Стили в архитектуре

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2010 в 22:30, реферат

Описание работы

Романское искусство, стиль архитектуры и других отраслей искусства, возникший в Западной Европе в X веке. Термин «романский» (франц. Romanesque, исп. romanico, нем. Romanik от лат. romanum - римский), появился в начале XIX века, когда историки и художники-романтики, открыв для себя искусство раннего средневековья заметили, что архитектура этой эпохи внешне напоминает древнеримскую. Главная особенность романской эпохи - открытость внешним влияниям.
В последовательности произведений же искусства готики, начиная со второй половины XII и кончая XIV столетием, мироощущение этой эпохи отражено во всей его целостности и поступательном движении с такой яркостью, зрелостью, силой и полнотой, которая была под стать только искусству, достигшему классической ступени развития. В готическом искусстве сходились все нити интеллектуальной и духовной жизни эпохи.

Содержание

Введение
1. Общая характеристика периода
2. Романский стиль в искусстве Западной Европы
3. Готический стиль в западноевропейском искусстве
4. Единство и противоположность Романского и Готического стилей
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Романский и готический стили.rtf

— 280.37 Кб (Скачать)

     Творческие поиски готических архитекторов были ориентированы на создание грандиозного городского собора, одновременно отвечавшего требованиям церкви, подымавшего престиж французского королевства, прославлявшего французских королей, воплощавшего укрепление и расцвет новой городской культуры, выражавшего собой самые возвышенные и дерзновенные надежды и стремления века. Облик готического собора производит глубокое впечатление. Он высится над городом, как огромный великолепный корабль. С каждым ярусом западного фасада - порталов, окон, скульптурных галерей и балюстрад - нарастает мощное движение архитектурных форм вверх. Запрокинутый в небеса, собор не довлеет своей массой над кишащим внизу городом, но возносится и парит над ним. Исторические и литературные документы второй половины XII века богаты замечаниями современников о новых вкусах в архитектуре и искусстве. Мнения о появившемся стиле тогда разделились. Как и всякое нововведение, готика порицалась одними и нравилась другим. Однако в одном все современники были согласны - в разительной новизне готического стиля, не похожего ни на что существовавшее ранее.

     Хотя крупнейшие романские храмы могли успешно соперничать с готическими соборами величиной и грандиозностью внутреннего пространства, свидетели возникновения готики сразу же увидели в ней значительное нововведение, новый художественный стиль.

     Современный исследователь не может не отметить теснейших уз, связывающих готику со всем предыдущим развитием средневекового искусства, и прежде всего ее близкого родства с искусством романской эпохи. Весь двухвековой романский опыт строительства и украшения церквей и полное утверждение величественной системы романского художественного мышления были необходимы для появления готического стиля.

     Готические архитекторы следовали выработанному в романскую эпоху плану церковного сооружения и схеме его внутренних членений, а на основе романской иконографической традиции выросла стройная иконографическая система XIII столетия. Действительно, даже самое поверхностное сравнение основных художественных принципов готической и романской эпох показывает всю сложность их взаимоотношений друг с другом.

     Готика развивалась на основе романского стиля, но на каждом шагу противоречила ему, выдвигая собственную систему архитектурного и художественного мышления. Поэтому неудивительно возникновение готики и разработка нового стиля на территории Иль-де-Франса. Здесь сыграли роль не только важнейшие политические и экономические причины, но также и то, что Иль-де-Франс был одним из самых слабых звеньев в цепи романских архитектурных школ. В XII столетии это была одна из немногих областей, где романский стиль не сложился и не утвердился окончательно и где продолжали держаться архаические архитектурные формы: простые деревянные плоские покрытия, мощные квадратные столбы, статическая замкнутость внутреннего пространства. Слабость романских традиций Иль-де-Франса позволила молодому, стилю быстро укрепиться и развиваться в атмосфере творческих поисков, свободной от давящей власти старых укоренившихся художественных представлений. 
 

 

      Заключение 

     Итак, средние века в Западной Европе - время напряженной духовной жизни, сложных и трудных поисков мировоззренческих конструкций, которые могли бы синтезировать исторический опыт и знания предшествовавших тысячелетий. В эту эпоху люди смогли выйти на новую дорогу культурного развития, иную, чем знали прежние времена. Пытаясь примирить веру и разум, строя картину мира на основе доступных им знаний и с помощью христианского догматизма, культура средних веков создала новые художественные стили, новый городской образ жизни, новую экономику, подготовила сознание людей к применению механических приспособлений и техники. Вопреки мнению мыслителей итальянского Возрождения, средние века оставили нам важнейшие достижения духовной культуры, в том числе институты научного познания и образования. В их числе следует назвать, прежде всего, университет как принцип. Возникла, кроме того, новая парадигма мышления, дисциплинарная структура познания без которой была бы невозможна современная наука, люди получили возможность думать и познавать мир гораздо более эффективно, чем прежде. Даже фантастические рецепты алхимиков сыграли свою роль в этом процессе совершенствования духовных средств мышления, общего уровня культуры.

     Как нельзя более удачным представляется образ, предложенный М.К. Петровым: он сравнил средневековую культуру со строительными лесами. Возвести постройку без них невозможно. Но когда здание завершено, леса удаляют, и можно только догадываться, как они выглядели и как были устроены. Средневековая культура по отношению к нашей, современной, сыграла именно роль таких лесов:

     Без нее западная культура не возникла бы, хотя сама средневековая культура была на нее в основном не похожа. Поэтому надо понимать историческую причину столь странного названия этой длительной и важной эпохи развития европейской культуры.

     Список литературы 

    Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви

    Всеобщая история искусств. Под. ред. Климова Р.Б., Никоновой И.И. Энциклопедия, т. II, кн. 1. М.: «Искусство», 1960. - 508 с.

    Власов В.Г. Стили в искусстве. Словарь. - С-П.: Кольна, 1995. - 371 с.; Под ред. В.Л. Глазычева. - М.: Стройиздат, 1084. - 293 с.

    Гольдштейн А.Ф. Зодчество. Под редакцией Ю.С. Яралова. М.: «Просвящение», 1979. - 445 с.

    Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры, М., 1972

    Гуревич А.Я. Средневековый мир; культура безмолвствующего большинства. М., 1990

    Даркевич В.П. Народная культура средневековья Пародия в литературе и искусстве 10 - 16 вв. М., Наука 1992

    Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: Учеб. пособие для студентов. - 4-е изд., стереотип. - М.: «Академия», 2000. - 448 с.

    Крыжановская М.Я. Искусство западного средневековья, М., 1963

    Лясковская О.А. Французская готика XII-XIV веков, М. 1973

    Петров М.К. Социально-культурные основания развития современной науки. М., 1992

    Радугин А.А. Культурология: учебное пособие. М., 1999

    Советский Энциклопедический словарь, М., 1988

    Станькова Я., Пехар И. Тысячелетнее развитие архитектуры/ Пер. с чеш. В.К. Иванова, Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры; М., 1984

    Тяжлов В.Н. Малая история искусств. Искусство средних веков в Западной и Центральной Европе. М., 1964

    Хезинга Й. Осень средневековья, М., 1988

Информация о работе Стили в архитектуре