Авиация в СССР

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 16:34, шпаргалка

Описание работы

Предмет истории политических и правовых учений – особенности развития представлений о государстве, его структуре, правовых нормах и т. д. История политических и правовых учений несет в себе ряд важных функций: образовательную, мировоззренческую, гуманитарную и т. д. Политико-правовые доктрины являются продуктом сознательной интеллектуальной деятельности. Они – результат определенных мировоззренческих установок того или иного мыслителя, живущего в конкретных исторических условиях.

Работа содержит 1 файл

бИЛЕТЫ ИППУ (Автосохраненный).docx

— 77.46 Кб (Скачать)

 

 

 

               31. Диалектический метод движения от абстрактного к конкретному  и его применение Гегелем к политическим и правовым феноменам.

 

     Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) - великий немецкий философ. Политико-правовые взгляды Гегеля отражены, прежде всего, в работах: "Философия права", "Философия истории", "Феноменология духа".   По своим философским взглядам Гегель объективный идеалист. Одно из существенных отличий гегелевской философии - диалектический метод познания, т.е. познание идей как взаимосвязанных и развивающихся.

       Восхождение от абстрактного к конкретному - общий принцип развития. Это метод изучения действительности, суть которого в последовательном переходе от абстрактных и односторонних представлений о ней к более конкретному её воспроизведению в теоретическом мышлении. Этот процесс изображается им как становление конкретного не только в мышлении, но и в самой действительности.

          В  политико-правовой сфере,  по Гегелю, действуют противоположные  абстрактные индивиды. Действительное  развитие здесь требует вмешательства  рассудка; с его помощью все  абстрактные противоречивые крайности  общественного состояния разрешаются  путем перехода к правовой  действительности. Право как целесообразно  действующая воля есть конкретная  субстанция, которая создает адекватную  своей природе форму собственного  обнаружения в сфере потребностей, в «системе потребностей». Восхождение от абстрактного к конкретному в юридическом исследовании позволяет познавать конкретные правовые явления во всей их полноте, как «единство многообразного».

     Правовая действительность первоначально  выступает перед нами в том  сложном переплетении ее частей, сторон и признаков, внутреннюю связь и единство которых и предстоит познать в процессе исследования. Это достигается путем анализа в процессе движения мысли от конкретного к абстрактному. Посредством анализа оказывается возможным познать конкретные правовые явления, их стороны и признаки не как индифферентно стоящие друг возле друга,а как единое, связанное целое, т. е. вскрыть то общее, что внутренне объединяет воедино многообразные проявления конкретной правовой действительности. «Задача анализа состоит в том, чтобы от единичного подняться к общему, от конкретного к абстрактному, от непосредственно данного — к опосредованному, от случайного — к необходимому, от кажущегося в явлениях — к их сущности». С помощью анализа целостная правовая действительность распадается на свои составные части — нормы права, правоотношения, юридические факты и т. д., каждая из которых сама по себе является юридической абстракцией. Затем с помощью синтеза все части соединяются в мышлении в единое целое . Именно здесь, на завершающем этапе восхождения от абстрактного к конкретному, правовая действительность воспроизводится во всей ее полноте как единство общих закономерностей развития правовых явлений и многообразия конкретных форм их выражения, как синтез абстрактного и конкретного в праве. Юридически абстрактное превращается в конкретное благодаря синтезированию, концентрации противоречий развития правовых явлений в единой, целостной картине правовой действительности.

   Гегелевский  метод восхождения от абстрактного  к конкретному выступает как эффективное средство познания сложных явлений социальной действительности.

 

 

32. Учение Гегеля  о государстве и гражданском  обществе.

Георг Вильгельм Фридрих  Гегель (1770-1831) - великий немецкий философ. Главные работы: "Философия права", "Философия истории", "Феноменология  духа".

 

  Методология Гегеля. По своим философским взглядам Гегель объективный идеалист. Его философская система посвящена познанию идеального начала - Духа. Одно из существенных отличий гегелевской философии - диалектический метод познания, т.е. познание идей как взаимосвязанных и развивающихся. Гегель выстраивает свою систему на основе трёх законов диалектики:

1) закона единства и  борьбы противоположностей;

2) закона перехода количественных  изменений в качественные;

3) закона отрицания отрицания.

 

  Понятие права. Предметом философии права, по Гегелю, является идея права, т.е. понятие права и его осуществление. Право, наряду с моралью и нравственностью относится к сфере объективного духа. Именно на этой ступени свобода впервые, перестав быть субъективной, приобретает форму реальности, воплощаясь в виде государственно-правовых формообразований. Идея права, таким образом, - это свобода в её субъективном существовании. Тремя основными ступенями развития понятия права являются: абстрактное право, мораль и нравственность. К абстрактному праву относятся вопросы собственности, договора и неправды; к морали умысел и вина, намерение и благо, добро и совесть; к нравственности - семья, гражданское общество и государство.

  Гражданское общество. Гегель изображает гражданское общество как раздираемое противоречивыми интересами антагонистическое (прогресс одной части общества происходит во многом за счет эксплуатации, угнетения и подавления другой его части) общество, как войну всех против всех, где ещё не достигнута полная свобода. По существу под гражданским обществом Гегель понимает современное ему буржуазное общество. Это царство нужды и рассудка. Существуя как система потребностей, основанное на частной собственности и разделении труда, гражданское общество не может само по себе разрешить противоречия между частным интересом и всеобщим.

В структуре гражданского общества существует три сословия:

1) субстанциальное (землевладельцы - помещики и крестьяне);

2) промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники);

3) всеобщее (чиновники).

 

  К сфере гражданского  общества Гегель относит также  правосудие и полицию, поскольку  на эти институты возлагается  задача защиты собственности.  Гегель высказывается за публичное  оглашение законов, публичное  судопроизводство и суд присяжных. 

  Государство. Идея государства, по Гегелю, распадается на три элемента:

1) индивидуальное государство  (внутреннее государственное право);

2) государство в отношениях  с другими государствами (внешнее  государственное право);

3) государство во всемирной  истории.

 

  Развитое до своего  понятия индивидуальное государство  представляет собой основанную  на разделении властей конституционную  монархию. Тремя различными властями  являются: законодательная власть, правительственная власть и власть  монарха. Гегель критикует противопоставление  различных властей друг другу,  считая, что они должны составлять  органически единую систему, на  которой основывается государственный  суверенитет. По мнению Гегеля, суверенитет должен принадлежать  наследственному монарху.

 

  Законодательная власть - это власть определять и устанавливать  всеобщее. Она представлена двух  палатным парламентом. 

  Суверенитет государства  - это абсолютная власть всеобщего  над частным, над жизнью, собственностью  и правами отдельных лиц.

  Всемирная история  представляет собой прогресс  свободы, её воплощения в различных  государствах. Развитие всемирной  истории проходит четыре стадии: восточную, греческую, римскую  и германскую. Им соответствуют  четыре формы государства: восточная  теократия, античная демократия  и аристократия, конституционная  монархия.

 

  Политическое учение  Гегеля оказало огромное влияние  на развитие политико-правовой  мысли. Содержащиеся в нем прогрессивные  положения послужили теоретической  основой и дали мощный толчок  развитию либеральных и радикальных  концепций, в том числе младогегельянского движения. Вместе с тем в учении Гегеля была заложена и возможность его консервативной интерпретации.


Информация о работе Авиация в СССР