Функции государства и государственный строй

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 14:41, контрольная работа

Описание работы

Государство как общественное явление изучается давно, но до сих пор нет ни его единого определения, ни единого мнения о происхождении государства. В начале века даже бытовало мнение о том, что основные понятия "навсегда останутся вне области нашего полного сознания".
Проблема образа государства не может не привлекать внимание ученых и политиков. В последние годы выяснилось, что с окончанием холодной войны восприятие и оценка государствами действий друг друга практически не изменились или эти изменения носят ситуативный, поверхностный характер.

Содержание

Введение..........................................................................................................3
1.Государственный строй……………………………………………….….5
2.Функции государства

2.1. Внутренние функции государства…………………………….……7

2.2. Внешние функции государства…………………...…………….….11
Заключение………………………………………………………..………..12
Список литературы………………………………………………….…….14

Работа содержит 1 файл

политология.doc

— 78.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ   АГЕНТСТВО   ПО   ОБРАЗОВАНИЮ

 
РОССИЙСКИЙ   ГОСУДАРСТВЕННЫЙ 
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ   УНИВЕРСИТЕТ
 
 

Факультет: «Управления»

Кафедра:  «Политологии»

По  дисциплине: «Политология»

 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

На тему: «Функции государства и государственный строй» 
 
 
 

                         Исполнитель:

                      Студентка 2 курса,

Факультета  управления,

Группа  № 23 з/о 
 

                Руководитель:

  
 
 
 

Москва 2010 
СОДЕРЖАНИЕ                  
 
 

    Введение..........................................................................................................3 

    1.Государственный  строй……………………………………………….….5 

    2.Функции  государства

       

        2.1. Внутренние функции государства…………………………….……7

      

        2.2. Внешние функции государства…………………...…………….….11 

    Заключение………………………………………………………..………..12 

    Список  литературы………………………………………………….…….14

                                            

 

    Введение

 

    Государство как общественное явление изучается  давно,  но  до сих пор нет  ни его единого определения,  ни единого мнения о происхождении  государства. В начале века даже бытовало мнение о том, что основные  понятия  "навсегда  останутся  вне области нашего полного сознания".

    Проблема  образа государства не может не привлекать внимание ученых и политиков. В последние  годы выяснилось, что с окончанием холодной войны восприятие и оценка государствами действий друг друга практически не изменились или эти изменения носят ситуативный, поверхностный характер. Почему же образы прошлого не перестают оказывать влияние на взгляды сегодняшние?

    Известно, что восприятие государства далеко не всегда осуществляется в соответствии c конструируемым им имиджем, но определяется совокупностью образов, возникших в процессе социального познания у партнеров и оппонентов. Поэтому проведение политики, основанной исключительно на внутренних представлениях о собственном имидже, без учета сигналов “обратной связи”, чревато серьезными проблемами1.

    В настоящее время изменение характера  взаимодействия государств на мировой  арене привело к тому, что закрытость в международных отношениях оказалась невозможной и/или нецелесообразной. Не будет преувеличением сказать, что силовая политика здесь дополняется и в ряде случаев вытесняется так наз. имиджевой политикой. Последняя связана с созданием таких когнитивных и аффективных паттернов, которые во многих случаях не только не способствуют разрешению конфликтов между странами, но и затрудняют конструктивный диалог. Слияние имиджевой и силовой (реальной) политики усложняет задачу определения государством своей роли в мире, адекватной потенциалу. Вместе с тем было бы неверным видеть в имиджевой политике лишь еще одно средство манипуляции массовым сознанием. Скорее, эта политика представляет собой альтернативный способ взаимодействия с окружающей средой в условиях информационной революции, экологически валидный инструмент обретения совместимости с глобализирующимся миром2.

    Рассмотрим  функции государства на примере  России.

 

    1.Государственный строй

 

    Государство - особая организация общества, объединённого  общими социальными, культурными интересами, занимающая определённую территорию, имеющая собственную систему управления, систему безопасности и обладающая внутренним и внешним суверенитетом.

    Термин  обычно используется в правовом, политическом, а также социальном контекстах. В  настоящее время вся суша на планете Земля, за исключением Антарктиды и прилегающих к ней островов, разделена между примерно двумястами государствами.

    По  сравнению с общиной, которая  является простым (неорганизованным) обществом, государство содержит в себе социальный класс (или классы), профессиональным занятием которого (или которых) является управление общими делами (при общинном устройстве, каждый общинник причастен к управлению таковыми)3.

    Нынешний  политический режим РФ не только опирается  на традицию, но и отражает состояние  общества и поэтому "объективен". Этот режим - царский по сути, по форме и по стилистике. Власть консолидирована, ее разделение представляет собой конституционную фикцию. Президент РФ - современный царь - выступает единственным функционирующим институтом политической системы. При этом особенностью российского авторитаризма является то, что авторитарное правление опирается на согласие управляемых. Роль легитимирующего фактора в этой "сцепке" исполняют выборы4.

    Функции государства классифицируются:

  • по сфере общественной жизни: на внутренние и внешние,
  • по продолжительности действия: на постоянные (осуществляемые на всех этапах развития государства) и временные (отражающие определённый этап развития государства),
  • по значению: на основные и неосновные,
  • по видимости: на явные и латентные,
  • по влиянию на общество: на охранительные и регулятивные5.

 

    2.Функции государства

    2.1.Внутренние функции государства

 

    Основной  классификацией является деление функций  государства на внутренние и внешние. К внутренним функциям государства относятся:

    Правовая  функция - обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение  граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина.

    Самую элементарную свою функцию поддержания  законности и порядка наше государство не выполняет. Можно даже сказать, что в этом качестве оно фактически отсутствует, поскольку превратилось в особый элемент рыночной экономики. Репрессивная часть российского государства сегодня прочно вросла в экономику и никаких функций, кроме обслуживания своих собственных корыстных интересов, не выполняет6.

    Политическая  функция - обеспечение политической стабильности, выработка программно-стратегических целей и задач развития общества.

    Главная проблема российской государственности  заключается в том, что разделение властей продекларировано, но реально не проведено. И в обозримое время оно проведено быть не может, поскольку не произошло разделения "государства" и "общества". Власть, венчаемая президентской администрацией, ведет себя вполне "по-советски", как полный хозяин государственного аппарата управления и как собственник безгласного населения. Другими словами, более чем за 15 лет после краха советской системы не возникло "общества" как специфического, автономного от власти типа организации людей, системы независимых от нее институтов, как не возникло и самой институционализации связей и отношений, основанных на частных интересах и групповых солидарностях7.

    Меняется  стилистика политических режимов, но характер государственной власти принципиально не меняется. Периоды правления окрашены личностью первого лица государства и манерой его правления, но сама по себе личность правителя мало сказывается на сложившихся механизмах прихода к власти, а значит - и на принципах подбора кадров исполнителей, на способах поддержки первого лица, на массовых представлениях о легитимности оснований власти. Персональная зависимость от главы государства руководителей всех ее ветвей - правительства, ведомств, председателей судов, руководителей парламента, наместников в регионах - придает государственной машине внешне централизованный и рациональный вид, но, по сути, свидетельствует об ее глубоко архаичном, патерналистском характере.

    Власть  в стране централизована, недифференцирована и персонифицирована. Она принадлежит президенту, "вождю" народа и осуществляется посредством неконституционных органов управления и механизмов господства (через администрацию президента). Она опирается на тайную политическую полицию (ФСБ) и другие спецслужбы, выведенные из-под контроля закона, суда и парламента, на наместников центральной власти в провинции, на систему пропаганды и агитации в лице полностью зависимых от федеральной или местной власти СМИ. Ее резерв - вооруженные силы и директорат крупнейших корпораций и предприятий (резидуум планово-государственной экономики), а также - сегодня еще слабые, но в будущем, возможно, способные играть более значимую роль - парамилитарные или молодежные организации, характерные для начальных периодов тоталитарных режимов, вроде "наших" и тому подобных организованных статистов "народа". Эта власть фактически бесконтрольна, поскольку ей ничто не может быть противопоставлено: авторитет представительских органов, назначаемых из администрации президента, у населения невысок во всех группах, а их дееспособность вызывает большие сомнения8.

    Экономическая государства в условиях рыночной экономики является установление правил игры, а также контроль за соблюдением законов. Чтобы понять, как у нас с этим обстоит дело, достаточно вспомнить о сохраняющемся в России колоссальном неформальном, теневом секторе. Мы видим, далее, как даже хорошие законы могут работать у нас против рынка и либеральной экономики.

    Малый бизнес, составляющий сегодня основу нормальной рыночной экономики, не может  занять в России достойного места. На малых российских предприятиях работает лишь 20-25 процентов занятых. Между  тем в Германии, к примеру, эта  цифра составляет более 60 процентов, причем речь идет не только о занятых в сфере услуг и торговле, но и об инновационных предприятиях. У нас же значительная часть населения по-прежнему держится за свои места на старых предприятиях советского периода, которые сегодня "лежат на боку" (как, например, АвтоВАЗ). О какой конкурентоспособности несырьевого сектора российской экономики можно при этом говорить9.

    Социальная  функция - обеспечение солидарных отношений  в обществе, сотрудничества различных  слоев общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта.

    В социальной сфере главная роль государства  заключается в перераспределении  доходов в пользу бедных и малоимущих. Но и эту роль оно в России не выполняет, поскольку у нас различия между богатыми и бедными, как  известно, продолжают возрастать даже по официальной статистике. К тому же в стране существуют колоссальные межрегиональные различия по уровню доходов10.

    Экологическая функция — гарантирование человеку здоровой среды обитания, установление режима природопользования.

    Культурная функция — создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности, гарантирование открытого информационного пространства.

    Образовательная функция — деятельность по обеспечению  демократизации образования, его непрерывности и качественности, предоставлению людям равных возможностей получения образования.

 

     2.2.Внешние функции государства

 

    К внешним функциям государства относятся:

    Функция обеспечения национальной безопасности — поддержание достаточного уровня обороноспособности общества, защита территориальной целостности, суверенитета государства.

    Функция поддержания мирового порядка —  участие в развитии системы международных  отношений, деятельность по предотвращению войн, сокращению вооружений, участие в решении глобальных проблем человечества.

    Функция взаимовыгодного сотрудничества в  экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами11.

 

    Заключение

 

    Нельзя  не согласиться, что мы имеем сегодня  дело с неэффективным государством - уже не тоталитарным, но еще и не демократическим, не правовым. Это - полицейское государство. <...> Однако экспертные оценки, согласно которым нынешний политический курс означает свертывание самого процесса модернизации государства, не очень-то отличаются от оценок населения. Конечно, такие оценки (особенно в условиях, подобных нынешним российским, когда пространство публичной свободы в СМИ крайне стеснено) всегда слабо рационализированы, противоречивы и обусловлены в первую очередь повседневным опытом. Прежде всего - заботами о материальном существовании, личной безопасности, балансом страхов, угроз и надежд, определяющим представления о ближайшем будущем. И, тем не менее, оценки эти весьма показательны12.

Информация о работе Функции государства и государственный строй