Личные права и свободы

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 20:33, реферат

Описание работы

Признание высшей ценности прав и свобод человека означает приоритет прав и свобод человека в деятельности всех органов государства, их ориентацию на эти права и свободы. Высшая ценность прав человека, во-первых, в выражении его свободы, во-вторых, права человека призваны служить ограничителем всевластия государства, препятствовать произволу государственных органов и должностных лиц, необоснованному вторжению государства в сферу личной свободы человека. В этой связи следует обратить внимание на проводимое разграничение универсальных прав и свобод на права и свободы человека и гражданина.

Содержание

Введение
История идеи прав и свобод человека…………………………………….4
Концепции основных прав……………………………………………….. 6
Поколения прав человека………………………………………………….7
Юридические свойства и классификация прав и свобод………………. 8
Понятие личных (гражданских) прав и свобод человека и гражданина в Республике Беларусь…………………………………………………….. 11
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

личные права и свободы.docx

— 52.10 Кб (Скачать)

     Содержание 

Введение

  1. История идеи прав и свобод человека…………………………………….4
  2. Концепции основных прав……………………………………………….. 6
  3. Поколения прав человека………………………………………………….7
  4. Юридические свойства и классификация прав и свобод………………. 8
  5. Понятие личных (гражданских) прав и свобод человека и гражданина в Республике Беларусь…………………………………………………….. 11

Заключение

Список использованной литературы 

 

     Введение

     Настоящая работа предполагает рассмотрение института, стоящего во главе угла конституции  любого демократического государства  – “основные права и свободы  человека и гражданина” и гарантий по защите этих прав

    Признание высшей ценности прав и свобод человека означает приоритет прав и свобод человека в деятельности всех органов  государства, их ориентацию на эти права  и свободы. Высшая ценность прав человека, во-первых, в выражении его свободы, во-вторых, права человека призваны служить ограничителем всевластия государства, препятствовать произволу  государственных органов и должностных  лиц, необоснованному вторжению  государства в сферу личной свободы  человека. В этой связи следует  обратить внимание на проводимое разграничение  универсальных прав и свобод на права  и свободы человека и гражданина. Такой подход не является традиционным для нашего конституционного регулирования, которое сводило положение человека только к его взаимосвязи с  государством в качестве гражданина, получающего свои права в «дар»  от государственной власти и всецело  ей подчиненного.

    Правовое  положение (статус) человека и гражданина в полном объеме характеризуется  совокупностью прав, свобод и обязанностей, которыми он наделяется как субъект  правоотношений, возникающих в процессе реализации норм всех отраслей права, и конституционное право выполняет особую роль в установлении правового положения человека и гражданина.

    Личные  права и свободы человека и  гражданина входят в состав основных прав и свобод. Они являются основополагающими  для каждого человека, и каждый обладает ими от рождения, и поэтому  они воспринимаются уже как естественные права. 

 

    1. История идеи прав и свобод человека
 

    Зарождение  идеи прав человека возникает в V — IV вв. до н. э. в древних полисах (Афинах, Риме), проявление принципа гражданства  было крупным шагом на пути  движения к прогрессу и свободе. Неравномерность  распределения прав между различными классовыми структурами было неизбежной частью для тех этапов развития общества. Каждая новая ступень добавляла  новые качества правам человека, распространяла их на все более широкий круг субъектов. Происходило это не стихийно, а  в результате постоянной борьбы и в течение долгого периода времени. Права человека — сложное, многомерное явление, в значительной мере зависящее от генезиса правовых норм (в которых они сформулированы). Появившись сначала, как мононорма, позднее трансформировалось в норму права. Большой вклад в развитие гражданских прав и свобод, через совершенствование норм права, внесли римляне.

    В период средневековья свобода была крайне ограничена, т.к. феодальное общество — общество всеобщей зависимости. Но уже были попытки ограничения прав монархов в Англии в 1215 г. была принята “Великая Хартия Вольностей”. Согласно хартии ограничивался произвол королевских чиновников, судьями выбирались знающие законы люди, наказание применялось к свободному человеку только по закону и по законному приговору равных. Уже в 1628 г. “Петиция о праве” возлагала на короля определенные обязанности по защите прав поданных. Дальнейшим шагом на пути обеспечения прав человека явился “Хабеас корпус акт” 1679г.,

    который ввел понятие “надлежащей процедуры”, установил гарантии неприкосновенности личности, презумпцию невиновности. “Биль  о правах” (1689 г.) — как компромисс между буржуазией и правящими  кругами, установил значительную роль парламенту, запрещал без его согласия отменять законы. [1, cтр.35]

    Дальнейшее  развитие идеи прав человека происходило  в США. Большое влияние имела теория естественного права Томаса Пейна и Джефферсона. “Декларация прав Вирджинии” 1776 г. провозгласила: ”Все люди по природе являются в равной степени свободными и независимыми и обладают определенным врожденными правами, коих они — при вступлении в общественное состояние — не могут лишить себя и своих потомков каким-либо соглашением, а именно: правом на жизнь и свободу на стремление к счастью и безопасности и их приобретение.” В 1789 г. были предложены 10 первых поправок к Конституции США, в которых закреплялся перечень прав и свобод.

    Идеи  Руссо, Локка, Монтескье стали мощным фактором Великой Французской Революции, а так же дальнейшее развитие идей прав человека, яркий тому пример — “Декларация прав человека и гражданина” 1789 г.

    Современное воплощение идей прав человека представлено во “Всеобщей декларации прав человека” (1948 г.), “Международном пакте о гражданских  и политических правах” (1976 г.), “Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах” (1976 г.). [1, cтр.36] 

 

    1. Концепции основных прав

    Существует  две противоположные  концепции:

    1. Теория природных (неотъемлемых) прав рассматривает публичные свободы как природные и неотъемные, даже тогда когда действуют в отношениях с властью:

    - Основные права приобретаются человеком при рождении.

    - Таким образом, эти права являются природными и не зависят от государства (и даже противостоят ему); выступают как фактор, который государство должно признавать и уважать.

    - Основные права — права автономии индивида в государственно-организованном обществе. Автономия индивида в отношениях с властью.

    2. Теория предоставленных прав. Основные права существуют всегда в юридической форме, а право — форма выполнения власти, даже основные права сами по себе являются аспектами воплощения государственной власти. Эти права наделяются государством индивиду, а поскольку это так, то и ограничиваются государством, т.к. нет абсолютных прав. Государство наделяет индивида правами в соответствии со своими реальными возможностями, поэтому в различных государствах основные права не повторные (специфические). [1, cтр.37] 

 

    1. Поколения прав человека
 

    Фундаментальные основные права и вытекающие из них  иные права и свободы обеспечивают различные сферы жизни человека: личную, политическую, социальную, экономическую, культурную. Эти права различаются не только по структуре, но и по времени возникновения.

    Первое  поколение прав человека — либеральные ценности, которые были сформулированы в процессе буржуазной революции, а позже закреплены и расширены в демократических государствах. Это такие права как: право на свободу мысли, совести и религии, право каждого гражданина участвовать в управлении государством, право на равенство перед законом, право на жизнь, свободу и безопасность личности, право на свободу от произвольного ареста, задержания или изгнания, право на гласное и законное рассмотрение дела судом. Эти права реализуют негативную свободу и обязывают государство не вмешиваться в сферы, регулируемые данными правами.

    Второе  поколение прав человека — права, сформулированные в процессе борьбы человека за улучшение своего экономического положения, за повышение культурного статуса (позитивные права). К данным правам относятся: право на труд и свободный выбор работы, на социальное обеспечение, на отдых и досуг, на защиту материнства и детства, на образование.

    Третье  поколение прав человека — право сформулированное после Второй мировой войны и включает в себя: право на мир, на здоровую окружающую среду и социальное и экономическое развитие принадлежит каждому человеку и каждому народу.

    Личные  права и свободы человека и  гражданина проходят через все поколения  прав человека и гражданина, так  как они неотъемлемо связаны  с личность, существованием человека, его достойной жизнью. [2, cтр.96] 

    1. Юридические свойства и классификация  прав и свобод

     Основные  права (свободы) - это установленные по воле народа и закрепленные в Конституции возможности, позволяющие каждому гражданину выбирать вид и меру своего поведения, пользоваться предоставленными ему благами, как в личных, так и в общественных интересах.

     Современные конституционные права и свободы обладают целым рядом юридических свойств:

     A) возникают на основе конкретных  правоотношений, и вытекают непосредственно  из основного закона и норм  международного права. Конституция  определяет как их содержание, так и объём;

     Б) большинство из конституционных  прав и свобод неотчуждаемы и абсолютны, они принадлежат каждому от рождения;

     B) они выражают непосредственные  отношения и связи гражданина  с государством;

     Г) осуществление этих прав не должно нарушать права и свободы других лиц;

     Д) конституционные права и свободы  не прекращаются и не возникают вновь, они существуют постоянно;

     Е) содержание и объём этих прав и  свобод одинаков для всех;

     Ж) реализация конституционных прав и  свобод как правило осуществляется через правовые нормы и правоотношением  других отраслей права;

     3) реальность этих прав и свобод  обеспечивается не только и  не столько усилиями человека, сколько государственным, конституционным  строем.

     Обладая таким набором свойств, данные права  и свободы обладают специфическим  набором средств и методов  защиты. К таковым относятся:

     - конституционный судебный механизм;

     - судебная защита;

     - административные действия органов исполнительной власти;

     - законная самозащита человеком своих прав;

     - международно-правовой механизм;

     Таким образом, конституционные права  и свободы, обладая целым рядом  юридических черт и набором средств  и методов защиты, являются наиболее важными правами и свободами человека и гражданина, раскрывающими естественное состояние свободы и получающими высшую юридическую защиту. [3, cтр.77]

     Если  же говорить о классификации прав и свобод, то в теории конституционного права соответственно содержанию, назначению правовых норм конституционные права и свободы объединяются в определённые группы. В Республике Беларусь данная классификация выглядит следующим образом:

     - личные права и свободы (статьи 24-33 Конституции РБ);

     - политические права и свободы (статьи 33-40 Конституции РБ);

     - социально-экономические права и свободы (статьи 41-51

     Конституции Республики Беларусь).

     Личные  права и свободы являются наиболее значимыми гражданскими правами, обладающими  рядом специфических черт. Данные права закрепляют первооснову правового  статуса личности. Некоторые из них  носят абсолютный характер и эти  права имеют повышенный уровень  гарантий, которые закреплены в статье №63 Конституции РБ.

     Политические  права связаны с участием государства  и общественными делами. Как и  личные права, так и политические обладают рядом особенностей:

     - большинство конституционных политических прав и свобод принадлежит только гражданам РБ;

     - данные права и свободы реализуются как индивидуально, так и через объединения;

     - некоторые политические права и свободы имеют универсальный характер (к таковым можно отнести свободу мнений, убеждений и их свободное выражение (статья №33); право направлять личные или косвенные обращения в государственные органы (статья №40)). Что же касается социально-экономических прав и свобод, то их

     образуют полученные от государства и общества необходимые

     материальные условия существования, удовлетворяющие

Информация о работе Личные права и свободы