Общественное сознание

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 19:16, реферат

Описание работы

Общественное сознание — в марксизме: отражение общественного бытия; совокупность коллективных представлений, присущих определённой эпохе. Общественное сознание нередко противопоставляется индивидуальному сознанию как то общее, что содержится в сознании каждого человека как члена общества. Общественное сознание является составной частью надстройки и выражает его духовную сторону

Работа содержит 1 файл

Общественное сознание - копия.docx

— 30.32 Кб (Скачать)

Общественное сознание —  в марксизме: отражение общественного  бытия; совокупность коллективных представлений, присущих определённой эпохе. Общественное сознание нередко противопоставляется  индивидуальному сознанию как то общее, что содержится в сознании каждого человека как члена общества. Общественное сознание является составной  частью надстройки и выражает его  духовную сторону

 

Общественное сознание —  система идей, теорий, взглядов, характерная  для общества в определенный исторический период.

В своем развитии оно имеет  тенденцию к усложнению. В условиях первобытного общества оно содержало  эмпирические знания, мораль, верования, зачатки искусства (наскальная живопись, мифы, скульптура). С расширением материального производства увеличивалось число его компонентов, т.е. корни его изменений находятся не в нем самом, а в общественном бытии (материальная деятельность, материальное производство и производственные отношения).

Общественное сознание обладает относительной самостоятельностью: его отдельные элементы могут  отставать или опережать общественное бытие. В нем всегда осуществляется преемственность в возникновении  нового. Причин его относительной самостоятельности несколько:

1) это структурно сложное явление;

2) его подсистемы имеют  свои специфические законы функционирования и развития;

3) господствующая элита  стремится развивать то, что ей  выгодно, и тормозит то, что не отвечает ее интересам.

Структура общественного  сознания содержит уровни, стороны и формы.

  1. Уровни: обыденное и теоретическое сознание.

Обыденный уровень — совокупность знаний, обслуживающих каждодневные потребности людей. Отличается поверхностью, ненаучностью, консерватизмом, преимущественно основывается на традициях. Его главным компонентом является здравый смысл. Довольствуется фактами, бессистемно вырабатывается всеми людьми.

Теоретический уровень — система знаний, формируемая профессионалами. Для него характерна доказательность, динамичность изменений, стремление постичь сущность явлений. Часть теоретических знаний носит научный характер, где работает строгая система понятий, категорий, законов и осуществляется проверка положений на практике. Со временем ряд теоретических знаний в упрощенном виде переходит в обыденное сознание.

  1. Стороны: общественная психология и общественная идеология.

 

Общественная  психология — совокупность чувств, эмоций, настроений, иллюзий людей, господствующая в определенный исторический период. Как и обыденный уровень, формируется в результате жизнедеятельности всех людей, носит поверхностный, спонтанный характер. Итоговым компонентом выступает общественное мнение. Является объектом интенсивного изучения не только наукой (социальная психология), но и общественной идеологией.

Общественная  идеология — целенаправленная система внедрения, защиты интересов и взглядов господствующего класса. Она создается профессионалами высокой квалификации, строго специализирована, структурирована (политическая, экономическая, правовая, эстетическая, религиозная, этическая идеология и т. д.), имеет избирательную преемственность, тщательно камуфлируется.

 

  1. Формы. Их десять: политическая, правовая, философская, научная, эстетическая, этическая, религиозная, атеистическая, экономическая, экологическая.

Формы — это элементы общественного сознания, которые  обслуживают отдельные сферы  общества. Чем примитивнее жизненные  процессы, тем меньше форм у общественного  сознания. Исторически первыми образовались этическая и эстетическая формы. Остальные сформировались с появлением государства (политическая, правовая, философская, религиозная, научная  и т. д.). Усложнение общественных ситуаций в последние десятилетия XX в. обусловили возникновение экономической и экологической форм.

Каждая форма имеет  свои специфические функции (религиозная  — компенсаторную, научная —  гносеологическую и т. д.) и своеобразные средства отражения действительности: религиозная — догмы, этическая  — нормы и принципы, научная  — категории, законы, теории и т. д.).

 

В разные исторические периоды  отдельные формы занимали ведущее  положение по сравнению с остальными. Так, в период средневековья в  Европе основной была религиозная форма, сейчас во всем мире – политическая.

Политическая форма способствует укреплению власти и развитию государственности. Имеет следующие структурные  элементы:

 

1)    политическое  обыденное сознание — повседневные, несистематизированные знания людей  о политической сфере. Оно непоследовательно,  поверхностно, основывается на шаблонах. Испытывает постоянное влияние  политической идеологии;

 

2)    политическое  теоретическое сознание — система  теорий и взглядов, обслуживающая  политическую сферу. Разрабатывается  профессионалами, моделирует новейшие  политические технологии, схемы воздействия на общественное мнение и алгоритмы поведения политиков. Служит теоретической основой функционирования и развития политической идеологии;

 

3)                политическая идеология — строгая  система теорий, направленная на  защиту интересов властных структур. Основной элемент данной формы:  она формирует программу политических  действий элиты, маскирует реальное  содержание политики. Нетождественна политике, так как политика — это действия, политическая идеология — обоснование их;

 

4)                политическая психология – совокупность  эмоций, чувств, настроений людей,  оценивающих политику. Ситуативна, полярна по социальным позициям людей, вырабатывается всеми членами общества. В современный период разработаны активные средства ее переориентации (во время референдумов, выборов и т.д.).

 

Правовая форма имеет  своей основной задачей защиту господствующих форм собственности. Закрепляет правовыми  средствами экономические и политические интересы классов, представления о  правомерности действий чиновников или государственных учреждений.

 

Она структурно представлена:

 

1. Правовая психология  – совокупность чувств, эмоций  людей, выражающих оценку деятельности  правовой сферы. Отличается полярностью  эмоциональных позиций, подвижностью. Регулируется правовой идеологией.

 

2. Правовое обыденное  сознание — ненаучные представления  людей о правовой сфере. Поверхностно, не проникает в глубь явления, не требует доказательности. Зависит от политической и правовой идеологий.

 

3. Правовая идеология  — обоснованная система теорий, целенаправленно защищающая интересы  элиты. Вырабатывается профессионалами,  придает интересам характер юридического  закона. Имеет разветвленную сеть  учреждений.

 

4. Правовое теоретическое  сознание — система теорий  о функционировании и совершенствовании  правовой сферы. Основа для  правовой, политической идеологий  и разработки юридических нормативных  актов (законов, декретов, декларации, конституций).

 

Правосознание отличается от системы права. Право — комплекс, законов, действующих в государстве. Они табуальны (запретительны), принудительны к исполнению, вплоть до суровых мер наказания. Это практическая реализация интересов, теоретических и идеологических установок.

 

Научная форма общественного  сознания — объективно-достоверное  знание, проверенное на практике и  пронизанное определенным мировоззрением.

 

Возникает, исходя из потребностей людей, когда в процессе развития общества сформировалось абстрактное  мышление. Научное сознание базировалось на многочисленных эмпирических сведениях, накопленных в первобытный период. В условиях рабовладения появилась  необходимость теоретически осмыслить  достигнутое. Положения научного сознания строго доказательны по содержанию, четко систематизированы по форме.

 

Имеет следующие структурные  части:

 

Эмпирические знания, полученные в результате обыденной деятельности, целенаправленных опытов и экспериментов.

 

Теоретические знания —  система обобщенных аргументированных  разработок, исследующих эмпирические данные.

 

Философские знания обеспечивают мировоззренческую направленность науки, связь результатов развития конкретных отраслей познания с выявленными  всеобщими закономерностями мира.

 

Наука прошла три основных этапа развития:

 

1) С момента возникновения  в рабовладельческом обществе  и до XV в.н.э. Развитие шло медленно, производство опережало ее по своим темпам.

 

2)ХVв.— конец XIX в.— интенсивное накопление знаний, процессы интеграции (объединения) и дифференциации (разделения) наук. Последние преобладали. В XVII—XVIII в. происходят первая научно-техническая и промышленная революции. Они носят локальный характер, так как совершаются только в наиболее развитых странах Европы.

 

3) Конец XIX в.— конец  XX в. Изменился социальный статус (положение) науки: она стала  непосредственной производительной  силой общества, его активной  составной частью. Увеличилось ее  непосредственное влияние на  всю общественную жизнь.

 

Продолжаются процессы интеграции и дифференциации знания. В 30—60-е  годы XX в. начинается вторая научно-техническая  революция. Она носит глобальный характер: ее изменения охватывают весь мир. Темпы развития столь стремительны, что она опережает развитие производства, поэтому одновременно с ней идет и промышленная революция. Направления  современной НТР: механизация, электрификация, химизация, автоматизация, компьютеризация, робототизация, космизация.

 

В 80-е годы XX в. существенный вклад в процессы второй НТР внесла астрофизическая революция. В 90-е  годы началась революция в области  биологического знания (генная инженерия, клонирование). В будущем прогнозируется революция в психологии.

 

Оценка роли науки неоднозначна. Существует несколько концепций. Наиболее распространенными являются: сциентизм (лат. scientia и англ, science — знание, наука) и антисциентизм.

 

Сциентисты абсолютизируют роль науки, причем, в основном провозглашают приоритет естественных, математических, технических систем знания; отрицают роль философии в познании мира и жизни общества.

 

Антисциентисты делают акцент на ограниченных возможностях науки, существовании ее специфических границ действия, невозможности решения ею всех сущностных проблем бытия мира и человека.

 

Представители данных концепций  стоят на противоположных позициях, преувеличивая особенности науки. В то время, как оценка роли науки должна осуществляться конкретно, соответственно историческим этапам жизни общества, без подмены функций одного вида знания функциями другого.

 

Этическая форма — самая  древняя из всех форм общественного  сознания. Зародилась она в виде морали — единственного регулятора бытия первобытного сообщества. Это  — свод неписанных норм, правил, законов человеческих отношений. На первых этапах происходила в основном регуляция трудовых процессов и семейных зависимостей. Дальнейшее развитие повлекло за собой усложнение моральных норм, принципов и идеалов, возникли моральные установки социальных общностей, отдельных сфер, профессий, образовалась зависимость от политики и права. Но если нормы права табуальны (запретительны), то нормы морали рекомендательны: дается совет как лучше поступать в том или ином случае. Сфера правовой регуляции уже, чем моральной. Наблюдается пронизанность моралью всех видов общественных отношений, а не только имущественных. Длительность морального осуждения больше, чем правового. Иногда негативная моральная оценка следует за человеком всю жизнь.

 

Современная моральная сфера  – сложное образование. Ее составными элементами выступают учреждения, деятельность, отношения и этническая форма  общественного сознания, которая  содержит в себе психологические, обыденные, теоретические и идеологические компоненты.

 

- Этическая психология: чувства  и эмоциональные оценки людей  морально-нравственных процессов.

 

- Этическая идеология  — руководство морально-психологическими  и нравственными состояниями  людей.

 

- Этическое обыденное  сознание — непрофессиональные  знания о моральной сфере, законах  нравственности.

 

- Этическое теоретическое  сознание — система теорий  о функционировании и развитии  морально-нравственных регуляций.  Служит теоретической основой  этической идеологии.

 

Данная форма имеет  познавательную, воспитательную, оценочную  функции. Если мораль — система норм и принципов общественной жизни, то нравственность есть показатель того, как люди их выполняют, а этическая  форма — осознание обществом  того и другого.

 

Эстетическая форма,— совокупность теорий, взглядов, чувств людей, направленных на оценку и анализ эстетической сферы.

 

Возникновение эстетической формы произошло при первобытно-общинном строе как выражение потребности осознать себя и свои связи с миром, познать их с позиций красоты. Это специфический вид духовного познания и освоения действительности, проникновения в сущность человеческой природы и окружающего мира.

 

Эстетическая форма — структурно сложное образование:

 

эстетическая психология — чувства и эмоциональная  настроенность в оценке произведений искусства, природы, окружающего мира и самого человека.

Информация о работе Общественное сознание