Стиль фэнтези в мировой литературе

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 22:37, доклад

Описание работы

Фэ́нтези (от англ. fantasy — «фантазия») — жанр фантастической литературы, основанный на использовании мифологических и сказочных мотивов. В современном виде сформировался в начале XX века. По определению А. И. Фурсова: «Фентези — это будущее, как прошлое, плюс элемент магии.» С середины века огромное влияние на формирование современного облика фэнтези оказал Джон Рональд Руэл Толкин.

Работа содержит 1 файл

Фэнтези.docx

— 34.56 Кб (Скачать)

Доклад

по «Человек и общество»

на тему «Стиль фэнтези в мировой литературе»

 

 

 

 

 

 

Выполнил  ученик 11-и класса

Гребеньщиков Иван 

Фэ́нтези (от англ. fantasy — «фантазия») — жанр фантастической литературы, основанный на использовании мифологических и сказочных мотивов. В современном виде сформировался в начале XX века. По определению А. И. Фурсова: «Фентези — это будущее, как прошлое, плюс элемент магии.» С середины века огромное влияние на формирование современного облика фэнтези оказал Джон Рональд Руэл Толкин.

Произведения  фэнтези чаще всего напоминают историко-приключенческий роман, действие которого происходит в вымышленном мире, близком к реальному Средневековью, герои которого сталкиваются со сверхъестественными явлениями и существами.

В отличие от научной фантастики, фэнтези не стремится объяснить мир, в котором происходит действие произведения, с точки зрения науки. Сам этот мир существует гипотетически, часто его местоположение относительно нашей реальности никак не оговаривается: то ли это параллельный мир, то ли другая планета, а его физические законы могут отличаться от земных. В таком мире может быть реальным существование богов, колдовства, мифических существ (драконы, эльфы, гномы, тролли), привидений и любых других фантастических сущностей. В то же время принципиальное отличие чудес фэнтези от их сказочных аналогов в том, что они являются нормой описываемого мира и действуют системно, как законы природы.

Фэнтези основано на использовании мифологии. По мифологической основе различают: фэнтези на западной мифологии(в том числе фэнтези на германо-скандинавской мифологии (Елизавета Дворецкая Корабль во фьорде), фэнтези на кельтской мифологии (произведения про Святой Грааль)), фэнтези на славянской мифологии(в том числе фэнтези на русской мифологии), фэнтези на восточной мифологии (в том числе фэнтези на японской мифологии, Уся и другие), фэнтези на африканской мифологии («По мыслящим королевствам» Алана Фостера, «На странных берегах (роман)» Тима Пауэрса, «Дети Ананси» Нила Геймана), фэнтези на индейской мифологии (Андре Нортон), фэнтези на мифологии австралийских аборигенов (Патрисия Райтсон), фэнтези на мифологии Океании (Майкл Скотт Роэн), фэнтези на эскимосской мифологии (Ларри Нивен Стивен Барнс Проект Барсум) и другие. Допускается так-же синтез (серия о Средиземье Джона Р. Р. Толкина), смешивание («Американские боги» Нила Геймана) мифических основ и создание фэнтези на авторской мифологии (Кэтрин Курц Дерини, Урсула ле Гуин Земноморье, Фрэнк Херберт Хроники Дюны). Гибридные поджанры технофэнтези и научное фэнтези заимствуют у научной фантастики мифологию научно-технической эпохи.Существует фэнтези на городской мифологии (городское фэнтези). Общепризнано выделение жанра славянской фэнтези (которое обычно противопоставляют западному фэнтези) и ориентальной (восточной) фэнтези.Стоит упомянуть скандинавское фэнтези. Выделились в отдельные виды технофэнтези и городское фэнтези. Возможно существование отдельных жанров фэнтези на других мифологиях

Фэнтезийные расы

В большинстве вымышленных  вселенных в том или ином виде фигурирует определённый набор мифических существ, условно называемых «расами». Большинство из них заимствованы из мифологии, образы некоторых были придуманы либо переработаны из мифологических писателями (например, Толкином) и использованы его последователями. Ролевая система Dungeons & Dragons тщательно систематизировала эти расы, что значительно повлияло на писателей, авторов игр и художников. Но положительной особенностью жанра является полная свобода автора в этом вопросе. «Стандартный набор» может быть переосмыслен или вообще заменен — это в порядке вещей. Более того, некоторые авторы специально занимаются переосмыслением с целью подчеркнуть оригинальность своего произведения. Ниже перечислены основные штампы:

  • Эльфы(англ. Elves) — гуманоидная древняя раса, похожая на людей; как правило утончённые, склонные к магии, защите природы, искусствам, долгожители (в том числе бессмертные).
  • Гномы (англ. Dwarves) — бородатые подземные карлики крепкого телосложения, изобретательны, занимаются горным и кузнечным делом.
  • Орки (англ. Orcs) или гоблины(англ. Goblins) — обезьяноподобные воинственные варвары. Основное занятие — грабежи и убийства. Задуманы Толкином как изувеченные Тьмой эльфы.
  • Полурослики (англ. Halflings) (под различными названиями) — производные от хоббитов Толкина. Маленькие человекоподобные существа, предпочитают стрелковое оружие. Характер может колебаться от миролюбивых фермеров Толкина до плутов и мошенников из Dragonlance.
  • Тролли (англ. Trolls) или огры (англ. Ogres) — горные великаны и/или людоеды, обладающие гигантской силой, но весьма невысоким интеллектом.

Также в мирах фэнтези часто фигурируют одни и те же мифологические существа, заимствованные преимущественно из греческой, скандинавской или — в славянском фэнтези — славянской мифологии: драконы, единороги, русалки, кентавры, минотавры, химеры, мантикоры (во множественном числе) и др. В японской, китайской, корейской и стилизованном под мифологию дальнего востока фэнтези фигурируют существа, заимствованные из дальневосточной мифологии — кицуне, нэко (девушка-кошка), тэнгуи им подобные.

Джон  Толкин  считающийся одним из основателей фэнтези утверждал,что описанный им мир Средиземноморья-это  наш мир в глубокой древности

 

Джон Ро́нальд Руэл То́лкин 3 января 1892 года — 2 сентября 1973 года) — английский писатель, лингвист, филолог, наиболее известен как автор повести «Хоббит или Туда и обратно», трилогии «Властелин колец» и их предыстории — романа «Сильмариллион». Также стоит заметить, что почитатели его произведений называют писателя иногда "Профессор".

Толкин был оксфордским профессором англосаксонского языка(1925—1945), английского языка и литературы (1945—1959). Католик по вероисповеданию, вместе с близким другом К. С. Льюисом состоял в литературном обществе «Инклинги». 28 марта 1972 года Толкин получил звание командора Ордена Британской империи от королевы Елизаветы II.

Многие авторы писали произведения в жанре фэнтези и до Толкина, однако из-за большой популярности и сильного влияния на жанр многие называют Толкина «отцом» современной фэнтези-литературы, подразумевая, главным образом, «высокое фэнтези».

Властели́н коле́ц» (англ. The Lord of the Rings) — роман английского писателя Дж. Р. Р. Толкина, самое известное произведение жанра фэнтези, продолжение книги «Хоббит». «Властелин колец» был написан как единая книга, но из-за объёма при первом издании его разделили на три части: «Братство Кольца», «Две крепости» и «Возвращение короля». В виде трилогии он публикуется и по сей день, хотя часто в единой бумажной книге.

«Властелин  колец» является одной из самых известных  и популярных книг XX века Он переведён по меньшей мере на 38 языков. Эта книга оказала огромное влияние на литературу в жанре фэнтези, на настольные и компьютерные игры, на кинематограф и вообще на мировую культуру. Большим успехом пользовалась и экранизациякниги, созданная режиссёром Питером Джексоном

Вкратце о книге:

Свободные Народы Средиземья общими усилиями одолевают Темного Властелина - Саурона и отбирают Кольцо Всевластия. После долгих скитаний Кольцо попадает к хоббиту Бильбо Бэггинсу, потихоньку продлевая ему жизнь. На свой 111-ый день рождения Бильбо решает отправиться в последнее путешествие в Ривенделл, и Кольцо достается его племяннику Фродо. В это время Саурон начинает набирать силы в Мордоре, но для полного возвращения в этот мир ему нужно его Кольцо, и слуги Темного Властелина направляются в Шир, чтобы забрать его. Фродо, поняв, что его стране угрожает опасность, принимает решение увести Кольцо куда по-дальше. В Ривенделле, куда, в последствии, Фродо с друзьями приносит Кольцо, Владыка Элронд собирает совет, чтобы решить, что делать в сложившейся ситуации и как поступить с Кольцом...

 

Эльфийский язык

Ещё в детстве Джон со своими товарищами придумали несколько языков, чтобы  общаться между собой. Эта страсть  к изучению существующих языков и  конструированию новых осталась с ним на всю жизнь. Толкин является создателем нескольких искусственных языков: квенья, или язык высоких эльфов; синдарин — язык серых эльфов. Толкин знал несколько десятков языков, новые языки составлял, во многом руководствуясь красотой звучания. Сам он говорил: «Никто не верит мне, когда я говорю, что моя длинная книга — это попытка создать мир, в котором язык, соответствующий моей личной эстетике, мог бы оказаться естественным. Тем не менее, это правда».

В приложениях к «Властелину Колец» Толкин описывает календарь хоббитов, заимствованный у нуменорцев. Особенностью этого календаря является то, что год всегда начинается в понедельник и заканчивается в воскресенье. В году 52 недели, а один «лишний» день (365-52*7=1) не является никаким днём недели и считается праздничным. Одна особенность этого календаря — первое число никакого месяца не приходится на пятницу. Это один из проектов постоянного календаря.

 

 

Джоан «Джо» Мюррэй (англ. Joanne "Jo" Murray, до замужества — Роулинг (англ. Rowling), 31 июля 1965, Йейт, графство Глостершир, Англия) — британскаяписательница , наиболее известная под своим литературным псевдонимом Дж. К. Роулинг (Джоан Кэтлин Роулинг, англ. J. K. Rowling, Joanne Katheline Rowling), автор серии романов о Гарри Поттере, переведённых более чем на 65 языков и проданных (на 2008 год) в количестве более чем 400 миллионов копий.

 

. «Га́рри По́ттер» (англ. «Harry Potter») — серия из семи романов, написанных английской писательницей Дж. К. Роулинг. Книги представляют собой хронику приключений юного волшебника Гарри Поттера, а также его друзей Рона Уизли и Гермионы Грейнджер, обучающихся втроём в Школе Чародейства и Волшебства Хогвартс. Основной сюжет посвящен противостоянию Гарри Поттера и тёмного волшебника лорда Волан-де-Морта, в чьи цели входит обретение бессмертия, порабощение магического мира и устранение всех, кто стоит на его пути.

Начиная с публикации первого романа «Гарри Поттер и философский камень» 30 июня 1997 года, книги серии приобрели огромную популярность, признание критиков и коммерческий успех во всем мире. По состоянию на июнь 2011 года количество проданных книг составило около 450 миллионов экземпляров, вследствие чего серия вошла в список литературных бестселлеров. Романы переведены на 67 языков, в том числе на русский. Последние четыре книги последовательно поставили рекорды, как наиболее быстро продаваемые литературные произведения в истории.

Серия представляет собой совмещение многих жанров, среди которых фэнтези и подростковый роман с элементами приключений, детектива, триллера и любовного романа, а также включает в себя немало культурных отсылок. По словам Роулинг, главной темой романов является смерть, хотя они и рассматриваются в первую очередь как детская литература. Помимо этого в серии затронуты такие темы, как предрассудки и коррупция

Первоначальными главными издателями книг являлись Bloomsbury в Великобритании и Scholastic Press в США. С тех пор серия была опубликовано многими издательствами по всему миру. Книги были экранизированы кинокомпанией Warner Bros. Pictures в виде серии из восьми фильмов, ставшей самой прибыльной в истории кинематографа. Популярность книг также привела к возникновению самых различных товаров, вследствие чего бренд Harry Potter оценивается в сумму свыше 15 миллиардов долларов.

«Гарри  Поттер и философский камень» вышел в июне 1997 года и стал сенсацией — роман начинающей и никому неизвестной писательницы был признан в Великобритании лучшей детской книгой года. Права на издание романа были приобретены американским издательством Артура Ливайна, и в октябре 1998 года книга была переиздана в Соединенных Штатах с немного измененным названием «Гарри Поттер и камень волшебника».

Впоследствии  Джоан Роулинг уже никогда не приспосабливала названия романов для американской аудитории.

Вслед за первым романом последовали «Гарри Поттер и Тайная комната» (1998), «Гарри Поттер и узник Азкабана» (1999), «Гарри Поттер и Кубок огня» (2000), «Гарри Поттер и Орден Феникса» (2003), «Гарри Поттер и Принц-полукровка» (2005). Седьмой, заключительный роман серии «Гарри Поттер и Дары Смерти» появился в продаже в Великобритании и США, а также в нескольких других странах в 2007 году. Роулинг в октябре 2010 на Шоу Опры Уинфри заявила, что не исключает, что напишет продолжение серии

История

Идея  первой книги («Гарри Поттер и философский камень») пришла в голову писательнице в 1990 году, когда она ехала на поезде из Манчестера в Лондон, поезд внезапно остановился на полпути между двумя городами, и в окно поезда она увидела худенького мальчика в больших очках. Сразу по приезде Роулинг начала писать книгу. Чаще всего она писала её в своём любимом кафе в Эдинбурге за чашкой кофе. За время написания книги она успела пережить смерть матери от рассеянного склероза (31 декабря 1990), уехать в Португалию преподавать английский язык (1991), там выйти замуж за плейбоя Жоржа Арантеша (1992), родить дочь (июль 1993), развестись с мужем (сентябрь 1993), вернуться в Англию (где она продолжала писать книгу, живя на пособие по безработице) и впасть в депрессию. Во время депрессии у Роулинг родилась идея дементоров — существ, высасывающих из человека радость. Тема смерти родителей в книге возникла у Роулинг под впечатлением смерти её матери.

В течение длительного времени  разные издательства одно за другим отвергали  рукопись, пока в 1995 году небольшое издательство «Блумсберри» (англ. «Bloomsbury») не согласилось принять книгу. Книга вышла в свет 26 июня 1997 года.

Существует  расхожее мнение, что книга стала популярной благодаря чрезвычайно активной рекламе. В действительности маленькое издательство не имело ни причин устраивать рекламную кампанию в пользу детской книги никому не известного автора, ни денег для такой кампании. Тем более не имела денег для рекламных кампаний сама Джоан Роулинг, в то время бедная мать-одиночка. Книга стала популярной благодаря положительным рецензиям, а также потому, что читатели рекомендовали её друг другу. Неожиданно для издателей (и, возможно, для самой Роулинг) книга завоевала огромную популярность и стала бестселлером. Роулинг начала писать продолжения, и следующие книги стали ещё популярнее, чем первая. Доходы от книг, фильмов, компьютерных игр вывели писательницу на 620-е место в списке самых богатых людей мира. В частности, Роулинг богаче английской королевы Елизаветы II

Информация о работе Стиль фэнтези в мировой литературе