Особенности многопартийной системы в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 18:46, контрольная работа

Описание работы

В истории существовали разные способы создания партии. Наибо¬лее традиционный – образование партий вокруг популярных лидеров или на базе парламентских фракций. Позже партии образовывались на базе наиболее активной части представителей значительных социальных групп (профсоюзы, предпринимательские организации, аграрные союзы) или на основе массовых движений («зеленые»), Представительство опре¬деленных интересов здесь обычно с самого начала имело выраженную идеологическую окраску.

Работа содержит 1 файл

Политика.docx

— 25.25 Кб (Скачать)

Особенности многопартийной системы  в современной России.

    В истории существовали разные способы  создания партии. Наиболее традиционный – образование партий вокруг популярных лидеров или на базе парламентских фракций. Позже партии образовывались на базе наиболее активной части представителей значительных социальных групп (профсоюзы, предпринимательские организации, аграрные союзы) или на основе массовых движений («зеленые»), Представительство определенных интересов здесь обычно с самого начала имело выраженную идеологическую окраску. Наконец, в XX в. был опробован и путь создания «партии власти» (голлисты), большую роль в образовании которой, помимо местной бюрократии и нотаблей, играли идейные сторонники харизматической личности генерала де Голля.

    Новые партии в России после распада  СССР возникли путем отпочковывания от КПСС, либо самостоятельно прошли путь партийного строительства. Отпочковавшиеся  от КПСС КПРФ и другие мелкие коммунистические партии с маргинальным составом и радикальной идеологией заняли противоположные места в российской многопартийной системе. Если КПРФ имеет устойчивый и многочисленный электорат, остается политической силой, с которой приходится считаться всем политическим игрокам, то другие коммунистические партии (РКРП, коммунисты, Трудовая Россия – за Советский Союз) с трудом удерживают свой невысокий политический рейтинг.

     Особенностью  России является то, что в нашей  стране многопартийность развивалась в условиях несформированности основных институтов гражданского общества. Это обстоятельство является основной особенностью интересующего нас процесса и ключем к пониманию нашей политической жизни. Ни предприниматели, ни профсоюзы не смогли создать свои партии. Возникшие партии и блоки, представлявшие корпоративные интересы, также не имели политического успеха.

     Результаты  партий, образованных на базе парламентских  фракций и из окружения того или  иного лидера (ЛДПР, «Яблоко»), были более впечатляющими. Партии, созданные  под определенного лидера, периодически появлялись и исчезали на разных уровнях российской политической арены. Длительность их существования во многом зависела от политической гибкости лидера и от его харизмы.

     В соответствии с традицией, сложившейся  в мировой политической науке, по идейно-политической ориентации все  партии и движения России можно разделить  на три большие части: правые, центристские и левые.

     Правые выступают за создание сильного национального российского государства, за особый, отличный от Запада путь развития России. К ним относятся различные политические силы: от движения «Русское национальное единство» и Конституционно-демократической партии – Партии народной свободы до «Союза казачьих войск» России и Российского патриотического собора. Правоцентристской ориентации придерживается Либерально-демократическая партия России.

     В центристском спектре наиболее крупными партиями являются «Единая Россия» и «Яблоко».

     Разнообразна  палитра левых сил. В их состав входят около десяти партий и групп коммунистического направления (Всесоюзная коммунистическая партия большевиков, Российская коммунистическая рабочая партия, Партия диктатуры пролетариата и др.). Наиболее влиятельная из них Коммунистическая партия Российской Федерации. К левым силам относятся также Аграрная партия и многочисленные группы социал-демократической ориентации.

     Период 2000–2005 гг. выявил, что по сравнению  с предыдущим избирательным циклом расстановка политических сил в  России значительно изменилась: шла  консолидация вокруг трех- четырех  партий; наибольшей популярностью в  начале XXI в. пользуются «Единая Россия», Союз правых сил, КПРФ, ЛДПР и «Яблоко». При этом «Единая Россия» оттягивала и продолжает оттягивать на себя полюса других партий.

По итогам выборов в депутаты Государственной  Думы 5-го созыва, партия "Единая Россия" получила 315 мест в нижней палате парламента, набрав 64,3 % голосов избирателей (44 млн 714 тыс. 241 голос), КПРФ - 57 мест (11,57 % голосов - 8 млн 46 тыс. 886 голосов), ЛДПР - 40 (8,14 % - 5 млн 660 тыс. 823 голоса) и партия "Справедливая Россия" получила 38 депутатских мандатов (7,74% - 5 млн 383 тыс. 639 голосов).

    Согласно  Федеральному закону «О политических партиях», политическая партия - это  общественное объединение, созданное  в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни  общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления  интересов граждан в органах  государственной власти и органах  местного самоуправления.

    Политическая  партия может быть создана на учредительном  съезде политической партии либо путем  преобразования в политическую партию общероссийской общественной организации  или общероссийского общественного  движения на их съездах (пункт 1 статьи 11; пункт 1 статьи 47).

    Для того, чтобы получить право именоваться  политической партией, организация, претендующая на это, должна отвечать следующим требованиям:

а) политическая партия должна иметь региональные отделения  более чем в половине субъектов  Российской Федерации, при этом в  субъекте Российской Федерации может  быть создано только одно региональное отделение данной политической партии;

б) в  политической партии должно состоять:

- до 1 января 2010 года - не менее пятидесяти  тысяч членов политической партии, при этом более чем в половине  субъектов Российской Федерации  политическая партия должна иметь  региональные отделения численностью  не менее пятисот членов политической  партии в соответствии с пунктом  6 статьи 23 настоящего Федерального  закона. В остальных региональных  отделениях численность каждого  из них не может составлять  менее двухсот пятидесяти членов  политической партии в соответствии  с пунктом 6 статьи 23 настоящего  Федерального закона;

- с 1 января 2010 года до 1 января 2012 года - не менее сорока пяти тысяч  членов политической партии, при  этом более чем в половине  субъектов Российской Федерации  политическая партия должна иметь  региональные отделения численностью  не менее четырехсот пятидесяти  членов политической партии в  соответствии с пунктом 6 статьи 23 настоящего Федерального закона. В остальных региональных отделениях  численность каждого из них  не может составлять менее  двухсот членов политической  партии в соответствии с пунктом  6 статьи 23 настоящего Федерального  закона;

- с 1 января 2012 года - не менее сорока  тысяч членов политической партии, при этом более чем в половине  субъектов Российской Федерации  политическая партия должна иметь  региональные отделения численностью  не менее четырехсот членов  политической партии в соответствии  с пунктом 6 статьи 23 настоящего  Федерального закона. В остальных  региональных отделениях численность  каждого из них не может  составлять менее ста пятидесяти членов политической партии в соответствии с пунктом 6 статьи 23 настоящего Федерального закона;

в) руководящие  и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации. (п. 2 в ред. Федерального закона от 28.04.2009 N 75-ФЗ)

    При этом, согласно Федеральному закону, политическая партия обладает следующими правами:

    а) свободно распространять информацию о  своей деятельности, пропагандировать свои взгляды, цели и задачи;

    б) участвовать в выработке решений  органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, установленных  настоящим Федеральным законом  и иными законами;

    в) участвовать в выборах и референдумах в соответствии с законодательством  Российской Федерации;

    г) создавать региональные, местные  и первичные отделения, в том  числе с правами юридического лица, принимать решения об их реорганизации  и ликвидации;

    д) организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования  и иные публичные мероприятия;

    е) учреждать издательства, информационные агентства, полиграфические предприятия, средства массовой информации и образовательные  учреждения дополнительного образования  взрослых;

    ж) пользоваться на равных условиях государственными и муниципальными средствами массовой информации;

    з) создавать объединения и союзы  с другими политическими партиями и иными общественными объединениями  без образования юридического лица;

    и) защищать свои права и представлять законные интересы своих членов;

    к) устанавливать и поддерживать международные  связи с политическими партиями и иными общественными объединениями  иностранных государств, вступать в  международные союзы и ассоциации;

(ст. 26, Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О политических партиях" (принят  ГД ФС РФ 21.06.2001))

    Так же в Федеральном законе есть положение  о том, что политическая партия является единственным видом общественного  объединения, которое обладает правом самостоятельно выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и  на иные выборные должности в органах  государственной власти (пункт 1 статьи 36).

    Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, начиная с 2007 года, проводятся по пропорциональной системе. В Государственную Думу избирается 450 депутатов по единому федеральному избирательному округу.

    Депутаты  избираются пропорционально числу  голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной  Думы от политических партий. Следовательно, кандидаты в депутаты Государственной  Думы выдвигаются в составе федеральных  списков от политических партий, имеющих  в соответствии с законом право  участвовать в выборах. А такое  право предоставляется только федеральным  партиям, зарегистрированным в установленном  порядке не позднее 1 года до выборов, и имеющим свои региональные отделения  в субъектах РФ.

    При этом политическая партия вправе выдвинуть  в составе федерального списка кандидатов граждан Российской Федерации, не являющихся членами данной политической партии (но не более половины списка). Это  важно иметь в виду, так как  данное положение законодательства о выборах является предпосылкой, обеспечивающей в условиях пропорциональной системы пассивное избирательное право беспартийных граждан.

    Федеральный список кандидатов должен быть разбит (полностью или частично) на региональные группы кандидатов, соответствующие  субъекту Российской Федерации, группе субъектов Российской Федерации  или части территории субъекта Российской Федерации. В общефедеральную часть  федерального списка кандидатов может  быть включено не более трех кандидатов. Это новое положение закона о  выборах депутатов Государственной  Думы гарантирует пропорциональное представительство в ГД РФ не только по партийному принципу, но и по территориальному, так как формирование окончательного списка депутатов от политической партии, если она будет допущена в соответствии с итогами выборов к распределению  мандатов, будет осуществляться с  учетом того, как голосовали за данную партию регионы. Если в одном регионе  партия получает больше голосов, чем  в другом, то соответственно от первого  региона большее количество кандидатов из регионального списка партии получит  депутатские мандаты.

    Выдвижение  федерального списка кандидатов должно быть поддержано избирателями путем  внесения ими своих подписей в  подписные листы (не менее 200 тысяч  подписей, при этом на один субъект  Российской Федерации должно приходиться  не более 10 тысяч подписей), или обеспечено избирательным залогом, внесенным  политической партией (6 миллионов рублей). Правда, это положение не распространяется на партии, федеральные списки кандидатов которых допущены к распределению  депутатских мандатов на последних, предшествующих выборах депутатов  Государственной Думы. То есть партии, уже представленные в ГД РФ по пропорциональной системе, вправе не собирать подписи  избирателей и не вносить избирательный  залог для регистрации выдвинутого  ею федерального списка кандидатов.

Информация о работе Особенности многопартийной системы в современной России