Государство и власть

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 17:47, доклад

Описание работы

Термином “государство” мы обозначаем особый тип социальных явлений, которые характеризуются следующими чертами: а) отношением власти и подчинения; б) монопольным использованием насилия теми, кто владеет властью; в) наличием юридического порядка; г) относительным постоянством; д) институциональным измерением. Таким образом, государство - это не образование, находящееся над обществом и независимое от него, а определённый тип юридически регулируемого социального поведения, существующий в конкретных пространственно-временных условиях. Государство - это не физическое явление, которое может выявлено при помощи органов чувств, а социальный факт, предполагающий юридически нормированное иерархическое взаимодействие его членов. Когда мы говорим о государстве, то имеем в виду определённые отношения между людьми, юридически регулируемые теми, кто уполномочен для этого.

Работа содержит 1 файл

государство.doc

— 41.00 Кб (Скачать)

Понятие Государство 
 

Термином “государство”  мы обозначаем особый тип социальных явлений, которые характеризуются  следующими чертами:  а) отношением власти и подчинения;  б) монопольным  использованием насилия теми, кто  владеет властью;  в) наличием юридического порядка;  г) относительным постоянством;  д) институциональным измерением. Таким образом, государство - это не образование, находящееся над обществом и независимое от него, а определённый тип юридически регулируемого социального поведения, существующий в конкретных  пространственно-временных условиях. Государство - это не физическое явление, которое может выявлено при помощи органов чувств, а социальный факт, предполагающий юридически нормированное иерархическое взаимодействие его членов. Когда мы говорим о государстве, то имеем в виду определённые отношения между людьми, юридически регулируемые теми, кто уполномочен для этого. 

Государство - это  коллективный феномен, существующий в  конкретном  пространственно-временном  контексте. Пространственно-временной характер государства обуславливается тем фактом, что юридический порядок действует на конкретной территории в конкретное время. Юридический порядок определённого государства действует не вечно и не во всех государствах. Его применимость сужена до данной территории в течение данного периода. 

Итак, государство - это сложное социальное явление, отличительной чертой которого является принудительная регуляция поведения  людей посредством нормативных  норм. 

Государство - это  политическая общность, составляющими элементами которой являются территория, население и власть. Территория - это пространственная основа государства. Физическая основа представляет собой одно из условий, делающих возможным существование государства. В конечном счёте без территории государства не существует, хотя она может изменяться во времени.  

Территория государств включает землю, недра, воздушное пространство и территориальные воды; она не может быть сведена к так называемой твёрдой земле. Это означает, что  государство поддерживает в перечисленных средах свою суверенную власть и имеет право защищать их от внешнего вторжения со стороны других государств и частных лиц. 

Вторым составляющим элементом государства является население, то есть человеческое сообщество, проживающее на его территории и подчиняющееся его власти. Народ как родовое понятие может быть охарактеризован как относительно широкая социальная группа, члены которой обладают чувством принадлежности к ней благодаря общим чертам культуры и историческому сознанию. Люди, принадлежащие к какому-либо народу, обладают более или менее выраженным сознанием вхождения в отличную от других общность. Национальное сознание предполагает отождествление себя с общими культурными ценностями, а также наличие эмоциональных солидарных связей между лицами, принадлежащими к одной нации. 

Население государства  может состоять из одного народа или  быть многонациональным. Даже в том  случае, когда на различные национальные группы, существующие на территории одного государства, распространяется его  политическая власть, отношения между ними часто бывают напряжёнными, а в особых случаях и конфликтными. В многонациональных государствах внутренний конфликт может повлечь опасность для политической стабильности, поскольку возникающие в подобных случаях сепаратистские национальные движения стремятся создать самостоятельное государство. В некоторых случаях сепаратистские движения ведут вооружённую борьбу в форме террористической деятельности за достижение национальной независимости. 

Третьим составляющим элементом государства является власть, иными словами, отношения господства и подчинения, существующие между политической элитой и остальной частью общества. 

Итак, государство - это политическая целостность, образуемая национальной или много национальной общностью, закреплённой на определённой территории, где поддерживается юридический порядок, установленный элитой, которая монополизирует  институционализованную власть, обладая законным правом применения принуждения. 

Понятие власти 

Власть - отношения  господства и подчинения, существующие между политической элитой и остальной частью общества. 

Политическая  элита принудительно навязывает власть, используя для этого юридические  нормы. Принудительный характер юридических  норм сказывается в той мере, в  какой их нарушение позволяет государственным органам применять санкции. Власть осуществляется посредством этих норм. Юридические нормы устанавливают, что именно нужно делать, хотя это никогда не выполняется в полной мере. В том мере, в какой большинство населения конкретного государства соблюдает эти нормы. Таким образом, политическая власть является регулятором поведения населения данного государства, поскольку нормы определяют его поведение. 

Чтобы государство  существовало, те, над кем осуществляется господство, должны признавать власть тех, кто господствует в данный момент. Если к власти проявляется неуважение, правители, опираюсь на институционализированные аппараты насилия, могут применить санкции, предусмотренные политической системой. Политическая элита вынуждается применять институционализированное насилие на постоянной основе лишь в исключительных случаях, поскольку она обладает достаточно эффективными для управления коллективным поведением средствами прямого и косвенного убеждения.  Институционализированное насилие является последним аргументом, к которому прибегает политическая элита, когда социальные привычки к подчинению  и её социологическая легитимация ослабляются и возникает возможность свержения элиты. 

Лица, входящие в элиту, меняются, однако институционализированная власть государства от этого не исчезает, за исключением случаев, когда эти изменения сопровождаются уничтожением государства вследствие других причин, таких, как гражданская война или подчинение другим государством. Государство управляется элитой, состоящей из конкретных людей, однако вследствие своей институционализованности оно обладает относительной стабильностью, которая, как правило, выходит за рамки жизни отдельных людей и приобретает историческое измерение. 

Осуществляемая  политической элитой государственная  власть имеет две функции: посредническую и функцию управления. 

Элита ответственна также и за разрешение внешних  конфликтов, за регулирование отношений  с зарубежными государствами, за организацию национальной обороны и осуществление дипломатических отношений. Умение элиты руководить национальной обороной, регулировать международные отношения является столь важным, что она может укрепить или потерять свою власть в зависимости от успеха или не успеха в этом деле. Политическая элита, чтобы сохранить свою легитимность, должна бороться за сохранение суверенитета своего государства в мировом сообществе. 

Итак, выполняя свою посредническую функцию, политическая элита регулирует потенциальные  и реальные конфликты как внутри государства, так и вне его. 

Политическая  элита выполняет функцию управления государством, регулируя ход государственных  дел в целом. Для этого создаются  особые органы и формируются нормы, призванные регламентировать развитие общества. В задачи элиты входит не только обеспечение сохранения и воспроизводства существующего общественного порядка, но и контроль, осуществляемый с большей или меньшей эффективностью и беспристрастностью, за выполнением определённых видов деятельности, необходимых для общества как целого. В любом обществе имеются проблемы, связанные с экономикой, обороной, судопроизводством, контролем за природными ресурсами, здравоохранением, обеспечением продуктами питания, образованием, коммуникациями и т. д.; политические элиты пытаются смягчить их и по возможности разрешить. Престиж элит тесно связан с успехом или неуспехом этих попыток. Поэтому в политической жизни важно не то, что говорит элита о своих действиях, а то, что она делает на самом деле. Между целями, о которых заявляет или которые действительно ставит перед собой элита, и их реализацией в политической жизни, как правило, лежит множество препятствий. При этом могут возникать следующие типы ситуаций: полное достижение поставленных целей, частичное их достижение, их недостижение, и, наконец, появление непредвиденных и нежелательных последствий. 

Каждое государство  имеет свой политический режим. Политический режим  означает совокупность приемов, методов, форм, способов осуществления  политической государственной власти в обществе, характеризует степень политической свободы, правовое положение личности в обществе и определенный тип политической системы, существующей в стране. 

Режим - управление, совокупность средств и методов  осуществления экономической и  политической власти господствующего класса. 

В современном  мире можно говорить о 140-160 режимах, которые незначительно отличаются друг от друга.  

Античный философ  Аристотель дает два критерия, по которым  можно провести классификацию: 

1)  

2)  

“Правильные “  формы государства: монархия ( власть одного человека ), аристократия ( власть в руках немногих “лучших” ), полития ( власть большинства из средних в имущественном отношении людей ). 

“Неправильные”  формы государства - те, при которых  стоящие у власти люди действуют  в собственных интересах, не заботясь о благе общества. К “неправильным” формам относятся: тирания (власть в руках тирана ),олигархия ( у власти имущее меньшинство ) и демократия ( контроль общества (большинства ) над властью)). 

Демократия понималась как форма государства, в котором власть принадлежит всем или большинству свободных граждан, подчиняющихся закону. Такое представление о демократии сохранялось  вплоть  до  конца  1868  года,  а  со времен     Великой  

французской революции  понятие демократии стало применяться не к формам, а к принципам политического устройства государства. Выделяют два основных демократических принципа: свобода и равенство. 

Одна из достаточно простых, широко распространенных, классификаций  политических режимов - деление  их на тоталитарные, авторитарные и демократические. Типология политических режимов: 

а) демократический  политический режим; 

б) либеральный  политический режим; 

в) авторитарный политический режим; 

г) тоталитарный политический режим.

Информация о работе Государство и власть