Государство как политический институт

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 14:11, доклад

Описание работы

Общество объединяет общая объективная цель, без которой оно не может ни возникнуть, ни развиваться. Такой целью является объединение людей под единой властью, координирующей разнообразные интересы членов общества.
Выделившись из общества, государство становится его основной властвующей политической организацией. Государственная власть – это главная объединяющая, организующая и принуждающая сила в обществе.

Работа содержит 1 файл

Государство как политический институт.doc

— 86.50 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

Общество объединяет общая объективная цель, без которой оно не может ни возникнуть, ни развиваться. Такой целью является объединение людей под единой властью, координирующей разнообразные интересы членов общества.

Выделившись из общества, государство становится его основной властвующей политической организацией. Государственная власть – это главная объединяющая, организующая и принуждающая сила в обществе.

Государство призвано обеспечить нормальную деятельность всех негосударственных  организаций в рамках их уставных задач, содействовать их развитию и совершенствованию. Такое сотрудничество и взаимодействие государственных и общественных организаций, в том числе и частных, способствует стабильности общественной жизни, установлению в обществе режима реальной демократии.

Государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от их принадлежности какому-либо роду или племени. Это означает, что  государство имеет свою территорию, определяет ее границы и защищает от нападения извне. Постоянное население данной территории, как правило, имеет устойчивую связь с государством в виде подданства или гражданства и пользуется его защитой внутри страны и за ее пределами.

В отличие от всех других общественных  и политических организаций государство призвано формировать и реализовать единую волю, единые цели и интересы, объединяющие всех граждан общества. Все процессы и события, происходящие в стране, деятельность всех без исключения граждан, организаций, объединений, партий, сфер жизнедеятельности, взаимоотношения между ними регулируются правовыми нормами и законами, принимаемыми и защищаемыми государством.

 

 

ГЛАВА 1.СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

1.1. Понятие, признаки и функции государства.

Центральным институтом политической системы является государство. Государство – особая форма организации политической власти в обществе, обладающая суверенитетом и осуществляющая управление обществом на основе права с помощью специального механизма (аппарата). В его деятельности концентрируется основное содержание политики. Понятие «государство» используется в двух значениях. В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. В современной науке государство, в узком смысле, понимается как организация, система учреждений, обладающие верховной властью на определенной территории.

Государство представляет собой базисную структуру обеспечения  правления и порядка в обществе. Оно  включает механизм управления – правительство, состоящее из конкретных органов и лиц, занимающих официальные должности и осуществляющих власть от имени государства. Высшие органы государственной власти в лице главы государства и его аппарата, правительства, парламента и судебных органов в совокупности играют роль управляющей системы, составные компоненты которой связаны между собой сложными организационными, структурными и функциональными отношениями. Они принимают решения общенационального значения, обязательные для исполнения как всеми без исключения звеньями государственного аппарата, так и гражданами.  Каждый из высших органов государственной власти обладает реальной структурно-функциональной определенностью, установленной конституцией, и известной самостоятельностью по отношению друг к другу. Это вытекает из самого принципа разделения власти на три самостоятельные ветви – законодательную, исполнительную и судебную.

Обладая специальным  профессиональным аппаратом, государство  выполняет основные функции по управлению делами общества и распоряжается его природными, материальными и людскими ресурсами. Среди этих функций ведущее место занимает управление социальными и экономическими процессами, сферами духовной жизни, регулирование социальных, национальных, международных отношений.

Важнейшими функциями государства также являются обеспечение сохранности и жизнеспособности общества, достижение экономической, социальной и политической стабильности, разрешение возникающих в обществе противоречий и конфликтов, предотвращение разного рода трудностей и бедствий,  способных расшатать устои существующей системы.  Государство выступает в качестве арбитра при столкновении интересов различных социальных групп, координатора и регулятора социальных, экономических и иных интересов. В его функции входит обеспечение для граждан страны источников жизнеобеспечения, условий развития систем образования, здравоохранения, социальной помощи общественного порядка, гарантирование соблюдения общеобязательных норм и правил игры в обществе и государстве и т.д.

Во внешнеполитической сфере государство выступает гарантом территориальной целостности и невмешательства каких бы то ни было внешних сил, в т.ч. и иностранных держав, во внутренние дела данного государства. Речь идет, прежде всего, о защите национальных интересов и национальной безопасности. Главным средством обеспечения этой функции служат вооруженные силы страны.

Государства разных исторических эпох и народов имеют некоторые  черты, которые в большей или  меньшей степени присущи каждому из них. Общими для государства являются следующие признаки:

  1. Отделение публичной власти от общества, ее несовпадение с организацией всего населения, появление слоя профессионалов-управленцев. Этот признак отличает государство от родоплеменной организации, основанной на принципах самоуправления.
  2. Всеобщность. Законы и полномочия государства распространяются на людей, проживающих на территории данного государства.
  3. Суверенитет, т.е. верховная власть на определенной территории.  В любом современном обществе имеется множество властей: семейная, производственная, партийная и т.д. но высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает государство. Лишь ему принадлежит право на издание законов и норм, обязательных для всего населения.
  4. Монополия на легальное применение силы, физического принуждения. Диапазон государственного принуждения простирается от ограничения свободы до физического уничтожения человека. Возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти. Для выполнения функций принуждения у государства имеются специальные средства (оружие, тюрьмы и т.д.), а также органы – армия, полиция, службы безопасности, суд, прокуратура.
  5. Право на взимание налогов и сборов  с населения. Налоги необходимы для содержания многочисленных служащих и для материального обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной и т.д.
  6. Обязательность членства в государстве. В отличие, например, от такой политической организации, как партия, пребывание в которой добровольно и не обязательно для населения, государственное гражданство человек получает с момента рождения.

     На протяжении  истории человечества отмеченные  признаки государства не оставались  неизменными. Они трансформировались в структуре институтов государственной власти, их специализации и дифференциации.

     Определение общих признаков государства имеет не только научное, но и практическое политическое значение, особенно для международного права.

Государство – субъект международных отношений. Лишь на основе обладания качествами государства те или иные организации признаются субъектами международного права и наделяются соответствующими правами и обязанностями.

1.2.Причины возникновения государства.

Государство появляется в результате разложения родоплеменного строя, постепенного обособления от общества вождей и их приближенных и сосредоточения у них управленческих функций, ресурсов власти и социальных привилегий под воздействием ряда факторов, важнейшие из которых:

- развитие общественного разделения труда, выделение управленческого труда в целях повышения его эффективности  в специальную отрасль и образование для этого специального органа – государства;

- возникновение в ходе развития производства частной собственности, классов и эксплуатации;

- завоевание одних народов другими;

- демографические факторы, изменения в производстве самого человеческого рода. Имеется в виду, прежде всего рост численности и плотности населения, переход народов от кочевого к оседлому образу жизни, а так же запрет кровосмешения и упорядочение брачных отношений между родами;

- психологические (рациональные и эмоциональные) факторы. Одни авторы (Гоббс) сильнейшим мотивом, побуждающим человека к созданию государства, считают страх пред агрессией со стороны других людей, опасение за жизнь и имущество. Другие же (Локк) ставят на первый план разум людей, приведший их к соглашению о создании специального органа – государства, способного лучше обеспечить права людей, чем традиционные формы общежития;

- антропологические факторы. Они означают, что государственная форма организации коренится в самой общественной природе человека, ее развитии.

Отмечаются также и некоторые другие факторы, влияющие на образование государств и их особенности: географическое положение, наличие или отсутствие естественных границ, климатические условия, плодородные земли и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ.

     Строение  государства традиционно характеризуется через формы правления и формы территориального (государственного) устройства. Под формой правления подразумевают организацию верховной государственной власти (в особенности высших и центральных ее органов), структуру, компетенцию, порядок образования этих органов, длительность их полномочий, взаимоотношения с населением, степень участия последнего в их формировании. Форма правления является ведущим элементом в форме государства трактуемая в широком смысле. Формы правления делятся по способу организации власти, ее формальному источнику на монархии и республики.

2.1. Монархия и ее  формы.

Монархическая форма  правления (греч. monarchia - единовластие) –древняя форма правления. Она впервые зародилась в раннеклассовых обществах, государственную власть, в которых захватывали военачальники, представители разросшихся семейных или соседских общин, предводители дружин, главы династий, руководители храмов, жрецы, организаторы тех или иных социальных классовых движений. В монархии формальным источником власти является одно лицо. Глава государства получает свой пост по наследству, независимо от избирателей или представительных органов власти.

Монархией можно назвать такое государство, где верховная власть принадлежит одному лицу, пользующемуся ею по собственному усмотрению и которому и принадлежит суверенитет.

Существует несколько разновидностей монархической формы правления:

1) абсолютная монархия (Саудовская Аравия, Катар, Оман) – всевластие главы государства;

2)  конституционная монархия – государство, в котором полномочия монарха ограничены конституцией. Конституционная монархия в сою очередь делится на дуалистическую (Иордания, Кувейт, Марокко), в которой монарх наделен преимущественно исполнительной властью и лишь частично – законодательной, и парламентскую, здесь монарх хотя и считается главой государства, но фактически обладает представительскими функциями и лишь частично исполнительскими, а иногда имеет также право вето на решения парламента, которым практически на пользуется. Подавляющее большинство современных демократических монархий – парламентские монархии. Правительство формируется в них парламентским большинством и подотчетно не монарху, а парламенту.

     Монархия  была господствующей формой правления  на протяжении тысячелетий. В  специфической форме она сохраняется  и сегодня почти в трети стран мира (например, в Великобритании, Швеции, Дании, Испании).

2.2 Республика и ее  формы.

     Второй  основной формой правления является республика. Источником власти в ней является народное большинство, высшие органы государства избираются гражданами. В современном мире существуют три основные разновидности республики:

1) Парламентская республика. Ее главной отличительной чертой является образование правительства на парламентской основе (обычно парламентским большинством) и его формальная ответственность перед парламентом. Он осуществляет по отношению к правительству ряд функций: формирует и поддерживает его; издает законы, принимаемые правительством к исполнению; утверждает государственный бюджет; осуществляет контроль над правительством и в случае необходимости может выразить ему вотум недоверия; критикует правительственную политику, представляет альтернативные варианты правительственных решений и всего политического курса.  Правительство обладает исполнительной властью, а нередко и законодательной инициативой, а так же правом ходатайства перед президентом о роспуске парламента. Хотя руководитель правительства (премьер-министр, канцлер) официально не является главой государства, реально он – первое лицо в политической иерархии. Президент же может избираться либо парламентом, либо собранием выборщиков, либо непосредственно народом.

     2) Президентская республика. Получила распространение в странах с длительными авторитарными традициями (Латинская Америка, Азия и Африка, а так же бывший СССР). Отличительный признак президентской республики - в том, что в ней президент выступает и главой государства, и главой правительства. Он руководит внутренней и внешней политикой и является верховным главнокомандующим вооруженных сил. Президент чаще всего избирается прямо народом. Он сам назначает членов кабинета министров, которые ответственны перед ним, а не перед парламентом.

     В президентской  республике существуют жесткое разделение законодательной и исполнительной ветвей власти, их значительная самостоятельность. Отношения между парламентом и президентом основываются на системе сдержек, противовесов и взаимозависимости. Парламент может ограничивать действия президента с помощью законов и через утверждение бюджета. Президент же обычно обладает правом отлагательного вето на решения парламента. Чтобы нормально выполнять свои обязанности, и парламент, и президент вынуждены сотрудничать, находить общий язык, даже если оба эти института контролируются различными партиями. 

     3) Смешанная (полупрезидентская) республика. Она существует в Австрии, Ирландии, Португалии, Польше, Финляндии, Франции, Болгарии и некоторых других странах. При этой форме правления сильная президентская власть сочетается с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства.  Ее главная характерная черта – двойная ответственность правительства: перед президентом и перед парламентом.

Информация о работе Государство как политический институт