Темпо - ритмическая композиция представления

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 18:33, реферат

Описание работы

Наше сознание в зависимости от обстоятельств работает с различной интенсивностью. Изменение интенсивности обусловлено окружающей жизнью и жизнью самого организма. Наши мысли и эмоции достигают различной степени активности - от предельного напряжения до полного спада. Ритм внутренней жизни человека руководит его внешним поведением. Интенсивность, то есть степень активности психической и физической жизни в драматическом искусстве названа Станиславским «темпо - ритмом ».
Ритм - чередование каких-либо элементов, происходящих с определенной последовательностью, частотой. Темп - степень быстроты движения, интенсивность развития чего-либо скорость следования метрических единиц.

Работа содержит 1 файл

po_rezhissure.doc

— 652.50 Кб (Скачать)

Олицетворение - разновидность  метафоры. Оно используется при описании явлений природы и предметной среды, окружающей человека. В сценарии олицетворение может буквализироваться. К зрителям с монологом могут обратиться Земля, Город, Завод (прием текста за кадром). Изобразительное средство языка становится изобразительным средством театра.

        Метонимия (греч. "метонимиа" - переименование) - перенос признаков с одного предмета на другой на основании их смежности:

Только слышно на улице  где-то

Одинокая бродит гармонь.

        Бродит не гармонь, а гармонист.  Но поэт называет человека  словом, обозначающим инструмент, для того чтобы мы поняли, что гармонист не только бродит, но и играет.

        Устная речь изобилует метонимическими оборотами: "Давайте вспомним Пушкина" вместо "Давайте вспомним стихи Пушкина».

        Наш язык переполнен метонимическими  выражениями. Названия тканей (бостон), вин (шампанское), оружия (винчестер) - метонимия от местностей, где впервые было налажено производство этих товаров. Метонимия не только обогащает язык, но и делает его более экономным.

        Аллегория (греч. "аллегориа" - иносказание) - выражение отвлеченных понятий в конкретных художественных образах. В баснях и сказках глупость, упрямство воплощаются в образе осла, хитрость - в образе лисы, трусость - зайца и т.д. Однако для нас аллегория интересна как способ создания сценического образа. Так, персонаж по имени ВОЙНА может появиться в театрализованном представлении, посвященном годовщине Великой Отечественной войны, а "ПАМЯТЬ" - в День Победы.

        Фразеологизм (от греч. "фразис" - выражение) - это устойчивое сочетание слов, используемое для называния отдельных предметов, признаков, действий:

Бить баклуши - бездельничать.

Огород городить - затевать какое-либо дело.

Водить за нос - обманывать.

        Сродни фразеологизмам многие  меткие выражения, вошедшие в  язык из литературных произведений. Их принято называть крылатыми словами:

У разбитого корыта - А.Пушкин.

На деревню дедушке - А.Чехов.

Есть еще порох в  пороховницах - Н.Гоголь.

        Фразеологические выражения и  крылатые слова буквально пронизывают  устную речь, делая ее более  яркой, образной, экспрессивной.  Необычайно острый комедийный эффект рождает прием разрушения фразеологизма.

Там, где раки зимуют, мы живем круглый год.

Б.Крутнер 

Знаем ли мы Луну? С одной  стороны - да.

С.Скотников 

        Буквализация фразеологизма (тот  же прием разрушения) помогает  сценаристу и режиссеру образно решить номер, а иногда и целый эпизод. На сцене можно "валять дурака", работать "тяп-ляп", "сидеть в чужой тарелке", "плакать в жилетку" и т.д. и т.п. На студенческих капустниках традиционными стали "лапша на ушах" и "запудренные мозги", но это, как говорится, издержки приема, шаблонный подход к его использованию.

 

 

Тема 9

 

9.1.Режиссерский  прием как средство раскрытия  темы.

 

        Режиссуре театрализованного процесса, как и любому творческому процессу, противопоказано механическое использование готовых рецептов. Чем больше при постановке проявляется фантазия, чем ярче, разнообразнее, неожиданнее приемы организации зрелища, тем вероятнее максимальная эффективность воздействия на аудиторию. В зависимости от режиссера, аудитории, характера материала, в каждом конкретном случае эти приемы варьируются. (О.И Марков).

        Приемы К.Т.П

Пародоксальность (привычный на первый взгляд материал в неожиданном свете). Побуждает аудиторию к анализу, к осмыслению сценической информации на качественно новом уровне. (В. Мейрхольд). Пародоксальный прием выводит зрителя из состояния покоя и безразличия, «раскалывает зал на 2, а то и 3 лагеря»

Сценическая реализация метафоры позволяет нагляднее и убедительнее для аудитории выразить суть, либо основного события эпизода, либо отношений, складывающихся между персонажами. Аудитория получает возможность быстро и точно определить свою собственную позицию по отношению к происходящему. Перенос свойств одного предмета на другое (говор волн, языки пламени).

Лозунги (нарушают непрерывный ход событий, что способствует активизации мысленного процесса аудитории)

Раскрытие фабулы, предшествующей действию, позволяет сосредоточить внимание аудитории на смысловой стороне отвлекая ее на событийную. (преднамеренное раскрытие фабулы – проигрывание спектакля (эпизода) в  порядке обратном фабуле, позволяет обнаружить новое, предстает с неожиданной стороны. Заставит аудиторию а) Обратить внимание и зафиксировать те стороны сценической информации, которые имеют решающее значение для реализации цели; б) активизировать процесс анализа информации; в) более точно схватить социально-общественную суть ситуации.

Прием повтора, концентрирует внимание, позволяет аудитории осмысливать а) одну и ту же информацию с разных точек зрения; б) разную по событиям информацию с одной точки зрения (в разных событиях увидеть общее, объединенное) разные герои со своей точки зрения.

Прием «обнажения»  сцены (Б.Брехт) Этот прием разрушает «иллюзию зрителей в том, что он присутствует на спонтанном действенном событии, совершающемся у него на глазах».

Прием включения в  текст ремарок (ремарки разрушают механическое восприятие событий) .Прямое обращение персонажа к аудитории (апарт). Использование этого приема требует от режиссера развитого вкуса, чувства меры и стиля.

Прием перенесения  сценического действия в зрительный зал (дискуссии , митинги, игровое вовлечение аудитории в зал)

Прием включения в  представление лозунгов (активизация аудитории) Их могут произносить исполнители, тексты их могут проектироваться на щиты, экран, могут быть частью вещественного оформления представления.

Освобождение сцены  от всякого оформления, высвечивание ярким светом расположенных в графической, четкой, статичной мизансцене, сосредотачивает зрителей только на смысловом действии.

Актер исключает свое отношение к произносимому тексту (аудитория получает возможность быстрее схватывать и понять суть предлагаемой информации) Текст, произносимый актером , звучит не как импровизированный, а как чужой, который цитируется.

Прием «в момент величайшего напряжения у актеров, заставлять их умолкнуть»- Мейрхольд- и напряженность момента усиливать музыкой.

Прием использования  экранов и полиэкранов.  Функции  экрана:

А) учебная (факты о  материале) Б) игровая (экран продолжает, начинает действие)

В) комментаторская 

 

9.2.Монтаж  в сценарии театрализованного  представления.

        Творческий метод организации  отдельных драматургических элементов  относительно друг друга, а  также художественного и документального  материалов внутри драматургического  модуля (сценарного элемента) есть монтаж во времени и пространстве. Именно монтаж создает единое художественно целое, коим является сценарий театрализованного представления. (С.К.Борисов)

        Монтаж- сборка, соединение. Подбор  и соединение отдельных художественных частей чего-либо  (на основе их сравнения) с помощью использования различных приемов для создания художественного и смыслового единства. В наиболее чистом виде монтаж существует в кинематографе. Метод монтажа стал одним из главных в практике театрализованных праздничных форм работы. Сама природа праздника (отсутствие явного деления на сцену и на зал, на исполнителей и зрителей, активное действие праздничных масс и т.д.) требует соединения очень далеких друг от друга в эстетическом плане явлений. (Шилов)

        Основой искусства монтажа является  искусство соединять отдельные  куски так, чтобы зритель получил  впечатление целого, непрерывного, продолжающегося действия. Монтаж  обладает способностью трансформировать  точку зрения, композиционные функции, выполнять перестановку эпизодов и блоков сценария, например: перемещение развязки на место завязки. Сценарист должен владеть искусством монтажа, используя произведения искусства как «заготовки». Но взаимоотношение выразительных средств не сводиться в сценарии к простому сложению. Их синтез дает новое эстетическое качество. В драматургии театрализованных представлений используется такое средство монтажа как столкновение, являющееся главным драматургическим правилом построения сценария. В сценарии ТП «формы жизни» и «формы искусства» должны быть выстроены в ряд, в котором между ними бы возникали определенные взаимоотношения. Создать идейно-драматургическую основу целого из разных по содержанию материалов возможно тогда, когда добьешься их смыслового единства ( Например: человек+чемодан+пассажир)

Существуют  основные виды монтажа:

  1. Последовательный. Материал соединяется на основе самых простых причинно-следственных связей, по принципу одно после другого.
  2. Контрастный. Материал монтируется таким образом, чтобы столкнуть различные точки зрения на одно и то же событие.
  3. Параллельный. Материал стыкуется как тесно связанные между собой, но самостоятельно развивающиеся смысловые ряды («неразделимо», но «неслиянно»)
  4. Ассоциативный. Материал монтируется на основе соприкосновения ассоциативных кругов, которые порождают документальные и художественные фрагменты.
  5. Иллюстративный монтаж – есть художественное изображение, которое в его содержательной части повторяет изображение документальное.

Функции монтажа:

1.Анализ синтез и  конфликт фактов жизни и фактов  искусства

2.Средство воплощения  сюжета

3.Средство выражающее авторскую позицию

4.Драматургический метод  организации материала

5.Средство художественной  выразительности.

6.Формы организации  зрительского восприятия

7.Различная организация  эпизодов

8.Способ изменения  жанра.

Приемы монтажа не могут быть оторваны от конфликтной системы сценария, да и специфику самого конфликта можно рассматривать только через эти приемы.

        К наиболее распространенным  приемам художественного монтажа  относиться КОНТРАСТНОСТЬ – она  основана на сближении противоположных, контрастных по смыслу элементов художественного произведения. В сценарии ТП можно сопоставлять отдельные номера, эпизоды, заставляя зрителя сравнивать 2 факта, 2 явления, одним усиливая другое, благодаря чему достигается острая выразительность, идейная направленность и художественная целостность.

ПАРАЛЛЕЛИЗМ – еще  один свойственный именно сценарной  драматургии прием монтажа, где 2 тематически не связанных действия соединены вместе и идут параллельно.

ОДНОВРЕМЕННОСТЬ – монтажный  прием основанный на принципе действования на нескольких сценических площадках параллельно или одновременно.

ЛЙТМОТИВ – (напоминание) – одна из особенностей драматургии  ТП. Чаще всего напоминание бывает комплексным, в нем принимают  участие все средства художественной выразительности.

        На заключительном этапе создания  сценария сценарист, приступая  к монтажу, должен учитывать  все предыдущие позиции, включающие  сверхзадачу, замысел, сюжет, сценарный  ход.

        В сценарии ТП мы можем отбрасывать  все промежуточное, все незначительное и оставлять лишь яркие, ударные пункты. На этой возможности и строится сущность впечатляющей силы монтажа как основного приема при создании сценария ТП.

 

 

Тема 10

10.1. Использование приемов режиссуры Мейерхольда в практике театрализованных представлений.

 

Всеволод  Мейерхольд сыграл выдающуюся роль в  становлении театра нового типа -условного театра. Воздействие его идей и спектаклей на театральную культуру многие сравнивают с воздействием идей Пикассо на мировое искусство.

Творческими методами режиссуры М, являлись: монтаж, театрализация, социомеханика, анализ, агитация, биомеханика, социология, муз, реализм, совокупность и взаимодействие развитых форм режиссуры, кинематографический реализм.

М. отказывался  от бытовых подробностей, психологичности, осуществляя не «правду жизни», а правду восприятия жизни художником, под собственным углом зрения. Он был ярким первым режиссером условного театра. М. был мастером внешней формы зрелища. Одно из проявлений условного Театра - тяготение к Театру площадному, народному. Вот основные его принципы и приемы:

1. Принцип карнавализации. (Использование приемов площадного балагана, цирка, 
пантомимы с их буффонадой, фарсом, сатирой, иронией, эксцентрическим эпатажем; Разделение 
персонажей на положительных и отрицательных. Острая характерность образов; Прием метафоры, 
гротеска как средства выразительности. Прием использования натуралистических деталей, 
сближающих театр с жизнью/подлинные материалы в декорациях, пиротехнические эффекты, 
натуральность и нагота приемов игры с натуральными вещами/похоронная процессия).

  1. Принцип злободневности, актуальности. (Прием приспособления текста к текущему дню, 
    включение в режиссуру представления событий жизни и хроники дня).
  2. Принцип активизации зрительного зала. /Призывы, лозунги, брошенные в зал, чтобы 
    посмотреть на реакцию зрителей и превращающих их в соучастников спектакля. Прием 
    перенесения сценического действия в зрительный зал для активного вовлечения в него аудитории, 
    /митинг,   игра/.   Прием   исполнения   зонтов/песен/.   Отсутствие   оформления   сцены   для 
    сосредоточения. Зрелище для народа - есть зрелище самого народа/.
  3. Принцип поляризации жанров. (Нет чистых жанров, жанр авторов, и жанр режиссера, 
    жанр актера). Прием восприятия коллектива как части массы.

Информация о работе Темпо - ритмическая композиция представления