Сценарно-режиссёрская разработка театрализованного представления и массового праздника

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 11:30, курсовая работа

Описание работы

В истории мировой культуры значительное место занимает вопрос возникновения и развития праздника как феномена, который представляет ценность не только в плане изучения народного искусства, общественного быта, но и в исследовании материальной и духовной культуры народа.
Начиная с эпохи каменного века, праздники стали неотъемлемым элементов жизни людей. Это позволяет считать их важной составляющей человеческой культуры. А их соблюдение является одной из основных форм коллективного поведения людей.

Содержание

Вступление……………………………………………………………………….3

Глава1. Основы драматургии………………………………..………………… 1.1 Понятие о драме……………………………………………………………..6
1.2 Действие в драме, действие в театрализованном представлении ……….9
1.3 Драматический конфликт, конфликт в
театрализованном представлении…………………………………………….11
1.4 Композиция в драме и в сценарии театрализованного представлении…13
Глава 2. Работа над сценарием театрализованного представления……………
2.1 Общее и особенное в театрализованном представлении и театре…..................................................................................................................15
2.2 Замысел. Тема и идея ……………………………………………………….17
2.3 Композиция как монтаж. Приемы монтажа ……………………………….20
2.4 Архитектоника сценария………..…………………………………………..24
2.5 Номер в сценарии театрализованного представления. Виды и жанры
Номеров………………………………………………………………………26
2.6 Слово в сценарии. Сюжетные связки в сценарии…………………………28
2.7 Актуальность и новизна в сценарии………………………………………..30
Заключение………………………………………………………………………31
Список литературы…………………………………………………………….32

Работа содержит 1 файл

курсовая работа. Жиркова.docx

— 59.79 Кб (Скачать)

 Эпизодное  построение сценария заимствовано  у театральной драматургии. Принцип  эпизодного построения был еще  в Шекспировском театре. Конструктивные  элементы всякого произведения  в драматургии состоят из многих  звеньев, в каждом из которых  решаются определенные задачи.

Сценарий театрализованного  представления состоит из эпизодов, поэтому движение логики происходит от одного эпизода к другому. Одному эпизоду невозможно реализовать емкое сценическое задание. Обеспечить художественную реализацию темы и идеи могут лишь несколько эпизодов – блок эпизодов. Блок эпизодов – совокупность нескольких эпизодов, которая объединяется одним сценическим заданием, т.е. соединяются эпизоды, отвечающие определенной теме.

Каждый эпизод содержит разные аспекты общего конфликта.

Меры членения сценария (уровни сценария):

  1. Блок эпизодов (в сценарии 2 – 3 шт.)
  2. Каждый блок состоит из эпизодов. В каждом блоке от 1 до 3 эпизодов.
  3. Эпизоды состоят из единиц сценической информации (ЕСИ)
  4. ЕСИ – номер, текст ведущих, речь официальных лиц, героев, персонажей, видео, театральная постановка и т.д. ЕСИ в сценарии определяется: количеством единиц в одном эпизоде; содержанием единиц, раскрытие темы; сверхзадачей каждой ЕСИ

Название блоков в сценарии не всегда прописывается, но название эпизодов должно быть обязательным. Каждый эпизод должен быть драматически и логически выстроен, иметь завязку, кульминацию, финал. Название эпизода должно полностью раскрывать его сущность и содержание.

Необходимо различать, что стоит показать в эпизоде  в соответствии с его темой  и идеей.

Мейерхольд говорил: «Режиссура как творчество есть создание образной партитуры состояния зрителей в зале и состояния сценической  атмосферы на сцене, т.е. создание партитуры  действия на сцене»

Как мы видим, монтаж и архитектоника сценария неразрывно связаны между собой, они делают сценарий целостным, логичным, законченным. Все компоненты сценария работают на одну общую цель, создавая неповторимое произведение сценического искусства.

«Важнейшими монтажными принципами в режиссуре и драматургии  массового праздника выступают  идейность, строгая логичность и  последовательность построения сюжета, ассоциативность сопоставления  реальных фактов и художественных эпизодов, внутренняя ритмическая контрастность»16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.5 Номер в  сценарии театрализованного представления.  Виды и жанры номеров

Как было сказано  выше, единицей сценической информации  сценарии является номер.

«Номер в сценарии театрализованного представления  можно определить как отдельный  отрезок действия, обладающий собственной  внутренней структурой»17

Структура номер  схожа со структурой любого драматического действия.

В номере присутствуют все элементы композиции: экспозиция, развитие действия, кульминация, финал. Но также существуют временные рамки  – не более 10 мин, и главная особенность  номера – это его кратковременность. Поэтому исполнителю нужно сразу  завладеть зрителем, экспозиция должна быть короткой, развитие действия динамичным, а кульминация, которая сливается  с финалом, должна быть яркой.

Следующая особенность  номера – его самостоятельность. Далеко не всегда номер создается  специально для какого-то представления. Поэтому номер должен быть органичным, законченным и целым. Также он должен быть мобильным, т.е. приспособленным  к любым сценическим площадками не требующим сложных и массивных  декораций и костюмов.

Еще одна особенность  номера – лаконичность. Она проявляется  в подаче темы, в отборе выразительных средств и концентрации внимания на детали, привлекающие внимание.

Виды и жанры  номеров.

Классификации номеров различаются, и сложно выделить какую-то одну.

Возьмем основные виды:

  1. «Слово на эстраде». К этой группе относятся: фельетон, монолог, исполнение прозы, стихотворений, сольный и парный конферанс, пародия (хотя по другим источникам ее можно отнести к смешанным или оригинальным номерам), куплет, басня, скетч и пр.
  2. «инструментальная музыка и песня». Сюда относятся: народные песни, частушки; оркестры симфонические, джазовые, духовые; вокальные ансамбли, вокально – инструментальные ансамбли;
  3. «пластико – хореографические жанры – народный танец, современный танец, пластические этюды, бальные и сольные танцы
  4. «Оригинальные жанры: сюда относится то, что не входит в предыдущие жанры – пантомима, клоунада, цирковые номера, физкультурно – акробатические номера, тантаморески. В современное время появляются все новые и новые оригинальные жанры.

Это далеко не полная классификация номеров. Их разнообразие растет с каждым днем. И именно это  делает представление особенным, ярким, т.к. номер – одно из главных выразительных  средств театрализованного представления, способное художественно раскрыть режиссерский замысел. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.6 Слово в сценарии. Сюжетные связки в сценарии.

Слово – основное изобразительно – выразительное  средство литературы. Сфера словесного выражения практически не имеет  границ, и возможности проникновения  в жизненные явления с помощью  слова особенно велики.

Использование слова в сценарии позволяет выстроить  ряд сюжетных линий, затронуть разные темы.

«Именно слово  расширяет творческую палитру сценария, сообщает возможности использовать такие выразительные средства, как  повествование и диалог; слово  позволяет выстроить свободную  конструкцию сценария, при помощи словесного выражения ввести в драматургическую ткань сценария такой сильнодействующий  прием, как непосредственная передача авторской мысли (лирическое отступление)»18

Слово обладает огромной силой, поэтому обращаться с ним нужно аккуратно и  точно. Весь текстовый материал должен работать идейно – тематической концепции. Речь не может быть бытовой и тусклой, она должна стремиться к обобщенности, поэтичности и метафоричности. Речь должна быть экономной и необходимой, доходчивой. Перегруженное словами представление утомляет зрителя.

«Стремительное, как летящая стрела, краткое и  действенное, слово необходимо в  драматургии массового действа. Оно должно прозвучать для зрителя  как удар, как взрыв, добиваясь  мгновенной эмоциональной реакции»19

Очень часто  в театрализованных представлениях и праздниках используется поэтическое  слово. Именно оно как нельзя лучше  отвечает требованию лаконичности, позволяет  не просто донести смысл и раскрыть тему, но и погрузить зрителя в  мир образности.

Но с поэтическим  словом тоже нужно обращаться осторожно. Избыток стихотворений, не отвечающих теме и идее, а также неоправданных  в данной ситуации, создает впечатление  рыхлости, разрозненности представления.

Для того, чтобы сделать сценарий целым, единым, нужно чтобы зрелищный художественный образ театрализованного представления стал результатом слияния его формы и содержания, чтобы было последовательное непрерывно развивающееся действие эпизодов. Приходится находить приемы, с помощью которых можно соединить все эпизоды и целостное произведение.

Таких приемов, как и сюжетных ходов, очень много, они зависят от замысла и той  образной формы, которую выбрал режиссер. Одни из таких удачных приемов  – сюжетные связки.

Сюжетными связками может быть:

- закадровый  дикторский текст

- речь ведущих  или речевого хора

- текст персонажей

Разыгрывая различные  сценки или произнося слова, ведущие (или персонажи) связывают представление  воедино. Также связывать эпизоды  могут и другие выразительные  средства (песня – лейтмотив, звуко – шумовые эффекты, кинофрагменты, пантомима и прочее).

Нередко режиссер использует целый синтез этих приемов.

В написании  связок главная задача – найти  слова, которые не иллюстрировали бы действие, а входили в общую  образную систему, были эмоциональными и выразительными.  
 
 
 
 
 
 

2.7 Актуальность  и новизна в сценарии

Театрализованные  представления и массовые праздники  являются своего рода отражением жизни  народа, его проблем и забот. Именно театрализованные представления и  праздники очень быстро реагируют  на любые события, происходящие в  политической или социальной жизни  страны. Отсюда и еще одни особенности  содержания сценария театрализованного  представления и массового праздника:

  1. Злободневность – это не только содержание, но и использование современных выразительных средств, современных приемов работы с художественно – постановочной группой и исполнителями, что позволяет наиболее остро выразить раскрываемую проблему.
  2. Современность – элемент новизны, новаторство. Наша жизнь постоянно меняется, появляются все новые и новые технические возможности, которые режиссер обязательно должен использовать, раскрывая свой творческий замысел. Чем больше нового сможет использовать режиссер – тем больше новых зрителей он сможет привлечь.

Праздничная культура стремится к процессу рождения новых  жанров и обогащению старых. Поиск новых путей, приемов, не должен отвергать то, что накопила практика. Главное – умение создавать новое, отталкиваясь от уже существующего.

Часто в театрализованных представлениях старые приемы органично  переплетаются с новыми. Мысль режиссера дает неожиданное решение только тогда, когда оно развивает идею и связывает ее с современностью.

Важно, чтобы  найденный образ не только будил  фантазию, но и давал возможность  увидеть, как будет раскрываться тема, содержание. Главное – найти  сюжетный ход, не только внешний, но и  внутренний прием, который раскроет содержание представления через  сценическое действие. 
 

Заключение

Рассмотрев все  этапы работы над сценарием театрализованного  представления и массового праздника, можно сделать вывод, что это  очень сложный и трудоемкий процесс, требующий от сценариста знания методики выполнения сценария, большой выдумки и изобретательности, умения грамотно изучить и отобрать необходимый материал, подобрать нужные художественно – выразительные средства, и синтезировать все это в одно целостное сценическое произведение.

Сложность работы режиссера заключается в том, что ему приходится работать не только с большим количеством различного материала, но также и с большим  количеством людей, которые помогают создать сценическое произведение. И, как правило, каждый раз режиссеру приходится работать с разными людьми, что еще больше усложняет задачу.

Сценарно – режиссерская разработка является своего рода «теорией» представления, которое будет ставиться. В сценарии отражено абсолютно все, что должно произойти на «практике», т.е. во время самого представления.

Сценарий –  итог всей работы режиссера над театрализованным представлением или массовым праздником.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список литературы

  1. Гавдис С.И. Основы сценарного мастерства, учебное пособие, М., Просвещение, 1975
  2. Генкин Д.М., Массовые праздники, учебное пособие, М., Просвещение, 1975
  3. Генкин Д.М., Конович А.А. Массовые праздники и представления, М., ВНМЦ КПР, 1985
  4. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера, М., Просвещение, 1988
  5. Конович А.А. Театрализованные праздники и обряды в СССР, учебное пособие, - М. 1981
  6. Конович А.А. Театрализованные праздники и обряды в СССР, учебное пособие, - М.: Высшая школа, 1990
  7. Марков О.И. Сценарная технология, учебное пособие, Краснодар, КГУКИ, 2004
  8. Марков О.И. Сценарно – режиссерские основы художественно – педагогической деятельности клуба, учебное пособие, - М., Просвещение, 1988
  9. Петров Б.Н. Основы режиссуры спортивно – массовых представлений, учебное пособие, Л. – ЛГИИК, 1982
  10. Петров Б.Н., Массовые спортивно - художественные представления, учебное пособие, - М., ТВТ Дивизион, 2006
  11. Розовский М. Театр «Живой газеты». М. Советская Россия
  12. Рубб А.А. – 30 бесед об эстрадных концертах. М., Репертуарно – методическая библиотечка, серия «я вхожу в мир искусства» № 6. – 2004
  13. Рубб А.А., Театрализованный тематический концерт, цикл лекций – М., АПРИКТ, 2005
  14. Сидельников В.В. Образное решение агитпредставления М., ВНМЦ КПР, 1988
  15. Абалкин А. Факел Охлопкова. – М., Искусство, 1970
  16. Аль Д.Н. Основы драматургии , учебное пособие – С-Петербург, ЛГИИК, 2005
  17. Богданов И.А., Постановка эстрадного номера, учебное пособие – Санкт – Петербург, 2004
  18. Вановская Е.В. Литературная композиция и монтаж на самодеятельной сцене. Учебное пособие, ЛГИИК, 1970
  19. Велихова Н.А. Охлопков и театр улиц, М., 1970
  20. Вершковский Э.В., Режиссура клубных массовых представлений, учебное пособие, - Л., ЛГИИК, 1977, 1981
  21. Тихомиров Д.В. Беседы о режиссуре театрализованных представлений – М., Сов.Россия, 1977
  22. Туманов И.М. Режиссура массового праздника и театрализованного концерта, учебное пособие, - Л., 1974
  23. Фрумкин Г.М., Сценарное мастерство, учебное пособие, - М., Академический проспект, 2007
  24. Чечетин А.И. Основы драматургии театрализованных представлений, учебное пособие, М., Просвещение, 1081
  25. Чечетин А.И. Основы драматургии, учебное пособие, М., МГУКИ, 2004
  26. Шароев И.Г., Режиссура эстрады и массовых представлений, учебник, - М., 1992
  27. Шароев И.Г., Режиссура эстрады и массовых представлений, учебник, - М., 1986
  28. Эйзенштейн С.М. Избранные произведения: в 6 т., М., Просвещение, 1986
  29. Яхонтов В., Театра одного актера

Информация о работе Сценарно-режиссёрская разработка театрализованного представления и массового праздника