Семиотические аспекты народной песенной поэтики купальских обрядовых действ

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2011 в 14:38, статья

Описание работы

Народное музыкально-поэтическое творчество — одна из важных областей художественной культуры каждой страны, каждого народа. С давних, незапамятных времен складывали люди песни и напевные сказы, стремясь выразить свои мысли об окружающей действительности, свои душевные переживания в прекрасных поэтических и музыкальных образах.

Работа содержит 1 файл

Семиотические аспекты народной песенной поэтики купальских обрядовых действ.doc

— 104.50 Кб (Скачать)

Заметим важное обстоятельство: великоруссы не поют песен с именем Купало, как это находим у малоруссов.

      Купальские обрядовые песни нередко исполнились в низким грудном регистре, придававшем им   особый мрачный   оттенок.. Некоторые напевы отличались ярко выраженной ладовой неустойчивостью — «тритоновостью» попевок,    иногда   опорой   напевов было уменьшенное трезвучие. В основе приводимого купальского напева, сохраненного сибирской песенной традицией, лежит ладово напряженное последование «тон-полутон»:

   Эмоциональный тон некоторых купальских песен  мрачен. Брянская купальская песня  «Мойого свекра широкий двор»  рисует страшную фантастическую картину. Волчья стая, собравшаяся в Купальскую ночь, тащит с воем злого свекра. Напрасны бы свекра спасти его. Молодая невестка подзадоривает волков «Волчок серый, волоки смело! Волчок карий, волоки скорей!»

   По  своим поэтическим образам приведенная  купальская во многом близка семицким песням.

   На  русской этнической территории купальские песни записаны в Брянской области, на Псковщине и Смоленщине; отдельные песни найдены в Сибири.

   По  сравнению с другими жанрами  купальских песен записано немного.

 Рассмотрев  понятие семиотика народной песенной поэтики, выявив особенность обрядовых действ праздника Ивана Купала переходим к выявлению некоторых семиотических аспектов купальской песенной поэтики.

   Рассматривая  семиотические аспекты купальских песен мы ограничимся рассмотрением лишь нескольких знаков в купальской народной поэтике. Этот праздник был тесно связан с сельскохозяйственным прозводством и поклонением стихийным силам природы. Солнце (обрядовым эквивалентом которого является огонь), вода,   растения — вот главные поэтические символы Ивана Купалы.

    Отчетливо наблюдается связь обрядово-мифологического комплекса купальского праздника с природными стихиями – водой и огнем, выступающими в двух ипостасях: земной и небесной. Огонь в народных представлениях одна из стихий мироздания.

  Осмысление  воды и огня купальской мифологией как брата и сестры, воплотившемся в двуцветном растении желто-синего цвета.

     «И  пойдем мы горою, скинемся мы травою.

     Будут девки траву рвать, брата, сестру поминать:

     «Это  ж тая травица, а что братец-сестрица.

     На  братцу цветик синенький, на сестричке  – желтенький».

     Знаки воды прослеживаются практически во всех песнях купальских обрядовых действ. Вода в мифологической традиции как  опора, на которой держится земля; средство очищения.

     «Плыви, Купало, за водою, 

     Да  за святою росою...» 

     Вода  и огонь почитались за начало мира, главнейшими стихиями и символами очистительными. От этого верования получили свое начало купальские огни и омовения, все поверья, обряды и обычаи, кои наблюдаются в это празднество стихий.

      
 
                  И девки, и мальцы приходили, рано, рано, приходили.  
                   И девки ноги умывали, рано, рано, умывали,  
                   А мальцы воду выпивали, рано, рано, выпивали".  
                                  (Песни Псковской земли.).

  Живая растительность –обязательный элемент календарных праздников. Часть традиционных растительных знаков на современном этапе потеряла свою актуальность и потому вышла или выходит из бытового обихода, сохраняясь лишь в поэтическом народном творчестве.

  Растения  как органический элемент окружающей человека материальной среды, безусловно, относятся к наиболее древним обрядовым атрибутам.

 Купала  называется «любовным», потому,  что в  его день,   раз  в  году,   расцветает папоротник, при помощи которого, по словам одной  купальской  песни,   «сердце  девичье   огнями   зажигают на любовь». Впрочем, сердца деревенской   молодежи   зажигаются   и   без   папоротника,   потому что, еще накануне Купалы, рощи, берега рек, леса и луга оглашаются веселыми хороводными песнями, и парни и девушки вместе ищут чудодейственных трав, вдали от строгих глаз матерей и отцов.

  Папоротник  – один из основных растительных знаков встречающихся в песенной поэтике  купальского периода.

  Так же присутствуют и другие виды растений, один из которых Барвинок — многолетняя трава, цветущая весной крупными синими цветами, листья ее сохраняют зеленый цвет даже под снегом. Венком из барвинка украшали голову невесты. Его же девушки надевали во время весенних праздников и летних купальских игр. В этнографической литературе имеются сведения об использовании барвинка наряду с калиной в ритуалах цеховых братств феодальной Украины .

В народной поэзии барвинок стал символом любви, брачного торжества — свадьбы. Это его значение ясно прослеживается в украинских обрядовых песнях. В  песнях обращает на себя внимание ритуальное вывешивание купальских венков на деревья.

Большое значение в песнях купальских обрядов имел цветок Иван-да-марья. Купальская песня «Шинкарочка молода». Песня – легенда о происхождении цветка иван-да-марья: брат и сестра по незнанию повенчались и превратились в цветок, состоящий из желтых и синих лепестков.

     В изложению основного текста предшествует большой песенный зачин, в котором  ранняя и поздняя пашня сравниваются с первой и второй женой. Если ранняя пашня дает пшеницу, то поздняя – сорняки; если с первой женой имеешь детей, то со второй – разгонишь их по свету. Следствием того, что дети «рознинька» ушли из семьи, брат и сестра, встретившись много позже, по незнанию повенчались.

Купальская  песенность вообще изучена мало: существуют разрозненные описания, публикации текстов, очень небольшое число напевов (особенно русских), но специальный музыковедческий анализ не предпринимался. До сих пор никем не намечена общая картина мелодики купальских песен. До сих пор не выявлены их коренные черты, позднейшие наслоения, исторические метаморфозы. Тем более никто не исследовал место купальских песен в. годовом календарном круге, что необходимо для более глубокого проникновения в природу их музыкального языка, музыкальных особенностей.

 Семиотика слов песенной поэтики, общий смысл при передаче определенного художественного образа или чувства, заключенные в народной песне, могут создать и специфическое отношение к той или иной музыкальной теме, мелодии, органично связанной с данным текстом и закрепленной за ним.

Песенная  поэзия это неотъемлемая часть народного праздника. Ее органичное присутствие является одним из основных элементов обрядового действия праздникаt. Рассмотрев семиотические аспекты народной песенной поэтики, изучив ее явление в обрядовом действе можно смело использовать богатый народный песенный материал  для воплощения в современных обрядовых действах.

   Список  литературы.

    1. Автономов Я. А. Символика растений в великорусских песнях.— Журнал министерства народного просвещения. СПб.
    2. Агапкина Т. А. Этнографические связи календарной песни. М,»Индрик» 1999
  1. Варганова В.В. Русские народные песни ., 1988.
    1. Лазарева Л.Н. История и теория праздников: Программа-коментарий / ЧГАКИ.- Челябинск, 2003.
    2. Лазарева Л. Н. Календарно-обрядовый праздник в тексте современной культуры. Челябинск: ЧГАКИ, 2008.
    3. Попова Т. Основы Русской народной музыки. М., Музыка, 1977
    4. Путилов Б. Н. Фольклор и народная культура
    5. Рубцова Ф.  Русские народные песни Смоленской области: В записях 1930—1940-х/.— Л.:  Сов.  композитор,
    6. Сахаровым И. П. Сказания русского народа, собранные: Сборник /Вступ. статья, иодгот. текста В. Аникина.— М.: Худож. лит.,   1990.— 398
    7. Снегирев И. М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. – М., Сов. Россия

Информация о работе Семиотические аспекты народной песенной поэтики купальских обрядовых действ