Государственное право

Автор: s*********@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 03:35, реферат

Описание работы

Правовой институт государственной службы – это система правовых норм, которая регулирует отношения, складывающиеся в процессе организации самой системы государственной службы, статуса государственных служащих, гарантий и процедур его реализации, а также механизма прохождения государственной службы.

Работа содержит 1 файл

Карлен.doc

— 43.50 Кб (Скачать)

  Правовой  институт государственной  службы – это система правовых норм, которая регулирует отношения, складывающиеся в процессе организации самой системы государственной службы, статуса государственных служащих, гарантий и процедур его реализации, а также механизма прохождения государственной службы.

  Большинство российских ученых-правоведов справедливо  полагают, что правовой институт государственной  службы имеет публичную природу (так как основан на общих, а  не на частных и личных интересах). Вот что, например, пишет по этому поводу Н.М. Казанцев: «Государственная служба, будучи сформирована как публично-правовой институт, доставляет и государству свойства публично-правового института. Если же государственная служба урегулирована исключительно как институт гражданско-правовых отношений, на основе контрактов и трудовых договоров между руководителями государственных органов и гражданами, поступившими на службу, то и само государство перестает быть публично-правовым институтом, становится своего рода частной корпорацией, принадлежащей по очереди то одним, то другим всенародно избранным политикам в течение срока их полномочий, поворачивающих государственный руль до упора то влево, то вправо». Вот почему диспозитивный (дозволительный) режим регулирования государственной службы нормами трудового права не соответствует публично-правовой природе этого института, не учитывает неравный статус субъектов права – государства и государственного служащего. Для государственной службы характерен императивный (разрешительный) режим правового регулирования, который определяется принципом – разрешено только то, что прямо указано в законе.

  В этой связи государственную службу можно определить как комплексный  институт публичного права, образуемый совокупностью норм публичного права (конституционного, административного, финансового, уголовного), регулирующих отношения между государственным служащим и государством по поводу исполнения обязанностей по государственной должности, а также между государственным служащим и гражданином (обществом в целом). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Публично-правовой институт — материально-процессуальное единство юридических норм конституционного, административного, бюджетного и уголовного права, регулирующих правовой статус и процесс осуществления установленного Конституцией предмета ведения государства. Если в регулировании института отсутствует материально-процессуальное единство норм, имеются только материальные или процессуальные нормы, тогда такой институт, являясь юридическим институтом не может быть публично-правовым. 
 

Публично-правовая государственная служба защищена законом от политически-усмотрительных реорганизаций, выражается в юрисдикци-онном, профессионально-правовом статусе государственных служащих, лишение которого совершается исключительно в судебном порядке по основаниям, установленным законом исчерпывающим образом. Такой статус можно с определенной долей условности называть пожизненным, предполагая право увольнения с государственной службы по собственному желанию, строго по процедуре, установленной законом, и с предусмотренными законом правовыми последствиями и ограничениями для гражданина, состоявшего ранее на государственной службе. Государственная служба как и публичное право в целом, осуществляет связь права с законодательством, правового с юридическим, разделений государственной власти между собой, статуарного и процессуального, институцион ного с персональным, делоразрешения и функциоисполнения, целедостижения и законоосуществления. 
 

Для эффективного функционирования госслужбы необходимы определённые социальные и правовые условия. Так, в демократическом обществе социальную основу составляют прежде всего приоритеты и ценности гражданского общества, правового демократического государства, интересы, права и свободы человека и гражданина (обеспечение и защита прав и свобод личности, верховенство закона, гласность, демократизм службы и т.п.)

Правовую  основу госслужбы составляют юридические  нормы, принципы, установления, регламентирующие порядок формирования и практики её осуществления. В юридическом смысле госслужба принадлежит к публично правовой сфере, регулирующей общественную, государственную жизнь человека.

Публичное право  гарантирует общее, естественное право  народа, граждан нации на профессиональное участие в ведении государственных дел. Это право реализуется нормами международного права, различных отраслей публичного права (конституционного, трудового, финансового, уголовного и т.д.  
 
 

нанимателем государственного служащего является государство;

- отношения  «служащий-государство» носят не частный характер, а публично-властный;

- участники  трудовых отношений на службе  являются не равноправными субъектами  правоотношений, а находятся в  отношениях «гражданин-власть»;

- осуществлен  переход от диспозитивного метода  регулирования служебных отношений к императивному;

- государственно-служебные  отношения регулируются не трудовым, а конституционным и административным  правом;

- служебные  отношения регулируются контрактом, заключаемым от имени государства  представителем нанимателя.

Сегодня очень важно юридически, нормативно закрепить тот факт, что если госслужба - публично-правовой институт, то госслужащий вступает в публично-правовые (не частно-правовые) отношения с государством посредством индивидуального публичного акта - присяги (вводилась в России со времен Петра I). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Как государственная, так и муниципальная служба относятся  к инсти-

тутам публичного права. Законодательство предусматривает  для муници-

пальных служащих возможность перехода на государственную службу с

включением  в стаж государственной службы стажа  муниципальной служ-

бы. Поэтому  муниципальная служба не отделена от государственной служ-

бы Российской Федерации, но тем немение это  два различных направления

службы, что  следует из выше приведенного обоснования системы органов

управления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.Субъектами управления персоналом являются: руководители всех уровней; службы персонала (отделы кадров);

     - органы трудовых коллективов:  советы трудовых коллективов, производственные советы, общие собрания членов трудовых коллективов;

- кружки качества, профсоюзы, женские организации,  организации рационализаторов, ветеранов  и т.п., действующие на предприятии.  К внешним регуляторам деятельности  по управлению персоналом относятся: государство и, прежде всего, те его органы, которые принимают законы, регулирующие сферу трудовых отношений; ассоциации предпринимателей, вырабатывающие рекомендации в области управления, в том числе управления персоналом; организации, занимающиеся вопросами труда, и в первую очередь профсоюзы; собственники предприятий (как частные лица, так и ассоциации), нередко устанавливающие особые правила в области управления персоналом. Так, на некоторых предприятиях, принадлежащих религиозным организациям, принципы управления персоналом и взаимоотношений между сотрудниками, в целом находясь в рамках трудового и социального права, значительно отличаются от соответствующих принципов и норм светских организаций.

Информация о работе Государственное право