Форма государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 08:49, контрольная работа

Описание работы

В теории государства и права равно и как в некоторых иных общественных науках рассматривается проблема формы государства, то есть проблема формирования особой формы общественной жизни человека - государства.
Подход к этой проблеме был различным на разных этапах развития общества, на разных этапах развития теории государства и права как юридической науки.

Работа содержит 1 файл

политология, форма государства.docx

— 38.70 Кб (Скачать)

Парламентская республика является менее распространенной формой правления, чем республика президентская, но она также весьма распространена (ФРГ, Финляндия, Индия, Турция и др.). 

После принятия Конституции  Россия стала де-факто президентской  республикой. Президент РФ является главой государства. Он назначает Председателя Правительства РФ, имеет право  быть председателем на заседании  Правительства. Он назначает выборы в Государственную Думу, вносит в  нее проекты законов, может распустить ее и т.д. он руководит внешней  политикой, является Верховным Главнокомандующим  Вооруженными силами России. Необходимость  наделения Президента такими большими полномочиями объясняется сложностью переходного периода, переживаемого страной. 

Итак, вопрос о форме  государства - это прежде всего, вопрос о форме правления. Но не только. Это еще вопрос о национально-государственном  и административно-территориальном  устройстве государства, о связи  центральных и местных органов  власти и управления, распределении  между ними полномочий. 

Изучая этот второй блок формы государства, прежде всего, следует обратить внимание на многозначность понятия «устройство государства» в теории государства. Говорится  об устройстве государства как форме  государства, об устройстве как форме  правления, об устройстве как территориальной  организации. 

3. Форма государственного  устройства 

3.1 Унитарное государство 
 

Территория государства  представляет собой пространство, на которое распространяется его власть. Это, следовательно, не только собственно территория, то есть суша, но также акватория (водные пространства) и воздушное  пространство над ними. Территориальное  устройство, или территориальная  организация, государства - это система, взаимоотношений между государством в целом, то есть его центральной  властью, и территориальными составными частями, точнее говоря - их населением и действующими там органами публичной  власти. 

Проблема территориального устройства возникла после того, как  увеличившиеся размеры территории государства, потребовали создания специальных органов и учреждений для управления периферией. 

Итак, форма государственного устройства - это национальное и  административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями и между центральными и местными органами государственной  власти.11 

Форма государственного устройства раскрывает внутреннее строение государства, его деление на составные  части - административно-территориальные  единицы, автономные политические образования  или суверенные государства. 

На основе данного  критерия государственное устройство характеризуется с точки зрения распределения власти в центре и  на местах. 

Форма государственного устройства тесно связана с территориальным  признаком государства. Она дает возможность понять, из каких территориальных  единиц состоит государство, каков  их правовой статус и взаимоотношение  между собой и центральными органами государственной власти. 

Различают следующие  формы государственного устройства. 

Унитарное государство (от лат. unitas - единство) представляет собой  простое, цельное государство, отдельные  части которого иногда могут обладать автономной (политико-административное устройство). Большинство унитарных  государств имеют административно-территориальное  деление (районы, области, кантоны и  т.п.), в которое укладывается и  существующая автономия, то есть самоуправляющиеся  образования. Например, в и Испании  наряду с историческими областями (страна басков и Каталония), выделенными  по национальному признаку, созданы  и территориальные автономии. Но эти самостоятельные части не обладают признаками государственного суверенитета, в таком государстве  существует единая система высших органов  и единое законодательство (Франция, Швеция, Бельгия, Беларусь, Украина  и т.д.). 

Унитарное государство  примечательно единством власти, территории и населения. 

В унитарном государстве  действует единое гражданство и  имеется одна конституция. Характерный  признак унитарного государства  выражается в том, что право принятия законов принадлежит только центральным  органам государства. 

Унитарное государство  имеет один центр управления делами общества, и в этом отношении оно  выгодно отличается от государств, имеющих иные формы государственного устройства. В то же время управление, исходящее из единого центра, имеет  свои недостатки. Оно не может учитывать  всех особенностей территорий и может  принимать решения, которые не в  полной мере соответствуют специфическим  условиям отдельного региона, особенно если в нем проживают лица некоренной национальности. 

Большинство современных  государств - унитарные. Как правило, 

2.2 Федеративное государство 
 

Федерация - соединенное, сложное союзное государство, субъекты которого являются государственными образованиями  и обладают признаками суверенитета. При этой форме государственного устройства образуются общие для  всей федерации высшие органы власти и органы управления, причем сохраняются  высшие органы власти и органы управления у каждого из государств - членов федерации. Последние могут иметь, кроме того, собственное законодательство, судебную, налоговую системы. Немало стран являются федерациями, сложившимися в силу различных исторических условий  и социально-политических причин. 

Входящие в состав федерации субъекты могут называться различным образом - земли, штаты, края, автономные образования. Федерации  образуются не только в целях решения  национального вопроса. Например, земли  в Германии, штаты в США образованы без какой-либо связи с проживающими на их территории национальностями или  народностями. В составе Российской Федерации имеются субъекты, образованные по национальному признаку (республики, автономные округа, автономная область), и субъекты, образованные по административно-территориальному признаку (края, области, города федерального подчинения). 

Взаимоотношения федерации  и ее субъектов являются достаточно сложными. Как целостное государство  федерация имеет единые для всего  государства федеративные органы законодательной, исполнительной и судебной власти, армию, прокуратуру. В свою очередь  каждый субъект федерации выступает  самостоятельным государственным  образованием, имеющим собственные  законодательные, исполнительные и  судебные органы, которые по определенной части вопросов могут принимать  решения и действовать независимо от федеральных органов и федеральных  законов. 

Два параллельно  действующие системы органов  могут действовать сколько-нибудь успешно лишь при условии четкого  распределения между ними предметов  ведения и полномочий. 

Россия относится  к федерации смешанного типа, построенной  на национально-территориальной основе. Смешанный характер территориального устройства России требует гибкой и  продуманной политики со стороны  высших федеральных органов власти. 

Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении и предметов ведения  и полномочий между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации. 

Исторически известна и такая форма объединения  государства, как конфедерация, сочетающая признаки международно-правовой и внутригосударственной  организации. 

Конфедерация есть союз государств, объединенных одним  или несколькими общими органами при сохранении каждым государством своего суверенного существования. Попытки создания конфедераций имелись  и в XX в., но они оказались неудачными. Конфедерация в отличие от федерации  не образует нового государства. Члены  конфедерации полностью сохраняют  свой суверенитет. Конфедерация обычно создается на основе договоров о  ее создании. Субъекты конфедерации сохраняют  право выхода из нее. Единое гражданское  законодательство, единая судебная система  отсутствуют. Органы конфедерации главным  образом координируют, направляют в  общее русло деятельность членов федерации в той или иной сфере. При этом могут создаваться представительные органы, исполнительные органы, в которые  члены конфедерации делегируют своих  представителей. В органы конфедерации население непосредственно представителей не избирает, общее гражданство отсутствует. Те или иные вопросы обычно решаются путем консенсуса - всеобщего согласия представителей всех членов конфедерации. Члены конфедерации могут объединять свои усилия, деятельность в военной, таможенной, дипломатической, экономической  и т.д. сферах. Органы конфедерации могут  принимать нормативно-правовые акты, которые чаще всего носят рекомендательный характер. Общеобязательное значение такие акты приобретают после  того, как соответствующие органы государств - членов конфедерации одобрят  их и придадут им общеобязательное значение. 

Как показывает история, конфедерации являются весьма неустойчивым образованием, способным распадаться  при первом же удобном случае. Современные  конфедерации просуществовали недолго. Это Объединенная Арабская Республика, включавшая Египет и Сирию, а также  Сенегамбия, объединившая на несколько  лет Сенегал и Гамбию, но создание конфедераций возможно и в будущем. 

В настоящее время  признаками конфедерации обладают Содружество  Независимых Государств и Европейский  союз. 

Каждое суверенное государство вправе самостоятельно определять характер своих отношений  с другими государствами, действуя на основе общепризнанных принципов  и норм международного общения, а  также решать проблемы внутреннего  устройства в соответствии со своими интересами. 

4. Формы политического  режима 

4.1 Авторитарный режим 
 

С формой государства  тесно связан политический режим, значение которого в жизнедеятельности той  или иной страны исключительно велико. Политический режим - совокупность способов и методов осуществления государственной  власти. Изменение политического  режима (даже если форма правления  и форма государственного устройства остаются прежними) обычно приводит к  резкому изменению внутренней и  внешней политики государства. Вызвано  это тем, что политический режим  связан не только с формой организации  власти, но и ее содержанием. 

Нельзя оценивать  государство только с позиций  форм государственного правления и  устройства. Привлечение категории  политического режима дает наиболее полное представление о конкретном государстве. И тогда, например, оказывается, что монархия и унитарное государство  с демократическим режимом для  личности предпочтительнее, чем федеративная республика с тоталитарным антидемократическим  режимом. 

Характеристика политического  режима зависит от многих факторов: способов формирования органов государственной  власти, взаимоотношений между ними, роли права в жизни общества, степени  участия граждан в управлении государством и реальности их прав и свобод, способов разрешения социальных и политических конфликтов. В зависимости  от методов, применяемых государством для осуществления политической власти различают авторитарные и  демократические государственно-правовые режимы. 

Авторитарный режим  отличается тем, что: 

- народ при таких  режимах фактически отстраняется  от формирования государственной  власти и контроля за ее  деятельностью; 

- вся полнота власти  концентрируется в руках правящей  элиты, не учитывающей коренных  интересов населения; 

- устраняется оппозиция  (иногда формально разрешается  деятельность близких по духу, родственных политических партий  и профсоюзов); 

- решения центральной  власти реализуются при широкомасштабном  использовании насилия, при опоре  на военно-полицейский аппарат.  Устанавливается полное преимущество  государства над правом; 

- личность лишена  гарантий безопасности, человек  не может реально пользоваться  общедемократическими свободами,  даже если они формально провозглашены.  Устанавливается полный приоритет  интересов государства над гражданином. 

Информация о работе Форма государства