Имидж и корпоративные отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 11:33, реферат

Описание работы

Формирование позитивного имиджа организации и корпоративных отношений в ней являются одними из главных задач деятельности «паблик рилейшнз». Значимость их обусловлена тем, что между ними должно быть гармоничное соответствие, так как вид корпоративных отношений существенно влияет на имидж управленческой команды, а самое главное - персонала организации, а эти виды имиджа являются важными структурными компонентами имиджа организации.

Работа содержит 1 файл

Имидж и корпоративные отношения.docx

— 54.90 Кб (Скачать)

В качестве первого основания  была выбрана направленность проявления, то есть информация о том, по каким признакам формируется имидж. В этом случае имидж бывает:

внешним, то есть проявляющемся  в основном во внешней среде, ориентированной  на клиентов или потребителей (фирменный  стиль, логотип, слоган, интерьеры офиса, внешний вид персонала и пр.);

внутренним, формируемым как впечатление о работе и отношениях персонала (корпоративные отношения, этика поведения, особенности делового общения, традиции и пр.).

Очевидно, что между данными  видами имиджа могут быть тесные функциональные связи. Мало того, они даже желательны, ибо их несовпадение вызовет недоверие  к организации и ее деятельности. Надо заметить, что в нашей практике встречается больше несовпадений, когда внешний имидж соответствует стандартам, а внутренний являет ему полную противоположность.

Второе основание - это эмоциональная окраска имиджа. Опора на него дает всего два типа:

позитивный имидж (здесь  комментарии не требуются, на его  достижение направлена вся РR-деятельность);

негативный имидж (формируется  в основном в политике политическими  оппонентами с помощью так  называемого «черного РR» и антирекламы; в коммерческой деятельности создается существенно меньше, но если такая работа проводится конкурентами, то неявно, опосредованно с использованием психологических технологий «тайного принуждения»).

Третье основание - целенаправленность РR-дятельности. По данному основанию так же выделяют два типа:

естественный имидж, складывающийся стихийно, без специальных РR-акций и рекламы в результате практической деятельности организации;

искусственный, создаваемый специально рекламой или РR-акциями и не в полной мере соответствующий характеру и результативности деятельности организации.

Специалистами отмечалось, что  на первых этапах РR или рекламной деятельности организации доминируют искусственные имиджи, как бы приукрашивающие реальность, в дальнейшем происходит их взаимная адаптация и сближение.

Четвертое основание - это степень рациональности восприятия. В этом случае имидж бывает:

когнитивным, дающим «сухую»  специальную информацию (ориентирован главным образом на людей сведущих, узких специалистов);

эмоциональным, чувственным (такой имидж ориентирован на широкую аудиторию и призван вызвать сильный эмоциональный оклик).

Пятое основание - это содержание имиджа, соответствие его специфике деятельности. В этом случае выделяют следующие типы:

политический имидж;

имидж руководителя ( и его команды);

имидж организации;

имидж территории ( города, региона, страны);

имидж идеи, проекта.

Каждый из этих типов имиджей  имеет свою психологическую специфику, которая и определяет стратегию  и методы его формирования, особенности  РR и рекламной деятельности.

Имидж организации: основные структурные модели

Исходя из общих характеристик  имиджа, его функций и типов  были разработаны обобщенные модели имиджа организации, имеющие сходную  структуру. Разработчики этих моделей  полагали, что общее впечатление  об организации формируется на основании  интегрирования различной информации о самой организации, ее деятельности, деловом общении, поведении сотрудников  и пр. При этом авторы опирались  на различные теоретические схемы  или же проводили социо-психологические эмпирические исследования. По данным Меньщиковой В.В. и Утлика Э.П., наиболее важными для возникновения доверия к организации и, соответственно, формирования ее позитивного имиджа являются представления людей:

1) о финансовом положении  организации («процветающая», «стабильная», «с высокими доходами» и пр.);

2) истории организации,  фирмы, ее традициях и репутации  («существует долгое время», «с  традициями», «с ней имеют дело  солидные фирмы» и пр.);

3) личности руководителя («во главе стоит солидный и  порядочный человек», «прогрессивный, умный» и пр.);

4) паблисити - рекламной  известности («хорошая реклама», «хорошие отзывы», «слышал много  хорошего» и пр.);

5) заботе о персонале  («паттернализм в руководстве», «сотрудники как члены семьи», «много свободы при высокой ответственности», «персонал спокоен за свое будущее» и пр.);

6) социальной ответственности  перед обществом - качество работы, род деятельности, направленность  на потребителя, клиента, забота  о нем («обязательная», «выпускает  добротную и нужную продукцию», «помогает неимущим» и пр.);

7) управлении организацией («с честью выходит из сложных ситуаций», «прогрессивное научно обоснованное управление» и пр.);

8) фирменном стиле («солидный офис», «красивая эмблема», «яркий слоган» и пр.);

9)этичности деятельности  и отношений («честная», «открытая», «не обманывает клиентов» и  пр.).

Заметим, что по мнению авторов, в данных представлениях преобладал рассудочный компонент суждений, эмоциональных проявлений в оценках было меньше. Кроме того, наибольшую значимость имеют шесть первых признаков-представлений.

По данным Пискуновой Т.Н. основаниями для формирования позитивного  имиджа организации и доверия  к ней служат следующие обобщенные представления о:

1) качестве деятельности;

2) уровне комфортности деятельности;

3) цене услуг; 

4) личности руководителя  и его «команды»; 

5) характеристиках персонала;

6) внешней атрибутике.

В работах Князева Т.В. был отмечен феномен склонности опираться на обобщенные оценки-представления  типа: «организация-машина», «организация-организм», «организация-мозг», «организация-культура», «организация-политика», «организация-психическая тюрьма» и пр.

Обобщение исследований структуры  имиджа организации, представлений, влияющих на степень доверия к ней, привело  к разработке двух обобщенных структурных  моделей. Приведем две наиболее распространенные и конструктивные из них. Они представляют собой специально организованную и  структурированную по составляющим ( или компонентам) информацию об организации.

Первая модель содержит семь компонентов и включает в себя следующую информацию:

внешняя атрибутика (название организации, фирменный стиль, эмблема, символика, место расположения и  пр.);

финансовое благополучие;

личность (лучше имидж) руководителя и его «команды»;

имидж персонала;

качество деятельности, образ  продукции или услуги;

дизайн офисных помещений;

деловые коммуникации организации  и персонала.

Вторая модель - десятикомпонентная - включает следующую информацию:

внешняя атрибутика;

история организации, традиции;

финансовое положение;

образ продукции, качество деятельности;

имидж руководителя и его  команды;

имидж персонала, корпоративная  культура;

деловые коммуникации, особенности  управления организацией;

стоимость товара или услуг (сравнительные данные в динамике);

паблисити, рекламная известность;

дизайн офисных помещений, продукции.

Как видно, данные модели принципиально  друг от друга не отличаются. Ориентация на них при формировании имиджа организации  должна принести успех. Заметим, что  выбор той или иной модели имиджа необходимо осуществлять, принимая во внимания профиль деятельности организации, сложившиеся отношения, возможность  установления корпоративных связей и многое другое. Хотелось бы так  же заметить, что перечисленные компоненты расположены произвольно, а не в  порядке убывания значимости. Их значимость определяется в каждом конкретном случае, тогда и в имидже организации  может доминировать информация, усиливающая  имидж руководителя, или качество деятельности и стоимость продукции, или история организации, ее положительные  традиции и пр. Определение информационных приоритетов должно осуществляться на основе глубокого анализа ситуации.

В полном соответствии с выбранной  моделью имиджа организации и  строится имиджмейкерская работа. Независимо от профиля организации целесообразно, чтобы она базировалась на следующих общих подходах:

производственном, то есть, когда  главное - дело (качество продукции  или услуг, социальная ответственность, забота о потребителе или клиенте  и пр.), а «слава тебя найдет»; его  реализация осуществляется через тщательный подбор персонала, постоянного повышения  качества продукции, снижении стоимости, технологическое совершенствование  и т.д.; опора данный подхода приводит к формированию естественного имиджа;

имиджмейкерском, в этом случае упор делается на маркетинговые исследования, интенсивную рекламу, разнообразные и массированные РR-акции; с помощью данного подхода формируется искусственный эмоциональный имидж;

менеджерский, когда гармонично интегрируются достоинства и преимущества первого и второго подходов и их реализация осуществляется в полном соответствии со стратегией и программой развития организации.

На практике применяются  различные подходы, соответствующие  этапам или стратегии развития организации, но чаще всего их сочетания.

Некоторые психологические  рекомендации по формированию положительного имиджа организации

После того, как нами были рассмотрены основные психологические  характеристики организации, структурные  модели, общие подходы, целесообразно  остановиться на основных общих психологических  рекомендациях, позволяющих усилить  позитивные характеристики имиджа. Эти  рекомендации являются результатом  анализа и обобщений специальных  исследований по проблеме имиджа организации. По своему содержанию они представляют собой условия и факторы эффективности. Хотелось бы заметить, что данные условия  и факторы имеют надежное психологическое  основание. В то же время они соответствуют  лишь некоторым компонентам представленных моделей имиджа. В частности, имидж  руководителя специально не рассматривался, потому что его модели и технологии создания очень близки к моделям  политического имиджа, описанию которого будет посвящена специальная  глава книги. Не рассмотрены специально и такие компоненты, как «представления о стоимости товара или услуги», «представления о финансовом благополучии», «история и традиции», так как  они не имеют обобщающего характера  и определяются в каждом конкретном случае.

а) Психологические требования к названию

Как «театр начинается с вешалки», так и формирование имиджа организации  начинается с выбора ее названия. Это  очень серьезная и ответственная  работа. Выбор названия только на основе творческой интуиции или под влиянием сиюминутной моды может вывести  на неэффективные, а то и просто ошибочные  варианты, что негативно скажется на всем имидже организации. Исправить  ситуацию будет уже практически  невозможно.

Считается, что название должно иметь отношение прежде всего к внешнему имиджу организации. Это не совсем так, удачное название повышает корпоративную сплоченность, чувство патриотизма своей фирмы. Вспомним, как журналисты НТВ отчетливо пафосно и с явной гордостью произносят название своего телеканала: «Э-э-н... - Т-э-э... - В-э-э...» Такой прием - пафосное произношение удачно звучащей аббревиатуры - действительно способствует формированию эмоционального, хотя и искусственного, но по своему привлекательного имиджа, а следовательно, эффективного.

Изучение имиджей различных  организаций, использование психологических  закономерностей формирования психического образа, обобщение результатов теоретических  и прикладных исследований позволили  сформулировать несколько конструктивных требований к названию организации, как условиям и факторам ее эффективного имиджа. Некоторые из них, кстати, могут стать и своеобразным руководством для выбора названия фирмы или организации, если планируется их создание. Перечислим их.

1. Название должно быть кратким. Длинные и труднопроизносимые названия могут запутать потенциальных партнеров или потребителей и, тем самым, негативно повлиять на их отношение. Практика свидетельствует, что если название длинное или его трудно воспроизвести, то переходят либо к безликим сокращениям, либо непонятной аббревиатуре. Например, в Москве никто никогда не произносит «Центральный парк культуры и отдыха имени А. Горького», а говорят «парк культуры», «парк Горького» или ЦПКО.

2. Название должно быть звучным. Здесь необходимо использовать психологический эффект воздействия звукосочетаниями как фактора внушения. Напомним, что многие звуки воспринимаются нами как некие объекты, реально обладающие пространственно-временными характеристиками. В частности, звук «А» ассоциируется с уверенностью, напором. Звук «У» - с чем-то большим. Звук «И», наоборот, с чем-то маленьким, но не незначительным. Звук «О» эмоционально расслабляет. Звук «Э» как бы придает повышенную значимость. Более подробно с этим психологическим феноменом можно ознакомиться, прочитав рекомендованную литературу.

3. Лучше, когда название  является образным, легко представляемым и имеющим отношение к деятельности организации. Образность названия, когда легко постигается смысл и значение и их можно представить, обладают внушающим свойством. Тот же эффект возникает, когда ясна направленность работы организации. Например, название поликлиники «Супермед» отражает направленность и уровень работы, хотя оно не очень образное, но воспринимается однозначно: «мед» - значит медицина, а «супер» - высший уровень качества деятельности. Или «Кока-кола» - здесь так же все ясно: «кока» - это орех, обладающий тонизирующим свойством, а «кока» - специальный вид прохладительного напитка. Абстрактные или непонятные названия, особенно не имеющие отношение к деятельности организации, вызывают настороженное отношение. Вот, к примеру название фирмы «Фаренгейт» - что это? Из физики знаем, что это единица измерения температуры. Но нет, это, оказывается, название мебельной фабрики. Или «Менатеп» - что это? Но за счет массированной ( и, кстати, очень дорогой) рекламы все к нему через какое-то время привыкли, хотя объяснить все равно никто не может.

Информация о работе Имидж и корпоративные отношения