Фашизм и неофашизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 10:42, реферат

Описание работы

Народ не может жить, не помня уроков своей истории. Только на основании опыта, пройденного народом, строится сегодняшний и завтрашний день… это изречение еще раз подтверждает известную истину о том, что без прошлого нет настоящего, и не может быть будущего. В 20 - 30-х годах 20 века в Германии случилось то, что погубило миллионы людей, то, что заставляет вздрагивать нынешних жителей Германии и извиняться за грехи предков перед целыми народами.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3 стр.
Фашизм………………………………………………………….………..4 стр.
Неофашизм…………………………………………………………….…7 стр.
Заключение………………………………………………………………10 стр.

Работа содержит 1 файл

политология.docx

— 28.52 Кб (Скачать)

Содержание:

Введение…………………………………………………………………..3 стр.

Фашизм………………………………………………………….………..4 стр.

Неофашизм…………………………………………………………….…7 стр.

Заключение………………………………………………………………10 стр.

 

 

 

Введение

Народ не может жить, не помня  уроков своей истории. Только на основании  опыта, пройденного народом, строится сегодняшний и завтрашний день…  это изречение еще раз подтверждает известную истину о том, что без  прошлого нет настоящего, и не может  быть будущего. В 20 - 30-х годах 20 века в Германии случилось то, что погубило миллионы людей, то, что заставляет вздрагивать нынешних жителей Германии и извиняться за грехи предков  перед целыми народами. Имя этому  чудовищу фашизм, названный историей коричневой чумой. Прошло более 50-ти лет, и история сделала свой новый  виток, и настало время повторения ее. Во многих странах мира появляются молодежные организации фашистского  толка, так называемые, неофашисты. А что такое неофашизм на самом  деле? Исторический опыт прошлого учит, что военная угроза порождается  не только существованием армии и  оружия. Причины региональных и глобальных конфликтов сложны и многоплановы, и меры по их устранению должны носить комплексный характер. В частности, меры безопасности приобретают необходимую эффективность, если они распространяются не только на военную, но и на политическую, экономическую, некоторые другие области. Безопасность обеспечивается не только разоружением, но и достижением политического доверия, уважением прав народов. Возрождению фашистской идеологии способствует и современная массовая культура, особенно продукция кино и шоу-бизнеса, производимая крупными американскими корпорациями. С ее помощью устанавливается культ вседозволенности, объявляются устаревшими нравственные нормы, целью жизни объявляется материальное потребление. Очевидно, что подобной культурной политике, объективно способствующей возрождению и распространению фашистской идеологии, нужно противопоставить деятельность по утверждению традиционных нравственных ценностей и принципов социальной солидарности.

 

Фашизм

Фашизм - система политических идей, или реальная политическая практика, основанные на представлениях об интеллектуальном, моральном, историческом превосходстве одних рас или наций над другими. Террористическая диктатура наиболее реакционной и агрессивной буржуазии. Фашизм уничтожает демократические права и свободы внутри страны, милитаризует государственный аппарат, общественную жизнь, проводит политику развязывания войны. Идеология фашизма – расизм и шовинизм. Впервые фашистский режим был установлен в 1922 в Италии; в 1933 фашисты пришли к власти в Германии; в 1939 – в Испании. Разгром гитлеровской Германии во второй мировой войне (1939-45) спас народы многих стран от фашистского рабства и подорвал силы реакции. Важнейшей причиной развития этого феномена является глобальный долговременный кризис, поражающий все основные социальные группы общества. Фашизм является попыткой быстрого и относительно эффективного выхода из кризиса. Но цена, которую общество соглашается платить за решение своих проблем новой фашистской элитой, является столь высокой, что приводит в конечном итоге к разложению и краху самого общества. Фашизм – это определенная идеология национальной мобилизации и солидаризма, поиск «места под солнцем» для стран, проигравших Первую мировую войну. Это набор во многом мистических идеологий, по-новому организующих и структурирующих общество, это во многом мистический этатизм и государственный патернализм, это предельные из известных формы национализма и расизма. Это обязательное разделение любого социального целого по принципу «свой – чужой» с обязательной направленностью уничтожения всего «чужого», культивированием образа врага, ксенофобией, расизмом, милитаризмом. Это идеология мифологической ориентации на традиционные моральные ценности при тенденции к действительной их утрате. Фашизм – это массовое политическое движение, и поэтому он с необходимостью порождает специфический технологический комплекс управления массовым поведением, стержнем которого является огромный агитационно-пропагандистский аппарат. От иных форм реакционных диктатур Фашизм отличает наличие относительно широкой социальной поддержки в большинстве социальных слоев, каждому из которых лидеры Фашизма обещают определенные социальные выгоды. Социальную базу фашистских движений и режимов составляют в первую очередь представители социальных групп, в наибольшей степени пострадавших от кризиса, поэтому в различных странах эта база может быть относительно различной, но это обязательно средние и низшие слои социальной структуры. Ф. Бауэр считает, что в Фашизм проявился антагонизм средних классов по отношению к элите, их «бунт» против ущемления собственных интересов в период индустриализации. По мнению С. Липсета, социальной базой Фашизма является экстремистская часть среднего класса. Фашизм создает особый тип тоталитарной или авторитарной политической культуры, особый тип отношений между людьми в семье, в быту, на производстве, который проявляется в практике воздействия фашистской партии на все сферы общественной жизни. Общность черт, присущих Фашизму как политическому движению и режиму, не исключает реализацию различных его форм, таких, как монархо-фашизм, военно-фашистские режимы и др. Идеология фашизма – это антидемократизм и антимарксизм. Все фашистские программные документы содержат тезис об идейном и фактическом банкротстве либерализма и социализма. Все фашистские идеологи – от Муссолини, Гитлера до Н.Устрялова – клеймили парламентскую демократию. Муссолини заявлял, что послевоенный опыт знаменует поражение либерализма. Русский идеолог фашизма Н.Устрялов проповедовал, что в России и Италии «можно править помимо и против всякой либеральной идеологии… Люди устали от свободы…есть другие слова, вызывающие обаяние, гораздо более величественно: порядок, иерархия, дисциплина». Политологи предпринимали не одну попытку дать классификацию признаков, вбирающих в себя такое явление как фашизм. Так или иначе, к ним можно отнести: абсолютизацию власти; ненависть или неприязнь к иным нациям; опора не на гражданское общество, а на авторитет вождя, его волю, силовые структуры и т.д. Одна из плодотворных попыток такого рода принадлежит российскому ученому В.Ядову. Он дал развернутую характеристику фашистской системы взглядов, выделил основные черты этой идеологии, которые совмещаются с принципами практического их осуществления и призваны удовлетворять определенные социальные интересы. К ним относятся:        1. Безусловная доминанта национального интереса над какими-либо иными, т.е. интернациональными или общечеловеческими.     2. Утверждение особой миссии данного народа (избранного, согласно философии Ницше) в создании справедливого порядка либо во всем мире, либо как минимум в зоне «геополитических интересов» данного народа. Отсюда – принцип разделения мира на сферы влияния, что составляло важный элемент известного пакта стран фашистской «оси».   3.Отвержение демократической системы как формы государственного устройства в пользу сильной диктаторской власти, каковая в интересах всей нации обеспечивает справедливый порядок и гарантирует благополучие, всем слоям населения, включая малоимущих и нетрудоспособных.   4.Установление особого, национального кодекса нравственных и моральных принципов, решительное отвержение каких-либо общечеловеческих нравственных норм.         5. утверждение принципа использования силы (военной силы, репрессивного режима внутри страны и в зоне геополитических интересов данной нации) для подавления инакомыслия и тем более сопротивления установленному порядку путем практических действий. 6. безудержная демагогия как стиль пропаганды, т.е. обращение к обыденным интересам простых людей и обозначение в зависимости от ситуации национального противника (люди другой расы, иных политических взглядов, иного вероисповедания и т.д.). Постоянное фиксирование внимания на определенном (или нескольких) опасном противнике долженствует содействовать сплочению нации, утверждению общенациональной солидарности, освящаемой данной идеологией.      7. Наконец, культ харизматического лидера, вождя, каковой наделяется чертами прозорливости, данной свыше, безусловной преданностью национальным интересам, решительностью, неподкупностью и чувством безусловной справедливости в рамках национального кодекса нравственных принципов. Острота переживаемых социальных проблем порождает почву для фашизма. Если нация чувствует себя ущемленной, люди подавлены ощущением тревоги из-за наступающего хаоса, они не верят власть имущим, тогда есть реальные социально-психологические предпосылки для фашизма и экстремизма, как бы они не назывались.

Неофашизм

Неофашизм — термин, который применяют для обозначения некоторых праворадикальных организаций и движений в ряде государств мира, которые в политическом и идейном отношении являются преемниками фашистских организаций, распущенных после 2-й мировой войны. Стремясь нередко отгородиться в обстановке неблагоприятного для фашизма соотношения сил от скомпрометировавших себя фашистских движений прошлого, неофашисты выявляют на практике тем не менее свою глубокую идейно-политическую связь с формами фашизма, сложившимися между двумя мировыми войнами. Важнейшие отличительные черты всех неофашистских политических течений и организаций — воинствующий антикоммунизм и антисоветизм, крайний национализм, расизм (открытый или более или менее прикрытый), критика с ультраправых позиций буржуазных правительств (даже самых консервативных), действующих в рамках буржуазной парламентской системы; применение насильственных, террористических методов политической борьбы. Политические и идеологические позиции Неофашизм отражают настроения и интересы наиболее реакционных элементов буржуазии. Используя модифицированные (применительно к складывающейся политической обстановке) методы социальной и националистической демагогии, неофашисты пытаются охватить своим влиянием часть населения капиталистических стран (в первую очередь мелких предпринимателей, среднее чиновничество, некоторые прослойки молодёжи и т.д.), выбитую из привычных условий в результате развития государственно-монополистического капитализма и обострения его противоречий. Степень влияния неофашистского движения и неофашистской идеологии зависит от расстановки политических сил в правящем лагере, остроты социально-политического кризиса в той или иной капиталистической стране, эффективности и целеустремлённости противостоящих Неофашизму политических сил. Наиболее массовой неофашистской организацией в европейских капиталистических странах с буржуазно-демократическим строем является действующая в Италии партия Итальянское социальное движение — Национальные правые силы (получила это официальное название в 1973, после объединения основанного в 1947 Итальянского социального движения с монархистами). В 60 — начале 70-х гг. за Итальянское социальное движение голосовало от 5 до 10% избирателей. Кроме того, в Италии существует свыше 10 мелких неофашистских, в том числе военизированных, групп, которые поддерживают связи с этой партией. Созданная в ФРГ в 1964 неофашистская Национал-демократическая партия, переживающая в начале 70-х гг. тяжёлый кризис, сохранила, однако, определённое влияние в некоторых районах страны, фактор, поддерживающий деятельность европейских неофашистских групп, — диктаторские режимы в Европе (в Испании, до апреля 1974 — в Португалии, до июля 1974 — в Греции). Специфическую разновидность Неофашизма составляют организации американских «ультра» (Общество Джона Бэрча и др.). В некоторых странах Латинской Америки (Чили, Парагвай и др.) установились диктаторские режимы, которые ведут борьбу против прогрессивных сил террористическими методами, сближающими эти режимы с фашизмом. Неофашистские организации и группы пользуются ограниченным влиянием. Тем не менее, они представляют серьёзную опасность. В обстановке социальных и политических потрясений они могут стать важной составной частью объединения реакционных сил. Единство сторонников демократии и прогресса — необходимое условие успешной борьбы против Неофашизма. В настоящее время внутреннюю политику, схожую по мнению некоторых российских комментаторов с неофашизмом, проводят такие государства как Эстония и Латвия. В этих странах ежегодно проводятся «нацистские парады» парады ветеранов войск СС, награждаются ветераны войск СС, устанавливают памятники «фашистам», и сносятся памятники советским т. н. «солдатам-освободителям». В наши дни неофашистское движение, которое стало возникать сначала в Западной Европе, а на последующем этапе перенеслось в другие страны, распалось на две составные части. Одна - традиционалистский фашизм, то есть приверженность к старым формам, лидерам, утверждениям, ценностям, выводам и т. д. В Германии это было превозношение СС, Гитлера, попытка оправдать его политику, попытка ориентироваться на тексты. В Италии это была попытка превозносить Муссолини, традиции итальянского фашизма. В Западной Европе оно практически угасло. Появился «модернизаторский» ревизионистский» фашизм, который дистанцируется от своего предшественника, даже позволяет критику «классического» фашизма, но сохраняет некие его родовые черты: ориентация на национальность, на нацию как инвариант и основную движущую силу развития человеческого общества и активное неприятие всего того, что выходит за понятие нации, попытка решить социальные проблемы в рамках этих ценностей. Это направление одержало верх в результате конкуренции между традиционным, фундаменталистским фашизмом и новым фашизмом.

 

Заключение

В современном мире можно  легко проследить высокий резонанс между разными национальностями, расами. Последние события в Москве на Манежной площади заставляют задуматься вновь и вновь, что представляет из себя фашизм, кому он нужен, кому нет, а кому он может оказаться выгоден. Наверно, единственный верный выход из ситуации будет найден ещё не скоро, возможно, его так и не удастся найти, но на данный момент мы имеем достаточно обширные знания в области фашизма и неофашистских организаций. Одним из приоритетных путей решения проблемы необходимо выбрать путь жёсткого регулирования фашистских организаций, сообществ. Ведь, на данный момент в России насчитывается большое количество таких организаций, к которым относятся не только русские радикалы, но и азербайджанские, дагестанские, чеченские и др. Первыми, кто должен попасть под контроль – это неофашистские организации, находящиеся на территории России и работающие против русских людей. «В Российской Федерации есть несколько республик, многие выходцы из которых живут по внесистемным понятиям. Они в большей степени лояльны своим традициями, нежели законам страны. Они опираются на свои диаспоры и считают излишним адаптироваться к нормам тех территорий, где живут. Они очень часто заражены бациллой реванша («Уважай Кавказ!»). Со многими из них опасно находиться рядом, поскольку у них совсем другие реакции на привычные ситуации. Они несут в себе совсем другую степень риска, поскольку не признают всех этих наших «давай по-честному один на один» и «бьемся без оружия». А это значит, что любой человек, читающий эти строки, может сегодня же в ответ на попытку объяснить своему смуглому соотечественнику, что он не прав, получить резиновую пулю в голову. Мы как-то к этому не привыкли, правда?» - Дмитрий Соколов-Митрич. Всё-таки надо начинать, что-то решать в рамках этой проблемы. Мы не должны допускать, что бы появился ещё один повод масштабным манифестациям фанатов.

 

Список литературы:

Воробьевский А.  «Мистика фашизма» 1995г.

Лакер У. «Черная сотня: происхождение русского фашизма». 1994г.

Нестерова Т. «Фашистская мистика: религиозный  аспект фашистской идеологии» 2005 г.

Рахшмир П. Ю. «Происхождение фашизма» 1981 г.

Соловей В. «Фашизм в России: концептуальные подходы — Демократия и фашизм» 1995 г.

Опитц Р. «Фашизм и неофашизм» 1988г.

http://www.politicbook.ru/fashizm

http://ru.wikipedia.org

 


Информация о работе Фашизм и неофашизм