Творческие задачи и их решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 15:01, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение интуитивных и рациональных методов подхода к решению творческих задач.
В настоящее время в учебных учреждениях России происходят процессы преобразования и обновления системы образования, где но-вым стилем взаимодействия педагогов и учащихся, студентов счита-ются отношения, основанные на демократических принципах, сотруд-ничестве, творчестве, доверии, участии, партнерстве.

Содержание

Введение
1 Творческие задачи и методы их решений
1.1 Метод «мозгового штурма
1.2 Известные приемы ТРИЗ
1.3 Рациональная тактика решения изобретательских задач
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

основы творческой деятельности.docx

— 37.72 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

1 Творческие  задачи и методы их решений

1.1 Метод «мозгового  штурма

1.2 Известные  приемы ТРИЗ

1.3 Рациональная  тактика решения изобретательских  задач

Заключение

Список литературы

 

Введение

Целью данной работы является изучение интуитивных и  рациональных методов подхода к  решению творческих задач.

В настоящее  время в учебных учреждениях  России происходят процессы преобразования и обновления системы образования, где но-вым стилем взаимодействия педагогов и учащихся, студентов счита-ются отношения, основанные на демократических принципах, сотруд-ничестве, творчестве, доверии, участии, партнерстве.

Мысль о необходимости  разработки эффективных мето-дов решения творческих задач - задач, не имеющих четких механизмов решения, высказывалась давно. И, тем не ме-нее, до середины XX века изобретательские задачи реша-лись «методом проб и ошибок» укрепляя убеждение, что стремление раскрыть секреты творчества бесперспективно.

Примерно с  середины 40-х годов в Америке  и Европе появляются публикации сразу  о нескольких методах реше-ния творческих задач: «мозговой штурм», «синектика», «морфологический анализ», «метод контрольных вопросов», «метод каталога», «метод фокальных объектов». Они осно-ваны на принципе активизации выдвижения и перебора ва-риантов. Осборн, Гордон впервые доказали на прак-тике возможность - хоть и в ограниченных пределах - управлять творческим процессом. Основное противоречие этих методов: можно сэкономить время на генерации идей, но это приводит к большим затратам времени на их анализ и выбор наилучшего варианта. Это предопределило их по-ражение при решении задач ценою в сотни и тысячи проб. В дальнейшем эти методы не развивались, оставаясь в рам-ках исходных формул. Также закончилась неудачей попыт-ка их объединения.

Основная идея ТРИЗ: развитие технических систем оп-ределяется объективными, познаваемыми закономерностя-ми. Этим законам подчиняется развитие любых техничес-ких систем - от кофеварки до космической станции. Цель разработки - дать каждому человеку (независимо от талан-та и способностей) реальную возможность делать изобре-тения. В этом заключается актуальность данной темы. Ведь темпы технического прогресса напрямую зави-сят от изобретателей, а экономические успехи - от темпов технического прогресса. Многие изобретения, открытия, идеи опаздывают, как минимум, на несколько лет и, следо-вательно, порой уже бывают бесполезны.

Среди основных задач можно выделить следующие:

1. Рассмотреть  метод «мозгового штурма».

2. Определить  некоторые приемы ТРИЗ.

3. Проанализировать  рациональную тактику решения  изобретательских задач.

В качестве основных источников использованы работы Вороновой, Столярова и других авторов. Данные работы позволили дать более качественную характеристику в области методов решения изобретательских задач.

 

1 Творческие задачи  и методы их  решений

1.1 Метод «мозгового штурма»

Ф. Энгельс в  свое время очень точно заметил, что когда в промышленности возникает  потребность, то она двигает науку  быст-рее, чем десятки университетов. Эта мысль применима и к разви-тию технического творчества.

В 40-е годы нашего столетия возникла острая потребность  в активных методах поиска технических  решений. Дефицит этих методов сказывался на интенсивности развития атомной  энерге-тики, ракетостроения, электронно-вычислительной техники и др. Начались поиски научной организации творческого труда. Они велись по различным направлениям. Во-первых, стало ясно, что решения сложных задач не под силу даже гениальным изобрета-телям-одиночкам, нужны коллективные усилия, позволяющие охватить решаемые проблемы всесторонне. Во-вторых, в условиях дефицита времени научный поиск должен сопровождаться интен-сивной генерацией идей. В-третьих, нужно определить, как в об-щем потоке новых идей повысить «концентрацию» идей ориги-нальных, перспективных.

Поиски научной  организации творческого труда  привели к по-явлению новых методов решения технических задач. Первым из них стал метод «мозгового штурма», предложенный американ-ским предпринимателем и изобретателем А. Осборном. Заметив, что одни изобретатели более склонны к генерированию идей, а другие - к их критическому анализу, А. Осборн предложил пору-чать поиск решений технических задач коллективу, состоящему из групп таких «генераторов» и «экспертов». Были разработаны следующие правила «мозгового штурма».

1. Оптимальное  количество людей, решающих поисковую за-дачу методом «мозгового штурма», должно составлять 12-25 че-ловек. Половина из них генерирует идею, а другая ее анализирует. В группу «генераторов» включают людей с бурной фантазией. Желательно, чтобы в состав этой группы вошли и специа-листы - смежники, и один, два человека со стороны, не имеющие отношения к решаемой задаче. В группу «экспертов» вводят людей с аналитическим, критическим складом ума. Руководит «сес-сией» ведущий, наиболее опытный участник «мозгового штурма».

2. Основная задача  «генераторов» должна заключаться  в пред-ложении максимального количества идей решения поисковой за-дачи (в том числе идей фантастических, а иногда и шутливых). Идеи протоколируются или фиксируются с помощью магнитофо-на. Задача «экспертов» состоит в отборе приемлемых идей. Веду-щий, не прибегая к приказаниям и критическим замечаниям, за-дает вопросы, иногда подсказывает и уточняет высказывания участников обсуждения, следит, чтобы беседа не прерывалась.

3. Продолжительность  «сессии» должна зависеть от  сложно-сти решаемой задачи, но не превышать 30-50 мин.

4. Между участниками  «мозгового штурма» должны быть  ус-тановлены свободные и доброжелательные отношения. При гене-рации идей запрещается всякая критика, скептические улыбки, жесты и мимика. Надо, чтобы идеи, выдвинутые одним участни-ком, подхватывались и развивались другими. Анализ идей груп-пой «экспертов» проводится очень внимательно. Без тщательного анализа не должны быть отвергнуты даже самые фантастические или абсурдные идеи. При этом в ходе анализа идеи оцениваются (например, в десятибалльной системе), учитывается мнение каж-дого «эксперта». В случаях расхождений в оценке проводят дополнительный анализ.

5. Если «сессия»  окончилась безуспешно и задача  не решена, повторять ее с предыдущими  установками нет смысла. Нужно  за-менить состав групп или изменить формулировку задачи, оставив конечную цель.

Опыт использования  «мозгового штурма» показывает, что  ге-нерации идей способствуют такие приемы, как аналогия (сделай так, как это делалось при решении другой задачи), инверсия (сделай наоборот), фантазия (предложи нечто неосуществимое) и пр. Большую роль играют здесь и субъективные качества участ-ников штурма - наличие прошлого опыта, боязнь оказаться бес-полезным, отсутствие творческого настроения, усталость и т. д.

На первый взгляд «мозговой штурм» может показаться не очень-то применим для решения конкретных изобретательских и рационализаторских задач. Однако это не так. Его эффективность можно проиллюстрировать таким примером.

В 1986 г. Центральное  телевидение организовало серию  науч-но-публицистических передач «Требуется идея» (с целью популя-ризации методов решения творческих задач). Одна из этих теле-передач была посвящена «мозговому штурму». Во время переда-чи нужно было «дать совет Робинзону», как вытащить к берегу из лесу лодку, - совет тем, кто занимается «немеханизированным такелажем». Участниками этой передачи были студенты и препо-даватели московских вузов, специалисты с предприятий, извест-ные изобретатели и рационализаторы, а также люди, профессии которых совершенно не связаны с техникой. [8;С.42]

Среди множества  генерированных идей оказались такие, кото-рые не только были одобрены «экспертами», но и, как оказалось впоследствии, нашли практическое применение. В журнале «Изо-бретатель и рационализатор» сообщалось, что бакинский инженер Рзаев развил идею высыхающего каната, предложенную участни-ками «мозгового штурма» для решения задачи. Как известно, при высыхании канат укорачивается. Этим и воспользовался Рзаев для поддержания заданной влажности в теплице. Натянутый в теплице канат стал не только интегрирующим датчиком, но и ис-полнительным механизмом. Канат подсыхает и, укорачиваясь, включает оросительную систему. Увлажненный канат провисает - оросительная система отключается.

Дальнейшее развитие метода «мозгового штурма» привело  к изменению отдельных его  этапов. Появились разновидности  этого метода. Одной из разновидностей, широко используемой в настоя-щее время, является «теневой мозговой штурм». Дело в том, что не каждый человек может творчески трудиться, генерировать идеи в присутствии посторонних лиц и при активном их вмеша-тельстве. Некоторые нуждаются для этого в полном уединении и тишине. Как выяснилось, такие люди очень полезны в группе «генераторов». При «теневом мозговом штурме» формируют две подгруппы «генераторов»: первая из них - собственно «генерато-ры», выдвигающие идеи, а вторая - теневая, она следит за ходом работы первой, но не принимает участия в обсуждении. Ее назы-вают «теневым кабинетом». У членов этой подгруппы идеи возни-кают под влиянием идей, высказанных активными «генератора-ми»; они их записывают и затем передают «экспертам». Активная и теневая подгруппы размещаются в одном помещении на опреде-ленном расстоянии или в разных помещениях, но в этом случае связь между ними устанавливается с помощью телемонитора.

 

1.2 Известные приемы  ТРИЗ

Решения задач  по «Теории...» подразделяются на пять уровней; на каждом уровне разный расход времени на ре-шение. Например, на первый уровень расходуется обычно несколько десятков минут, на второй - несколько часов, третий - несколько дней, четвертый - одну-две недели максимально. На исследование условий постановки задачи ухо-дит от 50 до 90% общего времени решения. Чем выше уро-вень решения - тем выше эффективность его внедрения.

Со временем на базе ТРИЗ появились различные  методы и методологии, имеющие конкретную направленность.

Разработки показали отличные результаты, ТРИЗ полу-чила распространение не только у нас в стране, но и за рубежом. Книги по ТРИЗ были изданы в США, Великобри-тании, Японии, Швеции, Финляндии, Германии, Болгарии и других странах.

В 1989 г. была образована международная ассоциация ТРИЗ. Тогда  же на рынке впервые появился программный про-дукт «Изобретающая машина», базирующийся на некоторых ТРИЗ - технологиях и помогающий инженерам решать их про-фессиональные проблемы. За два года в СССР было продано более 1000 копий «Изобретающих машин». В 1995-1997 гг. этот программный продукт, переведенный на английский язык, приобрели такие известные фирмы, как «Форд», «Катерпиллер», «Проктор энд Гэмбэл», «IBM», а «Моторола» заключила специальный долгосрочный контракт на поставку 1000 копий системы для своих предприятий. Заинтересовались «Изобре-тающей машиной» и японские фирмы.

В перестроечные  годы многие российские профессиональ-ные разработчики ТРИЗ разъехались в различные страны, где создали ряд успешно работающих консалтинговых фирм. И сейчас во многих странах существуют фирмы, занимаю-щиеся ТРИЗ - консалтингом. Услугами специалистов по ТРИЗ начали пользоваться разработчики государственных программ, политические деятели, бизнесмены, менеджеры. Известная южнокорейская фирма LG приглашает специа-листов по ТРИЗ из бывшего СССР.

Оставшиеся в  России разработчики в последние  годы начали попытки использования  этого интеллектуального ресурса  на отечественных предприятиях. Организовано обу-чение ТРИЗ в ряде вузов, колледжей и школ страны. Как и сама теория, так и методология преподавания ТРИЗ непрерывно развиваются. Идеи и методы ТРИЗ переносятся в гу-манитарные области: искусство, литературу, менеджмент, рекламу, PR, педагогику. [2;С.142]

Эта система  позволяет каждому «очень желающему» пос-ле соответствующего обучения получить возможность ра-ботать на уровне талантливого, и даже гениального челове-ка, находить оригинальные высокоэффективные решения. Применять инструменты ТРИЗ можно в любой специально-сти (задавая, при необходимости, сравнительно небольшое число узких специфичных вопросов соответствующим спе-циалистам или обращаясь к соответственной литературе). Инженер, владеющий ТРИЗ, имеет возможность эффектив-но развивать и совершенствовать технические системы. У педагога, использующего ТРИЗ, дети занимаются с увлече-нием и без перегрузок осваивают новые знания, развивают речь и мышление. Сценаристам и писателям прикладные технологии ТРИЗ помогут развить сюжеты их произведе-ний, придумать неординарные фантастические объекты. Тризрвцы - бизнесмены обходят конкурентов и повышают свои доходы за счет более эффективного использования сво-их ресурсов. Сегодня использование ТРИЗ доступно как детям, так и специалистам разного профиля. Это открывает новые возможности в освоении столь загадочного простран-ства, в котором происходит синтез новых идей, решение творческих задач, освоение различных континентов знаний.

Информация о работе Творческие задачи и их решения