Уильям Моррис

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 12:36, реферат

Описание работы

Уильям Моррис— английский поэт, художник, издатель, социалист. Крупнейший представитель второго поколения «прерафаэлитов», неофициальный лидер Движения искусств и ремёсел.

Работа содержит 1 файл

Уильям Моррис.docx

— 393.09 Кб (Скачать)
 
Уильям  Моррис
Любое украшение  лишено пользы, если оно не напоминает о чём-либо за пределами самого себя.
 
 
 
Новосибирск - 2011
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:

Авдеева Елена

группа Дз-01

Проверил:

Васильев  А.Ю. 

 

 

Уильям Моррис—  английский поэт, художник, издатель, социалист. Крупнейший представитель второго  поколения «прерафаэлитов», неофициальный  лидер Движения искусств и ремёсел.

Родился в  обеспеченной семье. Учился в Мальборском  и Экзетерском колледжах (последний  в составе Оксфордского университета). Там познакомился и подружился с  Бёрн-Джонсом. Молодых людей объединила любовь к средневековью и интерес  к движению трактарианцев. В 1855 году Моррис и Бёрн-Джонс совершили  путешествие по Франции. В январе 1856 года начал работу в бюро неоготического архитектора Дж. Э. Стрита. Летом 1856 года познакомился с Россетти, которого Моррис и Бёрн-Джонс считали «главной фигурой прерафаэлитского движения». Россетти дал согласие на работу в  созданном Моррисом журнале Oxford and Cambridge Magazine, продолжавшем дело журнала прерафаэлитов  «Росток». Моррис публиковал в нём  свои поэтические произведения и  статьи по теории декоративных искусств. Сам журнал просуществовал недолго (вышло двенадцать номеров), но сотрудничество с Россетти продолжалось. Увлечение  Морриса легендами о короле Артуре вдохновило его на создание одного из самых удачных литературных проектов прерафаэлитов — сборник «Защита  Гвиневеры и другие стихи», вышедший в 1858 году.

В 1859 году женился  на Джейн Бёрден. Моррис познакомился с Джейн в пору работы группы прерафаэлитов  над фресками конференц-зала (ныне библиотека) Оксфордского союза: Россетти пригласил  Джейн и её сестру Элизабет на работу в качестве моделей. Джейн происходила  из простой семьи и не получила образования, однако после замужества занялась изучением языков, брала  уроки музыки. Она отличалась замечательной  красотой, много позировала Россетти. С 1869 года Джейн Моррис и Россетти стали близки, вероятно она была его любовницей, но мужа не оставила: супруги жили вместе до смерти Морриса. 

Красный дом  — лондонский особняк Морриса  — стал вехой в истории дизайна.

В начале 1860-х  годов Моррис был поглощён строительством и оформлением Красного дома (Red House) в Бексли-Хис для своей семьи  и созданием фирмы по производству декоративных предметов. Вместе с тем он отходит от станковой живописи: последняя его картина датирована 1862 годом, а единственная законченная — «Прекрасная Изольда», написана с Джейн Бёрден в 1858 году. Красный дом стал воплощением идеи о соединении высокого искусства с повседневной жизнью. Он был построен по проекту Филиппа Вебба с участием самого Морриса. Своё название получил из-за нетрадиционного для того времени внешнего вида: наружные кирпичные стены дома не были оштукатурены. Над оформлением интерьеров работали Бёрн-Джонс, Россетти, Элизабет Сиддал и сам Моррис с женой.

Опыт совместной работы прерафаэлитов получил продолжение. В 1861 году Моррис создаёт фирму по производству предметов декоративно-прикладного  искусства «Моррис, Маршалл, Фолкнер  и Ко». Постоянными её сотрудниками были Бёрн-Джонс, Ф. М. Браун, Филипп Вебб, Россетти. Для работы в ней привлекались также А. Хьюз и С. Соломон. Мастерские управлялись рабочими кооперативами, все работники получали щедрое вознаграждение. В 1875 году в результате конфликта  со своими сотрудниками Моррис остался  руководить фирмой единолично. Тем  не менее «Моррис, Маршалл, Фолкнер  и Ко» сохраняла позиции ведущей  мануфактуры Европы в области  декоративно-прикладного искусства  и просуществовала до 1940 года. Вслед  за Рёскиным Моррис отвергал машинное производство. Он мечтал о гармонии двух видов труда — физического  и интеллектуального. Романтический  критик современного общества, делавшего  невозможным бескорыстное стремление к красоте, свой идеал видел в  средневековье. По его мнению, только тогда ремесленник, совмещавший  в одном лице технолога, конструктора и художника, поднимался до уровня творца. В мастерских Морриса всё производилось  вручную.

Моррис стоял  у истоков современной таписерии. В его мастерских возрождалось искусство  художественного ткачества, находившееся в конце XIX века в упадке из-за повсеместного  распространения механического  производства. Он сам был прекрасным ткачом, но также владел и приёмами окраски пряжи — это существенно  расширяло его возможности как  создателя шпалеры. В семидесятые  годы Моррис постоянно экспериментирует, создавая рецепты составов на основе природных материалов, вытесненных недавно изобретёнными анилиновыми красителями. Внимательный наблюдатель природы с детских лет, Моррис, умело применяя средневековое открытие: принцип непрерывного роста кривой линии, используя методы построения композиции с помощью ромбической сетки и диагональной ветви, создавал растительные орнаменты для тканей, ковров, фонов и бордюров шпалер, кажущиеся естественными, но на самом деле продуманные до мелочей. Фигуры на шпалерах мануфактуры выполнялись по картонам Бёрн-Джонса. Соавторами Морриса были также Ф. Вебб и Д. Дирл.

Живопись: «Королева Гвиневра» («Queen Guinevere»), 1858; Обои с лиственным орнаментом по дизайну Уильяма Морриса, 1875; Фрагмент гобелена «Дятел» («Woodpecker») по дизайну  Уильяма Морриса, 1885; Обложка книги  Уильяма Морриса «Вести ниоткуда» («News from Nowhere») издательства Келмскотт-пресс, 1893.

«Королева Гвиневра ,1858                                  Обложка книги, 1893 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Обои  с лиственным орнаментом по дизайну Уильяма  Морриса, 1875

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Фрагмент  гобелена «Дятел»  по дизайну Уильяма  Морриса, 1885

Список литературы:

  1. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  2. Моррис У. Вести ниоткуда, или Эпоха спокойствия. Перевод Н. И. Соколовой. Вступительная статья Ю. Кагарлицкого — М.: Государственное издательство художественной литературы, 1962.
  3. Савицкая В. Превращения шпалеры. — М.: Галарт, 1995

Информация о работе Уильям Моррис