Стиль Рококо в архитектуре и прикладном искусстве Франции XVIII в.

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2010 в 16:45, реферат

Описание работы

В первой половине XVIII в., когда так активно вытеснялась религиозная культура, ведущим направлением во Франции стало рококо. Многие исследователи считают рококо лишь ответвлением позднего барокко, потерявшим монументальность великого стиля. Тем не менее...

Содержание

Введение………………………………………………………3-4
Основное содержание……………………………………….5-10
Вывод……………………………………………………………11
Литература……………………………………………………..12
Приложение…………………………………………………….13

Работа содержит 1 файл

готовый реферат по истории.docx

— 622.83 Кб (Скачать)

                                                                        Министерство Образования РФ

                                 Уральская - Государственная Архитектурно-Художественная Академия.

                                                               Кафедра Истории искусств и реставрации.

                                                               Дисциплина: История культуры и искусства. 
 
 
 

                                                           Реферат.

Тема: «Стиль Рококо в архитектуре  и прикладном искусстве

                                       Франции XVIII в.» 
 
 
 
 
 

                                                                                                            Проверил: Агранович В. А.

                                  Выполнил: ст. гр. 247 Башкова А.В. 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

                                                                        Екатеринбург  2010

                                                        

                                                 

                                                СОДЕРЖАНИЕ: 
 

     Введение………………………………………………………3-4

     Основное содержание……………………………………….5-10

     Вывод……………………………………………………………11

    Литература……………………………………………………..12

     Приложение…………………………………………………….13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                   

 ВВЕДЕНИЕ.

     Развивающаяся новая культура во Франции разнообразна и контрастна в своих исканиях и проявлениях. Во всех её областях идёт напряжённая борьба, складываются новые теории. Переходный характер эпохи определил пестроту, изменчивость и сложность французской художественной культуры XVIII века. Её развитие протекает под знаком борьбы и взаимодействия идейно значительного искусства, проявляющегося в реалистических, предромантических и классических формах, и господствующегося аристократического искусства рококо.

     В первой половине XVIII в., когда так активно вытеснялась религиозная культура, ведущим направлением во Франции стало рококо. Многие исследователи считают рококо лишь ответвлением позднего барокко, потерявшим монументальность великого стиля. Тем не менее, очевидно, что рококо во Франции в первой половине "галантного века" складывается в определенную стилевую систему, отчасти продолжающую черты, унаследованные от барокко, но еще более их видоизменяющую. Рококо - порождение исключительно светской культуры, французской аристократии, тем не менее оно сумело не только оставить след в искусстве, но и повлиять на дальнейшее ее развитие. Мир миниатюрных форм нашел свое главное выражение в прикладном искусстве - в мебели, посуде, бронзе, фарфоре, а в архитектуре преимущественно в интерьере, где важным теперь было не пышное и величавое, а приятное и удобное. Городские дворцы знати, богатой буржуазии, - "отели", сооружаемые в этот период, как правило, строго классицистичны по экстерьеру. Внутри же стены разбиты нишами, обильно украшены живописью,  
 

лепниной, позолотой, мелкой пластикой, декоративными тканями, бронзой, фарфором, зеркалами. Все это  вместе составляет праздничное, действительно  феерическое зрелище. Формы дробные, ажурные, орнамент сложный, построенный  на изогнутых линиях, краски живописных панно или станковых картин прозрачные, светлые. Все искусство рококо построено  на асимметрии, создающей ощущение беспокойства игривое насмешливое, вычурное. Не случайно термин "рококо" возводят к слову "раковина", "рокайль". Сюжеты только любовные, любимые героини - нимфы, вакханки, Дианы, Венеры. Новые  веяния проникли в Академию. Аллегории, темы исторические, мифологические, жанровые - все это темы любви. Портрет и  пейзаж - не случайно очень важные в  эту эпоху жанры. За легкомыслием, остроумием и насмешливой иронией  рококо были и раздумья о судьбе человека, о смысле существования. Рококо имеет право на существование  как стиль уже и потому, что  оно дало новые грани, новое развитие выразительным средствам искусства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СТИЛЬ РОКОКО В АРХИТЕКТУРЕ  И ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ  ФРАНЦИИ XVIII В. 

РОКОКО (или рокайль  – от названия орнаментального мотива) - стилистическое направление европейского искусства первой половины и середины 18 века, получившее распространение  во Франции, Германии, Австрии и других странах. Развивалось главным образом  в архитектуре, декоративно-прикладном искусстве и отчасти в изобразительном  искусстве. Впервые проявился во Франции, получил свое название от характерного для данного стиля орнамента рокайль. Отличался грациозностью, легкостью, кокетливым характером. Придя на смену тяжеловесному барокко, Рококо явился одновременно и логическим результатом его развития, и его художественным антиподом. С барочным стилем Рококо объединяет стремление к завершённости форм, однако если барокко тяготеет к монументальной торжественности, то Рококо предпочитает изящество и лёгкость. Более тёмные цвета и пышная, тяжёлая позолота барочного декора сменяются светлыми тонами - розовыми, голубыми, зелёными, с большим количеством белых деталей. Утонченное аристократичное искусство рококо возникло во Франции в период кризиса абсолютизма. Характерные для художественной культуры 17 века монументальные формы барокко в искусстве рококо утрачивают свой масштаб, трансформируясь в манерную, вычурную декоративность, носящую причудливый, поверхностно-орнаментальный характер.

      В наследство от предыдущего столетия XVIII век получил особое эстетическое сознание, в котором высокоразвитый художественный вкус становится важнее многих других человеческих качеств. Вкус  

предполагал умение не только отличить прекрасное и знать, как его воссоздать, но и умение глубоко наслаждаться творением. Если для Барокко необходима вся гамма  эмоций от радости до трагедии, то для  наслаждающихся Рококо - лишь изысканно тонких, изящных.  Хотя этот стиль называют "стилем Людовика XV", но, в отличие, от Барокко, он не был чисто придворным искусством. Большинство построек Рококо - это частные дома французской аристократии: богатые городские особняки (во Франции их называли "отелями") и загородные дворцы. Как правило, высокая ограда отделяла особняк от города, скрывая частную жизнь владельцев дома. Оформление салонов и будуаров слегка перенасыщено предметами в отличие от более сдержанной эпохи Барокко. В колорите преобладают нежные пастельные тона. Наиболее популярные цветовые сочетания - белое с голубым, зелёным или розовым и непременное золото. Комнаты отелей часто имели криволинейные очертания. Они не располагались анфиладой, как было принято в особняках XVIII века, а образовывали весьма изящные асимметричные композиции. В центре обычно помещался парадный зал, так называемый салон. Рококо своё главное выражение нашло в прикладном искусстве – в мебели, посуде, бронзе, фарфоре. В архитектуре его использовали по преимуществу в оформлении интерьеров зданий, классических в своём экстерьере. 

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. 

Для рококо в живописи, скульптуре и графике характерен уход в область “чистого искусства”. Для этого стиля характерна камерность и утонченная декоративность художественных решений. Живопись рококо – станковые картины, панно, росписи – отличается дробностью и ассиметричностью композиции. Обилием декоративных аксессуаров и деталей, изысканным сочетанием светлых красок и тонов. Скульптура рококо представлена преимущественно декоративными рельефами и статуями, небольшими статуэтками бюстами. Отличается изящностью. Изобразительному искусству XVIII столетия в лучших произведениях свойственны анализ тончайших переживаний человека, воспроизведение нюансов чувств и настроений. Лиризм образов, но и аналитическая наблюдательность - характерные черты искусства XVIII в. как в жанре портрета, так и в бытовой живописи. Художникам рококо были присущи тонкая культура цвета, умение строить композицию слитными декоративными пятнами, достижение общей легкости, подчеркнутой светлой палитрой, предпочтение блеклых, серебристо-голубоватых, золотистых и розовых оттенков. Одновременно с развитием живописи рококо усиливалась роль реалистического направления; достигли расцвета портрет, натюрморт, бытовой жанр, пейзаж. Скульптура рококо менее значительна и своеобразна, чем живопись. Большое распространение в искусстве рококо и всего XVIII века получили портретные бюсты и маленькие скульптурные группы или статуи купальщиц, нимф, амуров, их ставили в парке, украшали ими беседки, салоны, купальни. Крупнейшие скульпторы рококо: Ж. Б. Лемуан, Пигаль, Пажу, Фальконе, Клодион. В скульптуре рококо преобладали предназначенные для украшения интерьеров рельефы и статуи, небольшие статуэтки, в том числе из терракоты и фарфора (изделия И.И. Кендлера). Прихотливое изящество отделки, частое заимствование экзотических декоративных мотивов китайского искусства, виртуозное выявление выразительных возможностей материала присущи рокайльному декоративно-прикладному искусству.Чрезвычайно характерен для эпохи рококо расцвет графики. Почти все большие живописцы XVIII в. были также блестящими  

рисовальщиками (Ватто, Фрагонар), ряд крупных мастеров целиком посвятил себя графическому искусству (Сент-Обен, Кошен, Дебюкур  во Франции, Ходовецкий в Германии). Оформление книги, мастерство переплета, мебель, бронза и т. п. достигли большой  художественной высоты. Королевская  мануфактура гобеленов в Париже выпускала серии замечательных  шпалер. Фарфоровые заводы (Севр во Франции, Мейсен) производили художественную посуду, а также статуэтки из бисквита и фарфора.

                                       

  АРХИТЕКТУРА.

 

Архитектура XVIII столетия во Франции традиционно разделяется  на два периода, которым соответствуют  два архитектурных стиля: в первой половине XVIII в. господствующее положение  занимает рококо, во второй — неоклассицизм. Два этих стиля во всем диаметрально противоположны друг другу, поэтому  переход от рококо к неоклассицизму часто называют «бунтом». Стиль рококо отошел от строгих правил классицизма XVII в., его мастеров больше привлекали чувственные, свободные формы. Архитектура  рококо еще сильнее, чем барокко, стремилась сделать очертания сооружений более динамичными, а их убранство  — более декоративным, однако она отвергла торжественность барокко и его тесную связь с католической церковью.В эпоху рококо был создан также один из самых красивых городских ансамблей Франции — ансамбль трех площадей в городе Нанси в Лотарингии, построенный в 1752—55 гг. по заказу Станислава I, герцога Лотарингского. Автором этого проекта был ученик Боффрана Эмманюэль Эре де Корни (1705—1763). Королевская площадь перед Дворцом правительства представляет собой как бы  

огромный парадный двор, почти овальной формы. По всему  периметру площади тянется колоннада, включающая в себя также и портик Дворца. С портика открывается  вид на узкую и длинную, засаженную деревьями площадь Карьер, которая  завершается триумфальной аркой. Последняя  представляет собой вход на главную  площадь ансамбля — Площадь Станислава, имеющую форму прямоугольника. Угловые  въезды на площадь оформлены коваными решетками и воротами с изящным  позолоченным узором. В центре площади  возвышается конный монумент герцога  Станислава I. Ансамбль в Нанси хронологически завершает эпоху рококо. Архитектура рококо стремится быть лёгкой, приветливой, игривой во что бы то ни стало; она не заботится ни об органичном сочетании и распределении частей сооружения, ни о целесообразности их форм, а распоряжается ими с полным произволом, доходящим до каприза, избегает строгой симметричности, без конца варьирует расчленения и орнаментальные детали и не скупится расточать последние.                В созданиях этой архитектуры прямые линии и плоские поверхности почти исчезают или, по крайней мере, замаскировываются фигурной отделкой; не проводится в чистом виде ни один из установленных орденов; колонны то удлиняются, то укорачиваются и скручиваются винтообразно; их капители искажаются кокетливыми изменениями и прибавками, карнизы помещаются над карнизами; высокие пилястры и огромные кариатиды подпирают ничтожные выступы с сильно выдающимся вперёд карнизом; крыши опоясываются по краю балюстрадами с флаконовидными балясинами и с помещёнными на некотором расстоянии друг от друга постаментами, на которых расставлены вазы или статуи; фронтоны, представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются также вазами, пирамидами,  
 

скульптурными фигурами, трофеями и другими подобными  предметами.

Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств  внутри здания, в плафонах, пускается  в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо  напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками, из масок, цветочных  гирлянд и фестонов, раковин, необделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность, изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков. В целом для стиля рококо характерны отказ от прямых линий, ордерной системы, светлые тона, воздушная легкость, изысканность и причудливость форм. В архитектуре пышное оформление рокайльных интерьеров сочеталось с относительной строгостью внешнего облика здания.

Родившийся во Франции, стиль Рококо быстро распространялся  в других странах благодаря французским  художникам, работавшим за границей, а  также публикациям проектов французских  архитекторов. За пределами Франции  Рококо наибольшего расцвета достиг в Германии и Австрии, где впитал в себя традиционные элементы барокко. 
 
 
 

ВЫВОД:

Стиль Рококо был продолжением, точнее сказать, видоизменением  стиля Барокко, соответствовавшим жеманному, вычурному времени. Он не внёс в архитектуру никаких новых конструктивных элементов, но пользовался старыми, не стесняя себя при их употреблении никакими традициями и имея в виду, главным образом, достижение декоративной эффектности. Рококо дало толчок к развитию новых выразительных средств в искусстве. В живописи - главным образом в колорите. Рококо - искусство идущей к упадку аристократии, утратив драматизм и энергию «большого стиля» XVIII века, было хрупким, призывающим к наслаждению, к чувственным радостям. Оно стало украшением праздной жизни беспечной, изнеженной знати. Это искусство было камерным, интимным, более тесно связанным с бытом. Это был мир миниатюрных, добрых, ажурных форм, сложных орнаментов, построенных на изогнутых линиях асимметрии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЛИТЕРАТУРА:

По материалам энциклопедии "Кругосвет"

1. Большая энциклопедия  КиМ

Информация о работе Стиль Рококо в архитектуре и прикладном искусстве Франции XVIII в.