Русская живопись

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 18:28, реферат

Описание работы

История отечественной культуры - наше духовное богатство. В культуре заключена память народа, через культуру каждое новое поколение, вступая в жизнь, ощущает себя частью этого народа.
Культура развивается непрерывно, и каждое поколение людей опирается на то, что было создано предшественниками.
Время и пренебрежение потомков привели к утрате многих памятников культуры. Но история отечественной культуры свидетельствует о том, что кроме потерь были и находки, и открытия. Так, спустя много веков в нашу культуру вернулось “Слово о полку Игореве”, возродилось духовное значение русской литературы. Так, восстанавливались

Работа содержит 1 файл

История отечественной культуры.docx

— 45.74 Кб (Скачать)

В искусстве рубежа XIX-XX вв. зрели предпосылки для становления  многих крупных “измов” последующих  десятилетий, для фовизма, экспрессионизма, кубизма, абстрактного искусства и  сюрреализма.

Отсчет новых направлений  в русской живописи начинается с  группировки "Голубой розы. Программа  входивших в нее мастеров определялась идеями символизма. М.С. Сарьян нашел  свою "землю обетованную", путешествуя  по странам Ближнего Востока. Характерный  представитель московского символизма, Н.Д. Милиоти тяготел к музыкальному звучанию колорита. С.Ю. Судейкиным было написано немало натюрмортов, картин на мотивы эпохи романтизма, исполненных  в стилистике “лубочного гротеска”. Свои особенные краски внес в русский  живописный символизм В.И. Денисов. Мастера “Бубнового валета” (И. Машков, П. Кончаловский, А. Лентулов, В. Рождественский, А. Куприн), их друзья и оппоненты  М. Ларионов и Н. Гончарова сделали  следующий шаг к созданию поэтики  искусства нового времени. В своем  творчестве они ориентировались  с одной стороны на творчество французских мастеров: П. Сезанна, фовистов, с другой - на российский городской  фольклор: городская вывеска, народная игрушка.

В 1920-е гг. возникают многочисленные новые группировки, объединяющие как  художественную молодежь, так и маститых мастеров. Многие из живописцев старших  поколений переживают своеобразную смену приоритетов. Так, П.В. Кузнецов, ведущий мастер “Голубой розы”, отходит  от отрешенной, почти надмирной гармонии ранних полотен, но не изменяет своему стремлению к поэтизации сцен простого труда. Чертами тонкой гармонии, органического  единства реальности и поэтического обобщения отмечена картина “Табачницы”, 1926, из цикла “Крымские табачницы”, над которым художник работал  в 1925-1928 гг.

Мастера "Бубнового валета" организовали объединение "Московские живописцы", которое поддерживало идею синтеза современного содержания и современной реальной формы". В их декларации было заявлено: "В  социалистическом обществе не найдет себе места искусство, лишенное лучших традиций и культурных завоеваний". Новой чертой в творчество Кончаловского, Лентулова, Куприна, не порывающих с  былым "сезанизмом", входит классическое наследие русской и европейской  культуры.

В 1921 была создана рабочая  группа конструктивистов (К.К. Медунецкий, А.М. Родченко, В.Ф. Степанова, В.А. и Г.А. Стенберги). В первые годы конструктивизм формировался в тесном взаимодействии с левыми течениями в изобразительном  искусстве (супрематизмом, кубофутуризмом), формально-эстетические поиски его  приверженцев протекали на стыке  живописи, дизайна и архитектуры. Главным лозунгом конструктивистов стало революционное преобразование жизни, поиск новых принципов  конструирования жизненной среды. Они утверждали эстетические идеалы простоты, утилитарной целесообразности предметного мира.

А.Н. Самохвалов, ученик К.С. Петрова-Водкина, пришел в искусство уже после  революции, активно включившись  в художественную жизнь. В середине 1920-х годов он был занят поисками собственного творческого почерка, в котором живописная система  его наставника обогащалась бы уроками  древнерусской монументальной живописи.

Новейшие течения русского искусства 1910-х годов вывели Россию в авангард интернациональной художественной культуры того времени. Уйдя в историю, феномен великого эксперимента так  и был назван - Русский авангард. Это понятие подразумевает и  более ранние сезаннистские, фовистские тенденции, и зарождение абстрактного искусства в "лучизме" М. Ларионова, и продвинутые системы беспредметного творчества: кубофутуризм, супрематизм  К. Малевича и его школы, конструктивизм во главе с А. Родченко и В. Татлиным, русско-немецкий экспрессионизм В. Кандинского. Мир узнал о начале эры не скованного предметностью и натурой самовыражения  творческой личности из произведений русских художников едва ли не раньше, чем из шедевров великих французов и немцев. Второе десятилетие нашего века поставило Малевича и Кандинского вровень с Пикассо, Браком или Клее.

1917 год изменил все.  Это стало очевидно не сразу.  Первые 5 лет - героическое пятилетие  1917-1922 - еще оставляли почву для  надежд. Но вскоре иллюзии рассеялись. Началась драма разрушения грандиозного  бастиона модернистского искусства,  созданного в России гением  и трудом, манифестами и бурными  дискуссиями всемирно известных  мастеров. К рубежу 1920-1930-х годов  нереалистические направления были  запрещены полностью; некоторые  художники уехали в другие  страны; иные были репрессированы  или, поддавшись жестокой неизбежности, оставили авангардные поиски. В  1932 году были окончательно закрыты  многочисленные художественные  объединения; властями был создан  единый Союз художников..

3. Живопись советской эпохи.  Социалистический реализм

До 30-х гг. сохранялись  еще некоторые различия между  направлениями и эстетическими  системами. После 1932 в СССР разделение искусства на “официальное” и  “неофициальное” окончательно закрепилось  после разгона всех художественных группировок и началом образования  единого Союза художников, поставленного  под строгий идеологический контроль. В “подполье” оказались все направления, не отвечающие канонам социалистического  реализма: как авангардистские, так  и более традиционные, но неприемлемые в “идейно-тематическом” отношении.

“Тихое искусство”, тенденции  в искусстве 20 в., подверженных строгой  цензуре и идеологическому давлению, когда изо-творчество, оставаясь  “легальным”, участвуя в выставках, намеренно сужало круг мотивов, предпочитая  помпезным официальным темам  лирические пейзажи, сцены семейного  быта, незаказные портреты друзей и  близких. От собственно “неофициального  искусства” отличается обычно своей  стилистической “умеренностью”, относительным  традиционализмом. Эти тенденции  характерны для многих художников советского периода, таких, как Л.А. Бруни, Л.Ф. Жегин, Н.П. Крымов, М.К. Соколов, Н.А. Тырса, В.А. Фаворский, Р.Р. Фальк, А.В. Фонвизин и  др.

Бруни Лев Александрович (1894-1948), российский художник, в 1910-начале 1920-х гг. примыкал к футуризму  и конструктивизму, создавая контррельефы и беспредметные композиции. Виртуоз  рисунка, легкого цветового пятна, позднее перешел к более традиционной живописи и графике (в т.ч. пейзажам Оптиной пустыни) в духе “тихого  искусства”. Был также мастером монументальной живописи (в 1935-48 возглавлял соответствующую студию при Академии архитектуры), развивая и здесь принципы чуждого официозу вольного, ритмически-изысканного  творчества.

Жегин (настоящая фамилия  Шехтель) Лев Федорович (1892-1969), российский художник и теоретик искусств. Сын  Ф.О. Шехтеля. Активный член общества “Маковец”. В своей живописи и графике  предпочитал простые пейзажные  и жанровые мотивы в духе “тихого  искусства”, насыщая их философски созерцательным настроением.

Крымов Николай Петрович (1884-1958), российский живописец, народный художник России (1956), член-корреспондент  АХ СССР (1949). Мастер синтетического, гармонично построенного пейзажа-картины (“Утро”, 1916; “Речка”, 1926).

Соколов Михаил Ксенофонтович (1885-1947), российский художник, замечательный  мастер русского “тихого искусства” 1920-30-х гг., своеобразный “поздний романтик”. Создавал артистически экспрессивную  живопись и графику, полную исторических реминисценций, тонкой, созерцательной поэзии (проявившейся, в частности, в цикле пейзажей-миниатюр, написанных в 1939-43 на станции Тайга в Сибири, где Соколов находился в концлагере).

Фальк Роберт Рафаилович (1886-1958), российский живописец. Член “Бубнового валета”. Натюрморты, пейзажи (“Бухта в Балаклаве”, 1927), портреты отмечены насыщенностью цвета, образной выразительностью.

Лианозовская группа, группа российских художников и поэтов, первоначально  собиравшаяся, в барачном доме на станции  Лианозово, где в 1950-е гг. жил О.Я. Рабин. Ее духовным центром была семья  Е.Л. Кропивницкого он сам, а также  его жена, сын и дочь, тоже художники (О.А. Потапова, Л.Е. Кропивницкий, В.Е. Кропивницкая). В группу, ставшую одним из самых  значительных очагов русского “неофициального  искусства” периода “оттепели”, входили  также художники В.Н. Немухин, Л.А. Мастеркова, Н.Е. Вечтомов, поэты В. Некрасов, Г.В. Сапгир, И. Холин. Их творчество, разное по стилю, соединяло лирическую откровенность  “черного юмора”, резкой социальной сатиры с веяниями возрождавшегося авангардизма.

Рабин Оскар Яковлевич (р. 1928), российский художник. Член лианозовской группы, один из лидеров русского “неофициального  искусства”. В 1978 эмигрировал из СССР, обосновавшись в Париже. Для него наиболее характерны минорные по настроению и колориту городские и сельские мотивы, написанные в тусклой гамме, а также натюрморты, сочетающие черты  “черного” гротеска с задушевным лиризмом. Эти произведения стали  своеобразным связующим звеном между  “тихим искусством” и соц-артом.

Кропивницкий Евгений  Леонидович (1893-1979), российский художник и поэт. Патриарх “неофициального  искусства”, духовный лидер лианозовской группы. Для его творчества середины 20 в., как и для стихотворного, так и живописно-графического, характерны простые мотивы, задушевно-лирический экспрессионизм с вкраплениями печального гротеска.

С момента запрета группировок  социалистический реализм был объявлен обязательным методом отражения  реальности, хотя во всех его описаниях  невозможно было обнаружить признаков  структуры художественного языка. Социалистический реализм, термин, употреблявшийся  в советском литературоведении  и искусствоведении с 30-х гг. для  обозначения “основного метода”  литературы, искусства и критики, который “требует от художника правдивого, исторически конкретного изображения  действительности в ее революционном  развитии”, сочетающегося “с задачей  воспитания трудящихся в духе социализма”. Эстетическое понятие “реализм”  было соединено с определением “социалистический”, что на практике вело к подчинению литературы и искусства принципам  идеологии и политики. Главным  постулатом социалистического реализма стала партийность, социалистическая идейность. Попытки расширить “теоретическую базу” социалистического реализма идеями “народности” (в кон. 30-х  гг.), “социалистического гуманизма” (с 50-х гг.) не изменили официальный  статус и идеологическую природу  понятия.

Все художники были обязаны  состоять в Союзе художников. Отдельные  художники отказались вступить в  Союз. Их творчество осталось за бортом выставочной, музейной и какой-либо иной официальной жизни. Некоторые  состояли в Союзе лишь формально, зарабатывая на хлеб копированием или  оформительской работой. Некоторые  из них получили международное признание.

Яркойпример - Родченко, в 1925 участвовал в Международной выставке декоративного искусства и художественной индустрии в Париже по четырем  разделам и по каждому из них получил  серебряную медаль. Но уже в 1930-е гг., после декретирования социалистического реализма в качестве единственного стиля и метода, творчество Родченко все чаще и чаще подвергалось шельмованию. Травля закончилась исключением мастера из членов Союза советских художников в 1951, восстановлен в 1954. В середине 1930-х гг. возвратился к живописи, написав серию картин на тему цирка и циркачей, со второй половины 1930-х гг. и на протяжении 1940-х гг. создавал декоративно-беспредметные работы. С 1934 оформлял совместно со Степановой репрезентативные альбомы и фотоальбомы, выпускаемые по случаю юбилеев и торжественных мероприятий (“10 лет Узбекистана”, 1934; “Первая Конная”, 1935-37; “Красная Армия”, 1938; “Советская авиация”, 1939, и др.).

Существует мнение, что: "Высшее достижение русского искусства ХХ века - это не революционный авангард, как считалось на протяжении многих лет, а искусство социалистического  реализма". Таково мнение британского  ученого Мэтью Куллерна Боуна, который  является общепризнанным авторитетом  в области русского и советского искусства.

Приведем несколько цитат  из статей зарубежных искусствоведов, посвященных этому периоду. "Искусство  эпохи социалистического реализма можно разделить на две составляющие: искусство официозной иконографии, прославляющее режим и его  вождей, и параллельное искусство, которое  выше по качеству, поэтичнее, свободнее  и ближе к повседневной жизни  обычного человека. Оно гармонично и свободно от схем, особенно в пейзажной  живописи". "Эуропео" (Испания) - "Лица славянской души".

"В политическом государстве,  которое требует единообразия, схожесть  картин показалась бы неудивительной. Но вы будете, тем не менее,  удивлены разнообразием, заключенным  внутри этой схожести, мастерством  художников, которые, несмотря на  диктуемые государством ограничения,  в своих произведениях по генерируемой  ими энергии и степени выразительности  выходят далеко за пределы  предписанной им тематики".

Академия Художеств СССР была основана в 1947 году, когда могущество сталинской империи достигло зенита. Сталин лично назначил первых 28 членов Академии, выбрав их из более чем  полутора тысяч советских художников того времени. Членство в Академии являлось последним и наиболее почетным этапом профессиональной карьеры художника  и обеспечивало множество финансовых и общественных привилегий. Советские  академики образовывали художественную элиту на протяжении всего советского периода. Они создали славу советскому искусству. Их картины входят в золотой  фонд многих российских государственных  музеев, включая Третьяковскую Галерею  в Москве и Русский Музей в  Петербурге. Однако картины прославленных  мастеров эпохи, сталинских академиков: таких как Дмитрий Налбандян, некоторое время пребывали в  забвении.

Дмитрий Налбандян известный  в 30-гг художник. В 1933 году художник получает приглашение поехать в Ленинград  для работы над картиной "Выступление  С.М. Кирова на XVII съезде партии". Осенью1935 года картина экспонировалась на выставке московских живописцев в Государственном  музее Изобразительных искусств и вызвала широкий общественный резонанс: она воспроизводилась в  газетах "Правда" и "Известия", распространялась в репродукциях. Первый серьезный успех окрылил художника. Однако трагическая смерть Кирова несколько  приостановила поступательный ход  его карьеры. В конце 1930-х и  в начале 1940-х годов Налбандян  много работает в основном в жанре  портрета, пейзажа и натюрморта и  создает множество прекрасных лирических работ. В 1944 Дмитрий Налбандян начинает работать над своим знаменитым "Портретом И.В. Сталина", который стал его трамплином к головокружительной славе.

Информация о работе Русская живопись