Обороноспособность Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 13:23, реферат

Описание работы

15 лет тому назад распался Советский Союз. Это, безусловно, трагичный, но свершившийся факт. Последствия его известны. Наиболее оптимальным путем не оказаться в бездне для народов бывшего СССР явилось максимально быстрое создание собственных государственных институтов, способных регулировать общественные отношения и защищать своих граждан от различного рода угроз. Чем сильнее и самостоятельнее государство, тем безопаснее жизнь его граждан, тем больше появляется перспектив для его дальнейшего эффективного развития.

Содержание

Содержание:
1.Введение……….………………….…………………………..…………………….3
2.Концепция национальной безопасности Республики Беларусь ………………….4
3. Современные структуры системы безопасности ……………………..…….…..5
4.Территориальная оборона Республики Беларусь ……………………………...6
5 Национальная безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз .………….10
6. Основы региональной безопасности..………………………………………..11
7.Литература……………………………………………………………....23

Работа содержит 1 файл

обороноспособность.doc

— 157.50 Кб (Скачать)

         Белорусский Государственный Технологический Университет

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Реферат по дисциплине «Основы идеологии белорусского государства» по теме: «Состояние и упрочнения обороноспособности Республики Беларусь» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                Подготовила:

                                                  студентка 3 курса ТОВ 13 группы

                                                  Разумейчик Марина Васильевна

                       Проверил Семенчик Н.Е. 
                   

                              Минск 2011

Содержание:

1.Введение……….………………….…………………………..…………………….3

2.Концепция национальной безопасности Республики Беларусь ………………….4

3. Современные структуры системы безопасности ……………………..…….…..5

4.Территориальная оборона Республики Беларусь ……………………………...6

5 Национальная    безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от  внутренних   и   внешних   угроз   .………….10

6. Основы региональной безопасности..………………………………………..11

7.Литература……………………………………………………………....23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     15 лет тому назад распался Советский  Союз. Это, безусловно,  трагичный, но свершившийся факт. Последствия его известны. Наиболее оптимальным путем не оказаться в бездне для народов бывшего СССР явилось максимально быстрое создание собственных государственных институтов, способных регулировать общественные отношения и защищать своих граждан от различного рода угроз. Чем сильнее и самостоятельнее государство, тем безопаснее жизнь его граждан, тем больше появляется перспектив для его дальнейшего эффективного развития.

     Наш народ строит сильную и процветающую Беларусь. Но чтобы быть сильными и процветать, необходимо обеспечить главное условие – мирное небо над головой наших граждан.

      Очевидно, что мирное созидание невозможно без защиты государства и общества от реальных и потенциальных внешних  и внутренних угроз эпохи глобализации.

      Методологическая  и правовая основа обеспечения национальной безопасности определены Конституцией Республики Беларусь, а также законами и указами Президента Республики Беларусь в 90-е годы прошедшего столетия.

      В тот период наибольшую опасность  для еще неокрепшего государства представляли отсутствие стройной политической системы, способной управлять страной и отстаивать ее интересы за рубежом, а также кризис в экономике, как результат распавшихся производственных связей, сопутствующие этому безудержный рост коррупции, организованной преступности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2. В таких условиях в 1995 г. была разработана Концепция национальной безопасности Республики Беларусь, явившаяся основополагающим документом, регламентирующим вопросы обеспечения безопасности нашего государства, и утвержденная в новой редакции решением Совета Безопасности Республики Беларусь (Указ Президента Республики Беларусь от 17 июля 2001 г. № 390).

      В Концепции определены жизненно важные интересы нашей страны в политической, экономической, военной, экологической, информационной, гуманитарной сферах, а также приоритетные направления их реализации. Названы основные факторы, создающие угрозу безопасности государства в наиболее важных сферах его деятельности.

      В результате кропотливой работы, проделанной руководством страны, в XXI в. Беларусь вошла с полностью сформированной, эффективной и комплексной системой обеспечения национальной безопасности. Сегодня порядок деятельности, функции и пределы компетенции субъектов обеспечения национальной безопасности законодательно закреплены. Правовая база постоянно совершенствуется в соответствии с требованиями времени: за последние годы скорректированы законы о милиции, пограничных войсках, Вооруженных Силах и органах государственной безопасности. Принят Таможенный кодекс, направленный на защиту экономических интересов страны. На рассмотрении Парламента находится новый Закон о прокуратуре.

      Сегодня национальная безопасность во всех ее сферах поддерживается на стабильно высоком  уровне.

      Много сделано для совершенствования оборонного потенциала. В последние годы осуществлены фундаментальные преобразования военной организации государства. Созданы необходимые условия для ее устойчивого функционирования. Заметно укрепилась обороноспособность Беларуси, повысилась боевая готовность соединений и частей Вооруженных Сил, пограничных и внутренних войск. Более надежными стали охрана Государственной границы, общественная безопасность, защита населения от чрезвычайных ситуаций.

      Авторитет защитника Отечества в обществе растет год от года. Военная служба вновь стала престижной и почетной. Являясь ключевым элементом стратегического сдерживания, армия служит не орудием ведения войны, а инструментом ее недопущения.

      Укрепились  правопорядок и законность. Мы не допустили существенного роста криминала, его проникновения в политику и экономику, во власть. Постоянно совершенствуется созданная система противодействия коррупции. Любые ее проявления пресекаются жестко и бескомпромиссно.

      Поставлена  надежная преграда политическому и  религиозному экстремизму, проявлениям терроризма. Объявлена бескомпромиссная война современному рабству - торговле людьми, особенно женщинами и детьми, наркотрафику, другим наиболее опасным видам международной организованной преступности.

      Вместе  с тем нельзя самоуспокаиваться и останавливаться на достигнутом. Чтобы выжить в неспокойном современном мире, обеспечить необходимые условия для дальнейшего развития общества и государства, требуется постоянный анализ возникающих угроз и вызовов. Нужно проявлять политическую волю и здоровый прагматизм в их устранении.

      Сегодня можно ответственно утверждать, что  выстроенная в Беларуси система  обеспечения национальной безопасности является гибкой и адекватной изменениям складывающейся обстановки.

      В условиях нарастающей глобализации мировых процессов, противоречивой международной обстановки наиболее актуальная задача - укрепление независимости и суверенитета Беларуси как главного условия дальнейшего стабильного и поступательного развития общества и государства.

      В сфере обеспечения политической безопасности нельзя не отметить наличие благоприятного для Республики Беларусь фактора - возрастающего стремления все большего числа стран к многополярному мироустройству.

      Именно  Беларусь выступила с идеей разноуровневой интеграции на постсоветском пространстве, в частности в таких объединениях, как Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

      В Организации Договора о коллективной безопасности Беларусь в настоящее  время исполняет функции председателя. В утвержденной Главой государства Директиве о политике Республики Беларусь в отношении ОДКБ четко определены основные задачи на ближайшую и среднесрочную перспективу.

      ОДКБ  призвана стать главным гарантом и механизмом обеспечения безопасности государств-участников, на равных взаимодействовать с НАТО в Европе. Наша линия в Организации направлена на всемерное развитие многостороннего и двустороннего сотрудничества, укрепление ОДКБ и ее организационных механизмов, повышение роли и статуса Организации на международной арене.

      В рамках ОДКБ укрепляется военное и военно-техническое сотрудничество, осуществляется активное противодействие терроризму, наркотрафику, незаконной миграции, создается действенная система реагирования на чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, ликвидацию последствий акций терроризма, в том числе ядерного.

      В 2007 г. в Беларуси запланированы учения по проблематике ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникших в результате террористического акта.

      3.Республика Беларусь играет свою позитивную роль в формировании современной структуры системы безопасности на европейском континенте. Мы исходим из того, что без Беларуси не может быть обеспечена стабильность и безопасность в центре Европы. Наша страна является полноправным членом международной антитеррористической коалиции, вносит значительный вклад в борьбу с наркотрафиком, незаконной миграцией, торговлей людьми.

      Время подтвердило правильность принятых решений о развитии отношений  Беларуси с НАТО, наращивании практического участия наших представителей в мероприятиях программы «Партнерство ради мира»: прежде всего, в отдельных областях международных военных связей, по линии гражданского чрезвычайного планирования и научно-технологического сотрудничества, а также в направлении развития миротворческой деятельности.

        Главной целью взаимодействия Беларуси с НАТО является поддержание мира и безопасности в Европе, повышение профессионального уровня и подготовки наших Вооруженных Сил. Дальнейшие взаимоотношения с НАТО Беларусь намерена выстраивать не через конфронтацию, а через поступательный, конструктивный диалог на взаимовыгодной основе.

      Вблизи  своих границ Республика Беларусь продолжает курс на формирование и укрепление пояса добрососедства.

      На  двусторонней основе мы развиваем сотрудничество по вопросам обеспечения региональной безопасности и стабильности с сопредельными государствами. На основе Венского документа 1999 г. наша страна заключила договоренности о дополнительных мерах доверия и безопасности в военно-политической области с Украиной и Литвой (в 2001 г.), Латвией и Польшей (в 2004 г.).

      На  фоне политических и экономических  проблем обеспечение военной безопасности Родины постоянно находится в центре внимания руководства государства. Как уже отмечалось, военно-политическая ситуация вокруг Республики Беларусь по объективным причинам осложнилась. В этой связи Главой государства, Правительством принимаются комплексные меры для повышения военной безопасности страны. Это приоритетная составляющая нашей политики, направленная на предотвращение и нейтрализацию реальной военной опасности и потенциальных военных угроз.

      При этом военные проблемы решаются, в  первую очередь, за счет перспективного планирования, рационального использования  бюджетных средств, дальнейшего  совершенствования структуры военной  организации.

      На  заседании Совета Безопасности Республики Беларусь в сентябре 2005 г. утверждены новые программные документы, направленные на развитие военной организации государства: План строительства и развития Вооруженных Сил Республики Беларусь на 2006-2010 годы, Государственная программа вооружения Республики Беларусь на 2006-2015 годы.

      Наша  армия признается одной из наиболее боеспособных. По выполнении запланированных  мер уровень ее боеготовности  существенно повысится. Это даст нашему народу дополнительную уверенность, что его мирное и благополучное будущее надежно защищено.

      С учетом тенденций развития военно-политической обстановки, анализа опыта локальных  конфликтов и войн в конце XX - начале XXI вв. основными направлениями укрепления Вооруженных Сил определены: совершенствование противовоздушной обороны, авиации, сил и средств радиоэлектронной борьбы, разведки и связи.

      4.Свое развитие получила система территориальной обороны.

      Процесс современного строительства Вооруженных Сил Республики Беларусь уверенно, шаг за шагом приближает армию к ее новому качественному состоянию. То о чем еще недавно говорилось на высоких совещаниях, обсуждалось в органах военного управления, приобретает реальные черты и воплощается в практических делах.  
Новизна и некоторая скоротечность происходящего в армии кем - то воспринимается с откровенным недоверием, окрашенным в блеклые тона скептицизма. Кто - то же, а таких к счастью большинство, с уверенностью в том, что к лучшему надо стремиться всегда, закатав рукава не робея пред грандиозностью воздвигнутых планов, создает новую армию – мобильную, оснащенную современным вооружением и техникой, обученную, высокопрофессиональную. И как видим, работа спорится, и, одна за другой, идеи обретают плоть. Сегодня наш разговор об одном из многих, принципиально новых направлений современного строительства Вооруженных Сил, имеющем исключительно важное значение, для дальнейшего укрепления обороноспособности страны.  
    Территориальная оборона. Менее двух лет назад это новое понятие в считанные месяцы ворвалось в армейский лексикон, и более того, зазвучало в стенах местных органов государственной власти – учреждений казалось бы сугубо гражданских. А на прошедшем в 2002 году комплексном оперативно-тактическом учении с Северо-западным оперативным командованием «Березина – 2002» власти Минской области и города Борисова в полной мере смогли прочувствовать на своих плечах всю тяжесть и сложность решаемых задач.  
    Практическая отработка мероприятий территориальной обороны в условиях максимально приближенных к боевым позволила ответить на многие, ранее считавшиеся проблемными, вопросы и утвердиться в том, что создание и развитие территориальных войск а полной мере будет способствовать развитию боеспособности армии в целом.  
    Ряд проведенных в течение прошедшего и текущего годов командно-штабных учений и тренировок многократно подтвердил правильность выбранного направления и ответил на многие каверзные вопросы. А вопросы были и впрямь каверзными: в состоянии ли «территориалы» осилить, стоящие перед ними задачи военного времени; не повредит ли территориальная оборона мобильности армии в период боевых действий; не будет ли она тяжким бременем для экономики страны в беспокойный период?  
    Сегодня их с полной уверенностью можно перевести из разряда каверзных в разряд абсурдных. Однако еще год назад «знатоки военной истории», считавшие абсурдной саму идею создания войск территориальной обороны, пытались обращаться к далеким советским временам, когда «территориалы» обороняли от происков «белых», «зеленых», анархистов и прочей «контрреволюционной нечисти» различные объекты молодой Советской республики, имеющие государственное значение. Мол, оборона та не смогла обеспечить стопроцентную безопасность советских учреждений, организаций и территорий и по решению Совнаркома была попросту расформирована, уступив место более действенным институтам защиты завоеваний рабоче-крестьянской власти. Правильным ли было то решение, не нам судить. Времена были другие, как и задачи стоящие перед армией и государством.  
    Еще более удручающими выглядят интерпретации некоторых авторов сущности территориальной обороны, которые видят в ней нечто подобное партизанской войне. Причем кое-кто договорился до того, что это якобы «придумка» Хуссейна.  
    Здесь следует их огорчить – не Хуссейн придумал территориальную оборону. Этот путь избрали многие государства Европы, в том числе Австрия, Дания, Германия, Италия, Польша, Франция и другие, основываясь на собственном историческом опыте.  
    Территориальная оборона является одним из наиболее экономичных и целесообразных направлений поддержания обороноспособности государства на должном уровне. Кроме того, формирование территориальных войск наряду с финансово-экономическим, имеет и политический аспект, так как они предназначены для решения сугубо оборонительных задач на своей территории. Следовательно, их наличие в структуре военной организации государства никогда не может расцениваться как признак агрессивных намерений.  
    В корне неверно представление некоторых обывателей о территориале, как о «бородатом человеке с ружьем, промышляющим военным делом на лесных тропах» (так охарактеризовали бойца территориальных войск в одном из региональных белорусских периодических изданий).  
    Говоря о современной территориальной обороне, прежде всего, необходимо определиться, что она собой представляет, в каких целях создается, и для решения каких задач предназначена. Основополагающим законодательным актом, определившим ее роль и место в системе обеспечения военной безопасности государства, стало Положение о территориальной обороне Республики Беларусь, утвержденной октябрьским Указом Президента Республики Беларусь № 438 текущего года.  
    В важности и ответственности задач, возлагаемых на территориальную оборону, не приходится сомневаться. Это и участие в вооруженной защите границ Республики Беларусь, и охрана государственных и военных объектов, борьба с диверсантами и проведение инженерных работ по подготовке городов и районов к обороне, ведение активной вооруженной борьбы на территории, захваченной противником, ликвидация последствий применения оружия массового поражения и многое другое.  
    Результаты проведенных расчетов показывают, что при совершении марша для организации комендантской службы на маршруте движения соединения протяженностью порядка 100 км состав наряда должен насчитывать до тысячи человек, что является непосильной ношей для тех, кто участвует в боевых действиях. Действенным решением проблемы станет применение для выполнения этой задачи территориальных войск. Этот пример еще раз подтверждает необходимость существования такого рода формирований для высвобождения регулярных частей от решения второстепенных задач в реальной боевой обстановке, что в значительной степени будет способствовать мобильности в действиях войск (одному из основополагающих факторов успешного ведения боевых действий в современных условиях).  
    Затрагивая самый больной вопрос нашего времени: сколько это будет стоить, с чистой совестью и полной уверенностью можно сказать: не бесплатно, но нам это по силам.  
    Во-первых, территориальные войска комплектуются по территориальному принципу, согласно которому личный состав выполняет задачи по предназначению на местности, с которой он призван. Это сразу же отметает проблему перевозок и сопутствующих им затрат. Во-вторых, запасов вооружения и боеприпасов, имеющихся в белорусской армии, вполне достаточно, чтобы обеспечить «территориалов» всем необходимым, не обращаясь к дополнительным финансовым средствам. В-третьих, задачи тылового обеспечения будут решаться посредством закрепления воинских формирований территориальных войск за объектами местной экономической базы с использованием заблаговременно созданных запасов.  
    Более того, служба в территориальных войсках – это практика патриотического воспитания. Военнослужащий защищает понятные ему ценности: свой дом, свою семью, свой край, где родился и вырос сам и где растут его дети.  
    Новое дело, особенно когда оно начинается с нуля, дается всегда нелегко. Со многими проблемами, возникающими при организации территориальной обороны, приходилось сталкиваться впервые и практически по крупицам накапливать положительный опыт.  
    На комплексном оперативно-тактическом учении «Березина –2002» четкие слаженные действия первых представителей территориальных войск, отлично выполненные ими задачи по охране важных объектов и отражению нападения диверсионных групп подтвердили правильность и перспективность решений принятых руководством государства и Вооруженных Сил.  
    В ходе комплексного оперативного учения Вооруженных Сил «Чистое небо – 2003» практически отрабатываются вопросы организации территориальной обороны. В составе территориальных войск задействованы органы управления всех областей и районов республики, причем органы управления зоны территориальной обороны Брестской области, района территориальной обороны Барановичского района, а также несколько подразделений Барановичского и Малоритского районов сформированы по штатам военного времени с практическим призывом военнообязанных из запаса.  
В ходе учения органы территориальной обороны основные усилия сосредотачивают на выполнении задач по охране и обороне государственных и военных объектов, тыловых районов, населенных пунктов, проведении инженерных мероприятий по подготовке населенных пунктов к обороне и оборудовании оборонительных рубежей, а также на борьбе с десантно-диверсионными силами условного противника. Задачи территориальной обороны планируется отработать, как самостоятельно, так и совместно с подразделениями МЧС и МВД Республики Беларусь. 
Главный итог первых дней деятельности личного состава территориальных войск на учении, как подразделений белоруской армии – искренне осознание своего статуса – военнослужащего Вооруженных Сил Республики Беларусь, защитника Отечества

Информация о работе Обороноспособность Республики Беларусь