История развития законодательства о государственной службе в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 19:50, курсовая работа

Описание работы

Объект работы – государственная служба в России. Предметом исследования является история становления государственная служба. Цель работы заключается в анализе истории законодательства о государственной службе. Достижение цели исследования обеспечивается последовательным решением ряда задач:
- государственная служба в РФ: понятие и сущность;
- виды государственной службы в РФ;
- историко-правовые аспекты развития государственной службы в дореволюционной России;
- история развития законодательства о государственной службе в Советский период;
- формирование и развитие закона о государственной службе в начале XX-конце XXI в. в РФ;
- современное реформирование государственной службы в РФ;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СЛУЖБЫ В РФ………………………………………………………………………6
1.1 Государственная служба в РФ: понятие и сущность…………………….....6
1.2 Виды государственной службы в РФ……………………………………….11
2 ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ…………………………………………………20
2.1 Историко-правовые аспекты развития государственной службы в дореволюционной России……… ……………………………………………...20
2.2 История развития законодательства о государственной службе в Советский период…………………………………………………………………...23
3 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД……………………………..………...27
3.1 Формирование и развитие закона о государственной службе в начале XX-конце XXI в. в РФ…………………………………………………………………...27
3.2 Современное реформирование государственной службы в РФ…………...31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...40
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………...47

Работа содержит 1 файл

курсовая по гс и кп.doc

— 260.50 Кб (Скачать)

ФГБОУ ВПО  «БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 

                                                                                              Факультет:   ФИТУ

                                                                            Кафедра:   ГМУ

                                                                                       Специальность:  ГМУ

                                                                                           Форма обучения: Очная

                                                                                       Курс, группа: IV, 401

 
 
 

Ихсанов Алмаз Альбертович

Фамилия, имя, отчество студента 
 

История развития законодательства о государственной  службе в России

(название  курсовой работы) 

Курсовая  работа 
 
 
 
 
 
 

                                                               «К защите допускаю»

                                      Руководитель:

                                                                                             доцент, к.с.н. Ураев Р.Р.

Оценка при  защите                                                       (ученая степень, звание, Ф.И.О.)

                                                                                          

  ________________                                                          ________________________

         (подпись)                                                                                (подпись) 

 «__»___________2011г.                                                                 «___ »октября 2011г. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Уфа 2011

ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ  РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

СЛУЖБЫ В РФ………………………………………………………………………6

    1.1 Государственная  служба в РФ: понятие и сущность…………………….....6

    1.2 Виды государственной службы в РФ……………………………………….11

2 ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ…………………………………………………20

    2.1 Историко-правовые  аспекты развития государственной  службы в дореволюционной       России……… ……………………………………………...20

    2.2 История развития законодательства о государственной службе в Советский период…………………………………………………………………...23

3 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ  ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД……………………………..………...27

    3.1 Формирование  и развитие закона о государственной службе в начале XX-конце XXI в. в РФ…………………………………………………………………...27

    3.2 Современное реформирование государственной службы в РФ…………...31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...40

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………...47 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

     Сущность  государственной службы как правового  института предполагает решение  двух главных задач.

     Во-первых, реализация Конституции и законов  РФ, законодательство субъектов Федерации, обеспечение национальной безопасности с учетом интересов регионов, а также государственного суверенитета, экономической самостоятельности, духовно-нравственной самобытности народов.

     Такие функции эффективно может выполнять  лишь высокопрофессиональный, стабильный, рационально выстроенный и организационно продуманный и вместе с тем в экономическом и правовом отношении обеспеченный аппарат государственных органов.

     Во-вторых, деятельность на основе специального законодательства как совокупность юридических норм, правил и процедур, регулирующих отношения, связанные с организацией государственной службы и выполнением стоящих перед ней задач. Предусмотрены правовой статус государственного служащего; особые процедуры замещения государственных должностей; права, обязанности и ответственность должностных лиц; специфический порядок и технологии прохождения службы. Все эти правовые нормы нацелены на соблюдение и защиту прав и свобод граждан.

     Процесс реформы государственной службы проходит достаточно сложно. Проблемы в осуществлении реформы отчасти  связаны и с недостаточным использованием исторического опыта борьбы с этими негативными явлениями. В связи, с чем в рамках исследования правовой природы государственной службы, нами отдельно была проанализирована история становления и развития государственного управления в России. Интерес представляет исторический опыт формирования прочного правового статуса чиновников как необходимого инструмента в создании действенного государственного механизма для решения стоящих перед государством задач. Изучение истории формирования и функционирования российской государственной службы, безусловно, полезно и для совершенствования действующего законодательства, с максимальной реализацией положительного отечественного опыта.

     Актуальность  заявленной темы обусловлена, с одной стороны, недостаточной разработанностью проблемы в юридической науке, наличием ряда пробелов в системе историко-правовых знаний, с другой – необходимостью совершенствования действующего законодательства, назревшей необходимостью поиска мер повышения эффективности системы государственной службы.

     Объект  работы – государственная служба в России. Предметом исследования является история становления государственная служба. Цель работы заключается в анализе истории законодательства о государственной службе. Достижение цели исследования обеспечивается последовательным решением ряда задач:

- государственная служба в РФ: понятие и сущность;

- виды государственной службы в РФ;

- историко-правовые аспекты развития государственной службы в дореволюционной       России;

- история развития законодательства о государственной службе в Советский период;

- формирование и развитие закона о государственной службе в начале XX-конце XXI в. в РФ;

- современное реформирование государственной службы в РФ;

     Степень научной разработанности проблемы определяется тем, что на протяжении многих лет проблемы изучения государственной службы внимание отечественных ученых. На нынешнем этапе развития отечественной юридической науки интерес исследователей к данной проблематике еще более активизировался. Это касается и исторических основ, и поиска современных инструментов повышения эффективности публичного управления. Проблемы нашли отражение в работах Т.Г. Архиповой, М.Ф. Румянцевой, А.С. Сенина, Т.В. Баранника, С.В. Приваловой, Ю.Н. Старилова, В.П. Макаренко, С.Г. Наймушина, А.Г. Николаева, А.Ф. Ноздрачева, А.В. Облонского, С.Е. Чанова, С.С. Пчелинцевой, Б.П. Елесеева, В.Д. Граждана, В.Д. Адрианова и многих других.

     Раскрытие предмета исследования, достижений цели и задач предопределило использование  широкого спектра методов. Общенаучные методы познания способствовали созданию целостного представления об исследуемом явлении. Также нами использовались методы сравнения, методы анализа и синтеза, системный метод. Особое значение уделялось использованию специальных методов: формально-юридическому и сравнительно-правовому.

     Структура работы состоит из введения, трёх глав, состоящих из 6 параграфов, библиографического списка и заключения. 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ В РФ 

     1.1 Государственная служба в РФ: понятие и сущность

     Слово «служба» имеет несколько значений. Под службой может пониматься как орган исполнительной власти (Федеральная Служба безопасности), так и структурное подразделение  органа исполнительной власти (служба общественной безопасности УВД). В нашем случае службу мы понимаем как вид деятельности.

     Одним из требований, предъявляемых к государственной  службе, является возможность ее осуществления  только на профессиональной основе, то есть определенной категорией служащих, для которых работа в государственном аппарате - основная профессия). Под профессиональной основой в литературе понимается непрерывная, преемственная и компетентная деятельность[32]. Д.Н.Бахрах – «деятельность постоянную в течение определенного времени в рамках определенного коллектива за регулярно получаемое вознаграждение»[28]. Отмечая справедливость данных высказываний, отметим сложность определения основной профессии по перечисленным признакам. Государственная служба должна осуществляться профессионалами. Профессионализм обусловлен необходимостью компетентного и преемственного осуществления деятельности государственных органов и иных структур.

     Следует отметить, что понятие «государственная служба» употребляется в широком  и в узком смысле. В узком  смысле это деятельность в государственных органах по непосредственной реализации их задач и функций, а в широком - как в государственных органах, так и в государственных организациях (если эта деятельность непроизводственного характера)[31]. Также в широком смысле к государственной службе относится трудовая деятельность работников, выполнение ими служебных функций в государственных органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях. В узком смысле под государственной службой Российской Федерации понимается профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий:

     — Российской Федерации;

     — федеральных органов государственной  власти, иных федеральных государственных  органов;

     — субъектов Федерации;

     — органов государственной власти субъектов Федерации, иных государственных органов субъектов Федерации;

     — лиц, замещающих должности, устанавливаемые  Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных  органов;

     — лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Федерации.

     Посредством государственной службы реализуются  задачи и функции государственных  органов. Этот вид социальной деятельности носит государственно-властный характер и осуществляется гражданами, которые именуются государственными служащими, то есть лицами, замещающими ту или иную должность в государственном органе и обладающими властными полномочиями по отношению к неподчиненным им по службе гражданам и должностным лицам организаций, предприятий, учреждений.

     Таким образом, под государственной службой понимается вид деятельности, осуществляемой на профессиональной основе за материальное вознаграждение в государственных органах в целях непосредственной реализации задач и функций государства (узкий смысл) или в государственных органах и организациях, направленная на выполнение своих обязанностей непроизводственного характера (широкий смысл).

     Государственный служащий — это лицо, занимающее должность за вознаграждение и осуществляющее различные должностные функции: управленческие (руководитель органа), правоохранительные, социально-культурные, обслуживающие и т.п.

     Принятый  в 2003 г. Федеральный закон «О системе  государственной службы РФ» подразделяет государственную службу на следующие виды: государственная гражданская служба; военная служба; правоохранительная служба. При этом государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации[5]. Вместе с тем, названный закон лишь определяет общие положения указанных видов государственной службы и не дает даже определения военной и правоохранительной службы, отнеся это к компетенции соответствующих законов, которые в настоящее время еще не проработаны.

Информация о работе История развития законодательства о государственной службе в России