1,001 -
2002 / 1989 0,987 0,986 0,992 -
2002 / 1992 0,979 0,974 0,990 -
 

 

      Поэтому представляется более правильным вести  отсчет изменений численности населения  России не от момента переписи населения 1989 г., а от момента достижения максимума роста населения, т.е. от численности населения, достигнутой в какой-то день ноября 1992 г.

      Точно рассчитать численность населения  России на определенный день ноября 1992 г. невозможно по опубликованным данным, да в такой точности, думается, и нет необходимости. Расчет облегчается тем обстоятельством, что за весь 1992 год численность населения России изменилась всего на 31 тысячу человек.7  

Таблица 2 Изменение численности населения регионов России за период между переписями населения 1989 и 2002 гг.

Регионы Численность населения, тыс. чел. Увеличение (+) или уменьшение (-) численности населения в процентах к численности на начало периода
1989  1992  2002  1989/ 1992 1989/ 2002 1992/ 2002
Россия  в целом 147 022 148 326 145 164 +0,9 -1,3 -2,1
Европейская часть России 118 004 119 007 118 408 +0,8 +0,3 -0,5
Азиатская часть России 29 018 29 319 26 756 +1,0 -7,8 -8,7
Центральный федеральный округ 37 920 37 960 38 000 +0,1 +0,2 +0,1
Северо- Западный федеральный округ 15 237 15 259 13 972 +0,1 -8,3 -8,4
Южный федеральный округ 20 536 21 097 22 907 +2,7 +11,5 +8,6
Приволжский федеральный округ 31 785 32 082 31 155 +0,9 -2,0 -2,9
Уральский федеральный округ 12 526 12 609 12 374 +0,7 -1,2 -1,9
Сибирский федеральный округ 21 068 21 281 20 063 +1,0 -4,8 -5,7
Дальневосточный федеральный округ 7 950 8 043 6 693 +1,2 -15,8 -16,8
  

  В то время как в целом по России численность населения за период между переписями населения 1989 и 2002 гг. уменьшилась на 1,3% , оказывается, что это уменьшение произошло только в Азиатской части России, причем на целых 7,8% (таблица 2), в то время как население Европейской части России не уменьшилось, а, формально говоря, даже увеличилось на 0,3% (крохи, но все же с плюсом). 8 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

      Для многих стран мира, несмотря на новые  современные альтернативные подходы  к проведению статистических исследований, наиболее достоверным источником информации по-прежнему остается традиционная крупномасштабная перепись населения, основанная на индивидуальных опросах граждан. Значение переписи для социально-экономического развития страны трудно переоценить. Данные переписи жизненно необходимы при планировании рынков труда и жилья, при составлении бюджета, в транспортной политике, в электроэнергетике, в сфере социального обеспечения, здравоохранения, образования, в области языковой, религиозной политики. Одним словом везде, где возможен прогноз на будущее, где необходимо планирование, без результатов переписи просто не обойтись.

      В развитых странах мира бытует твердое  убеждение, что выгоды, которые можно  получить от переписи, значительно превышают затраты на ее проведение. Этот вывод основан на результатах повсеместного распространения данных переписи населения и их значении для сохранения, поддержания и продолжения знаний общества о самом себе. Существует мнение, что предстоящее мероприятие - вещь дорогая и не столь важная, чтобы проводить ее именно сейчас. Однако специалисты настаивают на том, что перенос сроков ее проведения обойдется стране гораздо дороже. Даже самые неотложные на сегодняшний день дела требуют планирования, разработки, а без статистических данных, отражающих реальную картину социально-экономического положения нашего общества, их решение просто невозможно.

      Инвестиционная  политика государства в не меньшей  степени зависит от достоверных  сведений о населении страны. Данные переписи играют важную роль в информационной поддержке деятельности по привлечению в регион новых инвестиций. Они позволят предоставить инвесторам отвечающую международным стандартам информацию об основных характеристиках трудовых ресурсов региона и его потребительского рынка. Сегодняшняя тяжелая экономическая ситуация, сложившаяся на многих промышленных предприятиях, сможет разрешиться лишь с привлечением капиталов и инвестиций, в том числе иностранных. Но ни один уважающий себя бизнесмен не станет вкладывать деньги в какой-либо долгосрочный проект, не проведя предварительно маркетинговые исследования, одной из важнейших составляющих которых как раз и являются сведения о численности населения, отраслевой и профессионально - квалификационной структуры рабочей силы и т.д.

      Данные  переписи будут использоваться для  обеспечения снижения рисков предпринимателей при вложении средств в развитие регионов. Данные переписи позволят также  выяснить численность экономически активного населения, в зависимости от чего будут рассчитываться статьи бюджета, связанные с налоговыми поступлениями или неналоговыми доходами, размер потребительской корзины (на территории каждого региона он свой), минимальная заработная плата и т.д.

      Сегодня перепись населения приобрела еще один немаловажный аспект, который часто неделимо связан с экономическим. Речь идет о социальной значимости мероприятия подобного рода для развития любого государства. В этой связи, во-первых, стоит упомянуть о прямой зависимости вектора политики занятости от данных, полученных в результате переписи. Реальная картина занятости населения в регионе столь сложна и мозаична, что правильное представление о ней нельзя составить лишь на основе статистических отчетов предприятий и ведомственного учета безработных.

      Перепись  позволит получить информацию о том, какая часть населения живет  благодаря самозанятости (приусадебное хозяйство, мелкий бизнес), а какая  имеет дополнительные приработки по второму месту работы. Важно также  получить сведения том, сколько жителей хотя и не зарегистрированы в качестве официальных безработных, но в соответствии с критериями Международной Организации Труда квалифицируются как таковые. Информация такого рода позволит наладить работу местных служб занятости, сделать ее более эффективной, а также спрогнозировать возможные перспективные направления трудоустройства населения каждого конкретного района.

      Сегодня в большинстве регионов России значительная по масштабам безработица сочетается с нехваткой кадров на многих предприятиях. Необходимо как можно скорее создать систему подготовки и переподготовки работников, способную быстро адаптироваться к потребностям регионального рынка труда. Сегодня профессиональные училища, колледжи и вузы остро нуждаются в надежном прогнозе потребности экономики страны в кадрах. От правильного выбора групп специальностей высшего или среднего образовательного учреждения зависит перспектива дальнейшего трудоустройства его выпускников, а как следствие и престижность обучения в нем. Перепись населения позволит получить данные о структуре занятий населения, что поможет спрогнозировать и регулировать в дальнейшем процесс подготовки и переподготовки кадров в регионах.

Информация о работе Особенности переписей населения в России в 1989 и 2002 года