Творчество И.И.Шишкина

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 09:28, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение основных этапов развития романтического и реалистического направления русской пейзажной живописи 19 века, а также знакомство с творчеством отдельных выдающихся его представителей.
Для наиболее полного раскрытия темы и соответствия поставленной цели, при выполнении работы были поставлены следующие задачи:
1. Проследить, каким образом менялось отношение к русской пейзажной живописи 19 века передовых общественных и культурных деятелей, а также познакомиться с изображением природы в русской литературе 19 века;
2. Изучить историю сложения и развития романтического направления пейзажной живописи, а также познакомиться с творчеством пейзажистов
Данного направления; реалистического пейзажа;
3. Рассмотреть истоки возникновения, основные этапы развития реалистического пейзажа 19 века в неразрывной связи с историческими событиями данного периода, дать краткий анализ творчества выдающихся представителей реалистического пейзажа;
4. Оценить роль развития пейзажной живописи 19 века

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………......5
ГЛАВА 1. . Направление русской пейзажной живописи……………….…....6
1.1. Анализ литературы по истории вопроса………………………………….6
1.2. Романтическое направление русской пейзажной живописи 19 века…...8
1.3. . Реалистический пейзаж 19 века……………………………………….....16
ГЛАВА 2 Творчество и биография Ивана Ивановича Шишкина…………...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………37
БИБЛЕОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………....39
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ…………………………………………………..40
АЛЬБОМ ИЛЛЮСТРАЦИЙ…………………………………………………..42

Работа содержит 1 файл

курсовик.....doc

— 2.03 Мб (Скачать)

Жизнеутверждающее произведение Шишкина созвучно мироощущению народа, связывающего с могуществом и  богатством природы представление  о "счастии, довольстве человеческой жизни". Недаром на одном из эскизов  художника мы находим такую запись: "Раздолье, простор, угодье. Рожь. Божия Благодать. Русское богатство". В этой более поздней авторской ремарке раскрывается суть созданного образа.

Картиной "Рожь" завершаются  в семидесятых годах завоевания Шишкина - пейзажиста эпического склада. В контексте русской пейзажной живописи второй половины XIX века картина имеет значение этапного произведения, лучше всего выразившего в тот период путь передвижнического пейзажа, в котором конкретный национальный образ русской природы приобрел особую социальную значимость. Назревшая в искусстве критического реализма проблема утверждения положительных идеалов нашла в этом жанре наиболее полное решение в картине "Рожь".

Многочисленные этюды  Шишкина, над которыми он особенно увлеченно  трудился в пору творческого расцвета, свидетельствуют о его чуткости к тенденциям развития русского искусства последних десятилетий XIX века, когда усиливается интерес к работам этюдного характера как особой живописной форме.

В восьмидесятые-девяностые годы художника все чаще привлекают изменчивые состояния природы, быстро проходящие моменты. Благодаря интересу к световоз- душной среде, к колориту ему теперь больше, чем раньше, удаются такого рода произведения. Пример тому - поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина "Туманное утро" (1885). Как нередко бывало у художника, увлекший его мотив он варьирует в нескольких произведениях. В 1888 году Шишкин написал "Туман в сосновом лесу" и тогда же, видимо, этюд "Крестовский остров в тумане", в 1889 году - "Утро в сосновом лесу" и "Туман", в 1890 году - снова "Туман" и, наконец, "Туманное утро" (пейзаж, экспонировавшийся на двадцать пятой передвижной выставке).

В преддверии 20 века, когда  возникают различные течения  и направления, идут поиски новых  художественных стилей, форм и приемов, Шишкин продолжает уверенно следовать по своему раз избранному пути, создавая жизненному пути, создавая жизненно правдивые, содержательные и типические образы русской природы.

В 1894г. Шишкин начал преподавать  в Высшем художественном училище  при Академии художеств, умел ценить таланты. В среде молодых художников Шишкин пользовался заслуженным уважением, несмотря на то что исповедовал иные эстетические принципы, придерживался иной художественной системы. Молодежь не могла не признавать в нем глубочайшего знатока и вдумчивого изобразителя русской природы, не могла не оценить его высокого мастерства. Этюды, рисунки, офорты Шишкина были той наглядной "живой школой", о которой говорил в свое время Крамской. Этой же школой для начинающих художников, конечно, являлся и сам Шишкин, его опыт, его знания, его непосредственные занятия с ними.

Сам Шишкин в поздние  годы, сохраняя верность своим принципам  и выработанной годами манере, внимательно  присматривался к работам молодых. Старался и в собственное творчество вносить нечто новое, при том, что в сложной, противоречивой художественной жизни кануна XX века он неизменно оставался ярким представителем искусства критического реализма, выразителем демократических идеалов, носителем лучших традиций передвижничества.

Шишкин умер 20 марта 1898 года, как истинный художник – за работай.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В курсовой работе представлены результаты исследования по выбранной  теме. На основание проведенного анализа  полученных данных можно сделать  следующие выводы.

Русская пейзажная живопись 19 века развивалась в соответствии с общими тенденциями художественного развития и эволюции других живописных жанров и прошла в 19 веке два этапа своего развития, за временную границу между которыми принято считать 1850-е годы.

В первой четверти пейзаж постепенно освобождался от канонов классической живописи. Природа стала пониматься как сфера выражения сугубо личных чувств. Таким образом, было положено начало романтическому направлению в русской пейзажной живописи, в рамках которой также принято выделять 3 течения: живопись городских видов, итальянское направление и национальный русский романтический пейзаж, давший толчок к развитию реалистических тенденций.

Также в рамках романтического пейзажа сложилось особое, уникальное течение-маньеризм. Именно в изображении картин моря наиболее четко проявлялись типичные черты романтизма. Также нельзя не упомянуть, что в общих рамках работы в романтическом жанре пейзажисты вносили свои, сугубо личные мотивы, применяли новые приемы, создавали собственные школы и имели многочисленных поклонников и последователей.

В начале 50-х годов  начинает складываться качественно  новое направление- реалистический, национальный пейзаж. Необходимо отметить, что данное течение было неразрывно связано с историческими событиями второй половины 19 века, крестьянский вопрос волновал всех и не оставил равнодушным и пейзажистов. В рамках данного направления природа перестала использоваться как выражение собственных чувств. Художники теперь стремились реально отражать окружающую их действительность, без преувеличений и искажений. Именно в этом направлении работали и создали произведения, имеющие мировое художественное значение, такие пейзажисты, как Шишкин, Саврасов, Поленов, Куинджи и многие другие выдающиеся художники. По количеству талантливых видописцев 19 век заметно выигрывает по сравнению с другими и недаром его принято называть “золотым” веком русской живописи, на него ложится период расцвета русского пейзажа.

Необходимо отметить, что эволюция и достижения данного  живописного жанра не остались в стороне от внимания передовой общественности. Развитие пейзажной живописи, ее достижения постоянно обсуждались в русском обществе как профессиональными исследователями-критиками, так и простыми ценителями и любителями данного жанра. И это не случайно, так как в 19 веке русскими художниками-пейзажистами были созданы выдающиеся произведения, без которых немыслима была бы русская художественная культура, не было бы опыта, на который опирались и создавали не менее великолепные творения следующие поколения пейзажистов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛЕОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Астафьев Б.В. Русская живопись. Мысли и думы / Б.В. Астафьев.- Л., 1966
  2. Бенуа А.Н. История русской живописи в 19 веке/ А.Н. Бенуа.  - М., 1993
  3. Богемская К.Г. Пейзаж. Страницы истории/ К.Г. Богемская. -   М., 1992
  4. Булгаков Ф.А. Альбом русской живописи. Картины и рисунки И. И. Шишкина/ Булгаков Ф.А .(СПб., 1892);
  5. Вагнер А.К. С веком наравне / А.К. Вагнер.-  М., 1976
  6. Мальцева Ф.С. Мастера русского реалистического пейзажа./ Ф.С.   Мальцева.- М, 1982
  7. Мальцева Ф.С. Мастера русского пейзажа: Вторая половина XIX века. /Ф.С. Мальцева. -М.,1999
  8. Манин В.А.  Иван Шишкин/ В. А. Манин.- М., 2008,
  9. Островский Н.К. Рассказы о русской живописи/ Н.К. Островский.- М, 1971
  10. Пальчиков А.А., «Перечень печатных листов И. И. Шишкина»/ А.А.-Пальчиков - С., 1885.
  11. Ровинский Д.П.«Подробный словарь русских граверов XVI—XIX вв.» /Д.П.  Ровинский -С., 1885).
  12. Стасевич В.Н. Пейзаж. Картина и действительность / В.Н. Стасевич.-  М., 1984.
  13. Федоров-Давыдов А.А. Русский пейзаж 18 – начала 19 века / А.А. Федоров-Давыдов.-  М., 1953.
  14. Шувалова И.А. Иван Иванович Шишкин/ И. А .Шувалова.С., 1993
  15. Ягодовская А.Н. О пейзаже/ А.Н. Ягодовская М., 1963
  16. http://www.museum-online.ru/P%85/Ivan_Ivanovich_Shishkin
  17. href='http://www.c-cafe.ru/days/bio/000012.php'><b>Биография Ивана Ивановича Шишкина

СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ

 

«Дубовая роща» 1870г. холст, масло.

«Рожь» холст, масло.

«Корабельная  роща» холст, масло.

«Утро в сосновом бору» холст, масло.

«Сосновый бор» 1886г.холст, масло.

«Березовая  роща» 1873г.

«В парке» 1872г. холст, масло.

«Вид окрестностей Петербурга»

«Горная дорожка» Крым. 1879г.холст, масло.

«Дождь в  дубовом лесу» 1869г. холст, масло.

«Дубовая роща» 1870г.

«Дуб освещенный солнцем» 1871г.холст,масло.

«За грибами» 1873г.

«Зима в лесу» 1878г.

«Золотая осень» 1888г.холст, масло.

«Корабельная  роща» холст, масло.

«Лес перед  грозой» холст, масло.

«Лесное кладбище» 1891г. холст, масло.

«Лесной пейзаж с цаплями» 1868г.

«На покосе в дубовой роще» холст, масло.

«На севере диком»

«Около дачи» 1871г.

«Рожь» холст, масло.

«Пасека в лесу»  холст, масло.

«Пейзаж с озером» 1868г.

«Поляна в лесу»  холст, масло.

«После бури»  Мери- Хови 1891г.

«Последние  лучи» 1893г.

«Прогулка в  лесу» 1869г.

«Сестрорецкий бор» холст, масло.

«Сосна на песке» холст, масло.

«Сосновый бор» 1886г.

«У берегов  финского залива» холст, масло.

«Утро в сосновом бору» холст, масло.

«Уголок заросшего  сада» 1884г.

«Часовня в  саду» 1893г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АЛЬБОМ ИЛЛЮСТРАЦИЙ

 

«Дубовая роща»

 

«Рожь»

 

 

 

«Корабельная роща»

 

 

«Утро в сосновом бору»

 

 

«Сосновый бор»

«Березовая роща»

«В парке»

 

«Вид  окрестностей Петербурга»

«Горная дорожка»

 

«Дождь в  дубовом лесу»




Информация о работе Творчество И.И.Шишкина