Сара Бернар в истории мирового театра

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 15:11, реферат

Описание работы

Много веков театр был неблагодарным искусством. Память о великих актерах умирала с последним их зрителем. Сегодня в истории остались лишь редкие звезды сцены прошлого. И первая из них – Сара Бернар. Она была не просто великой актрисой, но и первой в мире скандальной суерзвездой конца XIX - начала XX века.
Вся жизнь великой актрисы была цепью загадок и искусно созданных мистификаций. Начиная с имени – на самом деле Сару Бернар звали Генриеттой фон Харт.

Работа содержит 1 файл

Реферат о саре Бернар.docx

— 17.51 Кб (Скачать)

Реферат на тему:  Сара Бернар в истории мирового театра.

Введение.

Сара Бернар

«Я была одной из величайших…»  

 

Много веков театр был  неблагодарным искусством. Память о  великих актерах умирала с  последним их зрителем. Сегодня в  истории остались лишь редкие звезды сцены прошлого. И первая из них  – Сара Бернар. Она была не просто великой актрисой, но и первой в  мире скандальной суерзвездой конца XIX - начала XX века.

Вся жизнь великой актрисы  была цепью загадок и искусно  созданных мистификаций. Начиная  с имени – на самом деле Сару Бернар звали Генриеттой фон Харт.

Глава I: Биография. 1.1 Детство.

Сара Бернар, урожденная Генриетт Розин Бернар(фр. Henriette Rosine Bernard), родилась  22 октября 1844 года в Париже. Отец актрисы  остался неизвестен. Некоторые считают  им Поля Мореля, офицера французского флота ( об этом свидетельствуют некоторые  официальные документы). По другой версии отцом является Эдуард Бернар, молодой  адвокат. Мать звали Юдифь (Юля, как  называли ее сестры) Бернар, урожденная фон Харт. Еврейка, происхождением  из Нидерландов ,она родила девочку  в возрасте шестнадцати лет. В  воспоминаниях Сара называет ее учительницей музыки, но это не совсем соответствует  действительности. Ее мать на самом  деле была музыкально одаренной, но музыкой  услаждала слух очередных любовников, так как, по сути, была элитной содержанкой. До приезда во Францию Юдифь подрабатывала  модисткой. Но в Париже  предпочла  стать куртизанкой. Юдифь фон  Харт слыла красавицей, поэтому внешность  и умение со вкусом одеваться обеспечили ей безбедное существование за счет средств состоятельных любовников. Незаконнорожденная девочка появилась  на свет болезненной, предрасположенной  к туберкулезу, и хотя мамочка  питала к чаду какие-то чувства, дальше умильности Пеночкой (это было единственное имя, на которое откликалась пятилетняя Сара) они не простирались. По роду деятельности  Юдифь предписывалось в первую очередь  лелеять собственную персону, а  родившаяся дочь мешала ей вести беззаботную  жизнь, поэтому Сара была отправлена в Англию, где жила с кормилицей, ребенок которой умер и ей оставалось любить одну Сару. Она могла бы оставаться там вплоть до совершеннолетия, если бы не произошел несчастный случай.

  Однажды муж кормилицы  заболел, и она пошла собирать  в поле картошку. Земля сильно  намокла, и картошка начала  подгневать.  Ждать было нельзя. Она  оставила меня под присмотром  мужа. Острая боль в пояснице  не давала ему шевельнуться, и  он не мог встать с кушетки.  Добрая женщина усадила меня  на высокий детский стульчик. Перед уходом она заботливо  укрепила деревянный стерженек,  поддерживавший узкую дощечку,  на которой разложила мелкие  игрушки. «Будь умницей, моя  Пенночка» - сказала она, бросив  в камин виноградную лозу. Как  только женщина ушла, маленькая  Сара принялась вытаскивать деревянный  стерженек. Приуспев в этом, девочка  оттолкнула ненадежную преграду, полагая, что соскользнет на  пол, но бедняжка упала прямо  в радостно потрескивающий огонь  камина. Крики мужа кормилицы  привлекли внимание соседей. Именно они прибежали на помощь и бросили трехлетнюю Сару в большое ведро с парным молоком. К  счастью  все  обошлось,  и  девочка   не  получила серьезных  ожегов.

     После этого  случая мать перевезла Сару  в Париж. Как пишет об этом  сама Сара Бернар в своей  книге « Моя двойная жизнь», кормилица тоже переехала вместе  с ней. Впрочем мать снова  покинула дочь по приезде в  Париж. Она отправилась в свои  бесконечные путешествия. Она  присылала деньги, конфеты, игрушки.  Просила своих сестер навещать  ее дочку. Но те не приезжали.  Так прошло два года. За это  время муж кормилицы умер, и  вскоре она снова вышла замуж  за консьержа из дома номер  65 по улице Прованс. Не зная  где найти Юдивь фон Харт  и не умея писать, кормилица,  никого не предупредив, перехала  с маленькой Сарой на новое  место жительство.

     Вынужденная  жить в унылом месте, где  из единственного окна виднелся  холодный отвратительный серый   камень и оконные стекла напротив, девочка  замкнулась в себе, исхудала, побледнела, стала анимичной.  Сара часто плакала и  просила  кормилицу уехать. Она хотела  к маме и не могла понять, почему та за ней не приезжала. 

      Однажды,  играя  с соседской девочкой  Титин, во дворе дома Сара  увидела нового мужа кормилицы,  пересекавшего двор вместе с  двумя дамами, причем одна из  них была очень элегантной. Девочка  видела только их спины. Элегантная  дама вдруг повернулась, о чем-то  спрашивая мужа кормилицы, и   Сара узнала в говорившей мамину  сестру, тетю Розину. Пятилетняя  девочка кинулась к тете с  радостными криками, а та в  свою очередь сильно удивилась  появлению девочки, попросила  отвести к кормилице. Поговорив  с няней, которая, оправдываясь, рассказала все как было , оставила  ей деньги, а в ответ на просьбу  Сары забрать ее с собой  во что бы то ни стало,  наговорила много ласковых слов  и ушла с холодным сердцем.  Кормилица плакала и, открыв  окно, взяла девочку на руки  и сказала: « Не горюй, Пенночка. Видишь свою красивую тетю. Она  вернется, и ты уедешь вместе  с ней... » . В порыве отчаяния  Сара вырвалась из рук няни  и упала на мостовую прямо  к ногам тети, садившейся в  карету. В результате Сара получила  перелом  руки в двух местах  и разбила на ноге коленную  чашечку. 

   Узнав о случившемся  от сестры, мать примчалась к  дочери и забрала ее к себе. Тогда-то Сара и познакомилась  со  своими родными: со всеми  тетями и кузинами. Два года  ушло на то, чтобы одинокая  Сара вспомнила что такое материнская  любовь и пришла в себя после  страшного падения. 

     В семь лет  девочку решают отдать в школу  Мадам Фрессар, потому что   она не была обучена ни письму, ни чтению,  ни счёту , ведь  до пяти лет ее воспитывала  безграмотная кормилица, а потом  она много болела в течение  двух лет. Здесь она провела  два года. Гаспожа Фрессар любила  устраивать для воспитанниц маленькие  торжества, которые неизменно  приводили Сару в неописуемый  восторг: «Иногда по четвергам  к нам приезжала мадмуазель  Стелла Колла,  только что дебютировавшая  в Комеди Франсез. В ожидании  этого события я не спала  всю ночь. Утром я тщательно  причесывалась с бьющимся сердцем  готовясь услышать то, что было  мне совсем не понятно, но  производило чарующее впечатление.  К тому же эту юную особу  окружала леганда. Она чуть  было не бросилась под копыта  лошадей императорской кареты, дабы  привлечь внимание государя и  добиться помилования для брата,  принимавшего участие в заговоре  против него. Стелла Колла была  небольшого роста с суровыми  голубыми глазами и низким  голосом.  И я трепетала всеми  фибрами души, когда эта юная  хрупкая девушка, такая бледная  и светловолосая, принималась  читать монолог Гафолии (Рассин  «Трагедии»).». 

     Во время  пребывания в школе, Сара впервые  принимает участие в школьных  спектаклях. Во время одного из  представлений она вдруг видит,  как в зал входит ее мать, решившая навестить дочь. С Сарой  случается нервный приступ, она  забывает весь свой текст и  «страх сцены» с тех пор  остается с ней до последних  дней, продолжая преследовать ее  даже в период мировой славы.  В это же время девочка впервые  посещает представление в Комеди  Франсез. Как описывает это  сама Сара: « Когда занавес  медленно поднялся, я почувствовала,  что теряю сознание. Можно сказать,  в этот момент поднялся занавес  моей жизни.

    Осенью 1853 года  Сару отдают на обучение в  превилигерованную частную школу  при монастыре Граншан. Протекцию  устраивает очередной поклонник  матери, герцог Морни (именно он  в последствии поможет Бернар  устроиться в Комеди Франсез).

    Сначала монастырь  показался  Саре тюрьмой. Она  ужасно испугалась, но познакомившись  с Святой Софьей, матерью-настоятельницей  монастыря, с улыбкой освящающей  тьму впечатлений девочки, сразу  успокоилась. Освоившись, Сара уже  принимала монастырь за рай,  и ей очень нравилось учиться  в школе при нем. 

      

     Подростком  Сара была очень худой, постоянно  кашляла. Осматривающие ее доктора  предрекали ей скорую смерть  от туберкулеза. Сара становится  одержима темой смерти. Она уговаривает  мать купить ей гроб, мотивируя  это тем, что хочет сама лично  выбрать его, пока есть время.  Вскоре появляются первые фотографии  Сары Бернар, где она лежит  в  гробу. 

   С детства Сару  отличали артистизм музыкальность  и буйный нрав. Даже монахини  не смогли  приучить своенравного  и вспыльчивого ребенка к порядку,  хотя в какой-то момент жизни  она и хотела посвятить себя  Богу. Но это был только кратковременный  порыв. 

     Однажды мать  устроила совещание родственников  и друзей,  на котором было  принято решение о том, что  Сару нужно поскорее выдать  замуж. В  аффектации девочка  устремляет взор к небесам  и заявляет присутствующим, что  она отдана Богу и ее участь  — монашеские одежды.  Герцог  де Морни, увидев этот всплеск  эмоций, воскликнул: «Мой Бог, да  эта девчонка — прирожденная  актриса! Ее место на сцене». По протекции герцога девочку  определили учиться в Национальную  академию музыки и декламации (он же впоследствии помог ей  устроиться в Комеди Франсэз). В это же время Сара впервые  попадает на настоящее представление  в Комеди Франсэз. «Когда занавес  медленно поднялся, я почувствовала,  что теряю сознание. Можно сказать,  в этот момент поднялся занавес  моей жизни.» После этого судьба  её решена.

Несмотря на протекцию, для  поступления в академию Саре предстояло выдержать экзамен перед комиссией. Для подготовки к нему она занимается уроками дикции. Её главным учителем в это время становится Александр  Дюма-отец. Гений художественных образов, он учит Сару как создавать характеры  с помощью жестов и голоса. На экзамене все очарованы голосом  Сары и она без проблем, в возрасте 13 лет, поступает на обучение в драматический  класс. В 1862 году на выпускном экзамене она завоевывает второй приз.

 

 

     1.2 Дебют в  театре

     1 сентября 1862 года  Сара Бернар ( под таким именем  она значилась в афише) дебютировала  в трагедии Расина «Ифигения  в Авлиде». Театральным событием  ее дебют не стал, критики отнеслись  к нему прохладно, спасибо,  хоть особо не ругали. 


Информация о работе Сара Бернар в истории мирового театра