Государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 21:27, реферат

Описание работы

Государство является главным звеном политической системы. Эта роль и место государства в политической системе определяется рядом особенностей государства.
Государство выступает как единственная организация, которая объединяет всех без исключения граждан, оно официальный представитель общества в целом. Оно обладает монопольным правом издания законов и установления общеобязательных для исполнения актов (правил поведения). Государство интегрирует общество в единое целое, независимо от различия интересов и потребностей отдельных групп и слоев населения и действует прежде всего в сфере интересов всего общества.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………3
2. Государство - центральный элемент политической системы……....5
3. Принцип разделения государственной власти………………………..9
4. Заключение………………………………………………………………..14
5. Список литературы……………………………………………………...16

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 35.73 Кб (Скачать)

Содержание

1.  Введение……………………………………………………………………3

2.  Государство - центральный  элемент политической  системы……....5

3.  Принцип разделения  государственной  власти………………………..9

4. Заключение………………………………………………………………..14

5.  Список литературы……………………………………………………...16 
 
 
 

 

Введение 

     Государство является главным звеном политической системы. Эта роль и место государства  в политической системе определяется рядом особенностей государства.

     Государство выступает как единственная организация, которая объединяет всех без исключения граждан, оно официальный представитель  общества в целом. Оно обладает монопольным  правом издания законов и установления общеобязательных для исполнения актов (правил поведения). Государство интегрирует  общество в единое целое, независимо от различия интересов и потребностей отдельных групп и слоев населения  и действует прежде всего в  сфере интересов всего общества.

     Ключевая  роль государства в политической системе обусловлена универсальными свойствами государственной организации, которыми не обладают никакие другие организации и элементы политической системы. Только государство вправе регламентировать правовое положение  политических партий, общественных объединений, религиозных организаций, средств  массовой информации. Участие различных  организаций в избирательной  кампании, в политической жизни общества регламентируется государством. Другие организации могут регулировать только деятельность собственных формирований и членов или участников конкретного  объединения. Иначе говоря, полномочия иных организаций ограничены определенными  пространственными пределами - регионом действия данной организации или  субъектным составом - распространяют свою власть только на членов данного  объединения, а не на все общество.

     Центральным элементом политической системы  служит ГОСУДАРСТВО, именно оно осуществляет ее главную функцию - авторитарное распределение  ценностей. Выделим его наиболее существенные признаки.

     Во-первых, это способность интеграции общества при наличии социальных различий, вызываемой ими борьбы интересов. Государство  действует прежде всего в сфере  всеобщих интересов. Если оно выходит  из этой сферы, то перестает быть и  государством, не выполняет своей  функции авторитетной регуляции  социальных отношений.

     Во-вторых, государство - это орган власти, социального  принуждения, активно использующий санкции - поощрения и наказание.

     В-третьих, среди этих норм особое значение государство  придает праву, законам.

     В-четвертых, это публичный характер государственной  власти, профессионализация управления общими делами, добровольная или принудительная передача государственным органам  и их служащим полномочий на управление другими людьми.

     В-пятых, государство действует в рамках специфического и четко ограниченного  политического пространства. Оно  имеет географические пределы: территорию, на которую распространяется его власть, и пределы человеческие: оно охватывает граждан - членов государства, имеющих по отношению к нему юридически закрепленные права и обязанности.

     По  форме ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА - организации составных частей - государства бывают едиными (унитарными), федеративными и конфедеративными.

     Важной  характеристикой государства является политический РЕЖИМ - совокупность приемов, способов осуществления политической власти. Политические режимы могут  быть демократическими, авторитарными  или тоталитарными.

     Принцип разделения властей заключается  в том, чтобы властные полномочия были распределены и сбалансированы между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части  в ведении единого органа государственной  власти либо должностного лица и тем  самым предотвратить произвол. Независимые  ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции  и законов, это так называемая «система сдержек и противовесов». Например, в СССР существовали Верховный  Совет и Верховный Суд, но их нельзя было назвать отдельными ветвями  власти, так как они не были частью системы «сдержек и противовесов». Характерно, что в государствах с  тоталитарным и авторитарным режимом, как правило, не признаётся принцип  разделения властей или же разделение властей в них закреплено лишь формально. 

 

Государство - центральный  элемент политической системы 

     Политическую  систему определяют как систему  ценностей и публичных институтов, которые организуют использование  публичной власти и связи граждан  в государстве. Она представляет собой единство четырех сторон:

1) институциональной  (государство, политические партии  и другие организации, образующие  в совокупности политическую  организацию общества);

2) регулятивной (право, политические нормы и  традиции и т. д.);

3) функциональной (методы политической деятельности, составляющие основу политического  режима);

4) идеологической (политическое сознание, господствующая  в данном обществе идеология).

     Разделяя  такой подход к представлению  состава политической системы, необходимо выделить следующие ее компоненты:

1) политическая  структура - совокупность политических  организаций, институтов и отношений  между ними;

2) политические  и правовые нормы, существующие  и действующие в виде конституций,  уставов и программ партий, политических  традиций и процедур регуляции  политических процессов;

3) политическая  деятельность, включающая разнообразные  виды действий людей, направленных  на обеспечение функционирования, преобразования и защиты системы  осуществления политической власти  в обществе;

4) политическое  сознание и такие его составляющие  как идеология и политическая  психология.

     Центральным элементом политической системы  служит ГОСУДАРСТВО, именно оно осуществляет ее главную функцию - авторитарное распределение  ценностей. Выделим его наиболее существенные признаки.

     Во-первых, это способность интеграции общества при наличии социальных различий, вызываемой ими борьбы интересов. Государство  действует прежде всего в сфере  всеобщих интересов. Если оно выходит  из этой сферы, то перестает быть и  государством, не выполняет своей  функции авторитетной регуляции  социальных отношений.

     Во-вторых, государство - это орган власти, социального  принуждения, активно использующий санкции - поощрения и наказание.

     В-третьих, среди этих норм особое значение государство  придает праву, законам.

     В-четвертых, это публичный характер государственной  власти, профессионализация управления общими делами, добровольная или принудительная передача государственным органам  и их служащим полномочий на управление другими людьми.

     В-пятых, государство действует в рамках специфического и четко ограниченного  политического пространства. Оно  имеет географические пределы: территорию, на которую распространяется его  власть, и пределы человеческие: оно охватывает граждан - членов государства, имеющих по отношению к нему юридически закрепленные права и обязанности.

     По  ФОРМЕ ПРАВЛЕНИЯ, т.е. по способу  организации верховной власти государства  могут быть республиками - иметь  выборные органы власти и монархиями - иметь единовластного верховного главу.

     По  форме ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА - организации составных частей - государства бывают едиными (унитарными), федеративными и конфедеративными.

     Важной  характеристикой государства является политический РЕЖИМ - совокупность приемов, способов осуществления политической власти. Политические режимы могут  быть демократическими, авторитарными  или тоталитарными.

     МОНАРХИЧЕСКАЯ форма правления. Монархия - это такая  форма правления, когда главой государства  является лицо, получающее и передающее свой государственный пост и особый почетный титул по наследству и пожизненно (король, император, султан и т.п.).

     Число монархий в мире велико: если считать  в их числе членов британского  Содружества, в которых британский монарх представлен генерал-губернатором, то они составляют около шестой части  государств мира.

     Общая тенденция развития свидетельствует  о переходе от монархии к республике как более демократической форме . В развитых странах монархия фактически не влияет на политический режим в  стране, однако во многих развивающихся  странах монархия, будучи феодальным институтом, ограничивает развитие демократии.

     Хотя  монарх - глава государства, на деле ему не всегда принадлежит верховная  власть. Верховная власть в монархии зачастую осуществляется системой высших органов, включая главу государства, парламент, правительство, а иногда и неформальные структуры. Поэтому  монархию принято подразделять на три  вида: абсолютную, дуалистическую и  парламентарную.

     Абсолютная  монархия до сих пор существует в  нескольких странах (Оман, Бахрейн, Катар  и др.) Особое значение в системе  управления этих стран имеют семейный совет и мусульманская религия. Семейный совет состоит из членов правящей семьи, близких родственников  короля и некоторых особо почитаемых знатоков Корана. Светская власть короля обычно соединяется с духовной.

     В дуалистических монархиях есть конституция (нередко дарованная народу монархом), парламент, без участия которого законы не могут приниматься. Однако правительство назначается монархом и ответственно только перед ним, но не перед парламентом. Некоторые  монархии, которые по конституции ближе к парламентарным (Иордания, Марокко, Непал), являются на деле дуалистическими. Монархи этих стран неоднократно распускали парламенты и правили без них годами, а то и десятилетиями. 

     В парламентарной монархии действует  конституция, принятая демократическим  путем, законодательной властью  обладает избираемый парламент. Монарх юридически остается главой государства, но участия в управлении страной  фактически не принимает. Правительство  в парламентарной монархии ответственно только перед парламентом. Правительство  формируется лидером партии большинства  в парламенте, которого король назначает  премьер-министром.

     ПОНЯТИЕ РЕСПУБЛИКИ. Республика - форма правления, при которой главой государства  является президент, избираемый на определенный срок из числа граждан, обладающих необходимыми "квалификациями" (определенный возраст, рождение в данной стране и др.). Есть и иные искаженные формы республики когда президент не избирается гражданами, а провозглашается таковым военными или революционным советом после  государственного переворота; когда  президент провозглашается пожизненным  президентом и т. п. Принято делить республики на президентские (США), полупрезидентские (Франция) и парламентарные (Индия). Особое распространение получила первая из этих форм.

     Президентская республика. В президентской республике президент, как правило, избирается независимо от парламента. Он назначает  министров (США. Бразилия) и в этом случае отдельного от президента правительства  нет, т. е. президент является главой исполнительной власти. В некоторых  президентских республиках он может  назначать также и премьер-министра. В этом случае есть правительство  во главе с премьером, но фактическим  руководителем правительства остается президент. Кроме того, ни премьер, ни министры политической ответственности  перед парламентом не несут, не могут  быть отправлены им в отставку. Это  означает, что кабинет или правительство  формируется партией (реже - блоком партий), победившей на президентских  выборах, и президент - это лидер  правящей партии, хотя во многих странах, будучи избран, он слагает с себя партийные обязанности и выступает  как "надпартийный" деятель.

     В президентской республике осуществляется жесткое разделение властей: президент  не вправе досрочно распустить парламент, но и парламент не вправе смещать  министров путем вотума недоверия.

     Вследствие  особой роли главы государства, концентрации в его руках больших полномочий отдельные страны Латинской Америки  давно получили название суперпрезидентских республик. В них президенты являлись руководителями единственной легальной, а то и вообще единственной партии, провозглашенной конституцией в  тех или иных формулировках руководящей  силой общества и государства. Президенты были главными идеологами страны, создателями официально провозглашенной обязательной идеологии. Особой формой суперпрезидентской республики является такая форма правления, которая устанавливается в результате военных переворотов. 

Информация о работе Государство