Древние и средневековые представления о демократии

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 04:09, доклад

Описание работы

Первой, наиболее развитой формой демократического правления считается сложившаяся в античном мире - в Древней Греции и Древнем Риме, в античных городах-полисах - прямая демократия. Она предполагала публичное - иногда непосредственно на городских площадях - обсуждение важнейших вопросов развития государства: утверждение законов, объявление войны и заключение мира, назначение высших должностных лиц, вынесение приговоров. Участие в управлении считалось не только правом, но и долгом свободного гражданина, будь он богатым аристократом или неимущим, поощрялось материально и оценивалось как наиболее достойное занятие свободных.

Работа содержит 1 файл

политология.docx

— 40.86 Кб (Скачать)

Данная концепция  демократии снимает ряд недостатков  либерализма (абсолютная индивидуализация, неучастие в политической жизни, имущественное неравенство), однако абсолютизация «общей воли» закладывает  теоретическую основу для практики подавления личности, вторжения государства  в личную жизнь гражданина, лишения  его права на высказывание собственного мнения, отличного от мнения всех.

Эти идеи нашли отражение  в марксистской теории государства  и демократии и в практике функционирования политической системы социализма и  социалистической демократии.

С одной стороны, в  условиях социалистической коллективистской демократии гражданин активно включается в политический процесс, участвует  в массовых политических акциях (демонстрациях, собраниях, выборах), может контролировать деятельность депутатов всех уровней, давать им наказы, участвовать в  деятельности органов самоуправления по месту жительства и работы. Это  повышает гражданскую активность члена  общества, чувство ответственности  за его развитие, патриотизм и коллективизм. Однако коллективистская демократия предполагает жесткий контроль за поведением каждого гражданина, принудительное включение его в политику, политико-идеологическое и морально-этическое подчинение человека воле большинства, недопущение плюрализма мнений и политической оппозиции «руководящей и направляющей силе общества» - коммунистической (социалистической) партии. В результате гражданин терял индивидуальность и не мог реализовать записанные в конституции политические права и свободы.

С другой стороны, это  вело к всевластию самой компартии, ее аппарата, подмене ею государственных  органов, усилению авторитарных, деспотических  методов правления со стороны  партийной элиты. Таким образом, коллективистская демократия, формально  открывая возможности прямого, активного  участия каждого гражданина в  политической жизни, делая это его  обязанностью, на деле ограничивала индивидуальные права и свободы, приводя к  жесткому контролю его духовной и  личной жизни, способствуя появлению  антидемократических, тоталитарных режимов.

Ограниченность как либеральной концепции демократии, так и ее альтернативы - коллективистской демократии - привела к созданию и реальному воплощению во многих странах концепции плюралистической демократии, разработанной на рубеже XIX-XX вв. Создателями ее являются М. Вебер, Й. Шумпетер, Г. Ласки, С. Липсет и др.

Политический плюрализм (от лат. pluralis - множественность) означает включение в политическую жизнь страны множества общественных движений и партий, имеющих различные политические цели, идеологические концепции и ведущих между собой борьбу за власть. Основными формами такой борьбы являются отстаивание своих предвыборных программ перед избирателями, завоевание как можно большего количества их голосов на выборах и тем самым получение максимального числа парламентских мест или победа на президентских выборах. Основное отличие плюралистической демократии от ее либерального типа заключается в том, что в ходе избирательной кампании и деятельности в парламенте политические партии и движения представляют интересы конкретных социальных групп, через которые и реализуются интересы отдельного личности. Входя в политическую партию или поддерживая ее на выборах, гражданин может проявить большую политическую активность, настойчивее влиять на деятельность парламента, отстаивая свои экономические, политические, культурные интересы как общие для данной группы, социального слоя.

Экономической основой плюралистической демократии выступают многообразие форм собственности, общественное разделение труда и соответствующее деление общества на социальные группы, обладающие различными объемами и видами собственности и выполняющие многочисленные профессиональные, социальные и культурные роли в обществе. Отсюда и многообразие экономических, социально-политических и духовных интересов представителей этих групп, соревновательность в их отстаивании.

Политической  основой плюралистической демократии, ее правовой формой являются: конституционно закрепленная система прав и обязанностей граждан и образуемых ими объединений, прежде всего - свобода слова и совести, обеспечение равноправного участия в политической жизни; принцип разделения властей; парламентская форма правления; утверждение верховенства закона во всех сферах жизни общества.

Социальной  основой плюралистической демократии является обеспечение права каждого члена общества участвовать во всех формах его жизнедеятельности, будь то труд и отдых, семейная жизнь, бизнес, защита здоровья, спорт, культура и образование. Конечно, степень такого участия у каждого человека различна, что определяется как его индивидуальными особенностями, способностями, так и социальным положением, материально-финансовыми возможностями и другими факторами. Однако государство в условиях плюралистической демократии гарантирует саму возможность равного доступа к социальным ценностям, а также минимум благ, обеспечивающих возможность для проявления самостоятельной активности, деятельного начала.

Духовно-идеологической основой плюралистической демократии выступают: создание в обществе атмосферы гласности, поощрение многообразия мнений, развития творчества, недопустимость регулирования духовной жизни человека и навязывания ему единообразных мировоззренческих и политико-идеологических догматов. С этим же связаны изучение и учет в работе управленческих органов общественного мнения населения, обеспечение свободной деятельности средств массовой информации.

Недостатком концепции  плюралистической демократии является то, что она исходит из идеальной  модели гражданина как активного  участника политического процесса, своей деятельностью поддерживающего  ту группу и то движение, которое  потенциально представляет его интересы. На самом деле за политическими движениями и партиями стоит не массовый электорат, а только наиболее активная его часть. Остальные избиратели либо уклоняются от выборов, либо не вникают глубоко  в содержание предвыборных программ и делают выбор случайно. Пои этом голоса избирателей достаются либо двум-трем крупным политическим партиям, программы которых не отличаются большим многообразием, либо мелким предвыборным объединениям, т. е. все равно будут поглощены более крупными и авторитетными партиями и движениями. Кроме того, .контроль за деятельностью парламентариев со стороны рядовых избирателей невозможен.

Таким образом, анализ трех основных современных концепций  демократии - либеральной, коллективистской и плюралистической - показывает, что  при всех их недостатках и ограниченности каждая из них исходит из фундаментального принципа: гражданин имеет право  выражать свою политическую волю и  отстаивать с помощью формируемых  избирателями представительных органов  власти свои социально-экономические  и политические интересы.

Сторонники разных концепций единодушны в выделении  общих признаков демократии:

ü   признание народа источником власти (сувереном) в государстве: народный суверенитет выражается в том, что именно народу принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, что именно он выбирает своих представителей и может периодически сменять их, имеет право непосредственно участвовать в разработке и принятии законов путем референдумов;

ü   равноправие граждан: демократия предполагает как минимум равенство избирательных прав граждан;

ü   подчинение меньшинства большинству при принятии решений и их выполнении, уважение прав и интересов меньшинства;

ü   выборность ключевых органов государства.

Любые демократические  государства строятся на базе этих фундаментальных признаков. В то же время современные, основанные на ценностях либерализма, демократии стремятся к соблюдению дополнительных принципов: прав человека, приоритета прав личности над правами государства, ограничение власти большинства  над меньшинством, уважение права  меньшинства иметь свое мнение и  отстаивать его, верховенство закона и  т. д.

В последние годы в  политологии получила распространение  теория «волн демократизации», создатели  которой считают, что утверждение  современных институтов демократического правления происходило в три  этапа, причем на каждом из них этот процесс затрагивал разные группы стран, и что за подъемом демократизации следовал ее откат. С. Хантингтон в своей книге «Третья волна. Демократизация в конце XX в.» (1991) дает следующую датировку: первый подъем - 1828-1926 гг., первый спад - 1922-1942, второй подъем- 1943-1962, второй спад-1958-1975 гг., начало третьего подъема - 1974 г.

Концепция «третий  волны демократизации» базируется на следующих основных положениях:

ü   переход к демократии в различных странах означает, что между различными переходными процессами и формами демократизации много общего и их следует рассматривать как частные случаи мирового политического движения;

ü   демократия - самоценность, ее установление не связывается с прагматическими, инструментальными целями;

ü   признается множественность возможных форм демократического устройства (признание и поддержка существования разнообразных, автономных друг от друга и от государства ассоциаций, преследующих неодинаковые, подчас противоречащие друг другу цели);

ü   демократизацией в конце XX в. не заканчивается процесс политических перемен в мире, не завершается история демократии - концепция «третьей волны» предполагает синусоидальный характер развития демократического процесса, что может привести как к откату части стран назад, так и к «четвертой волне», но уже в XXI в.

Демократические параметры политической жизни  
 
3.1. Политический плюрализм. 
 
Важной характеристикой современной политической жизни России выступает политический плюрализм. 
 
Политический плюрализм — это принцип, содействующий существованию многообразия политических сил с конкуренцией между ними за представительство в органах государственной власти. Он предполагает столкновение интересов, дискуссии между сторонниками различных точек зрения. 
 
Суть политического плюрализма составляет множественность мнений, взглядов, позиций, отражающих многообразие интересов различных групп общества. Политический плюрализм проявляется не только в общественном сознании, но и в политической практике, затрагивая определенные структуры общества и воплощаясь в различных политических институтах: партиях, движениях, фронтах, ассоциациях, фракциях, а также в представительных органах всех уровней. 
 
Политический плюрализм во многом вытекает из разнообразия форм собственности, из необходимости многообразия самой жизни. Его основой являются конкретные социальные позиции и интересы групп людей, занятых в производстве, обмене, распределении, других сферах жизнедеятельности. 
 
Социальная ценность плюрализма состоит в том, что благодаря ему обеспечивается способность к выражению индивидом своего мнения, определенное равенство возможностей, терпимость по отношению ко всем группам в обществе. 
 
Политический плюрализм связан с многопартийностью, конкуренцией идей, предполагает легальную борьбу всех политических сил за умы людей в рамках конституции и законов, дает возможность меньшинству сохранить свои структуры, включая оппозицию, и осуществлять деятельность за отмену не устраивающих его решений. 
 
Политический плюрализм означает многообразие политических идей и организационных форм, отрицание моноцентризма, свободу объединения людей в партии и иные законные организации, уважительное отношение к противоположным взглядам, инакомыслию, наличие оппозиционных сил и их беспрепятственную деятельность, ограничение центральной власти, разделение властей, возможность смены политических структур у власти и т.п. 
 
3.2. Организация контроля за политической властью. 
 
Одной из необходимых предпосылок демократии выступает гласность. Гласность — русское слово, которым обозначается общепринятое представление об открытости и публичности как условиях демократического принятия решений.  
 
В историческом прошлом российского государства гласности не было. Во времена административно-командной системы информационный запрет лежал на всем, что касалось, например, истинного объема национального производства, размеров военного бюджета, катастроф, личности вождей, привилегий и т. п. Особая тайна лежала на способах управления и принятия решений партийно-государственным аппаратом. Поэтому начало перестройки не без основания связывается с гласностью, когда достоянием общественности стали события текущей политической жизни.  
 
Одним из способов осуществления гласности являются отчеты выборных или исполнительных органов перед гражданами. В нашей стране многие годы отчеты носили формальный характер. Они выполняли лишь информационную функцию, ибо отсутствовала обратная связь, и отчеты не переходили в форму обсуждения деятельности выборных и исполнительных органов.  
 
Гласность — это та область политической жизни, в которой общественность осуществляет контроль за политической властью. Это тот институт, который открыт для граждан и защищает их во время обсуждения общественно значимых вопросов от любого давления извне, дает гарантии свободы собраний и создания организаций, выражения и распространения в печати своего мнения. Закрепленное в Конституции РФ разделение властей устанавливает законность общественного контроля над политической властью. 
 
Безраздельная власть бесконтрольна. Она недоступна влиянию населения, а принимаемые ею решения носят элитарный характер. Еще классики политической мысли утверждали, что гласный характер власти служит границей между абсолютной монархией и деспотизмом, с одной стороны, и республикой — с другой. 
 
Контроль власти со стороны народа ставит границы произволу государственной власти, множеству «секретных» законодательств, «закрытых» нормативных актов: на смену государственной тайне приходит правовое государство. Политическая власть вынуждена подчиняться контролю общественности, а это предполагает существование независимого гражданского общества и институтов, способных обеспечить выражение его интересов. 
 
По справедливому мнению французского политолога М. Ферретти, с появлением свободы печати общественный дух превращается в общественное мнение, обеспечивающее гласность власти и придающее истинное содержание политическому представительству.  
 
Гласность изменяет облик власти, реальное соотношение между «верхами» и «низами»: достояние общественности приобретает признанное и узаконенное влияние на политическую власть. Процесс ликвидации тайного характера политики и власти противоречив, сложен, переплетается с интересами государства, раскрытие которых не всегда целесообразно. Поэтому победа гласной власти над тайной не гарантирована. Практика политической жизни показывает, что чаще всего происходит процесс непрерывного перемещения границ гласности (например, по вопросам о привилегиях).  
 
Гласность, характеризующая облик политической жизни общества, не должна оставлять государственной власти широкого поля для тайных, секретных маневров или осуществления контроля за СМИ посредством их монополизации.  
 
Способом осуществления гласности выступает и обсуждение проектов тех или иных решений, документов, которые затрагивают интересы граждан страны. Это обеспечивает информацию населения об обсуждаемых государственных документах, привлекает внимание людей к наиболее значительным социальным процессам. Одним из важнейших способов осуществления гласности выступает деятельность прессы. 
 
Функция обеспечения политической гласности присуща парламенту. Современный парламент — главный форум политической гласности, ее концентрированное выражение, тот институт, где парламентские фракции, депутаты, правительство, парламентские комиссии открыто заявляют о своих позициях, намерениях, профессионально аргументируя и развивая их. Если этого не происходит, то любую комиссию или фракцию, любого депутата, члена правительства можно заставить открыто аргументировать свою позицию. Парламент, как форум политической гласности, требует от партий, депутатов, правительства открытой политической полемики. Ограничение парламентской гласности (на пленарных заседаниях, заседаниях комиссий) допустимо только в чрезвычайных случаях и должно быть строго оговорено определенными законами. 
 
3.3. Политический порядок. 
 
Важной составляющей политической жизни выступает политический порядок, под которым можно понимать комплекс условий, создающих благоприятные условия для эффективного и целесообразного функционирования и развития политической системы общества, состояние урегулированности политических процессов. 
 
Политическая система, соответствующая критериям оптимальности (наивысшей эффективности), достигшая в своей структуре равновесия политических сил и стабильности, способна обеспечивать политический порядок. 
 
Политический порядок предполагает определенный алгоритм действия политической системы, т.е. последовательность реализации ее основных задач и ценностей; согласованность работы элементов системы управления; наличие эффективных гарантий и средств поддержания всех аспектов безопасности (военных, правовых, экологических, технологических, экономических); обеспечение высокой степени независимости общества от случайных и деструктивных обстоятельств, облегчение жизни личности. 
 
Значимость упорядочения политических процессов определяется самой природой политики, направленной как вид деятельности на реализацию противоречивых, но взаимосвязанных целей: обновления, необходимого с точки зрения учета и приспособления к изменяющимся условиям, и стабилизации — фактора сохранения социальной целостности. Этим определяется естественность присутствия в политических процессах двух противоположных тенденций — к порядку и беспорядку. Эффективно действующая политическая власть должна обеспечить как развитие, так и стабильность социальной системы. Отсутствие такого сочетания вызывает состояние хаоса (неупорядоченности) в политических отношениях. 
 
При отсутствии порядка увеличивается возможность прорыва в сферу политики чисто случайных факторов и мотивов поведения, снижается уровень защищенности личности, значительно обесценивается авторитет государства, растет неустроенность и напряженность в обществе. И как следствие этого политическая система лишается способности упорядочивающего влияния на политические процессы. 
 
Таким образом, политический порядок есть состояние политической системы, характеризующее ее способность к политической мобилизации и осуществлению запланированных акций.
 

 

Проблемы  современной демократии 
 
В начале XXI века демократия стояла перед необходимостью решить ряд проблем[12][13]:

  • Неравенство. Хотя рыночная экономика косвенно способствует распространению демократии, при слабом государственном регулировании она может приводить к значительному неравенству в доходах, образовании, социальном статусе и других экономических и общественных ресурсах. Те, у кого этих ресурсов больше, используют их, чтобы оказать влияние на проводимую политику. Результатом становится политическое неравенство. Решение этой проблемы требует повышения демократической подотчётности крупных финансовых и промышленных корпораций — не только средствами внешнего политического и экономического контроля, но и внутри самих фирм. Последнее может иметь различные формы, как например, вхождение представителей различных групп сотрудников в совет директоров компании или самоуправление рабочих коллективов. Некоторые левые движения утверждают, что для обеспечения политического равенства необходима экономическая демократия, которая заключается в распределении собственности на средства производства среди трудовых коллективов.
  • Иммиграция. В развитых странах среди иммигрантов много бедных и необразованных людей со значительным культурным отрывом от коренного населения. Некоторые из иммигрантов находятся в стране нелегально. Их часто обвиняют в захвате рабочих мест, злоупотреблении социальными благами и нарушении принятых норм. Подобные настроения способствуют популярности радикальных политических движений, враждебных не только иммиграции, но и правам человека и порой даже самой демократии.
  • Терроризм. Для борьбы с терроризмом на своей территории демократические страны приняли меры, расширяющие полномочия органов безопасности и правопорядка. В то же время эти меры наложили ограничения на некоторые фундаментальные свободы граждан.
  • Национализм этнических меньшинств. Некоторые этнические сообщества стремятся к созданию собственных государств, на что страны, где эти сообщества проживают, (в том числе, демократические) обычно реагируют крайне негативно.
  • Международные организации. Некоторые проблемы невозможно решить не только на масштабе отдельного города, но и на масштабе всей страны. Для решения таких проблем был создан ряд международных структур, включая ООН и Европейское сообщество. Эти структуры предполагают частичное ограничение суверенитета стран-участников, в частности, контроль над проводимой политикой частично оказывается вне досягаемости граждан страны или в сфере влияния других стран. Кроме того, у этих организаций, несмотря на их формальную подотчётность перед участниками, крайне мало политических институтов демократии. В частности, процесс демократизации ЕС сталкивается с необходимостью ответить на фундаментальные вопросы и определить, возможно ли демократическое управление ЕС на приемлемом уровне.
  • Переходный период. В то время как в одних странах переход к демократии был успешным, в других она не обрела или потеряла устойчивость. Поскольку переходный период в каждой стране имеет ярко индивидуальные черты, общая методология демократизации до сих пор не выработана.

Информация о работе Древние и средневековые представления о демократии