Творчество Марлена Хуциева

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:45, курсовая работа

Описание работы

« …настоящий кинематограф – это глубочайшее философское раздумье над жизнью» . Это высказывание может быть эпиграфом ко всему творчеству Марлена Мартыновича. Он широко известен в России и за рубежом. Множество его фильмов являются призёрами и победителями международных и отечественных кинофестивалей. Но самое главное – его фильмы завоевали сердца зрителей по всему миру.
Однажды в интервью Марлена Мартыновича спросили какие качества нужны режиссёру, он ответил, что «Два качества: абсолютная уверенность в том, что ты делаешь, и постоянные сомнения в этом. Если какое-то из этих качеств перевесит - плохо. Самоуверенный решит, что все, им сделанное, гениально. Нерешительность тоже ни к чему не приведет. Эти два качества необходимы режиссеру - одновременно!..».

Содержание

1. Введение.
2. Глава 1. «Непредсказуемая прелесть бытия» в фильмах Марлена Хуциева конца 50х – начала 60 х годов.
3. Глава 2. Диалектика человеческой души. Проблема поиска смысла жизни в картинах Марлена Хуциева..
4. Глава 3.Ожившие классики. Проблема сохранения русской культуры.
5. Заключение.
6. Список используемой литературы.
7. Приложение.

Работа содержит 1 файл

Марлен Мартынович Хуциев.docx

— 87.76 Кб (Скачать)

Замысел фильма «Бесконечность» по признанию  режиссера, возник сразу после «Заставы Ильича». Но тогда снять фильм  со столь сложной образной системой, где перемешиваются воспоминания и  реальность, не позволили, считая, что  сорокалетнему человеку нескромно  исповедоваться и подводить итоги. А вскоре схожие художественные приемы Хуциев увидел в фильмах И. Бергмана и Ф. Феллини. «Бесконечность», последняя по времени картина режиссера, предлагает свой способ преодоления реальности. По признанию самого режиссёра и вопреки общему мнению, «Бесконечность» - его лучшая картина.

Было  бы странно, если бы Марлен Хуциев не сделал бы в конце концов фильм о своем поколении. О мальчишках, которые ушли на фронт и не вернулись. А те, кто вернулся, приходят к Вечному огню, чтобы вспомнить ушедших. Но для Хуциева в его документальной ленте «Люди 41-го года» не существует отдельно прошлого и настоящего. Он соединяет времена, читая за кадром стихи фронтовых поэтов. Голос Хуциева становится, может быть, главным героем этой картины.

По словам Хуциева, замыслы его картин родились еще во ВГИКе. В них даже прослеживается легкая зависимость друг от друга, связь  друг с другом. Производственный эпизод из «Весны на Заречной улице» натолкнул  на мысль о картине про большой завод(фильм не осуществлен), а название Застава Ильича, района Москвы, где располагался завод «Серп и молот», на котором режиссер изучал натуру, плавно преображается в ключевую сцену одноименного фильма – революционный патруль идет по безлюдным улицам.

Режиссёру необычайно интересна современность, а потому для киноповествования ему важны подробности, как бы случайно запечатленные объективом: «Начиная снимать, я мучаюсь, пока не найду основной кадр. Выстраивается этот один кадр, и тогда я уже понимаю всю сцену. Самый существенный момент бывает связан с мизансценой, с движением камеры, с атмосферой. В основном, это общие планы…».

За одним  исключением – телевизионный  документальный фильм «Алый парус  Парижа» (1971), снятый к столетию Парижской  коммуны, – фильмы Хуциева шире избранного сюжета. Режиссер средствами кинематографа  рассказывает конкретную историю, главное  же находится вне сюжетных перипетий. Это то, чем дышит страна.

«Алый парус Парижа» не только не входит в классический хуциевский канон, почти никто не помнит, что Марлен Мартынович вообще снял эту картину. Настолько фильм на историческую тему, фильм о Парижской коммуне, кажется неприложимым к Хуциеву, который весь – современность, даже тогда, когда он вроде бы в воспоминаниях героев уходит в прошлое…

Глава 3. Ожившие классики. Проблема сохранения русской культуры.

 

В апреле 2010 года на закрытии трехмесячного фестиваля "Кинематографический Чехов" Марлен Хуциев представил фрагменты своего нового фильма "Невечерняя".

Главными  героями его уже снятой, но еще  не смонтированной и не озвученной картины стали Чехов и Толстой. Чехова играет актер "Современника" Владислав Ветров, Толстого - актер  калужского театра Михаил Пахоменко. Не брать на эти роли известных артистов, узнают которых даже по затылку из-за предыдущих работ, для Марлена Хуциева было принципиальным: «… Чехова и Толстого должны играть актеры, за которыми не тянулся бы шлейф известных ролей»,- говорил режиссёр в интервью корреспондентам «Российской газеты»

Своим  последнем фильме режиссёр поднимает важнейший вопрос сохранения русской культуры, национальной самобытности.

« …есть  такая тенденция - забыть о том, что  было до нас. Но даже если возникает  такая попытка забвения, надо ее пресекать. Потому что это питает наши души. Потому что культура - основа жизнеспособности и прочности нации. Простите меня за некоторый пафос, но я так думаю.»17 - говорит режиссёр о нашей современности.

В интервью Хуциев признаётся, что своим фильмом  он хотел : «…Напомнить о нравственном законе, по которому…» жили Чехов и Толстой. «Вот о чем забывать мы не можем - такое забвение опасно для жизни общества.» 18- говорит режиссёр.

В фильме показаны две встречи: Толстой навещает Чехова в больнице, а потом Чехов  навещает заболевшего Толстого в  имении графини Паниной. «Естественно, они обсуждают то, что их волнует. Меня поразил сам факт: к молодому писателю пришел Саваоф, Юпитер нашей литературы! Два гения в этих, казалось бы, совершенно неподходящих больничных условиях разговаривают о литературе, об отношении к жизни... Причем документально: Толстого к Чехову пустили только на 15 минут, а просидел он полтора часа... И у Антона Павловича ночью после ухода Толстого был тяжелейший приступ...»19

Фильм назван по имени цыганской песни, которую любил герой «Живого  трупа» Федор Протасов, - «Невечерняя». Существуют два больших фрагмента - “эскиза”, по определению Хуциева, общим хронометражом в 70 минут. Первая часть – «московская», в ней Лев Николаевич Толстой навещает заболевшего Антона Павловича Чехова в клинике профессора Остроумова. Вторая – «крымская»: Чехов навещает заболевшего Толстого в имении графини Паниной в Гаспре.

 Всех исполнителей Хуциев выбирал наугад. Встретился где-то с известным сценаристом Александром Бородянским и воскликнул: "Вылитый сын Толстого". Пригласил его на съемки в Ялту. "У вас, Марлен Мартынович, я готов сняться в любой роли, даже в роли собаки, - ответил Бородянский. - В роли же сына Толстого - вообще приму за честь". За неделю до этого режиссер увидел главного редактора издательства "АиФ" Веру Мелиховецкую. "Как вы похожи на дочь Толстого. Какие брови, профиль. Срочно прилетайте на съемку".20

По-видимому, это было стратегически правильное решение. Люди, исполняющие роли в  фильме Хуциева, не играют, а живут  на экране. Объединенные общей любовью  и нежностью к главному герою "крымского" эпизода - Льву Толстому. В это время - зима 1901-1902 годов - Толстой  фактически умирал в Гаспре, на вилле графини Паниной. Воспаление легких и сразу же брюшной тиф. Выжил. И, конечно, не только благодаря могучему организму, но и заботе родных и близких. И не в последнюю очередь благодаря встречам с Чеховым, которого Толстой нежно любил как человека, хотя очень жестко относился к нему как к писателю и особенно как драматургу.

 «Толстого нашли случайно. Попробовали - и сразу получилось. А главной проблемой являлся Чехов, потому что уже надо было выезжать в экспедицию в Крым, а Чехова у нас все не было. Смотрели разных актеров, казалось, что уже почти хорош, но не то. А одна моя ассистентка настаивала: подождите еще чуть-чуть, есть хороший актер, но он сейчас снимается, скоро должен приехать. И я продюсеров уговаривал: подождите немного, хотя вы представляете себе, как сейчас сложно уговорить продюсеров подождать... И вот является этот долгожданный актер. Приводят его, я смотрю и думаю: ужас! Но когда стали гримировать, борода, усы, пенсне вдруг совершенно преобразили человека. И мы обрели Чехова и стали готовить актера в экспедицию.»21 - рассказывает Хуциев.

«… Имейте в виду: это не из серии ЖЗЛ - это просто история двух визитов к больным. Все началось с того, что меня поразил факт: Саваоф нашей литературы, живой бог, пришел навестить молодого писателя! В сопоставлении с тем, каковы у нас сегодня творческие взаимоотношения, это кажется удивительным. И потянулась ниточка. Сначала хотел написать пьесу, потому что пробиться на экран сегодня сложно. Пьесу писал вместе с сыном, тоже кинематографистом. Так возникла эта история. А потом мы естественно пришли к мысли и о фильме. Но, прочитав пьесу, в Госкино решили, что это одни «говорящие головы», и выделили самую минимальную сумму. А в фильме - Севастопольская оборона, историческая обстановка и атмосфера. Это сложный постановочный проект! Вы даже из фрагментов поймете, что картина совсем не «камерная». Но дело затянулось на годы. И сейчас мы опять стоим».22

Хуциев  показал два фрагмента. Один полностью на классической музыке: фонограмма диалогов черновая, зашумленная, мастер предпочел показывать пока немой фильм. Но это поразительный немой фильм. Все очевидно без слов. Терраса в Гаспре, море, Толстой, уже глубоко пораженный болезнью, но все еще могучий. Приход Чехова и Горького, обмен учтивыми репликами, игра в шахматы. Странное ощущение, что перед нами реальная хроника – такова сила иллюзии.

Эпизоды Севастопольской обороны – ожившие  картины. Впечатление тех, кто уже видел рабочий материал таково - это кино вполне могло бы существовать без диалогов, оно , словно, обладает  магией. Весь фильм соединяется в зрительную музыку. И эта мелодия проникает прямо в душу, рождая бурю незабываемых чувств.

Второй  фрагмент – в московской больнице, уже с диалогами, фонограмма черновая. Во ВГИКе когда-то от студентов требовали  показывать свои опыты без звука: если картина и в немом виде продолжает существовать, тогда это  кино.

Хуциев  показал уже полузабытое настоящее кино. Фильм заряжен небывалой энергией мысли и чувства

Фильм «Невечерняя» во многом повторяет историю  картины Алексея Германа «Трудно быть богом». Очень грустно, что настоящее, безыскусное кино оказывается никому не нужным, в то время как плодятся и множатся всё новые и новые серии «эпопеи» «Любовь-морковь».

Почему  все-таки "Невечерняя"? Эта цыганская  песня музыкальный лейтмотив "Живого трупа". Но Хуциев объясняет это  проще.

«Просто я хотел этим сказать: "Еще не вечер". Еще будет жизнь, будет творчество».23

Толстой после Крыма проживет менее 10 лет. Чехов - всего 2 года.

Хуциев  все-таки очень смелый и непредсказуемый  режиссер. И это не просто фильм - это чистое, благородное и  высоко нравственное, духовное кино. Это напоминание о наших не просто великих писателях, но самых дорогих людях, благодаря которым мы духовно и выжили-то в чудовищном ХХ веке. И есть надежда, что еще не вечер. Выживем и в XXI.

Заключение

 

"Застава  Ильича", "Июльский дождь", "Был  месяц май", "Послесловие", "Бесконечность"... В сущности, эти обостренно интеллектуальные, одухотворенные живой бунтующей  мыслью картины формировали наше  время. Они - излучения вечной  российской оттепели, которая то  взбурлит, то отступит под ледовым  натиском, чтобы потом пробудить  новые надежды в новых поколениях. Это кино - нечто большее, чем  кино. Не продукт пропагандистской  машины, как бывало в недавнем  прошлом, или индустрии развлечений,  как теперь. Творения мыслителя.  Нашего современника, которого потомки,  без сомнения, причислят к великим  творцам эпохи. То есть к  тем немногим, кому удавалось  эпоху творить.

Именно  поэтому фильмы Хуциева рассчитаны на бесконечность. Они долговечны, к  ним будут возвращаться снова  и снова, как возвращаются к творениям  Толстого или Чехова, и этот суммарный  тираж всегда много больше, чем  у разрекламированных рекордсменов проката.

В фильмографии Хуциева меньше десятка названий, но каждое становилось событием, каждое неотрывно от самой истории бурного  российского века.

Фильмы  Хуциева как стетоскоп: в них  слышишь неровный пульс драматичного советского и не менее драматичного постсоветского времени. Это создания режиссера-философа, для которого сюжет  развития напряженно работающей мысли, сам процесс осмысления времени  и своего места в нем - всегда много  увлекательней чисто фабульной  канвы.

Несмотря  на то, что режиссер избрал для себя один из самых сложных путей, каковым  был показ современности, его  фильмы надолго пережили время своего возникновения. Они превратились в  вечные ценности, к которым станут возвращаться и будущие поколения, чтобы не только получить сильное  эстетическое впечатление, но и лучше  понять свое прошлое, своих предков, свою жизнь.

Существует  точка зрения, что к пятидесяти годам режиссеры свои основные фильмы уже сняли, им остается только развивать  находки. Марлену Мартыновичу 86, но от него все время ждешь чего-то неожиданного. Сейчас он снимает новый фильм. Хуциев продолжается.  

Список  используемой литературы

История Советского кино.  Н.М Зоркая. – СПб.: Алетейя, 2005.

100 великих отечественных кинофильмов. Мусский М.А. – М.: Вече, 2005.

Марлен  Хуциев. М. Черненко. - М., 1988.

Записки последнего сценариста. А. Гребнев. -  М., 2000.

Застава Ильича. Т. Хлоплянкина. - М., 1990.

Молодые режиссеры советского кино. М. Туровская. - М.-Л., 1962.

Марлен  Хуциев: чешская рецепция, 1955–1970. Томаш Гала. - «Киноведческие записки». № 97. 2010.

Шестидесятники  и мы. Кинематограф, ставший и  не ставший историей. Л. Аннинский. -  М., 1991.

Интернет :

http://www.rg.ru

http://www.tvkultura.ru

http://www.ruthenia.ru

Информация о работе Творчество Марлена Хуциева