Социальная значимость музея и театра

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 20:02, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы:
1) Выявить значимость музея и театра
Задачи данной работы:
1) Найти основные задачи музеев и театров
2)Определить степень их необходимости
3) Раскрыть влияние театра и музеев на культурную сторону личности

Работа содержит 1 файл

курс.doc

— 158.50 Кб (Скачать)

      1.2 Театр. Его социальные  функции

      Прежде  чем говорить о функциях театра следует  понимать, что же такое театр?

      Теа́тр (греч. θέατρον — основное значение — место для зрелищ, затем — зрелище, от θεάομαι — смотрю, вижу) — форма исполнительского искусства. Театр — это синтез всех искусств, он включает в себя музыкуархитектуруживопись,кинематограффотографию и т. д. Основным средством выразительности является актёр, который через действие, используя разные театральные приёмы и формы существования, доносит до зрителя суть происходящего на сцене. При этом актёром не обязательно должен быть живой человек. Это может быть кукла или какой-либо предмет, управляемый человеком. Театр считается самым сильным средством влияния на человека, поскольку, видя происходящее на сцене, зритель ассоциирует себя с тем или иным персонажем, и через катарсис (очищение через страдание) внутри него происходят изменения.

      К.С. Станиславский говорил: «В момент творчества слова – от поэта, подтекст – от артиста. Если б было иначе, зритель не стремился бы в театр, чтоб посмотреть актёра, а сидел бы дома и читал пьесу». Значит, в театре рождается подтекст. «Театр умеет говорить о том, для чего ещё не родились нужные слова и понятия и нет изобразительных средств в других видах искусства. Это «специфическое бытиё» познавательной функции в сфере театра в какой-то мере сознательно, а то и бессознательно имеет в виду зритель, оценивая различные функции театра».

      Действительно, театр – лучшая школа жизни, потому что он выступает в качестве источника  информации о мире, о жизни, дающего  повод для работы мысли. Вызвать  раздумья о смысле человеческого  существования, о глубинах человеческой души – благородная и необходимая цель искусства вообще, и в том числе искусства театра. Таким образом одна из важнейших функций театра – это познавательная функция. Благодаря ей осуществляется передача социального опыта от одного поколения к другому, от одних стран и народов к другим. Поэтому так важно приобщение к театру юного зрителя. «Но что же происходит с человеком в семнадцать лет? Вообще-то как будто ничего существенного, и вместе с тем это едва ли не самый интересный и важный возраст в нашей жизни, ибо где-то около семнадцати лет мальчик встречается с мужчиной, а девочка – с женщиной. Будь мы птицами, в эту пору нас выставили бы из родного гнезда, но, поскольку мы не птицы, а люди, нас могут послать учиться в театральную школу».

      В этой «театральной школе» люди учатся до старости, примеряя на себя множество ролей они не только получают информацию о тех или иных жизненных проблемах, но и учатся думать. Народный артист СССР К.К. Ирд писал: «Когда я думаю о театре будущего, мне прежде всего хочется видеть его мудрым театром слова, который учит человечество испытывать наслаждение от самой человечной и радостной деятельности – мышления».

      Наряду  с познавательной функцией сценического искусства правомерно существует и  ряд других (эстетическая, развлекательная, коммуникативная, социализирующая, компенсаторная, игровая, нормативная и многие другие), театр полифункционален, потому и занимает такое важное место в жизни общества.

      Рассмотрим  некоторые из перечисленных выше функций театра.

      Функция развлечения включает в себя ориентацию на необычность постановки, встречу с любимыми актёрами, яркую зрелищность постановки (музыка, свет, декорации, костюмы). Эта функция тесно переплетается с функцией коммуникативной. Театр, зрелище выросли из народного праздника, обряда, яркими моментами которого была активность всех его участников и коллективность действа. Так, в земледельческих праздниках зрелище сочеталось с действием. Участники того или иного обряда – этого стихийного фольклорного театра – были одновременно и действующими лицами. Характерна и другая сторона традиционных фольклорных празднеств: коллективность переживания, чувства, действия. Отсюда можно предположить, что именно эти традиционные фольклорные черты – потребность в эмоциональном общении всех участников – должны сказаться в оценке сегодняшнего театра.

      Из  всех видов искусств именно театр  как искусство, коллективное по своей  природе, в наиболее предметной форме  имитирующее межличностные контакты, как искусство, в значительно  большей степени, чем любое другое, привлекающее людей к сопереживанию и сотрудничеству, даёт человеку возможность каким-то образом слиться с другой личностью, установить с ней более глубокие, более тесные и разнообразные отношения. Так коммуникативная функция театра отвечает за поддержание целостности общества. Именно эта функция позволяет обществу относиться к театру как к особой социальной ценности, необходимой если не отдельному индивиду, то обществу в целом.

      Совпадая  в некоторых отношениях с компенсаторной и развлекательной функциями  театра, игровая функция оказывает влияние на многие стороны социальной регуляции.

      «Исходя из понимания игры, как свободного творчества, Ф. Шиллер возводил к ней  эстетическую деятельность. А известный  голландский культуролог Й. Хейзинг  усматривал в игре наиболее существенное проявление человеческой сущности. Игра требует обособления участников от обыденной жизни, от производственной деятельности, от нормативной социальной среды».

      Принимая  правила игры, зритель отвлекается  от насущных житейских проблем и  получает компенсацию за нереализованные устремления в социально значимой деятельности. Игра как развлечение выполняет важную функцию снижения уровня психологической напряжённости, возникающей в силу социального или политического противостояния различных сил и партий. Этим можно объяснить тот факт, что во всяком обществе шуты и скоморохи, клоуны и затейники пользовались спросом.

      Социализирующая функция театра связана с модой  и престижем потребления театральной  продукции. Посмотреть модную постановку, «сходить» на известного актёра –  всегда имело, продолжает иметь и сегодня статусное значение.

      Здесь упомянута лишь часть социальных функций театра. Все эти, а так  же множество не названных мной функций  находятся в постоянном взаимодействии и дополняют друг друга.

      Н.Н. Корниенко пишет в своей статье о функционировании театра: «Современный театр стремится к разнообразию. Разнообразие, функциональная вариативность театра относительно норм и художественных стандартов общества с неизбежностью ведут к диффузности, взаимопроникновению его социальных функций, типов и стилей его «поведения». Само по себе обилие театральных идей, смыслов, форм, стилей «поведения», целей, оценок, ориентаций театра обеспечивает развитие и обновление художественной культуры за счёт новой комбинации её структурных элементов». 

      2. Музей русской  драмы в Александринском  театре. 

      2.1 История, хранящаяся в экспонатах 

      Русский театр с самого начала своего существования  стремился отобразить на своей сцене  яркие страницы отечественной истории. Первые русские актеры выходили на подмостки в ролях легендарных киевских князей и варяжских прародителей русской монархической династии. Кий, Хорев, Рюрик, Синав и Трувор… Их воплощали в восемнадцатом веке Федор Волков и Иван Дмитревский, позже Петр Плавильщиков. Затем под пером первого русского драматурга А.П. Сумарокова на сцену пришел Димитрий Самозванец со своими сатрапами и гонителями. Вступая в полемику с политическими и эстетическими оппонентами, Екатерина Вторая, исполняя роль драматурга и режиссера русской императорской сцены, сотворила образ первого правителя-самодержца Олега.

      В начале девятнадцатого века пламенный  драматический поэт В.А. Озеров своим  «Димитрием Донским» в эпоху наполеоновских войн всколыхнул патриотические чувства  всех слоев российского общества. В этой трагедии блистали такие актеры петербургской труппы, как Алексей Яковлев (Димитрий Донской) и Екатерина Семенова (Ксения). Но подлинными историческим трагедиями стали несколько позже «Борис Годунов» А.С. Пушкина, а затем «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович» и «Царь Борис» А.К. Толстого.

      Постепенно  не только легендарная и боярская Русь становились объектом театральных  представлений. На сцену проникает  и век восемнадцатый. Первые русские  актеры, сподвижники Великого Петра, блистательный двор Екатерины, суворовские  походы, пугачевский бунт вызывают к жизни новых театральных героев. Вскоре александринская сцена переходит к воплощению недавнего исторического прошлого, почти смыкающегося с современностью.

      Театр, отображая жизнь, стремился воссоздать и соответствующую эпоху с ее укладом, бытовыми деталями и подробностями, с характерными для этой эпохи костюмами и аксессуарами. За два с половиной века существования петербургской драматической сцены Александринский театр накопил огромный багаж, ценнейшую коллекцию предметов материальной культуры различных эпох, который позволяет сегодня смоделировать на сцене различные исторические времена. Коллекции костюмов, мебели, реквизита и бутафории в Александринском театре огромны. Они насчитывают сотни и тысячи предметов. Среди них вещи из различных, порой знаменитых и даже легендарных спектаклей, созданные по эскизам известных театральных художников, именные костюмы, в которых выступали на сцене такие корифеи театра, как М.Г. Савина и К.А. Варламов, Ю.М. Юрьев и В.Н. Давыдов, Н.К. Симонов и Н.К. Черкасов…

      Все это до сей поры хранилось в  фондах костюмерного и мебельно-реквизиторского  цехов, а ныне стало музейной коллекцией театра. Показать зрителям эти уникальные предметы – задача п экспозиции. Экспонаты сгруппированы по тематическому принципу. Как они воссоздавали боярскую Русь, как выглядели они в костюмах восемнадцатого века, как смотрелась в зеркале сцены зрительская толпа, запечатленная Н.В. Гоголем в его знаменитом «Театральном разъезде после представления новой комедии». С помощью предметов и костюмов работники Александринского театра стремились показать, как воплотилась на сцене николаевская эпоха, вступившая в непримиримый конфликт с такими яркими творческими личностями, как А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов. Посетители экспозиции смогут увидеть, как театр отображал мир гоголевских персонажей, как тургеневские художественные и жизненные сюжеты воплотились благодаря актерам Александринки. Перед посетителями предстанет бесценная коллекция костюмов и мебели, созданной по эскизам А.Я. Головина к бессмертным спектаклям Вс. Мейерхольда «Дон Жуан» и «Маскарад», поставленным в 1910-е годы. И, наконец, на трех великих спектаклях советской эпохи - «Беге» М. Булгакова, «Страхе» А.А. Афиногенова и «Оптимистической трагедии» Вс. Вишневского сосредоточено особое внимание.

      Мир русской драмы предстанет нам  в материальных свидетельствах тех  великих духовных откровений, которыми потрясали зрителей прославленные  александринцы, одеваясь в костюмы  различных эпох отечественной истории.

      К залам музея русской драмы относятся:

      1) Боярский зал

      2) Гоголевский зал

      3) Головинский зал

      4) Зал 18-ого века

      5) Императорский зал

      6) Советский зал

      7) Театральный разъезд

      8) Тургеневский зал

      В данной работе приведены подробные описания таких залов, как: Боярский зал, Гоголевский зал, Головинский зал, Зал 18 века, Театральный разъезд. 

      2.2 Боярский зал

       В этом зале представлены эскизы декораций, костюмов, предметы реквизита и бутафории, а также сами костюмы к   таким спектаклям, как «Борис Годунов» А.С. Пушкина (1934, 1949, 1999), «Царь Федор Иоаннович» А.К. Толстого (1957) и «Великий государь» В. Соловьева (1945). Первая коллекция исторических костюмов эпохи Ивана Грозного и Бориса Годунова была создана в Александринском театре еще в конце 1860-х годов, когда первая часть драматической трилогии А.К. Толстого, а затем и великая пушкинская трагедия получили свое первое сценическое воплощение. Художники, трудившиеся над их созданием, скрупулезно изучали быт московских царей и цариц, стремясь исторически точно воссоздать покрой и детали отделки облачения царей и бояр. Были использованы натуральные старинные материи, которые искусно сочетались с имитационными технологиями, которые должны были подчеркнуть блеск и богатство костюмов.

       Поскольку созданные костюмы преследовали своей целью характеризовать  эпоху и бытовую реальность действия, а не выявляли индивидуальные черты  характеров героев, они с успехом  использовались и в других исторических пьесах, действие которых разворачивалось  на Руси в   XVI - XVII веках.

      В 1890-х годах коллекция была значительно  пополнена костюмами, созданными по эскизам художника императорских  театров Е. Пономарева, который работал  над постановкой трагедии А.К. Толстого «Царь Борис». Пополнялась и обновлялась  коллекция в 1900 годы, когда режиссер А.А. Санин ставил пьесу А.Н. Островского «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», когда возобновлялась постановка «Бориса Годунова».

Информация о работе Социальная значимость музея и театра