Своеобразие содержания и методика занятий по рисованию в младшем дошкольном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 20:14, контрольная работа

Описание работы

Рисование является важнейшем средством в формировании личности ребенка, эта изобразительная деятельность дарит детям радость познания творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.

Работа содержит 1 файл

МЕТОДИКА ИЗО.doc

— 60.50 Кб (Скачать)

Задачи обучения в первой младшей группе следующие:

                  вызвать интерес к процессу рисования как деятельности, дающей результат;

                  познакомить с материалами для рисования (карандашами, красками) и приемами пользования ими;

                  научить пониманию рисунка взрослого как изображения предмета;

                  научить приемам проведения прямых, округлых линий и замкнутых форм.

Освоение изобразительных умений начинается с проведения прямых, вертикальных и горизонтальных линий, сначала при дорисовании рисунка, начатого воспитателем (ниточки к шарам, стеблей к цветам, клубок ниток).

У маленького ребенка еще слишком поверхностное восприятие и аналитико-синтетическое мышление: он прежде всего воспринимает то, что непосредственно доступно зрению, осязанию, слуху, часто узнает предмет по некоторым несущественным деталям, запомнившимся ему. Точно так –же ребенок воспринимает и передает сюжет в рисунке. У ребенка мал опыт и недостаточно развиты изобразительные умения и навыки в изображении сюжетного рисунка.

В младшей группе некоторые темы, предлагаемые для рисования, звучит как сложные (например: «Колобок катится по дорожке», «Идет снег, засыпал всю землю», «Листопад», «Птичий двор», и т.д.). Но в них не требуется передача действия сюжета. Указание на сюжетность рисунка применяют для создания у детей интереса к изображению простейших форм.

В сюжетном рисовании перед маленькими детьми не ставится задача показа точно пропорциональных соотношений между предметами, так как она является сложной и доступной только детям старшей группы.

Воспитатель должен стараться подобрать интересные темы для ребят, учитывая их впечатления от окружающей действительности.

Овладение умений и навыков в изобразительной деятельности у детей младшего дошкольного возраста – одна из главных задач формирования личности, таланта, способностей и эстетических чувств у детей.

Существует множество методов и приемов обучения детей рисованию (беседа (словесно-наглядный прием), наглядно-образный и игровые приемы), которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного эстетического -изобразительного восприятия.

Первый этап в развитии художественных способностей детей начинается с того момента, когда в руку ребенка впервые попадает изобразительный материл – бумага, карандаш, краски, мелки. В дальнейшем с накоплением детьми опыта, овладением изобразительными умениями и навыков перед ними можно поставить новые задачи.

В 2-3 года ребенок легко усваивает навык правильно держать карандаш, кисть, мелки, пользоваться ими.

Яркие и цветные изображения вызывает у детей сильные положительные эмоции. Ребенок наслаждается каким-либо цветом карандаша, краски, закрашивая ими все подряд. Но еще в младшем возрасте он уже может связывать цвет с образом предмета. Использование цвета помогает выразить эмоциональное отношение ребенка к изображаемому.

Таким образом, средства выразительности используемые детьми довольно многообразны: цвет, форма, композиция. У малышей желание рисовать кратковременно, неустойчиво. Поэтому педагог должен правильно руководить процессом творческой деятельности.

Рисование – одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности.

Педагог должен научить детей умению выслушивать и выполнять задание, доводить начатую работу до конца.

В рисовании включают два вида изобразительного искусства: рисование отдельных предметов и сюжетное. Основная задача обучения рисованию – помочь детьми познать окружающую действительность, развить у них наблюдательность, воспитать чувство прекрасного и обучить приемам изображения, одновременно осуществляется основная задача изобразительной деятельности – формирование умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста.

 

Заключение

В младшем возрасте на первом плане выдвигаются задачи обучения изобразительными умениями и навыкам. Научить изображению разнообразных и кругообразных форм несложных предметов, передавая их основные признаки (цвет, форму). Развивать композиционные навыки - располагать изображение в средние листа бумаги, совершенствовать технические навыки. Таким образом, осваивая начертания простейших изобразительных форм, используя яркие, красочные тона, ребенок приучается находить сходство с предметами окружающей действительности, начинает осознавать изобразительные возможности материалов и самостоятельно использовать полученные умения при изображении других предметов.

Тематика упражнений в проведении прямых линий в различных направлениях указана в программе: рисование ленточек, дорожек карандашей, дождик. Разнообразие тематики способствует сохранению интереса детей к занятиям.

В младших группах освоение нового программного материала занимает меньше места, чем занятия по закреплению приобретенных умений и навыков. При этом вторая половина занятия обычно отводится для работы детей по собственному желанию, примерно треть занятий может быть отведена рисованию на свободные темы, выбранным самыми малышами. Основная цель таких занятий – закрепление приобретенных умений и навыков и воспитание способности самостоятельно использовать основные проблемы.

Подготовка к занятию начинается с плана. Воспитатель подбирает такую тему, чтобы детям было интересно. Готовит необходимые материалы, беседу, стихи, рассказы игрушку для применения игрового приема.

Воспитатель должен создать творческую атмосферу и заинтересовать детей подобранной темой для рисования. Показ картин, иллюстраций создают эмоциональный построй у детей.

Правильная организация рабочего места зависит о воспитателя (освещения, столы с клеенкой, краски, кисти, карандаши, салфетки для рук, фартуки).

Воспитатель должен в конце занятия дать общую одобрительную оценку, анализировать работы детей рассматривая их с ребятами.

В процессе работы воспитатель наблюдает за детьми, дает им советы, следит за тем, чтобы начатая работа была доведена до конца.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
НА ТЕМУ: «Рисование прямых дорожек»

 

Программное содержание:

Воспитывать интерес к рисованию, развивать движения руки (по прямой), в нарисованных линиях находить сходство со знакомыми предметами. Учить детей правильно держать карандаш, рисовать линии слитным, неотрывным движением.

 

Предварительная работа:

Познакомить детей с карандашом. Показать как надо правильно брать его тремя пальцами. Индивидуально потренироваться держать его. Неоднократно обращать внимание детей на то, как катится по прямой дорожке машинка, по столу клубочек, во время игр обратить внимание детей на то, как покатится мяч по полу, делать соответствующее движение рукой. Подготовить бумагу размером в половину писчего листа в таком количестве, чтобы можно было дать дополнительно детям, которые кончат раньше других и захотят еще порисовать. Подготовить мягкие карандаши разных цветов (за исключением желтого). Приготовить яркий среднего размера мяч.

 

Ход занятия:

Ребята посмотрите какой красивый мячик я нашла. Давайте с ним немного поиграем.

Мой веселый звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Красный, желтый, голубой,

Не угнаться за тобой!

– «Давайте посмотрим как наш мячик умеет кататься по дорожке». – Далее покатить мяч по полу, так чтобы всем детям было видно, делая при этом движение рукой по прямой слева направо и приговаривая: «Вот как покатился!».

– «А теперь ребятки давайте сядем за стол, возьмем карандаш» –  Показать, как надо правильно брать его, поправить тех, кто держит неверно – «И нарисуем, как далеко покатился наш мяч». – С начало на мольберте показать всем ребятам это движение руки слева направо приговаривая: «Вот как покатился!». – «Ну а теперь попробуйте сами». – Проверяя, чтобы все дети подражали этому движению, проводя карандашом по бумаге, затем посмотрели, какие получаются ровные прямые дорожки. Следить, чтобы и в процессе занятия дети правильно держали карандаш.

Если некоторые дети будут проводить линии по косой, не останавливать, добиваясь лишь неотрывного смелого движения карандашом. В случае, если кто-либо попытается нарисовать мяч  (клубок штрихов), поощрить ребенка.

– «А теперь давайте посмотрим какие же дорожки у нас получились». – В форме непринужденной короткой беседы показать все работы и похвалить ребят за работу. – «Я надеюсь, что вам понравилось наше занятие, и мы еще не раз с вами порисуем. Молодцы!»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1.      Григорьева Г.Г. «Изобразительная деятельность дошкольника» М. – 1997 г.

2.      Янушко Е.А. «Рисование с детьми раннего возраста» М. «Мозаика-синтез» - 2005 г.

3.      Комарова Т.С. «Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию» М. «Просвещение» - 1991 г.

14



Информация о работе Своеобразие содержания и методика занятий по рисованию в младшем дошкольном возрасте