Ганди и проблема сепаратизма в Индии

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 00:15, курсовая работа

Описание работы

Проблемы фундаментализма стали одними из самых актуальных в политической жизни многих стран современного мира. Для Индии эта проблема становится важнейшей в определении ее дальнейшей политической и цивилизационной роли в мире. Специфический феномен фундаментализма в Индии западные политики называют коммунализмом. На самом деле речь идет о возврате к традиционным духовным ценностям не только политической элиты, но и широких слоев индусов в “самой большой демократии мира”. Иными словами, демократическое большинство, вопреки ожиданиям западных политологов, отвергло навязываемую с 1947 года вестернизацию и секуляризацию Индии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…..3-4
Глава 1. Правление династии Ганди…………………………………………5-14
1.1Становление Махатмы Ганди………………………………………….......5-8
1.2 Приход к власти Индиры Ганди …………………………………………9-12
Глава 2. Сикхское сепаратистское движение………………………………13-24
2.1 Зарождение сикхского сепаратистского движения в Пенджабе. ……13-19
2.2. Сикхская проблема в период правления Раджива Ганди …………….20-24
Заключение………………………………………………………………...…25-26
Список использованной литературы……………

Работа содержит 1 файл

separatizm.docx

— 73.56 Кб (Скачать)

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…..3-4

Глава 1. Правление династии Ганди…………………………………………5-14

1.1Становление  Махатмы Ганди………………………………………….......5-8

1.2 Приход к власти Индиры Ганди …………………………………………9-12

Глава 2. Сикхское сепаратистское движение………………………………13-24

 2.1 Зарождение сикхского сепаратистского движения в Пенджабе. ……13-19

2.2. Сикхская  проблема в период правления  Раджива Ганди …………….20-24

Заключение………………………………………………………………...…25-26

Список  использованной литературы…………………………………….....27-28 
 
 
 
 

Введение

      Проблемы  фундаментализма стали одними из самых актуальных в политической жизни многих стран современного мира. Для Индии эта проблема становится важнейшей в определении ее дальнейшей политической и цивилизационной роли в мире. Специфический феномен фундаментализма в Индии западные политики называют коммунализмом. На самом деле речь идет о возврате к традиционным духовным ценностям не только политической элиты, но и широких слоев индусов в “самой большой демократии мира”. Иными словами, демократическое большинство, вопреки ожиданиям западных политологов, отвергло навязываемую с 1947 года вестернизацию и секуляризацию Индии. Политика в Индии всегда исходила из того, что в “самой большой демократии мира” религиозная принадлежность избирателей является более важным фактором, чем социальные, национальные или политические пристрастия. “Отцы-основатели” современной Индии - М. Ганди, Дж. Неру и те, кто за ними стоял, видели возможность сохранения единства страны в секуляризме - отделении политики от религии, что для Индии было, по меньшей мере, недальновидно.            В результате этой политики мусульмане, почувствовав статус защищаемых, стали проявлять большую политическую активность при поддержке всего мусульманского мира. Исключение же религиозного, индуистского аспекта из политики выпустило иного джина: национализм и сепаратизм. Опасность сепаратизма для большого государства усиливается, когда он принимает форму экстремизма и терроризма. Поэтому нужно как можно внимательно относится к зарождению автономистских движений, чтобы они не получили ничем не ограниченное развитие, и ситуация не вышла из-под контроля. Нельзя игнорировать латентную, т.е. скрытую стадию сепаратизма. Для Пенджаба таким периодом стали 1944-1966 годы, когда его правительство требовало большей автономии и не предпринимало для достижения этой цели никаких экстремистских действий. Но центральное правительство не оценило угрозу, которую нес в себе этот процесс, поэтому позже оно столкнулось с крайней формой сикхского сепаратизма - экстремизмом.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Правление династии Ганди

1.1Становление  Махатмы Ганди

      Люди  называют его Махатма Ганди - Великая  душа. Личность Махатмы Ганди настолько многогранна, что с каждой новой, прочитанной о нем книгой, узнаются все новые и новые факты и невозможно до конца понять все его великодушие и безграничную любовь к людям, которую безвозмездно он дарил каждому, и которая двигала им в борьбе за благополучие народа.         История и культура Индии интересовала, интересует и будет интересовать миллионы людей. В Индии сложилась одна из наиболее богатых и своеобразных цивилизаций древнего мира, которая оказала мощное воздействие на другие регионы Востока. Культуру современных стран Южной Азии невозможно правильно понять без обращения к истории и традициям эпохи древности.Но Индия интересна не только своей культурой и религией, у нее, как и у других государств, есть и политическая жизнь, связанная с завоеваниями, борьбой и войнами. Это государство сумело пройти все тяготы колониализма и сохранить свои традиции.1   Самым интересным является путь достижения Индией независимости. Махатма Ганди был тем идеологом, тем вождем, который вел народ к победе. При жизни, и после смерти было высказано множество различных, притом противоречивых, порой диаметрально противоположных суждений и оценок. Со своей стороны сам Ганди являл собою фигуру, по своим индивидуальным задаткам, масштабам и результатам деятельности далеко не ординарную, чрезвычайно сложную и глубоко противоречивую. Думаю, что именно он помог людям сохранить все свои духовные ценности, потому что политика, которую он вел, существенно отличалась от всех ныне известных. Основана она была не на насилии и жестокости, а на взаимопонимании, поисках компромиссов, дружбе и согласии.2        Махатма Ганди - непримиримый борец против колониальной экспансии и национального угнетения, мыслителе и гуманисте.   Махатме Ганди довелось увидеть первые, непосредственные плоды героической борьбы своего народа за национальную свободу, достижению которой он посвятил свою жизнь. Но в тот торжественный момент, когда в ночь с 14 на 15 августа 1947 года над древними бастионами Красного форта в Дели взвился трехцветный флаг независимой Индии и подавляющее большинство индийцев ликовало, лишь один национальный лидер был погружен в глубокий траур. Это был Ганди. Казалось бы, сбылось то, к чему он стремился, во имя чего шел на неимоверные страдания, ради чего он жил и боролся, и он должен был испытывать законное удовлетворение. На деле же именно он переживал самое горькое в своей жизни разочарование, и то, что происходило вокруг, рассматривал как катастрофу, как крушение своих возвышенных идеалов и надежд. Среди всеобщей радости и ликования торжествовала духовная драма Ганди3.       Перед его народом открывались широкие перспективы и светлые дали, он же был охвачен мраком горя, безысходности и зловещих предчувствий. К несчастью, они его не обманули. Как бы роковым завершением его духовной драмы явилась последовавшая вскоре его трагическая гибель от руки индуса-фанатика. Безжалостно горькая ирония судьбы в том и состояла, что он был убит именно как «апостол ненасилия», пал жертвой вражды между индусами и мусульманами именно как поборник их дружбы и единства, был морально и физически повержен в тот самый момент, когда его родина вырвалась из оков колониализма и приступила к национальному возрождению как свободное, демократическое государство, о котором он страстно мечтал и за которое отдал свою яркую жизнь.4         Значительное влияние оказали личность и учение Ганди на многих националистических деятелей Востока. Гандистские методы получили широкое распространение в освободительном движении африканских народов. Идеалы и принципы гандизма стали идейным знаменем движения американских негров за ликвидацию сегрегации и расового неравенства. Мартин Лютер Кинг, в частности, говорил: «Любовь была для Ганди мощным орудием общественных перемен. Именно в том значении, которое Ганди придает любви и ненасилию, я нашел метод социальных реформ, который искал в течение многих месяцев. Я понял, что это единственный морально и практически правильный метод, доступный угнетенному народу в борьбе за освобождение». 5       Величайшая заслуга Ганди как выдающегося политического лидера состояла в том, что он не был борцом-одиночкой, он глубоко осознал решающую роль народных масс в антиимпериалистической борьбе, их способность и решимость покончить с колониальным порабощением. 6  И всю свою неистощимую энергию, все свои силы он направил на всемерное привлечение масс к активным выступлениям против колониального режима. Он великолепно знал быт, обычаи, нравы и настроения миллионов индийского крестьянства, ремесленников, рабочих, он тонко чувствовал пульс народной жизни и умел безошибочно определять помыслы и устремления масс. Ганди умел всегда находить верный путь к сердцам простых тружеников, составлявших массовую базу национально-освободительного движения. Он неустанно разъезжал по своей великой стране и в тесном общении с массами, в непосредственном контакте с народом разъяснял им свою политическую программу, воодушевляя их на борьбу за независимость родины. Именно в героизме и самоотверженности миллионов индийцев корениться величие и слава Ганди как их выдающегося лидера.7             
 
 
 
 
 

1. Приход к власти Индиры Ганди.

      Индира Ганди - премьер-министр Индии в 1966-1977 годы и с 1980 года, министр иностранных дел в 1984 году. Дочь Джавахарлала Неру. Участница национально-освободительного движения. Один из лидеров партии Индийский национальный конгресс, а после ее раскола в 1978 году - председатель партии сторонников Ганди. Убита террористами. Если политического деятеля можно выпестовать, готовя его на трудное поприще власти еще с пеленок, то дочь известного в стране адвоката Джавахарлала Неру, пожалуй, самый яркий тому пример.8      Окончив обучение в Оксфорде, Индира Ганди, вместе со своим мужем Ферозом Ганди возвращаются домой.9 В Индии их приняли не очень радушно. Джавахарлал стал уже символом нации, ее хранителем, "жемчужиной", как называл его Махатма Ганди. 15 августа 1947 года Индия, наконец, добилась независимости. Джавахарлал сформировал первое национальное правительство. Вот тут-то и понадобилась премьер-министру помощь, потому что одно дело иметь внешнего врага и сплотиться с народом для борьбы, другое дело - оказаться один на один с властью. Индира стала личным секретарем отца, его неизменным советником, сопровождала Неру во всех зарубежных поездках, не оставляла главу государства во внутренних распрях. сентябре 1960 года она находилась в деловой поездке по южному штату. Переговоры прошли на редкость успешно, удалось найти компромисс между забастовщиками и администрацией. На аэродроме Индиру встретил помощник отца и сообщил о тяжелом сердечном приступе Фероза. Всю ночь женщина провела у постели мужа, всматриваясь в родные черты умирающего. Индира испытала тяжелое нервное потрясение, неожиданно потеряв Фероза, осознав наконец, какое место в ее жизни занимал этот скромный, непритязательный человек. Она на несколько месяцев отошла от политической жизни, предпочтя уединение. Но уже в начале 1961 года ее общественное реноме стало расти. Она, член Рабочего комитета Конгресса, одновременно возглавила несколько комиссий, снова выезжала в очаги национальных конфликтов.10          В 1964 году умер ее отец - Джавахарлал Неру. Начиналась сложная подковерная борьба за власть. Многие полагали, что Индира Ганди станет претендовать на место премьер-министра, однако она поступила, как мудрый политик. Понимая, что немедленное возвышение сделает ее имя непопулярным - семейственность вряд ли будет приветствоваться общественностью, - она проголосовала за пожилого сторонника политики Неру - Шастри. Конечно, он не был достаточно сильной личностью, но зато за его спиной Индира могла проводить свою линию и укреплять свой авторитет. Индира Ганди пришла к власти и стала премьер-министром Индии в 1967 году, в период напряженного политического положения. Итоги выборов 1967 года показали, что конгресс лишился монополии на повсеместную власть в стране. Появились другие политические партии и организации, которые представляли серьезную конкуренцию ИНК. В ИНК выделитесь правое крыло под названием «Синдикат», которое создало    серьезную угрозу руководителям страны и, прежде всего, Индире Ганди.11

           За 12 лет власти Индиры сформировалась мощная оппозиция, которая удачно переключала все недовольство народа на премьер-министра.          

Очередные выборы 1977 года принесли поражение  бессменной Индире Ганди. Но несмотря на преклонный возраст, бойцовский характер не покинул мужественную дочь Неру. Она удивительно точно выверила свой каждый политический шаг. Прежде всего Индира Ганди объявляет о создании новой партии Индийский национальный конгресс, во-вторых, живя частной жизнью, она открывает свой гостеприимный дом для посещения всех желающих. В стране, где так сильны коллективистские традиции, где всегда уважительно относятся к гуру - учителю, это был шаг к победе. Через три года Индира Ганди снова возвращается к власти, чтобы уже никогда не покинуть ее руля при жизни. Её расстреляли террористы-фанатики сепаратистской организации штата Пенджаб. Обычная история - государство борется за свою целостность, отдельные народы требуют самоопределения. Вечный конфликт, жертвой которого стала великая женщина-политик. Что ж, жизнь политических деятелей слишком часто кончается трагически.12    В начале 1980 Индира столкнулась с рядом религиозных и этнических конфликтов. Лидеры террористической группы вместе со своими сторонниками заняли часть главной святыни сикхской религии - Золотого Храма в Амритсаре. В июне 1984 Индира Ганди отдала приказ армейским подразделениям войти в Золотой Храм. В перестрелке погибло около тысячи человек, включая руководителей террористов… Индира понимала, что теперь ее жизни угрожает опасность. На утро 31 октября у премьер-министра была запланирована встреча, которой Индира Ганди ожидала с особым удовольствием, - телеинтервью с известным английским писателем, драматургом и актером Питером Устиновым. Она долго выбирала наряд, остановившись на шафранового цвета платье, которое, по ее мнению, должно было эффектно смотреться на экране. Поколебавшись, сняла пуленепробиваемый жилет, посчитав, что он ее полнит. Простительное в иной ситуации проявление чисто женского тщеславия на этот раз стало фатальным. Подойдя к своим охранникам-сикхам, она приветливо улыбнулась. Один их них, Беант Сингх, выхватив пистолет, трижды выстрелил в премьер-министра. Одновременно другой предатель - Сатвант Сингх прошил тело Индиры Ганди автоматной очередью. 13                                                         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Глава 2. Сикхское сепаратистское движение

2.1 Зарождение  сикхского сепаратистского движения  в Пенджабе.

      Сикхизм - одна из религий Индии. Сикхизм сложился в XV в., когда страна стала местом встречи двух религиозных традиций, исламской и индуистской. Основателем сикхизма был Гуру Нанак (1469-1539). Нанак, когда ему было предсказана слава великого духовного вождя, отправился в паломничество по индийским святыням, а затем совершил хадж в Мекку. После этого он заявил, что “нет на земле индусов и нет мусульман”. Сикхизм принимали те, кто был недоволен своим социальным положением, т.е. принадлежал к какой-нибудь низкой касте, в основном это были мелкие ремесленники и земледельцы. Десятый Гуру Гобинд Сингх (1675-1708) произвел серьезную реорганизацию: упразднил пост гуру и создал новое сообщество сикхов - хальсу, а также армию хальсы. Тогда же были введены атрибуты сикхизма, именуемые “пять К” (длинные нестриженые волосы и борода, кинжал, гребень, стальной браслет, кожаные штаны особого кроя).14 В конце XVIII в. правитель одного из сикхских княжеств Ранджит Сингх (1780-1839) создал военное государство сикхов, которое дольше других индийских княжеств сопротивлялось английским колонизаторам. В колониальный период сикхи входили в состав Колониальной Британии, а после объявления независимости Индии остались в составе этого государства. В современной религиозной и общественно-политической жизни Индии  сикхи  играют  заметную  роль. 15     Сикхское сепаратистское движение возникло в середине 40-х гг. ХХ века. Так, в 1944 году сикхская партия “Акали дал” впервые выдвигает требование о создании на территории штата Пенджаб независимого государства Сикхистан. Несмотря на то, что сама партия была создана еще в декабре 1920 г., за эти 24 года ни разу не прозвучало ни одного предложения о независимости Пенджаба. В те годы партия занималась претворением в жизнь заявленных при создании целей: “координацией действий отрядов сикхского населения, которые вели борьбу за изъятие контроля над  гурдварами  из рук махантов”.16       Почему же требования о независимости появились именно в 1944 году? Для этого я нахожу по крайней мере два объяснения: во-первых, в 40-е гг. уже стало ясно, что колониальной власти Британии скоро придет конец и Индия обретет независимость. Но ведь сикхи и до прихода английских колонизаторов имели свое независимое государство, т.е. существовал исторический прецедент “существования собственной государственности, во-вторых, Мусульманская Лига (партия, представлявшая интересы мусульман в Индии) уже выдвинула требование об отделении от Индии территорий, где мусульмане составляли большинство с целью создания независимого государства, ядром которого будет штат Пенджаб. Для сикхов в таком случае возникали следующие перспективы: или они будут жить в неразделенном Пенджабе, ставшем частью нового мусульманского государства или Пенджаб будет разделен, и в таком случае в Пакистане останется  значительная часть сикхов или они останутся с Индией.17       Ни одна из этих альтернатив сикхов не устраивала. В 1946 году “Акали дал” приняла резолюцию, в которой сказано: “Поскольку единство сикхов находится под угрозой из-за постоянных требований мусульман создания Пакистана, с одной стороны, и опасности абсорбции индуистами - с другой, “Акали дал” требует ради сохранения и защиты единства религиозных, культурных и экономических прав сикхской нации создать сикхское государство”. По сути утверждается, что сикхи не смогут ужиться с мусульманами или индусами.         В августе 1947 года была открыта новая страница в истории Южной Азии - Индия и Пакистан были объявлены независимыми государствами. 15 августа было объявлено судьбоносное для сикхов решение: границу между Индией и Пакистаном провели так что, вся северо-западная часть Пенджаба была отделена от Индии. 60% процентов населения этой части составляли мусульмане, 26% - индусы, 13% - сикхи, однако именно в результате такого решения разразилась кровавая бойня между сикхами и мусульманами, итогом которой стало примерно 1 млн. погибших и 8 млн.  беженцев .18           Поначалу сикхи не спешили вновь выдвигать какие-либо сепаратистские требования. Только в конце 1948 года лидер “Акали дал” заявляет: “Мы хотим иметь провинцию, где бы мы могли сбереч ь нашу культуру и традиции”. Со временем требования стали расти, чему способствовал комплекс внутренних и внешних факторов:     1. Заметная диспропорция регионального развития. Англичане в свое время модернизировали сельское хозяйство Пенджаба, и уровеньжизни в этом штате был выше, чем в целом по стране.      2. Заметны культурные и религиозные противоречия между индусами и сикхами.            3. Много лет существовала партия (“Акали дал”), ставящая своей главной целью обеспечение религиозных интересов сикхов и для достижения этой цели стремящаяся изменить существующие положение в культурно-языковой, социально-экономической и политической сферах жизни.            4. Имели место провокационные действия Пакистана (не без помощи США).             5. Сепаратистские настроения в Пенджабе стимулировала помощьсикхской диаспоры из-за рубежа. (Большое количество сикхскихэмигрантов проживает в США, Канаде, Франции, Германии и Великобритании)         6.Честолюбивые замыслы амбициозных деятелей, которые стремились увлечь массы обещаниями “райской” жизни.19      Сикхский сепаратизм развивался на фоне общего подъема сепаратистских сил в Индии и был основным его проявлением. В 1948 году появляется идея создания пенджабиязычного штата. Члены законодательного собрания Пенджаба предоставили в Учредительное собрание Индии, которое занималось разработкой Конституции страны, специальный меморандум с требованием создания штата с сикхским большинством. Требование было отвергнуто. Здесь стоит разобраться с тем, почему индийские власти решили именно так. Во-первых, в то время в Пенджабе проживало 62% индусов и 35% сикхов, однако мест компактного проживания ни тех, ни других не было. Следовательно, если бы требование было удовлетворено, пришлось бы переселять огромные массы людей. Во-вторых, власти опасались, что создание штата с сикхским большинством спровоцирует появление новых сепаратистских идей о полном отделении штата, как оно впоследствии и произошло. В 1953 году “Акали дал” направляет повторное требование о создании Пенджаби суба, т.е. пенджабиязычного штата, но уже в Комиссию по реорганизации штатов.20          На несогласие индийского правительства с их требованиями создания Пенджаби суба сикхи прореагировали очень бурно. В 1954 г. появляются многочисленные заявления о вмешательстве властей в их религиозные дела. Индийское правительство обвинили в шовинизме. Акалийские лидеры подталкивали сикхскую общественность к акциям гражданского неповиновения. В следующем году в Амритсаре прошел “митинг с обнаженными кирпанами”, 200 тысяч сикхов демонстрировали свою военную мощь. Тара Сингх объявил голодовку, которую он намеривался закончить только в случае достижения всех своих целей. Индийские власти прореагировали на это довольно жестко: 60 тысяч человек было задержано полицией,10 тысяч из них были брошены в тюрьмы.      В 1956 году был принят закон о седьмой поправке к Конституции, которая ликвидировала прежнее деление штатов на три категории. Это означало, что все 14 штатов были отныне в равноправном положении.   В основу реорганизации был положен лингвистический принцип, т.е. к 1956 году все штаты за исключением Пенджаба были реорганизованы по языковому принципу. Это безусловно не могло не повлиять на сикхов и они заговорили об их дискриминации.21        В 1965 году произошел раскол “Акали дал”. Одна ее часть поддерживала прежнего лидера - Тара Сингха, а другая - Фатеха Сингха. Он, как никто другой подходил на роль харизматичного сикхского лидера: Фатех принадлежал к земледельческой касте джатов - самой влиятельной касте среди сикхов. Его соперник, Тара Сингх, принадлежал к другой касте дхатри (той самой, к которой принадлежали все десять сикхских гуру). Впрочем, доминирующей кастой были все-таки джаты. Они составляли 60% сикхов.22   Сикхские лидеры не раз играли на кастовых различиях. Так С. Кайрон,возглавив Пенджабский ИНК, подчеркивал, что он “первый лидер из джатов” .И конечно, Фатех Сингх, постоянно подчеркивавший свой “сельский имидж”, был ближе простым представителям земледельческой касты (а они, как уже отмечалось ранее, составляли большинство). Этим можно объяснить успехи его “Акали дал (Сант)” на выборах в так называемый религиозный парламент сикхов ШГПК в 1965 гг.23    В 1964 г. умирает Неру. Сикхи вновь участвуют в военных действиях противиностранного противника. В обстановке общего подъема патриотических настроений сикхский сепаратизм слабеет.Результатом потепления отношений между двумя общинами становится принятие в 1966г. решения о реорганизации Пенджаба. В результате перекройки прежний штат Пенджаб был разделен на три части:       1.Новый хиндиязычный штат Харьяна.      2.Другие хиндиязычные районы включаются в Химчал Прадеш.    3.Собственно штат Пенджаб, в котором сикхи составляли большинство.          Однако это действие не только не решило старые проблемы, но и создало новые. Индийские власти решили сделать Чандигарх столицей двух штатов и Харьяны, и Пенджаба. При этом Чандигарх на правах “союзной территории” управлялся бы центром. Сикхов это не устраивало. Напряжение в штате вновь стало возрастать. Для ее разрешения индийское правительство предложило в обмен на Чандигарх отдать два города Абохар и Фазилк. Однако эти города не примыкают к Харьяне, а следовательно, были необходимы коридоры для связи с этим штатом. Это оказалось неприемлемо для пенджабцев.24 
 
 
 
 

Информация о работе Ганди и проблема сепаратизма в Индии