Демократия как тип политического режима

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 08:13, реферат

Описание работы

Само слово «режим» (от франц. regime, от лат. regimen – управление) получило широкое распространение в качестве нового политического понятия в конце XVIII – начале XIX вв., одновременно со словом «конституция», служившим для определения устойчивых параметров политического устройства, уважение которых было обязательным и для государства, и для гражданского общества.

Содержание

Введение с 3
1. Демократический политический режим с 4
2. Авторитарный и тоталитарный политические режимы с 9
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 72.50 Кб (Скачать)

оглавление 
 

Введение                                                                                                                с 3 

1. Демократический  политический режим                                                         с 4 

2. Авторитарный  и тоталитарный политические режимы                                с 9 

Библиографический список 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Само  слово «режим» (от франц. regime, от лат. regimen – управление) получило широкое распространение в качестве нового политического понятия в конце XVIII – начале XIX вв., одновременно со словом «конституция», служившим для определения устойчивых параметров политического устройства, уважение которых было обязательным и для государства, и для гражданского общества.

     В настоящее время в политической науке существуют различные взгляды на сущность политического режима. Политический режим может рассматриваться как целостная организация власти, политический строй, отождествляться с формой правления. С другой стороны, столь же традиционно и его понимание как системы методов и приемов осуществления власти, государственного руководства обществом, характеризующих состояние прав и свобод, отношение органов государственной власти к правовым основам их деятельности.

     Политический  режим выражает функциональную сторону политической системы и характеризуется определенной совокупностью способов, форм и методов осуществления политической власти. Он является определенным «итогом» деятельности политической системы, характеризующим «политический климат» общества.

     Суть  данной трактовки состоит в том, что политический режим характеризуется  не только совокупностью приемов  и методов осуществления власти, но и определенными структурными особенностями государства –  способами осуществления власти и ее средствами.

     В данной работе будут рассмотрены  три основных типа политических режимов: демократические, тоталитарные и авторитарные. 
 
 
 
 

  1. Демократический политический режим
 

      Понятие демократии в современной политологии  является одним из ключевых. До настоящего времени ученые не выработали общепринятых представлений, на базе которых можно было бы сформулировать единое ее определение. Вместе с тем существует множество попыток дефиниций демократии, причем разные авторы рассматривают в качестве определяющих скорее отдельные элементы: равенство, соучастие, власть большинства, ее ограничение и контроль над ней, терпимость, основные права граждан, правовая и социальная государственность, разделение властей, всеобщие выборы, гласность, конкуренция различных мнений и позиций, плюрализм и т.д.

      Термин  «демократия» состоит из двух греческих  слов: demos – народ и kratein – властвование, следовательно, это «власть народа». В настоящее время одно из значений термина «демократия» однопорядково с содержанием таких понятий, как «авторитаризм» и «тоталитаризм» и используется для характеристики типа государства и политической системы в целом.

      Обычно  демократия представляется как форма  социальной организации, при которой: 1) обеспечивается реальное участие  личности в различных сферах общественной жизни; 2) осуществляется правление народа или действенный контроль за осуществлением власти со стороны народа.

      Отсюда  можно сформулировать ряд общих  черт государств, именуемых демократическими:

      а) признание народа источником власти, сувереном в государстве. Народный суверенитет выражается в том, что именно народу принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, что он выбирает своих представителей и может периодически сменять их, а в ряде стран имеет также право непосредственно участвовать в разработке и принятии законов путем народных инициатив и референдумов;

      б) равноправие граждан. Демократия предполагает как минимум равенство избирательных  прав граждан;

      в) подчинение меньшинства большинству  при принятии решений и их выполнении;

      г) выборность основных органов государства.

      Любые демократические государства строятся на базе этих фундаментальных принципов. В то же время современные, основанные на ценностях либерализма демократии дополняют их принципами прав человека, их приоритета над правами государства, ограничения власти большинства над меньшинством, верховенства закона и др.

      Сегодня многим кажется: все простые и  честные люди, составляющие народ  и уважающие его, выступают за демократию. А жулики и плуты, эксплуататоры  и тираны, всегда подавляющие народ, являются врагами демократии, ибо это власть народных масс, против которых они выступают. Но как тогда объяснить неприятие демократии такими мыслителями древности, как Платон и Аристотель? Как известно, по Платону, отрицательный тип государства выступает в четырех нисходящих формах:

      - тимократия – власть честолюбцев;

      - олигархия – власть немногих  богатых;

      - демократия – власть завистливых  бедняков;

      - тирания – власть жестокого  деспота.

      В противоположность этим отрицательным  государственным устройствам Платон признавал идеальное государство, где власть принадлежит немногим, но способным и профессионально подготовленным для управления людям.

      Для Аристотеля лучшей политической формой была не демократия, а полития, «умеренная демократия», соединяющая в себе лучшие черты олигархии и демократии, – некая средняя форма государства, где правит специально отобранный и пекущийся об общем благе слой управленцев.

      Демократия  возникла в безгосударственном и  бесклассовом родовом обществе как  неполитическое управление обществом. С возникновением государства она обрела политический характер и в условиях противоборства антагонистических классов подверглась существенным трансформациям.

      Усложнение  общественных функций привело к  разделению общества на «управляющих» и «управляемых», классовые антагонизмы, проявившись в сфере демократии, превратили ее в институт, посредством которого стали реализовываться интересы экономически господствующего класса, а сама демократия стала одной из форм классового господства. Поэтому политическая демократия на протяжении существования всех антагонистических устройств (от рабства до казарменного коммунизма) и по сути не могла быть правлением всего народа, народовластием, ибо экономически господствующим в обществе было эксплуататорское меньшинство. Сохраняясь как форма правления, демократия постепенно превратилась в обставленную атрибутами народного волеизъявления действительную власть конкретного класса, т.е. стала одной из форм его политического господства.

      Таким образом, демократия как народовластие представляет собой во многом утопический идеал, который все же имеет важное нормативное значение, поскольку он выступает ориентиром, целью политического развития общества. Реальная же демократия в лучшем случае – власть большинства над меньшинством, в худшем – господство хорошо организованного, опирающегося на экономическую, а также информационную власть и социальные привилегии меньшинства над большинством, осуществляемое при формальном согласии большинства граждан.

      Демократия  не является универсальной, наилучшей для всех времен и народов формой правления. «Плохая», неэффективная демократия может быть хуже для общества и граждан, чем некоторые авторитарные и даже тоталитарные режимы. История свидетельствует, что многие монархии, военные хунты и другие авторитарные правительства делали для экономического процветания, повышения благосостояния, укрепления безопасности граждан  и гарантирования их индивидуальной свободы, а также справедливого распределения результатов труда гораздо больше, чем слабые или коррумпированные демократические режимы.

      И все же растущее стремление населения  современного мира к демократическим  формам правления не случайно. При  наличии определенных социальных предпосылок  демократия имеет ряд преимуществ  над другими формами правления.

      В общесоциальном аспекте она представляет собой выработанный и обогащенный  в ходе всемирной истории особый способ решения жизненно важных социальных вопросов, при котором все члены  социальной общности обладают возможностью равноправно решать эти вопросы на основе принципа подчинения меньшинства большинству.

      Демократия  представляет собой как раз такую  форму, которая предполагает предоставление широким массам определенных прав и  свобод, наличие институтов, необходимых  для тех или иных форм волеизъявления масс. Потому она и является лучшей на сегодняшний день (по крайней мере, по меркам западной цивилизации) политической формой общественного прогресса, поскольку реализует формальное признание равенства между гражданами, равного права всех на определение устройства государства и управление им.

      Общий недостаток всех недемократических  политических систем состоит в том, что они неподконтрольны народу, а значит, характер их взаимоотношений  с гражданами зависит прежде всего  от воли правителей. В прошлые века возможность произвола со стороны авторитарных правителей существенно сдерживалась традициями правления, относительно высокой образованностью и воспитанностью монархов и аристократии, их самоконтролем на основе религиозно-нравственных кодексов, а также мнением церкви и угрозой народных восстаний. В современную эпоху эти факторы либо вообще исчезли, либо их действие сильно ослабло. Поэтому надежно обуздать власть, гарантировать защиту граждан от государственного произвола может только демократическая форма правления.

      Современный общественно-экономический прогресс во многом стимулирует развитие демократии, питает демократический менталитет и ценностные ориентации граждан. Он требует социального освобождения личности, уважения ее достоинства  и независимости мышления, фундаментальных прав и свобод. Он нуждается в свободе информации и плюрализме общественной жизни в целом. И в этом смысле тем народам, которые готовы к индивидуальной свободе и ответственности, ограничению собственного эгоизма, уважению закона и прав человека, демократия создает наилучшие возможности для индивидуального и общественного развития, реализации гуманистических ценностей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Авторитарный и тоталитарный  политические режимы 

     Диктатура в ее авторитарном варианте была самым распространенным типом политического режима в мире вплоть до новейшего времени. Она сыграла определенную роль в модернизации ряда стран, в подготовке их перехода к демократическому устройству. Ряд признаков тоталитаризма можно встретить в древневосточных и средневековых деспотиях: отсутствие гарантированной частной собственности, полная зависимость граждан от воли правителя и другие характерные черты «азиатского способа производства». Но подлинным феноменом тоталитаризм стал в XX веке.

     Сегодня в России широко используются понятия  «авторитаризм» и «тоталитаризм», позаимствованные из западной политологии как для  объяснения определенных периодов нашей  отечественной истории, так и для объяснения развития других стран. Применяются эти категории чаще всего путем переложения (нередко произвольного) мыслей западных исследователей и переноса их оценок на нашу почву.

     Что же собой представляют авторитаризм и тоталитаризм как политические режимы? В чем их сходство и различие?

     Авторитаризм (лат. autoritas – влияние, власть) – это недемократический политический режим, выступающий как форма политической власти, которая сконцентрирована в руках одного человека или в одном органе власти, в результате чего снижается роль других органов или ветвей власти, прежде всего умаляется роль представительных институтов.

     Авторитаризм  при своем последовательном осуществлении  в качестве власти одного лица, одной  личности может превратиться в автократию (греч. autocrateja – самодержавие, самовластье), т.е. в форму правления с неограниченным бесконтрольным полновластьем одного лица. Именно так управлялись деспотии Древнего Востока, империи – Рим, Византия, абсолютные монархии Средневековья, Нового времени.

     Наиболее  существенными чертами авторитаризма  как политического режима являются три черты:

     1) концентрация власти в руках  одного лица или одной –  чаще всего исполнительной –  ветви власти и ее институтов;

     2) существенно сужена роль представительной ветви власти и ее органов;

     3) сведение к минимуму оппозиции  и автономии различных политических  организаций (ассоциаций, партий, союзов, учреждений), резкое свертывание  демократических политических процедур (политических дебатов, массовых  митингов и демонстраций, ограничения печати и т.п.).

Информация о работе Демократия как тип политического режима