Социальная реклама

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 12:26, доклад

Описание работы

В России, при общем отставании, информационные структуры и информационная насыщенность развиваются быстрее, чем другие отрасли. Возможно, общая заинтересованность поможет развивать тему социальной рекламы не только в теории, но и на практике. При этом огромную роль продолжают играть СМИ, которые в век информатизации получают новые возможности.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 186.09 Кб (Скачать)

В России, при  общем отставании, информационные структуры  и информационная насыщенность развиваются  быстрее, чем другие отрасли. Возможно, общая заинтересованность поможет  развивать тему социальной рекламы  не только в теории, но и на практике. При этом огромную роль продолжают играть СМИ, которые в век информатизации получают новые возможности. Печать, радио, телевидение, Интернет - все используется при работе с социальными проектами, тем более, если идет речь об использовании  социальной рекламы как инструмента  в политических кампаниях, в работе третьего сектора, с бизнесом и другими  институтами.

Итак, несомненно, социальная реклама становится не только популярным, но и важным элементом  современной жизни.

Социальная реклама  как некоммерческая форма коммуникации призвана выражать общественные и государственные  интересы и содействовать достижению благотворительных целей. Исходя из этой своей природы, она оказывается  в близком "родстве" с теми публичными коммуникациями, что располагаются  в поле практики public relations. Очевидно, что социальная реклама могла бы стать одним из каналов взаимодействия с самой широкой PR-общественностью. Как складывается взаимодействие public relations с социальной рекламой - проблема, достойная самого пристального изучения, предварить которое, однако, необходимо знакомством с сегодняшним состоянием социальной рекламы в России.

Так что же такое социальная реклама? 
 

.

". [6]

История развития

.

Социальная реклама  возникла вместе с возникновением государственной  политики и политической рекламы. Она  появилась тогда, когда возникло государство и власти потребовалось  вступить в коммуникацию с населением, чтобы получить от него помощь в  поддержании порядка и пополнении армии. Власть в государстве посчитала  удобным повлиять на поведение граждан через информацию социального характера. [6]

Официально история  социальной рекламы начинается с  начала XX века. В 1906 году общественная организация "Американская гражданская  ассоциация" создала первую социальную рекламу, призывающую защитить Ниагарский водопад от вреда, наносимого энергетическими  компаниями. Особое значение и назначение социальной рекламы возрастает в  кризисных ситуациях, в периоды  войн.

Во время Первой мировой войны, в 1917 году в Америке очень популярным стал рекрутинговый плакат Дж. М. Флегга "Ты нужен американской армии", на котором дядя Сэм призывал новобранцев идти в армию. Сама идея и композиция его очень напоминает распространенный в Англии призыв "Твоя страна нуждается в тебе" и знаменитый в 20-е годы в СССР плакат Д.Мора "Ты записался добровольцем?". Есть сведения, что советский вариант был достаточно точным заимствованием идеи западных образцов. Все эти примеры могли бы быть историей только одного вида рекламы - политической, если бы они не являлись частью социальных рекламных кампаний, проводимых государственными либо общественными советами в военное время. Здесь и далее в основном [5], [6], [8].

В годы Первой мировой войны американское правительство вело грамотную работу с населением средствами пропаганды или своего рода стихийного кризисного PR-а. Был создан Комитет по общественной информации. Он проводил работу с населением по разъяснению причин, мотивов и хода войны, и того, почему необходимо ее выиграть. Проводились также и другие эффективные мероприятия, например, бесплатная публикация объявлений о найме в армию, военных парадах и продаже государственных облигаций.

В 1942 году в Америке  был создан Рекламный совет. В  годы войны он решал задачу мобилизации  нации для победы. Он так же , как  и во время Первой мировой войны, решал задачи пополнения армии новобранцами, продажи военных облигаций, поощрял построение парков Победы и почтовые отправления на фронт. После войны Совет взял на себя работу по координации социальной рекламы.

В 50-е и 60-е  годы Совет расширил сферу деятельности. Помимо работы в кризисных военных  ситуациях (призывов писать письма солдатам, воюющим в Корее или во Вьетнаме). Он стал решать важные социальные проблемы - способствовать повышению безопасности на дорогах, профилактике роста лесных пожаров. Рекламный Совет первым поднял проблемы неграмотности среди  американцев, насилия над детьми. К их решению были подключены многие правительственные и общественные организации: служба иммиграции, Министерство связи, Министерство здравоохранения. Социальной рекламой в Америке, а  теперь и во всем мире пользуются также  различные некоммерческие институты: церкви, школы, больницы, университеты, некоммерческие организации и разного  рода ассоциации. В США всем хорошо знаком слоган "Это вопрос жизни и смерти" Американской легочной ассоциации, которая проводит ежегодные кампании с бюджетом около 10 миллионов долларов. Ассоциация считает жизненно необходимым информировать общественность о вреде курения, о ранних признаках эмфиземы, рака легких и туберкулеза. Время и печатное пространство в средствах массовой информации предоставляются ассоциации бесплатно.

Огромное количество различных ассоциаций и профсоюзов обращаются в СМИ с просьбами  предоставить им рекламу на безвозмездной  основе. Вследствие все возрастающего объема социальной информации многие СМИ были вынуждены ограничить бесплатное предоставление эфира и печатных площадей для социальной рекламы некоммерческих институтов. Таким образом, не вся социальная реклама бесплатна. За рекламу кампаний некоммерческих институтов СМИ стали брать плату, правда, небольшую, и предоставлять значительные скидки на размещение этой рекламы.

В 70-х годах  в США была отменена избирательная  военная служба и возникла проблема набора в армию добровольцев. Тогда  была проведена крупная кампания по привлечению на военную службу молодых юношей и девушек . В настоящее время Министерство обороны этой страны пользуется корпоративной рекламой. Социальной рекламой пользуются также многие правительства штатов. Так, Калифорния, рекламирует комфорт и развлечения.

Эти примеры  хорошо демонстрируют связь социальной, политической и коммерческой рекламы. Так, социальная реклама по целям  и задачам может совпадать  с политической, как это было в  периоды войн, и с политико-государственной.

Однако в истории  существуют примеры социальной рекламы  как особого компонента рекламных  кампаний в деятельности государственных  институтов и политических движений.

В 1987 году Америка  начала работу по проведению самых  известных и высокобюджетных социальных кампаний: "Трезвость за рулем", "СПИД. Это может случиться с тобой", "Просто скажите: "Нет" (против наркотиков). Тема наркотиков, поднятая инициативной группой как начало масштабной PR-акции, вышла впоследствии на уровень общегосударственной проблемы. В акции были задействованы сотни публикаций в газетах и журналах, более 50 вставок на телевидении и радио. Эфирное время и рекламные площади в размере 500 миллионов долларов в год средства массовой информации предоставили бесплатно.

Развитие и  авторитет социальной рекламы в  настоящее время вырос настолько, что крупнейшие коммерческие корпорации проводят социальные рекламные кампании самостоятельно. Так, хорошо известна в Америке рекламная кампания фирмы Avon по предотвращению рака груди.

На Западе давно  признан принцип, что если возникает  серьезная социальная проблема, то для ее решения, помимо всего прочего, необходимо провести солидную и дорогостоящую  рекламную кампанию. Поэтому государственные, некоммерческие и общественные организации  каждый год готовы платить "живые" деньги на производство соответствующего продукта. Они прекрасно понимают, что затраченные деньги не столь  велики, если принять во внимание, что  без социальной рекламы, которая  растолковывает гражданам азы поведения, государству и остальным организациям пришлось бы потратить гораздо больше денег на компенсацию последствий  их несознательности. [8]

В нашей стране о социальной рекламе впервые  заговорили с появлением в 1994-95 г.г. на всех центральных телеканалах  проекта "Позвоните родителям".

Социальная реклама  все еще относительно новое и  неизученное понятие для России. Между тем, она имеет достаточно длинную историю. Например, в советско время социальная реклама занимала подавляющую часть рекламной деятельности. Правда, существовала она в несколько ином, чем сейчас виде.

После Октябрьского переворота в 1917 г. советское правительство  создало специальную программу  по производству социальной рекламы. Особенностью этой программы была ориентация на неграмотное городское население, крестьян, которых нужно было заразить революционными идеями. [11]

Советская власть полностью контролировала среди  прочих других сферу рекламной деятельности в Союзе. На четырнадцатый день после  Октябрьской революции 1917 года в  числе первых распоряжений власти был  издан декрет "О введении государственной  монополии на объявления". Важнейшей  задачей большевиков было запрещение печатать объявления где-нибудь кроме  газет, издаваемых Советами в провинции  и в городах и центральным  Советом в Питере для всей России.

Можно заметить, что основные темы государственной  рекламы советского времени отражали государственную политику. Рассмотрев образцы социальной рекламы в  советское время, можно условно  выделить следующие темы, волнующие  государственную власть:

  • война; военная тематика преобладала во всех сферах жизни страны сразу после отречения Николая II от власти. Выходили яркие плакаты с хлесткими запоминающимися лозунгами. Такую рекламу можно разделить на два типа государственно-социальную и военную. Государственно-социальная реклама по военной тематике касалась в основном призывами к помощи раненым солдатам и их семьям;
  • борьба с инакомыслящими;
  • помощь голодающим и больным;
  • призыв к здоровому образу жизни;
  • воспевание коммунистических ценностей. 
     

Социальная реклама  направлена на изменение сознания общественности. В советское время правительство  стремилось привить обществу "правильные" взгляды, "подвигнуть" на смелые, нужные обществу виды деятельности, например, переселение на неосвоенные земли. Здесь и далее в основном [11]

Социальная реклама  советского периода была яркая, запоминающаяся, многие слоганы становились крылатыми выражениями. Можно сказать, что директивы и лозунги партии большевиков становились социальной рекламой.

В конце 50-х при  ослаблении режима тональность социальной рекламы несколько меняется, она  становится менее идеологизированной, наблюдается смещение смысла в сторону  соответствия потребностям граждан, а  не только партии. Больше становится неполитической рекламы. Темы касаются физкультуры  и спорта, здорового образа жизни.

Иногда социальная реклама принимала вид песен, кинофильмов. Например, знаменитую песню "Пусть всегда будет солнце!" можно причислить к виду социальной рекламы. Советские кинофильмы, например, "Высота", "Девчата" рекламируют  новые профессии, образ жизни  простого советского гражданина, его  характер и основные ценности.

Итак, реклама  советского периода была не слишком  разнообразна, большей частью политизирована, идеологизирована, однако, по признаниям специалистов того времени, высокого качества. Советская социальная реклама выполняла функции ряд важных функций: информационную (доносила до граждан необходимую информацию), коммуникативную (служила связующим звеном между государством и гражданами, однако не слишком эффективно, так как обратная связь в реальности почти не была предусмотрена), имиджевую (обеспечивала позитивный образ государства, заботящегося о своих гражданах), но особенно, можно выделить функции воспитания и пропаганды, которые были одними из главных задач социальной рекламы советского периода.

Появившись на общественной арене  в 1994-95 годах, социальная реклама сразу  же стала "слугой" политики. Для  России это явление закономерно, так как середина 90-х годов  была насыщена с одной стороны, лавиной  демократических выборов, многие из которых проводились впервые  в нашей стране, а с другой стороны, совпала с наиболее тяжелым, кризисным  этапом в построении новых экономических  отношений. В этот период социальные вопросы: безработица, невыплаты зарплат, пенсий, социальных пособий, болезни  и даже голод - стали для большинства  россиян проблемой номер один. И естественно, что политтехнологи очень органично включили обсуждение этих проблем, их символику и образы в предвыборные кампании своих кандидатов. [6]

Классический  пример - рекламная кампания Президента "Верю, люблю, надеюсь!" (1996 г.). В  серии роликов, в которых простые  люди рассказывали о своих проблемах, событиях, судьбах, был существенен  социальный фактор. А довесок политической рекламы возник во второй части предвыборного  периода - в роликах появился Ельцин (хотя мог быть и любой другой политик). То, что с ним стали  ассоциироваться позитивные чувства  избирателей, на 90 % определило успех  этой рекламной акции.

Информация о работе Социальная реклама