Конституционный суд РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 04:01, реферат

Описание работы

Цель работы – изучение понятия и полномочий Конституционного Суда Российской Федерации. Основными задачами работы являются: ознакомление с историей возникновения и становлення Конституционного Суда РФ; изучение понятия, особенности структуры и состава Конституционного Суда; определение законности и полномочий Конституционного Суда Российской Федерации; выявление подразделений аппарата Конституционного Суда Российской Федерации; изучение специфики принятия решений Конституционного Суда; определения круга международных связей.

Работа содержит 1 файл

реферат Конституцио́нный Cуд Росси́йской Федера́ции1.doc

— 67.14 Кб (Скачать)

Введение

     Выбранная тема является актуальной, так как  одной из составляющих государства, претендующего на то, чтобы именоваться правовым, стремящегося к созданию системы законности и защиты интересов граждан должен быть конституционный контроль.

     В свою очередь конституционный контроль как специальный вид государственной деятельности призван обеспечивать правильность применения Конституции и обусловленных ею законов, охранять политические, экономические, социальные и моральные ценности общества, основываясь на Конституции.

     С этой целью в государстве был  создан специальный орган – органы конституционного контроля. В нашей стране это Конституционный Суд Российской Федерации. Создание Конституционного Суда России и появление конституционного судопроизводства, как формы конституционного контроля– одно из важных достижений судебно-правовой реформы в России. Именно это обстоятельство дало толчок к формированию независимой судебной власти, занимающей самостоятельное место в системе ветвей государственной власти РФ.

     Необходимо  подчеркнуть, что это один из самых  совершенный современный институт со всеми его плюсами и минусами, который осуществляет не просто правосудие, а конституционное правосудие.

     Цель работы – изучение понятия и полномочий Конституционного Суда Российской Федерации

     Основными задачами работы являются: ознакомление с историей возникновения и становлення Конституционного Суда РФ; изучение понятия, особенности структуры и состава Конституционного Суда; определение законности и полномочий Конституционного Суда Российской Федерации; выявление подразделений аппарата Конституционного Суда Российской Федерации; изучение специфики принятия решений Конституционного Суда; определения круга международных связей.

  1. История возникновения и становлення Конституционного          Суда РФ
 

     Создание специализированного органа, ответственного за соблюдение Основного закона страны, принадлежит М.С. Горбачеву. Именно ему принадлежит идея создания Комитета конституционного надзора СССР.

     Законодательную основу данное решение приобрело  1 декабря 1988 года, с внесением в ст. 125 Конституции СССР изменения и дополнения. Предусматривалось, что:

     - Комитет конституционного надзора (далее ККН СССР) будет состоять из 23 высококвалифицированных специалистов – юристов и политологов;

     - в составе будут представители из каждой из 15 союзных республик;

     - избираться ККН СССР будет Съездом народных депутатов СССР.

     21-23 декабря 1989 года состоялся Второй Съезд народных депутатов СССР, которым был принят закон «О конституционном надзоре в СССР» [4] и избран председатель ККН и его заместитель - С.С. Алексеев и                Б.М. Лазарев.

     Если  сравнивать с первоначальными планами, то численность ККН была увеличена.

     26 апреля 1990 года Верховным Советом было избрано 19 членов ККН.

     Комитет Конституционного надзора СССР должен был проверять конституционность  не только законов СССР, но и законопроектов, а также акты Генерального прокурора  СССР, Главного государственного арбитра  СССР и еще ряд других нормативных  актов.

     В период с мая 1990 года по декабрь 1991 года – ККН СССР принял 23 решения. Среди них и по сей день актуальные решения, как признание неконституционности разрешительного порядка прописки и неконституционности порядка применения неопубликованных нормативных актов.

     Свое  существование Комитет конституционного надзора СССР по собственной инициативе прекратил в декабре 1991 года.

     Впервые 15 декабря 1990 года в Конституции РСФСР появилось упоминание о Конституционном Суде. В поправке, говорилось о том, что Конституционный Суд РСФСР должен избираться Съездом РСФСР, и что порядок его деятельности должен быть установлен отдельным законом.

     Четвертый Съезд народных депутатов РСФСР  обсудил проект Закона о Конституционном  Суде РФ, однако во время голосования  закон не добрал более 100 голосов [3].

     Закон был утвержден уже Пятым Съездом 12 июля 1991 года и немного в иной редакции.

     29-30 октября 1991 года по представлению вновь избранного Председателя Верховного Совета Р.И. Хасбулатова были выбраны 13 из 15 судей Конституционного Суда.

     Первое рабочее совещание Конституционного Суда РСФСР состоялось 30 октября 1991 года, а 14 января 1992 года – первое заседание.

На этом заседании Конституционный Суд рассмотрел дело о проверке конституционности Указа Президента РСФСР «Об образовании Министерства безопасности и внутренних дел РСФСР», которым он объединил в один орган министерства государственной безопасности и внутренних дел.

     Конституционным Судом этот Указ был признан не соответствующим Конституции. Суд обратил внимание на то, что Президентом, который подписал этот Указ, были превышены полномочия. Относительно правоохранительных органов, то в постановлении Конституционного Суда говорилось о том, их деятельность связана с реальными ограничениями прав и свобод граждан, в том числе права на неприкосновенность личности, личной жизни, жилища, тайны переписки, телефонных переговоров. Такое разделение и взаимное сдерживание служб государственной безопасности и внутренних дел было призвано с целью обеспечить демократический строй и является одной из гарантий против узурпации власти.

     5 октября 1993 года Конституционный Суд признал противоречащим Конституции Указ Президента № 1400 о роспуске Съезда народных депутатов. Произошло это. А спустя два дня Президент Ельцин приостановил деятельность Конституционного Суда.

     12 декабря 1993 года была принята новая Конституция РФ на всенародном референдуме. [1] Ст. 125 новой Конституции заложила новые правовые основы деятельности Конституционного Суда:

     1. Конституционный Суд Российской  Федерации состоит из 19 судей.

     2. Конституционный Суд Российской  Федерации по запросам Президента  Российской Федерации, Совета  Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета  Федерации или депутатов Государственной  Думы, Правительства Российской  Федерации, Верховного Суда Российской  Федерации и Высшего Арбитражного  Суда Российской Федерации, органов  законодательной и исполнительной  власти субъектов Российской  Федерации разрешает дела о  соответствии Конституции Российской  Федерации:

     А) федеральных законов, нормативных  актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной  Думы, Правительства Российской Федерации;

     Б) конституций республик, уставов, а  также законов и иных нормативных  актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся  к ведению органов государственной  власти Российской Федерации и совместному  ведению органов государственной  власти Российской Федерации и органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации;

     В) договоров между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов  РФ;

     Г) не вступивших в силу международных  договоров Российской Федерации.

     3. Конституционный Суд Российской  Федерации разрешает споры о  компетенции:

     А) между федеральными органами государственной  власти;

     Б) между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов  Российской Федерации;

     В) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

      4. Конституционный Суд Российской  Федерации по жалобам на нарушение  конституционных прав и свобод  граждан и по запросам судов  проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего  применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным  законом.

     5. Конституционный Суд Российской  Федерации по запросам Президента  Российской Федерации, Совета  Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации,  органов законодательной власти  субъектов Российской Федерации  дает толкование Конституции  Российской Федерации.

     6. Акты или их отдельные положения,  признанные неконституционными, утрачивают  силу; не соответствующие Конституции  Российской Федерации международные  договоры Российской Федерации  не подлежат введению в действие  и применению.

     7. Конституционный Суд Российской  Федерации по запросу Совета  Федерации дает заключение о  соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления».

       Кардинальных изменений по сравнению с ранее действующим регулированием деятельности Конституционного Суда всего два: Конституционный Суд утратил право рассматривать дела по собственной инициативе и оценивать конституционность действий тех или иных должностных лиц, а также конституционность партий. Конституционный Суд проверяет только нормативные акты и только по запросам или жалобам.

     Еще одно изменение -увеличение численности судей с 15 до 19.

     Государственная Дума 24 июня 1994 года приняла новый закон о Конституционном Суде  - федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации»[2].

     Подписание  этого закона Президентом произошло 21 июля, после того как 12 июля за предложенную редакцию проголосовал Совет Федерации. 23 июля 1994 этот закон был опубликован.

     К февралю 1995 года Суд был полностью укомплектован.

     Текущее десятилетие стало временем непрерывного совершенствования законодательной  основы и практических механизмов работы Конституционного Суда РФ. В январе 2001 года срок полномочий судей, назначенных на должность Советом Федерации, был продлен с 12 лет до 15лет. А в марте 2005 года были внесены поправки в Федеральный Конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации», которые установили, что полномочия судьи Конституционного Суда перестали быть ограничены определенным сроком. Относительно новых положений закона судьи исполняют свои полномочия со дня назначения на должность и до достижения ими семидесятилетнего возраста.  

     Относительно  следующих изменений в законодательной основе осуществления конституционного правосудия имели место в декабре 2007 года. В ст. 115 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», которая устанавливает место постоянного пребывания Конституционного Суда, было указано, что местом постоянного пребывания Конституционного Суда РФ является г. Санкт-Петербург».  [2]

     Данная  поправка вступила в силу 5 февраля 2007 года, а уже с 21 мая 2008 года конституционное судопроизводство стало осуществляться в комплексе исторических зданий Сената в центре  Санкт-Петербурга.

     В июне 2009 г. были произведены новые изменения Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации». Эти изменения предусматривали новый порядок назначения на должность Председателя Конституционного Суда и его заместителей. Согласно этим изменениям заместителей стало два, так как вместо должности судьи-секретаря была введена должность второго заместителя Председателя Конституционного Суда. Отныне и Председатель, и два его заместителя назначаются на свои должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Срок их полномочий составляет 6 лет. По истечении этого срока они вновь могут быть назначены на занимаемые должности.

     На сегодняшний день последние изменения Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» были осуществлены в ноябре 2010 года. Изменения в основном касались вопросов совершенствования процедуры конституционного судопроизводства. Непосредственно Конституционный Суд РФ получил возможность, при определенных условиях, разрешать дела без проведения слушаний. Эти действия Суду РФ позволяют сократить сроки рассмотрения ряда категорий дел, повысить эффективность и оперативность защиты нарушенных прав и свобод граждан государства. Следует отметить, что поправки коснулись и отдельных вопросов относительно совершенствования порядка обращения в Конституционный Суд и внутренней организации его деятельности. Положения, связанные с этими изменениями закона вступили в силу 9 февраля 2011года. [6, с.78] 

Информация о работе Конституционный суд РФ