Федеральное собрание

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 21:19, курсовая работа

Описание работы

На всех этапах развития человеческое общество нуждалось в регулировании, упорядочении различных отношений. На протяжении веков этой функцией обладали различные органы (выборные и наследственные, коллегиальные и единоличные). В современных условиях эта роль в основном закреплена за парламентом.
Парламент (англ. parliament от фр. parler - «говорить») - название высшего представительного и законодательного органа в странах, построенных частично или полностью на выборных началах.

Содержание

Введение------------------------------------------------------------------------------стр.3
Глава1- Правовое регулирование деятельности российского парламента-------
-----------------------------------------------------------------------------------------стр4-5.
Глава2- Функции и полномочия Федерального собрания----------------стр6-10.
§1- Функции и Полномочия Государственной Думы---------------------стр10-12.
§2- Функции и полномочия Совета Федерации----------------------------стр13-14.
Глава3- Структура федерального собрания---------------------------------стр15.
§1- Структура Государственной думы---------------------------------------стр16-18.
§2- Структура Совета Федерации---------------------------------------------стр19-21.
Заключение------------------------------------------------------------------------стр22-23.
Список использованной литературы---------------

Работа содержит 1 файл

конституция.docx

— 60.16 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оглавление:

Введение------------------------------------------------------------------------------стр.3

Глава1- Правовое регулирование деятельности российского парламента-------

-----------------------------------------------------------------------------------------стр4-5.

Глава2- Функции и полномочия Федерального собрания----------------стр6-10.

§1- Функции и Полномочия Государственной Думы---------------------стр10-12.

§2- Функции и полномочия Совета Федерации----------------------------стр13-14.

Глава3- Структура федерального собрания---------------------------------стр15.

§1- Структура  Государственной думы---------------------------------------стр16-18.

§2- Структура  Совета Федерации---------------------------------------------стр19-21.

Заключение------------------------------------------------------------------------стр22-23.

Список использованной литературы-----------------------------------------24. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

  На всех этапах развития человеческое общество нуждалось в регулировании, упорядочении различных отношений. На протяжении веков этой функцией обладали различные органы (выборные и наследственные, коллегиальные и единоличные). В современных условиях эта роль в основном закреплена за парламентом.

  Парламент (англ. parliament от фр. parler - «говорить») - название высшего представительного и законодательного органа в странах, построенных частично или полностью на выборных началах.

  Институт парламента имеет многовековую историю. Считается, что впервые парламент был образован в Англии в XIII веке как орган сословного представительства. Название «парламент» устанавливается в Европе в первой половине XIX века по французскому и английскому примеру. Во Франции парламентом назывались не законодательные, а судебные органы округов

  В настоящее время высший представительный и законодательный орган в разных странах имеет разное название. «Парламент» как собственное наименование для обозначения данного органа применяется в Великобритании, Франции, Италии, Канаде, Бельгии, Молдове, Казахстане и др. В США и большинстве стран Латинской Америки парламент называется конгрессом, в Норвегии - стортингом, в Литве и Латвии - сеймом и так далее В Российской Федерации парламентом является Федеральное Собрание. Согласно статье 10 Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993) «Российская газета». 1993. N 237. государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.      Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Федеральное Собрание относят к органам законодательной власти.

  Актуальность этой темы в современное время в россии очень высока в связи все возрастающим интересом к выборам среди народа в российскую думу.

Объект исследования данной работы - Федеральное Собрание как парламент Российской Федерации.

  Предметом исследования являются Конституция РФ, нормативно-правовые акты Российской Федерации, учебная и научная литература.

  Цель работы - всесторонне исследовать Федеральное Собрание как особый государственный орган. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

-проанализировать статус Федерального Собрания, его положение в системе органов государственной власти РФ;

-дать характеристику основным функциям Федерального Собрания;

-выявить структуру Федерального Собрания;

-охарактеризовать статус членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.

Глава 1. Правовое регулирование деятельности российского парламента.

  В отличие от многих европейских стран, где парламентские традиции складывались веками, в России первое представительное учреждение парламентского типа было создано в 1906 году после издания царского Манифеста 17 октября 1905 года. Нижней палатой первого российского парламента стала Государственная Дума, верхней - Государственный Совет. Государственная Дума просуществовала недолго (1906-1917 года). После Февральской революции ни Государственная Дума, ни Государственный Совет не возобновили свою работу.

  Пришедшие к власти большевики рассматривали парламент исключительно как элемент «буржуазной демократии», поэтому отвергали его в условиях диктатуры пролетариата. В советский период отвергалась идея разделения власти. Советы провозглашались единовластными органами народного представительства. Но Верховный Совет СССР не являлся независимым органом власти, поскольку лишь оформлял решения руководства правящей партии. Только в начале 1990-х годов происходит возрождение идей парламентаризма с избранием Съезда народных депутатов РСФСР.

Положение изменилось с принятием Конституции РФ в 1993 году, которая учредила Федеральное  Собрание как представительный орган, осуществляющий законодательную власть в Российской Федерации.

В статье 94 Конституции  РФ указано, что Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным  органом Российской Федерации.

  Статья 11 Конституции РФ закрепляет Федеральное Собрание как один из органов государственной власти: «Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации». Эта статья помещена в главу 1 Конституции РФ, для которой предусмотрен усложненный порядок изменения - пересмотр, что обеспечивает прочное положение Федерального Собрания в системе государственных органов1.

  Глава 5 Конституции посвящена Федеральному Собранию. В ней закрепляются основные положения, касающиеся деятельности Федерального Собрания, его структура, полномочия и порядок формирования палат, статус членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, а так же законодательный процесс в Российской Федерации.

  «Конституционное закрепление основ организации и деятельности парламента РФ имеет большое значение для развития российского парламентаризма. Достаточно высокий статус парламента и имеющиеся у него «сдержки и противовесы» по отношению к Президенту, исполнительной и судебной властям, позволяют ему обеспечивать стабильное функционирование демократических институтов власти в Российской Федерации» Кроме основного закона существуют другие нормативные акты, регламентирующие деятельность Федерального Собрания: Федеральные законы, Постановления Правительства РФ, Указы Президента РФ и другие. В них развиваются положения Конституции.

  Палаты Федерального Собрания принимают регламенты, в которых детализируется внутренний распорядок, структура палат, организация их деятельности. Регламент изначально создается как вспомогательный акт, закрепляющий процедурные правила реализации парламентом конституционно закрепленных полномочий. Значение этих актов особенно высоко из-за отсутствия специального закона о российском парламенте. Регламенты Государственной Думы и Совета Федерации представляют собой универсальные нормативные акты, регулирующие весьма широкий спектр внутренней жизни палат - от порядка формирования органов палат до порядка осуществления законодательных процедур и решения иных вопросов, с которыми приходится сталкиваться парламентариям в процессе своей работы. Этим обусловливается практическая значимость данного вида нормативных актов2.

  Регламент Совета Федерации принят постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 30 января 2002 года (последние изменения и дополнения внесены постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 16 апреля 2008 года). Регламент Государственной Думы принят постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 января 1998 года (последние изменения внесены постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 2 апреля 2008 года).

  Федеральное Собрание осуществляет свою деятельность в соответствии со следующими присущими всем органам власти принципами:

  • законность (следование действующему законодательству);
  • демократизм (доступность для граждан);
  • федерализм (учет федеративного устройства РФ);
  • гуманизм, приоритет прав и свобод человека и гражданина;
  • самостоятельное осуществление полномочий;
  • независимость от других органов власти;
  • невмешательство в работу других органов власти;
  • взаимодействие с другими органами власти в пределах компетенции;
  • профессионализм, компетентность.

    Глава 2.Функции и полномочия Федерального собрания.

  Исполнительная власть - важнейший элемент системы разделения властей. Государственная функция этой ветви власти - организационно-распорядительная деятельность по исполнению и реализации законов, принятых парламентом РФ, указов Президента РФ и пр. Систему исполнительной власти РФ составляют: Правительство РФ, иные федеральные органы исполнительной власти, к которым относят Министерства и Ведомства, Комитеты, агентства, надзоры и пр., органы исполнительной власти субъектов РФ.

  Исполнительные органы власти субъектов РФ образуются в соответствии с их конституциями и уставами, а так же в соответствии с Федеральным законом от 1999 г. " Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти Российской Федерации". Так, согласно Конституции Республики Карелия исполнительная власть в Карелии осуществляется Председателем Правительства РК и возглавляемым им Правительством РК. Исполнительные органы субъектов РФ самостоятельны в осуществлении своих полномочий в пределах собственного ведения. По предметам совместного ведения с органами исполнительной власти Федерации, органы исполнительной власти субъектов входят в единую систему органов исполнительной власти Российской Федерации.

  Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство РФ, основные полномочия которого установлены ст. 114 Конституции РФ. К ним относятся3:

  • разработка и представление Государственной Думе отчета об исполнении федерального бюджета
  • обеспечение единой финансовой , кредитной и денежной политики РФ
  • проведение в РФ единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии, путем разработки единых стандартов, единых программ и пр.
  • осуществление управления федеральной собственностью
  • осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью
  • осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ.
 

  Иные полномочия Правительства могут быть возложены федеральными законами, Указами Президента, а также следуют из положений Конституции РФ, например, обязанность давать заключения на проекты законов, которые представляются в Государственную Думу по вопросам, покрываемым за счет федерального бюджета, таких как (п.3 ст.104) введение или отмена налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства и др.

  В соответствие с ч.2 ст.110 Конституции РФ в состав Правительства входят: Председатель Правительства, заместители Председателя и федеральные министры4.

  Порядок формирования Правительства РФ начинается с назначения его Председателя, путем внесения Президентом РФ кандидатуры на должность Председателя Правительства на рассмотрение Государственной Думы.

Конституция РФ обязывает Президента РФ соблюдать  определенные сроки для внесения кандидатуры на пост Председателя Правительства  РФ.

Предусмотрены три основных случая с установлением  соответствующих сроков внесения кандидатуры  в Государственную Думу:

не позднее  двухнедельного срока после отставки Правительства;

в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной  Думой.

Однако Государственная  Дума тоже связана определенными  сроками. Так в соответствии с  ч.3. ст.111 Конституции РФ она обязана  рассмотреть представленную Президентом  РФ кандидатуру Председателя Правительства  РФ в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре.

Информация о работе Федеральное собрание