Нация как отправная точка этики в доктрине Донцова

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 00:31, доклад

Описание работы

Вопреки взгляду науки, в соответствии с которым факт, что народ-нация категория историческая, Донцов, даже выходя за пределы пути, указанного социальным дарвинизмом, исходит из принципа, что нация категория вечная[4], а в соответствии с социальным дарвинизмом, что нация есть вид в природе. Из этой его позиции вытекают все морально-этические принципы, представленные в его доктрине. В этой сфере Донцов пошёл г

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 73.27 Кб (Скачать)

Донцов   завершает главу следующим образом: "Эта идея непримирима, бескомпромиссна, груба, фанатична, аморальна. Она руководствуется только тем, что в интересах species. Этими признаками отличается каждая большая национальная идея, и это, а не что другое, даёт ей такую взрывную силу в истории".[68]

Кафедры или институты  этики в отделах философии  университетов, после прочтения сказанного выше, должны сделать обстоятельный сравнительный анализ принципов христианской этики и содержащейся в доктрине Донцова, принятой, повторим это, на идеологическое вооружение Организацией Украинских Националистов.

Донцов   говорит, что "природа не знает гуманизма и справедливости",[69] а ввиду того, что он относит нации к species, это означает, что гуманизм и справедливость, хотя бы в понимании христианства и общечеловеческихценностей, не функционирует в обществах-нациях. На этом фоне Донцов говорит об очередном основании "большой идеи", которая должна быть "фанатичной, бескомпромиссной, но должна также служить интересам прогресса".[70] Ибо, как говорит Донцов  , "без насилия и без железной беспощадности ничто в истории не создано ... Насилие, железная беспощадность и война - вот были методы, какими шли избранные народы путем прогресса", а дальше, ссылаясь на Сореля (G.Sorel), пишет, что "насилие единственный способ, которым располагают нации, оскотиневшие от гуманизма ...", а затем, призывая авторитет Вольтера, говорит: "стремление к величию своей страны означает стремление к несчастью своих соседей".[71] 

Очень существенным является донцовский тезис, сформулированный следующий образом: "Нации, лишённые этих стремлений, этих страстей ... должны погибнуть. Те, у которых эта воля сохраняется в состоянии атрофииили ослаблена, отстают в жизненной конкуренции, правом которой есть право сильного".[72] Цитированное выше Донцов  удалил из лондонского издания 1966 года. Он в этом издании опустил также и другую, происходящую из 1-го издания мысль в следующем звучании: "Если бы воюющий фашизм или большевизм не обладал таким духом, которым одухотворён был ликующий фашизм  и большевизм - никогда бы они не победили".[73]

Переходя к конкретностям, Донцов учит: "Нас учили "безоговорочно стремиться к согласию с противоположной идеей", "сглаживанию национальных антагонизмов", не поддаваться "бессмысленной враждебности". Как раз наоборот! Нация прежде всего должна воспитывать в себе те чувства и те идеи, которые помогают быстрее достичь цели. Нас учили искать чего-то, "что стояло бы над всеми национализмами", "всех людей всех верований признавать братьями", поиску "наднациональной общечеловеческой правды", выступлениям "под более человеческим флагом, нежели религиозные и национальные антагонизмы" ... Как раз наоборот! Абсурдом есть наднациональная правда ... абсурдом есть "общечеловеческая точка зрения", точек зрения столько, сколько наций".[74] Продолжая урок своей педагогики, Донцов, ссылаясь на Макиавелли, говорит: "Когда речь идёт о размышлениях над счастьем родины, гражданин не должен обдумывать любое решение проблемы в отношении справедливости или несправедливости, над человечностью или жестокостью".[75] Эти донцовские принципы и авторов, на которых он ссылается,необходимо сравнить с основами христианства.

Краткое обсуждение этических  принципов в доктрине Донцова, ставшей доктриной украинского националистического движения, следует закончить его словами: "Чтобы великий, всеобъемлющий идеал нации мог соединиться с мощным национальным инстинктом, он должен черпать свое содержание не в оторванных принципах интернационализма, космополитизма, социализма, гуманизма, а только в тайниках национальной психики, в потребностях нации,в её немотивированной, иррациональной воле к жизни и властвования. Осмеянная  обывателями философия британского right or wrong, my country![76] или немецкое Deutschland über Alles[77] должна стать нашим лозунгом ... Нетобщечеловеческой правды".[78]

Любой анализ теоретических  принципов обсуждаемой доктрины не приведёт к правильным выводам  без их сопоставления с практикой, с претворением обсуждаемых принципов в жизнь. Чтобы дойти до сути изложенных Донцовым этических принципов, нужно ведь стремиться тоже к познанию деяний, опирающихся на провозглашенные и обсуждённые здесь вкратце принципы.

Внимания исследователя  заслуживает личная этическая позиция  автора обсуждаемой доктрины. Прежде всего - использование им фрагментов текстов из Священного Писания в подтверждение правоты его тезисов. Он ссылается на слова Христа: "Я не пришёл, чтобы принести мир любой ценой ... я пришёл, чтобы принести не мир, но меч. Я пришёл, чтобы расколоть семьи, не ради того, чтобы их помирить ... чтобы поставить мать против дочери и дочь против матери".[79] Эту позицию Донцова автор данной работы оставляет для комментария знатокам христианства, указывая единственно, что даже поверхностное знакомство с учением Христа исключает какой бы то ни былоантигуманизм, так как всё то, что Христос говорил, можно определить одним словом: "любовь!", а не, как хотел бы того Донцов  - враждебность.

Донцов   для подкрепления своих тезисов использовал поэзию Леси Украинки, вменяя ей "героизацию экспансии, жестокости и права сильного".[80] Этот прием следует признать неэтичным, Леся Украинки была  неизлечимо больна, а такая, в приливе отчаяния, может выражать крайние мысли. То же самое касается Тараса Шевченко, которому Донцов приписывает "апофеоз воли, которая строит и разрушает миры",[81] причём Донцов с этой целью использовал частное письмо Шевченко, как бы забыв, что этот украинский поэт был угнетен  царским режимом, был сослан в "солдаты" без права писать и рисовать, и, что, в таком состоянии,  Шевченко мог иметь моменты надрыва, во время которых мог высказывать, тем более в частной корреспонденции, крайние взгляды на общественные отношения.

Можно утверждать, что ссылки Донцова на Христа, Л.Украинку и Т.Шевченко - с целью подтверждения своей доктрины - являются неэтичными в смысле общечеловеческой и христианской этики.

Одним из проявлений воплощения в жизнь этических принципов  в формулировке Д.Донцова был т. н. Декалог украинского националиста, появившийся в 1929 году. Его автором был студент философии, Степан Ленкавский, а воззвание к этому "Декалогу" написал сам Дмитрий Донцов. Упомянутый "Декалог" обычно представлен в литературе по теме в фальсифицированной форме даже научными работниками в Польше.[82] Вот его нефальсифицированный текст: 

 

 

 

Я - Дух вечной стихии, который уберег Тебя от татарского нашествия и поставил на грани двух миров, чтобы создавать новую жизнь: [85]

1. Завоюешь Украинское Государство, или погибнешь в борьбе за него.

2. Не позволишь никому запятнать ни славу, ни честь Твоей Нации.

3. Помни о великих днях нашей Освободительной борьбы.

4. Гордись тем, что ты наследник борьбы за славу Владимирового  Тризуба.

5. Отомстишь за смерть Великих Рыцарей.

6. О деле не говори с тем, с кем можно, только с тем, с кем надо.

7. Не дрогнешь перед совершением самого большого преступления, если этого потребует благо Дела.

8. Ненавистью и обманом будешь принимать врагов Твоей Нации.

9. Ни просьбы, ни угрозы, ни пытки, ни смерть не заставят Тебя выдать тайну.

10. Будешь стремиться к расширению силы, славы, богатства и пространства Украинского Государства, даже путем принуждения чужого элемента.            

Подделка "Декалога украинского  националиста" произошла по политическим причинам, но в группировках оуновцев (обучение, вооружённые структуры) сам его первозданный текст читался коллективно вслух вместо утренней и вечерней молитвы.


Информация о работе Нация как отправная точка этики в доктрине Донцова