Свобода творчества художника

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 23:52, курсовая работа

Описание работы

Проблема художественного творчества занимает центральное место в области философского знания. Еще в период Античности умами древних философов владела данная тема.
На сегодняшний день вопрос о природе художественного творчества рассматривается представителями различных областей гуманитарного знания. Решая этот вопрос, эстетика и психология образовали некий синтез, сформировав, таким образом, новую область знания, как психология искусств, в которой работают не только зарубежные и отечественные психологи, но и искусствоведы и философы.

Содержание

Введение
Глава I. Общая характеристика понятий “творчество” и “свобода”.
1.1. Понятие творчества.
1.2. Трактовка понятия “Свобода”.
Глава II. Проблема свободы творчества в художественной деятельности.
2.1. Принцип свободы творчества.
2.2. Проблема свободы творчества и ответственности художника.
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

пример курсовой.doc

— 173.00 Кб (Скачать)
 

Главная Примеры работ

Курсовая "Свобода творчества художника"

Содержание   

Введение

Глава I. Общая характеристика понятий  “творчество” и “свобода”.

1.1. Понятие творчества.

1.2. Трактовка понятия  “Свобода”.

Глава II. Проблема свободы творчества в  художественной деятельности.

2.1. Принцип свободы  творчества.

2.2. Проблема свободы  творчества и ответственности  художника.

Заключение

Список  литературы    
 
 
 
 
 

Введение

    Проблема  художественного творчества занимает центральное место в области  философского знания. Еще в период Античности умами древних философов владела данная тема.

    На  сегодняшний день вопрос о природе  художественного творчества рассматривается  представителями различных областей гуманитарного знания. Решая этот вопрос, эстетика и психология образовали некий синтез, сформировав, таким образом, новую область знания, как психология искусств, в которой работают не только зарубежные и отечественные психологи, но и искусствоведы и философы.

    Проблема свободы творчества художника так и осталась нерешенной на сегодняшний день, несмотря на то, что искусствоведами, психологами, культурологами неоднократно делались попытки осмысления данной проблематики. Ответственность художника за свои творения в некоторой степени ограничивает свободу его творчества, т.к. искусство призвано развивать духовно личность, при этом обогащая новыми образами, мыслями и ассоциациями, а художник должен в полной мере отвечать за свои произведения. Художник обязан осознавать, что его свобода, обязанности и ответственность взаимосвязаны, а творчество может приносить не только пользу, но и вред. Актуальность выбранной темы, в первую очередь, связана выявлением той грани, через которую не может или не должен переступать художник в своем творчестве, обязуясь придерживаться определенных рамок дозволенного, во благо искусству и обществу.

    Научная значимость данной работы состоит в оптимизации и упорядочивании существующей научно-методологической базы по исследуемой проблематике. Теоретико-методологическую базу исследования составили две группы источников. К первой отнесены авторские издания по исследуемой проблематике: “Эстетика. Философия. Критика” немецкого философа Фридриха Шлегеля, “Психология искусства” советского психолога Льва Выготского, монография “ Ответственность художника” французского художника Жака Маритена, “Смысл творчества” русского религиозного философа Николая Бердяева и др. Ко второй отнесены учебная литература (учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая литература).

    При проведении исследования были использованы следующие методы исследования:

    - метод научного анализа.

    - обобщение и синтез точек зрения, представленных в источниковой  базе (метод научного синтеза  и обобщения).

    - метод философского анализа.

    Объект  исследования - свобода творчества как культурологическая категория.

    Предмет исследования - свобода творчества художника.

    Цель  работы - исследовать проблему свободы творчества художника.

    Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

    1. Дать определение понятию “творчество”  и трактовку понятия “свобода”.

    2. Обозначить принцип свободы творчества.

    3. Выявить проблему творчества  и ответственности художника.

    Работа  состоит из Введения, двух глав, состоящих  из двух разделов, заключения, списка литературы.

 

Глава I. Общая характеристика понятий “творчество” и “свобода”.

    1.1. Понятие творчества.

    Создавая  новые материальные и духовные ценности, главное отличие которых уникальность, творец вкладывает в них некоторые  аспекты своей личности, выражая, таким образом, свою душу, субъективные взгляды, принципы и убеждения. Такая деятельность, отличающаяся от простого производства своей оригинальностью и неповторимостью, по праву считается творческой, а сотворение принципиально новых, никогда ранее не существовавших ценностей, нарекается творчеством.

    Есть  два аспекта рассмотрения творчества: психологический и философский. Психологический “механизм” протекания творческого акта как субъективного акта индивида исследуется в психологии творчества. Рассмотрение же вопроса о сущности творчества относится к философии. Мнения по этому вопросу в разные периоды истории отличались друг от друга.

    В античной философии творчество относится  к сфере конечного и изменчивого  бытия; причем наблюдение этого бытия  оценивалось выше всех видов деятельности. Первоначально художественное творчество не было выделено из общего комплекса созидательной деятельности, однако позже, начиная с Платона, учение об Эросе получило свое развитие в идее о некотором стремлении людей к приобретению высшего лицезрения мира, составной частью которого и выступает творчество.

    В средневековой философии понятие  творчества неразрывно связано с  тем, что бог понимается как высшая сила, которой сотворен мир. Вследствие этого творчество понималось как  превращение небытия в бытие. У Августина Аврелия творчество человеческого существа является творчеством истории: ведь в ней люди участвуют в претворении в жизнь божественного замысла о мире. Связь человека с Богом осуществляется преимущественно с помощью веры и воли. А личное деяние является столь значимым потому, что рассматривается как участие в сотворении мира Богом; вследствие этого появляются предпосылки для признания творчества уникальным. Однако в этом контексте оно понимается в основном в области исторического, нравственно-религиозного деяния. А вот творчество в сфере науки, а также художественное творчество, рассматриваются как менее важные, второстепенные.

    Большим разнообразием творческих возможностей отличалась Эпоха Возрождения. В  ней творчество, прежде всего, является художественным и находит свое выражение в творческом созерцании. Появляется культ гения как творителя, интерес к самому процессу творчества и к личности художника, его создающего.

    Трактовка творчества в философии английского  эмпиризма являет собой хотя и  удачное, однако больше случайное соединение компонентов уже существующих. Примерами могут служить теории познания Ф. Бэкона, Гоббса, Дж. Локка, Д. Юма, где проводится параллель между творчеством и изобретательством. В XVIII в. Кант создает завершенную концепцию творчества. Он проводит анализ творческой деятельности в теории о продуктивной способности воображения. Именно эта способность соединяет чувство и рассудок посредством обладания, как наглядностью впечатления, так и синтезирующей силой понятия. В свете этого, “трансцендентальное” воображение являет собой общую основу созерцания деятельности, поэтому творчество является основополагающим компонентом в познании.

    В идеалистической философии жизни  конца XIX-XX вв. наиболее развёрнутая  концепция творчества дана А. Бергсоном: “творчество как непрерывное рождение нового составляет сущность жизни; оно есть нечто объективно совершающееся в природе - в виде процессов рождения, роста, созревания, в сознании - в виде возникновения новых образов и переживаний”[1,134 с.].

    В экзистенциализме выразителем творческого начала является личность - экзистенция. Под ней подразумевается некоторое иррациональное начало свободы, аффективный прорыв естественной необходимости и рациональной целесообразности, уход от природного и социального, вообще заурядного мира.

    Различие рассмотрения творчества в философии жизни и экзистенциализме и   философских направлениях XX в., - прагматизме и инструментализме, а также родственные к ним к ним вариации неопозитивизма в том, что творчество рассматривается в них с односторонне прагматистского взгляда, наиболее всего как изобретательство, назначение которого - решать задачу, возникающую в определённой ситуации. Идя по линии английского эмпиризма в трактовании творчества, инструментализм принимает его как удачное сочетание идей, имеющее результатом решение задачи. Другая разновидность интеллектуалистичного понимания творчества представлена частично неореализмом, частично феноменологией. Большая часть творческих умов этого типа в своём восприятии творчества опираются более на математику, чем на естествознание, потому как математика выступает в роли чистой науки. Основой творчества обнаруживается   интеллектуальное созерцание. Тогда как в инструментализме основой является деятельность. Именно поэтому это направление в трактовании творчества предстает ближе всего к платонизму.

    Марксистское  понимание творчества, противоположное  идеалистическим и метафизическим концепциям, основывается на том, что  творчество является деятельностью  человека, преобразующей   природный и социальный миры соответственно целям и потребностям человека и человечества, основываясь на объективных законах действительности. Творчество, являющейся созидательной деятельностью, можно охарактеризовать как неповторимое (по форме осуществления и результату) и оригинальное. Также оно характеризуется не только индивидуальной, а еще и общественно-исторической исключительностью. Диалектический материализм не разделяет точку зрения, по которой природа тоже творит. Процесс, происходящий в природе, является процессом развития, а не творчества, т.к. творчество всегда предполагается бытие и действие творца, который является субъектом творческой деятельности. Возможно, какие-либо биологические проявления и предпосылки творчества присутствуют и у высших животных, однако своё специфическое выражение оно находит лишь у человека вследствие того, что он существо общественно-развитое.

    Для творчества всегда необходимы конкретные социально-исторические условия, которые  оказывают на него глубокое влияние, находясь в тесной связи с окружающим миром, формами уже созданной культуры, в разветвленную сеть которых всегда включен субъект творчества. Одним из необходимых условий развития научного и художественного творчества является свобода критики, творческих дискуссий, обмена и борьбы мнений. Выдвижение новых идей предполагает выход за рамки сложившихся и уже ставших привычными теорий и связанных с ними методов, критическое отношение к традиции. Догматизация достигнутого уровня знаний тормозит развитие науки. Так, гений Аристотеля высоко поднял научную культуру античности, но абсолютизация его авторитета привела к догматизации всех его теоретических положений, что на века затормозило развитие ряда областей знания. Открытия в науке делает чаще всего тот, над кем не довлеет авторитет преходящих истин.

    Объективная обусловленность творческого процесса имеет колоссальное значение, так же как и   субъективные факторы. Ими   являются прежде всего внутренне присущая мотивация личности, плодотворное воображение, глубокоразвитая фантазия, в воспитании которой значительную роль играет искусство.

    Творчество  как процесс рассматривалось  изначально, опираясь на самоотчёты деятелей искусства и науки. Отдельные  видные естествоиспытатели отметили в  данных самоотчётах некоторые стадии творческого процесса - от зарождения замысла до этапа появления в сознании новой идеи. Главенствующая роль в творчестве принадлежит подсознательному и иррациональному факторам вследствие того, что основные элементы процесса (формирование и озарение) не подлежат сознательно-волевому контролю. То, что бессознательное и сознательное в творческом процессе являются дополнением друг друга, и идентично происходит и с интуитивным и рассудочным, было показано экспериментальной психологией. Индивид менее всего способен к самонаблюдению именно в тот момент, когда он поглощён своим объектом и сохраняет только нечеткое ощущение общего направления продвижения мысли: моменты догадки, открытия, внезапного решения чувствуются в виде наиболее ярких состояний сознания, которые изначально главным образом и были описаны в психологии.

    Однако  исследование продуктивного мышления определило, что догадка, “озарение”, внезапное новое решение появляются в экспериментальных условиях при  организации творческого процесса надлежащим образом. Используя в  качестве примера открытие периодического закона Д.И. Менделеева,   Кедровым было показано, что при анализе продуктов и “субпродуктов” (материалов, которые не были опубликованы) творчества можно выявить этапы на пути научного открытия независимо от того,   как они были осознаны самим учёным. При этом раскрытие личностных механизмов творчества возможно только в том контексте, если они будут обусловлены конкретной общественно-исторической ситуацией.

Информация о работе Свобода творчества художника