Трипольская культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:21, реферат

Описание работы

Трипольская культура (рум. Cultura Cucuteni, укр. Трипільська культура, Кукутені культура) — энеолитическая археологическая культура, распространенная в VI—III тыс. до н. э. в Дунайско-Днепровском междуречье. На смену трипольцам пришли индоевропейские народы Ямной культуры.

Работа содержит 1 файл

Трипольская культура.docx

— 215.40 Кб (Скачать)

Трипольская культура

 

Трипольская культура (рум. Cultura Cucuteni, укр. Трипільська культура, Кукутені культура) — энеолитическая археологическая культура, распространенная в VI—III тыс. до н. э. в Дунайско-Днепровском междуречье. На смену трипольцам пришли индоевропейские народы Ямной культуры.

География

Трипольская культура была распространена в эпоху энеолита на территории правобережной Украины, в Молдавии, в восточной Румынии (Кукутень), а также в Венгрии. Трипольская культура — энеолитическая (медно-каменный век).

История открытия

Трипольская культура названа  по имени села Триполье Киевской губернии, где в 1897 году археолог Викентий Хвойка обнаружил материальные остатки энеолитической культуры.

Антропологический облик

У представителей трипольской  культуры антропологи отмечают средиземноморский  и динарский тип. Динарский тип восходит в своем происхождении как минимум к мезолитическому и ранненеолитическому населению Европы, для которого был весьма характерен. В настоящее время большинство ученых, на основании анализа скелетных останков, склоняются к идентификации трипольцев со средиземноморской расой, возможно — арменоидным антропологическим типом, распространенным среди давних жителей Восточного Средиземноморья и Малой и Передней Азии. Это логично, учитывая тот факт, что украинская территория была будто периферией этого культурного ареала, основной массив которого зафиксирован в долине Дуная, на севере Балканского полуострова и на островном массиве Эгейского моря.

Происхождение

Трипольская культура была генетически связана с энеолитическими культурами Балкано-Дунайского региона, среди которых особая роль принадлежала носителям культур Боян, старчево-кришской, линейно-ленточной керамики, Винча, Тисаполгар. Основные отрасли хозяйства — земледелие и скотоводство. Л. Л. Зализняк и ряд других исследователей трипольской культуры связывают её с волной мигрантов из неолитической Анатолии.

Обзор 
Для трипольской культуры характерны высокий уровень развития хозяйства и развитые общественные отношения. Во времена этой культуры произошло значительное увеличение плотности населения в ареале её распространения. Трипольские посёлки чаще всего располагались на пригодных для земледелия пологих склонах, возле воды. Их площадь достигала нескольких десятков, а в некоторых случаях — 200—450 гектаров. Они состояли из наземных глинобитных жилищ, разделённых иногда внутренними перегородками или двухэтажных. Часть помещений, служившая для жилья, отапливалась печами, открытыми очагами, имела круглые окна, часть использовалась под кладовые. В таких домах, вероятно, жила одна или несколько семей. Посёлок использовался около 50 лет, до истощения окружающей его земли (чернозёмы тогда ещё не образовались), потом обязательно сжигался по особому ритуалу, а племя переселялось на новое место. Племенами управляли вожди, существовали так же и верховные вожди союзов племён.

Орудия труда и оружие изготавливались из костей животных, кремня и камня, иногда из меди, существуют свидетельства торговли заготовками  из кремня.

Трипольцы выращивали пленчатую пшеницу, пленчатый и голозёрный овёс, просо, горох, ячмень, бобы, виноград, алычу, абрикосы. Для обработки земли применяли подсечную или подсечно-огневую систему земледелия. Разводили крупный и мелкий рогатый скот, свиней, лошадей. Охотились при помощи лука и стрел. Использовали на охоте собак. Высокого уровня достигло гончарное ремесло. Трипольская керамика занимала одно из видных мест в Европе того времени по совершенству выделки и росписи.

Религия — аграрные культы, почитание Великой Богини, священным животным была собака, важным предметом культа были глиняные монокли, бинокли и тринокли.

Трипольцы, в бассейне Южного Буга, создали протогорода-гиганты размерами 250—400 га с населением до 20 тыс. человек и более (Майданецкое — 270 га, Доброводы — 250 га, Тальянка — 400 га), что сравнимо с Киевом в домонгольскую эпоху, когда он превосходил многие крупные центры средневековой Европы.

Периодизация

По периодизации Т. С. Пассек выделяются 3 этапа развития трипольской культуры:

  • Ранний этап — (Триполье А)- вторая половина VI — начало первой половины V тысячелетия до н. э. Жилища — землянки и небольшие наземные глинобитные «площадки». Орудия делались из кремня, камня, рога и кости; медных изделий немного (шилья, рыболовные крючки, украшения); лишь Карбунский клад в Молдавии отличается богатством медных изделий. Кухонная керамика имеет примесь шамота, песка, шероховатую поверхность (горшки, миски), орнамент в виде насечек, налепов, столовая украшена каннелированным (горшки, кувшиновидные сосуды, чашки, черпаки) и углубленным орнаментом («фруктовницы», грушевидные сосуды, крышки). Много статуэток, изображающих сидящую женщину, меньше — зооморфных фигурок; известны глиняные креслица, модели жилищ, украшения. Обнаружено единичное погребение в жилище (Лука-Врублевецкая).
  • Средний этап — (Триполье В — Триполье С1)- вторая половина V тысячелетия до н. э. — 3200/3150 гг. до н. э. Ряд поселений на мысах укреплён валами и рвами, увеличилась площадь поселений, иногда жилища располагались по кругу. Встречаются двухэтажные дома. Известны модели жилищ с двускатной крышей и круглыми окнами. Обработка кремня совершенствуется, появляются мастерские по изготовлению орудий. Начинается добыча медного сырья (руда и самородная медь), а также выплавка металла на территории между Днестром и Днепром. Увеличивается количество и ассортимент медных изделий (топоры, ножи, кинжалы, тёсла, шилья, украшения). Появляется расписная керамика, кухонная керамика иная — с примесью в массе толчёных раковин или песка, полосчатым сглаживанием и «жемчужным» орнаментом. Меняется форма статуэток — стоячие фигурки с округлой головкой, наряду с женскими есть и мужские изображения. Найдены погребения в жилищах.
  • Поздний этап — (Триполье С2)- 3150—2650 до н. э. Расширяется территория трипольской культуры за счёт продвижения племён на север и восток. Небольшие поселения располагаются на укреплённых местах, наряду с небольшими наземными жилищами встречаются землянки. Продолжает развиваться добыча обработка металла. Уменьшается количество расписной керамики, появляется посуда округлой формы с примесью песка и толчёных раковин с орнаментом по краю венчика (защипы, оттиски, верёвочки, наколы). Совершенствуется обработка кремня, много шлифованных кремнёвых топориков. Распространены женские статуэтки удлинённых пропорций со схематизированной головкой и слитыми ногами. Известны грунтовые и курганные могильники. В Поднепровье найдены погребения по обряду кремации. Погребальный инвентарь: кремнёвые серпы, каменные боевые топоры-молоты, медные кинжалы, шилья, ножи, украшения, — браслеты, пронизи, медные, каменные и стеклянные бусы; керамика — шаровидные амфоры, чаши, миски, антропоморфные статуэтки.

Исследования

Раскопки начались в 70-е  годы XIX века в Галиции. Первые раскопки памятников трипольской культуры в Поднепровье произвел В. В. Хвойка в 1894 году. Результаты исследований трипольских поселений и могильников опубликованы в статьях и монографиях Т. С. Пассек, Е. К. Черныш, С. Н. Бибикова, Г. П. Сергеева, В. И. Маркевича, В. А. Дергачёва, В. Г. Збеновича, Н. М. Шмаглия, В. А. Круца, И. И. Зайца, Ю. Н. Захарука, Т. Г. Мовши, Е. В. Цвек, И. И. Зайца, С. Н. Рыжова, А. Г. Корвин-Пиотровского, С. Гусева, Т. Н. Ткачука, Е. А. Якубенко, С.А.Бутенко, А.И.Росляков и Р.А.Новиков.

Предметы из поселения  близ села Новые Русешты Яловенского района Молдавии. Культура Прекукутень-Триполье. Возраст 3650 лет до н. э. Исследования В. И. Маркевича, 1961—1962 гг.

Предметы из поселения  близ села Кэрбуна Яловенского района Молдавии. Культура Прекукутень-Триполье. Возраст 3600 лет до н. э. Исследования Т. С. Пассек, 1962 г.

Предметы культа культуры Кукутень-Триполье. IV — 1-я пол. III тыс. до н. э.

Предметы из поселения  Старые Куконешты Единецкого района Молдавии. Культура Кукутень-Триполье. Возраст C14 3440 ± 60 лет до н. э. Исследования В. И. Маркевича, 1978 г.


Искусство трипольских  племен.

В конце IV и в III тысячелетии  до н.э., в период энеолита, лесостепи между Днепром и Днестром были заселены оседлыми земледельческо-скотоводческими племенами. Культура и искусство этих племен получили название трипольских по месту первых находок, сделанных в конце XIX века на Днепре у села Триполье. Для трипольской культуры характерны своеобразные керамические изделия с росписью.

В древних трипольских  поселениях важное место занимало мотыжное земледелие. Кроме того, широко использовалась охота и скотоводство. Несколько  десятков и сотен больших наземных глинобитных построек располагали  обычно по кругу или в несколько  рядов. Центральное пространство поселка  оставалось незастроенным и служило  местом для загона скота

Трипольские жилища, -прямоугольные постройки из дерева и глины, разделялись поперечными перегородками на несколько помещений. Найденные глиняные модели жилищ показывают, что трипольский дом имел четырехскатные перекрытия. Внутри, направо от входа, помещалась печь; налево, около зернотерки, стояли грушевидные сосуды для хранения зерна; прямо против входа в стене округлое окно, а под ним на полу— крестообразный жертвенник в форме греческого креста. Нередко эти жертвенники имели углубленный орнамент из концентрических кругов. Около печи помещались антропоморфные изображения, точно повторяющие трипольские женские статуэтки, вероятно охранители домашнего очага. Печи и стены окрашивались в белый и красный цвета и расписывались орнаментом в виде спиралей или в виде слегка выгнутых лент.

В трипольских поселениях обнаружено множество разнообразных  керамических изделий — сосудов, антропоморфных и зооморфных статуэток, игрушек, амулетов и моделей жилищ. Оседлый образ жизни благоприятствовал  расцвету гончарного искусства.

По технике изготовления, богатству форм, разнообразию и совершенству орнаментации трипольская керамика занимает одно из первых мест среди  глиняной посуды первобытных европейских  племен. Керамику Триполья лепили вручную  без применения гончарного круга  и хорошо обжигали в специальных  печах. Выделяется несколько основных групп трипольской керамики: керамика с углубленным орнаментом, чаще всего  в виде спиралей; керамика тонкостенная, с хорошо полированной поверхностью, украшенная каннелюрами; керамика из тонкой розовой массы со спиральным орнаментом, нанесенным одной (черной или красной) или несколькими (красной, черной и белой) красками.

Особую группу составляет грубая "кухонная" керамика, служившая  для приготовления пищи. Формы  расписных сосудов чрезвычайно  разнообразны: сосуды на подставках, грушевидные  с крышками, широкогорлые сосуды типа кратеров, двойные биноклевидные сосуды, миски, чашки, небольшие сосуды с угловатыми плечиками и др.

Для раннего этапа трипольской  культуры характерны грушевидные сосуды с коническими и шлемовидными крышками для хранения припасов, а  также сосуды на конических полых  подставках. Наружная поверхность этих сосудов хорошо отполирована и украшена углубленным спирально-ленточным  орнаментом, часто заполненном белой массой. Поверхность сосуда между лентами — коричневато-черная, хорошо отполирована, иногда покрыта краской и способствует четкому выделению белого спиралевидного орнамента.

На среднем этапе, в  период расцвета трипольской культуры, получает распространение керамика из розовой массы, очень тонкой и плотной, часто покрытой спирально-ленточной росписью в три цвета: фон сосуда обычно красный, по нему нанесен черной краской рисунок в виде лент-спиралей, пространство между лентами заполнено белой краской. Рисунок четко выделяется на красном фоне.

На позднем этапе эту  трехцветную роспись сменила  спирально-ленточная роспись в  две краски , а затем керамика с монохромной черной росписью.

Если на раннем этапе орнамент покрывает всю наружную поверхность  сосуда, даже иногда его дно и  отличается богатством красочных сочетаний  и динамичностью узорных композиций, то на поздних этапах орнаментальные композиции размещены лишь в широком поясе, строго симметрично. Постепенно этот орнаментальный пояс становится все более узким и занимает лишь небольшую часть сосуда.

Основной мотив трипольской  керамики — спираль. В орнаменте  раннего периода чаще всего встречаются  одиночные или двойные, во много  оборотов, спирали. Позднее они становятся менее крутыми, всего в один или в полтора оборота, и помещаются в узком орнаментальном поясе в виде спиральных отростков.

С формальной точки зрения трипольский спиральный орнамент, четкий по своему построению, может рассматриваться  как чисто декоративный. Вместе с  тем нельзя отрицать и его смыслового значения, хотя выявить значение орнаментальных композиций пока не удалось. Объяснение трипольского орнамента осложняется  еще и тем, что на многих сосудах, и расписных, и с углубленным  орнаментом, среди спиральных композиций часто размещены изображения  людей, растений и различных животных— собаки, быка, оленя и др. Все они обычно вписаны в ткань узора, составляют единое целое с основным спиральным орнаментом и подчинены общей манере. Сложные и устойчивые орнаментальные построения трипольских сосудов и статуэток представляют древнюю религиозную символику солярно-космического культа, столь естественного для земледельческо-скотоводческих племен.

Сосуды, обнаруженные в больших  трипольских жилищах (иногда до 60 экземпляров  в одном хозяйстве), различны по величине и по назначению. Посуда встречается  нередко в печах или около  них, на возвышениях около зернотерок, в хозяйственных помещениях для  хранения запасов, в ямах-хранилищах. Нередко сосуды с остатками жертвенных животных — костями быка или свиньи — находят под полом жилища. Сосуды ставили обычно и в древних погребениях около покойника.

Наряду с изготовлением  различной посуды и строительных материалов, из глины лепили зооморфные изображения: быка, коровы, свиньи, собаки, лошади и др.

Большинство антропоморфных статуэток изображает женщину. В  них следует видеть воплощение почитаемого  божества, олицетворявшего у земледельческо-скотоводческих первобытных племен идею плодородия и всеобщего благополучия. В этих статуэтках выражен и характерный  для первобытного строя культ  предков, причем особое значение имеют  здесь изображения матери-родоначальницы. В раннем периоде это обычно изображение  женщины, сидящей с откинутым  назад торсом и головой в виде конического выступа, с едва обозначенным носом. У большинства статуэток  черты лица не моделированы, руки отсутствуют. Бедра сильно развиты. Ноги вытянуты вперед и заканчиваются конически. Часто у статуэток такого типа слитые вместе ноги бывают сплошь усеяны овальными вытянутыми углублениями, имитирующими зерна.

Информация о работе Трипольская культура