Сценарно-режиссёрская разработка театрализованного представления и массового праздника

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 18:10, курсовая работа

Описание работы

А в современном обществе потребность в праздниках и в досуговой деятельности возрастает с каждым днем, поэтому тема курсовой работы «сценарно – режиссерская разработка театрализованного представления и массового праздника» является очень актуальной. Это обусловлено тем, что современное театрализованное представление и массовый праздник приобретают новые формы, вариации, включают в себя новые художественно – выразительные средства, технологические возможности, отвечая тем самым запросам общества, раскрывая важные политические и социальные проблемы. Наличие новых форм требует наличия новых решений, которые невозможны без изучения основ и тех знаний, которые накоплены годами.

Содержание

Вступление……………………………………………………………………….3

Глава1. Основы драматургии………………………………..………………… 1.1 Понятие о драме……………………………………………………………..6
1.2 Действие в драме, действие в театрализованном представлении ……….9
1.3 Драматический конфликт, конфликт в
театрализованном представлении…………………………………………….11
1.4 Композиция в драме и в сценарии театрализованного представлении…13
Глава 2. Работа над сценарием театрализованного представления……………
2.1 Общее и особенное в театрализованном представлении и театре…..................................................................................................................15
2.2 Замысел. Тема и идея ……………………………………………………….17
2.3 Композиция как монтаж. Приемы монтажа ……………………………….20
2.4 Архитектоника сценария………..…………………………………………..24
2.5 Номер в сценарии театрализованного представления. Виды и жанры
Номеров………………………………………………………………………26
2.6 Слово в сценарии. Сюжетные связки в сценарии…………………………28
2.7 Актуальность и новизна в сценарии………………………………………..30
Заключение………………………………………………………………………31
Список литературы…………………………………………………………….32

Работа содержит 1 файл

курсовая работа. Жиркова.docx

— 59.79 Кб (Скачать)

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский государственный институт искусств и культуры» 

ФАКУЛЬТЕТ ХУДОЖЕСТВЕННОГО  ТВОРЧЕСТВА  

КАФЕДРА РЕЖИССУРЫ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ПРАЗДНИКОВ 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

ПО  ДИСЦИПЛИНЕ «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕЖИССУРЫ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ПРАЗДНИКОВ» 
 

ТЕМА  

    «Сценарно-режиссёрская разработка театрализованного представления и массового праздника» 
     
     
     

                  Работу  выполнила

                  Студентка Жиркова Е.Г.

                   3 курса специальности  070209 «Режиссура

                  театрализованных  представлений 

                  и праздников»  

                  Научный руководитель:

                  Преподаватель

                  Ляшенко Н.В. 
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Волгоград 2011

Содержание: 

Вступление……………………………………………………………………….3

  

Глава1. Основы драматургии………………………………..………………… 1.1 Понятие о драме……………………………………………………………..6

1.2 Действие  в драме, действие в театрализованном представлении ……….9

1.3 Драматический  конфликт, конфликт в

театрализованном  представлении…………………………………………….11

1.4 Композиция  в драме и в сценарии театрализованного представлении…13 

Глава 2. Работа над сценарием театрализованного представления……………

2.1 Общее и особенное в театрализованном представлении и театре…..................................................................................................................15

2.2 Замысел. Тема и идея ……………………………………………………….17

2.3 Композиция как монтаж. Приемы монтажа ……………………………….20

2.4 Архитектоника сценария………..…………………………………………..24

2.5 Номер в  сценарии театрализованного представления.  Виды и жанры

      Номеров………………………………………………………………………26

2.6 Слово в сценарии. Сюжетные связки в сценарии…………………………28

2.7 Актуальность  и новизна в сценарии………………………………………..30 

Заключение………………………………………………………………………31  

Список  литературы…………………………………………………………….32 
 
 
 
 

Вступление 

В истории  мировой культуры значительное место  занимает вопрос возникновения и  развития праздника как феномена, который представляет ценность не только в плане изучения народного искусства, общественного быта, но и в исследовании материальной и духовной культуры народа.

Начиная с эпохи каменного века, праздники  стали неотъемлемым элементов жизни  людей. Это позволяет считать  их важной составляющей человеческой культуры. А их соблюдение является одной из основных форм коллективного  поведения людей.

Праздник  – явление всеобщее и постоянное в социально-культурной жизни народа. Он существует там, где есть духовные связи между людьми. Он демонстрирует  общечеловеческие социально-культурные качества.

Таким образом, праздник – неотъемлемая часть  человеческой деятельности, удовлетворяющая  его культурные и духовные потребности.

Но праздник не организуется сам по себе, он возникает  лишь при взаимодействии разных творческих личностей, в синтезе искусств. И  все идеи и задумки создателя  праздника – режиссера, отображаются, прежде всего, в сценарно-режиссерской разработке, или сценарии.

А в  современном обществе потребность  в праздниках и в досуговой деятельности возрастает с каждым днем, поэтому тема курсовой работы «сценарно – режиссерская разработка театрализованного представления и массового праздника» является очень актуальной. Это обусловлено тем, что современное театрализованное представление и массовый праздник приобретают новые формы, вариации, включают в себя новые художественно – выразительные средства, технологические возможности, отвечая тем самым запросам общества, раскрывая важные политические и социальные проблемы. Наличие новых форм требует наличия новых решений, которые невозможны без изучения основ и тех знаний, которые накоплены годами.

К сожалению, на сегодняшний день довольно часто  за создание театрализованных представлений  и праздников берутся люди, не имеющие  к этому отношения, либо не знающие  как это делать правильно. Очень часто решения мероприятий упрощаются, сводятся к простому развлечению, в том время как исторически представлениям и праздникам отведена большая роль, которая заключается в сверхзадаче –  в том, ради чего делается мероприятие, что хотят донести до зрителя. Именно все эти задачи определяются именно в

процессе создания сценария. Поэтому изучение создания сценарно – режиссерской разработки, ее структуры и воплощения в жизнь, является неотъемлемым элементов при создании праздника или представления. 

Создание сценария – сложный и трудоемкий процесс, и к сожалению, литературы по этой теме не так уж и много. И раскрыта она в основном в работах практиков – режиссеров. Следовательно, каждый из них делает акцент на что-то свое, но тем менее есть общие положения, из которых состоит работа над сценарием:

 определение  конфликта, изучение материала,  работа с реальными героями,  определение темы и идеи, монтаж  и композиция, архитектоника. Все это и многое другое встречается во всех литературных источниках по данной теме.

«Конфликтность, как отражение существенных противоречий действительности в сценарии агитационно – художественного произведения, литературно – музыкальной композиции, тематического вечера или театрализованного представления, также как и в драме, является фактором, определяющим и тематику, и идейный смысл, и сверхзадачу, и даже, в конечном счете, форму произведения»1

«Экспозиция, конфликт, кульминация приобретают в драматургии массового действа специфические черты, обусловленные монтажной структурой, где конфликтность существует не в результате возникающего контрдействия, а в монтажном соединении, сборке разнородных эпизодов и номеров»2

Объект  исследования – теоритические аспекты и специфические особенности режиссуры театрализованных представлений и праздников.

Предмет исследования – сценарно – режиссерская разработка театрализованного представления и массового праздника.

Цель  – изучить и выявить особенности  работы над сценарием театрализованного  представления и массового праздника.

Задачи:

- определить  общее и особенное в драматургии  и в театрализованном представлении

- выявить  общее и особенное и театре и театрализованном представлении и празднике

- рассмотреть  этапы работы над сценарием  театрализованного представления

- охарактеризовать  современные виды театрализованных  представлений и праздников 

- показать  сложность работы режиссера 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава1. Основы драматургии

1.1 Понятие  о драме

Слово «Драма»  происходит из греческого языка и означает действо, действие»

Драма – род  литературного произведения и диалогической  форме, предназначенной для сценического воплощения» - так говорится в Театральной Энциклопедии.

Предположительно, драма зародилась около 2,5 тыс. лет  назад в Древней Греции, и ее первоначальной основой были обряды и церемонии.

Г.Л.Абрамович  сущность драмы раскрывает следующий  образом:

«Показывая внешний  по отношению к нему мир явлений  и характеров, драматург воплощает  его путем непосредственного  самовыявления действующих лиц»3

Литературовед О. Головенченко определяет драму как «особый род литературы,  отражающий объективную реальность в форме разговора (диалога) и действия».4

Из вышеперечисленного видно, что полного единодушия в  понимании специфики драмы у  теоретиков нет. Но при всех различиях  в формулировках нельзя не заметить, что, как правило, в определении упоминается «действие».

При этом понимается драматическое действие разными  авторами тоже по-разному. Поэтому, прежде чем подойти к определению  сущности и специфики драмы как  рода искусства, нужно точно установить ее доминирующий признак, признак, который  является для драмы сущностным, определяющим все ее другие стороны.

В течение времени  многие теоретики и драматурги утверждали, что основное в драматургическом произведении – это художественные характеры, именно они определяют и конфликт, и идейное содержание, и жанровую, и видовую специфику этого рода искусства.

«Именно изображение  ясно очерченных характеров, обогащающихся  в ходе развития конфликта, - это  и есть то, что мы прежде всего требуем от драматического писателя.»5

Получается, что  «не глубокий идейный замысел должен быть первейшей заботой драматургического писателя, не осмысление социальных и нравственных процессов,  происходящих в обществе является задачей драматурга, а изображение ясно очерченных образов создаст драматургическую коллизию, конфликт и все остальное»6

Чтобы увидеть, верно это утверждение или нет, необходимо обратиться к истории.

Одним из первых, кто систематизировал опыт античной драматургии, был Аристотель. Он пришел к выводу, что главным элементов  драмы является фабула. Фабула – это сочетание фактов, состав происшествий, душа трагедии. У Аристотеля это понятие характеризует произведение как целое. Следовательно, в античной трагедии действие («сочетание фактов») является основополагающим.

Второе место  Аристотель отводил характерам. «Без действия не могла бы существовать трагедия, а без характеров могла бы»; «Цель трагедии – изобразить какое-либо действие, а не качество»7.

В этом акцентировании важности для драмы именно действия и связи последнего с предметом  «подражания» нельзя не видеть диалектического  понимания жизни как процесса, как непрерывного движения, действия.

Лессинг в своих  высказываниях отражает иную художественную эпоху. В «Гамбургской драматургии» он подчеркивал, что в трагедии действие – главное средство к характеристике изображаемого. «Фабула ведь и есть то, что главным образом характеризует трагического поэта. Из десяти трагических поэтов, удачно описавших нравы и чувства действующих лиц, только один безукоризненно преодолеет трудности фабулы»8

Гегель говорил, что «действие является наиболее ясным раскрытием человека, раскрытием как его умонастроения, так и  его целей»9

По мысли Белинского, «драма должна образовывать собой отдельный  замкнутый мир, где каждое лицо, стремясь к собственной цели и действуя только для себя, способствует само того не зная, общему движению пьесы»10

Ф. Энгельс в  своих высказываниях по поводу искусства  ставит на первое место «положения и действие»

Крупнейший драматург 20 века Бертольд Брехт был сторонником  действенного, революционного театра. Главная цель и задача драматургии  – «показать изменяемость сосуществования  людей. Достичь этого можно только присматриваясь ко всему неустойчивому, зыбкому, относительному, - словом, к  противоречиям»… «поэтому фабула является сердцевиной, стержнем всякого спектакля, т.к. именно из того, что происходит между людьми, получается все, о чем можно спорить, что можно критиковать и видоизменять» 11.

Информация о работе Сценарно-режиссёрская разработка театрализованного представления и массового праздника