Режиссура на эстраде

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 13:49, реферат

Описание работы

Предмет исследования – особенности профессии режиссёра на эстраде, задачи, выполняемые режиссёром при постановке концерта, представления, зрелищного мероприятия.
Цели исследования – выяснить, что значит – профессия «режиссёр», в чём заключается его задача на эстраде, каким должен быть режиссёр, какими критериями руководствоваться при создании современного, идейного эстрадного произведения?

Содержание

Введение. 2
Глава 1. Эстрада, как особая область искусства. 5
Явление и сущность понятия «эстрада». 5
Виды эстрадного искусства. 6
Из истории эстрадного искусства. 6
Глава 2. Режиссура как художественный процесс создания произведения искусства. 8
Сущность понятия «режиссура». 8
Задачи режиссёра как создателя сценического действа. 8
Из истории режиссёрского искусства. 9
Глава 3. История эстрадной режиссуры. 11
Возникновение и становление профессии режиссера на эстраде. 11
Эстрадная режиссура на современном этапе. 12
Глава 4. Значение режиссёра в эстрадном искусстве. 13
Глава 5. Задачи режиссёра эстрады. 20
5.1Номер как основная единица эстрады. 20
Непрерывность и динамичность эстрадной программы. 21
Индивидуальность артиста – отправная точка в создании номера21
Идейность и злободневность в эстрадном номере. 21
Заключение. 23
Список использованной литературы. 23

Работа содержит 1 файл

Режиссура на эстраде.doc

— 133.50 Кб (Скачать)

Глава 2. Режиссура как художественный процесс создания произведения искусства. 

2.1 Сущность понятия «режиссура». 

    РЕЖИССЕРСКОЕ  ИСКУССТВО (р е ж и с с  у р а) - искусство создания единого, гармонически целостного художественного  сценического произведения с помощью творческой организации. Осуществляется на основе постановочного замысла режиссера, ставящего пьесу или концертно-зрелищное действо и руководящего работой всех участников создания постановки - актеров, художника, композитора и др. Это вид художественного творчества, позволяющее создавать пространственно-пластическое, художественно-образное решение идейно-тематического замысла произведения одного из зрелищных искусств, с помощью присущих только ему выразительных средств. Различают режиссёров драмы, музыкального театра (оперы, оперетты, балета), кино, театрализованных праздников и массовых праздников и эстрады.  

    Слово «режиссер» произошло от латинского rego — управляю. Понятие «режиссёр» сегодня распространяется на художественную организацию не только произведений коллективного творчества, но и жизненных, общественных акций: режиссура общественных и политических компаний, презентаций, художественных вернисажей и парада мод, режиссура книги и музыкального альбома. Широкий диапазон позволяет отдельным режиссерам с равным успехом работать в разных жанрах. Понятие режиссура можно определить как художественный процесс создания композиции гармонического целого из различных компонентов произведений искусства и явление реальной жизни. Все эти виды режиссуры отличаются друг от друга своими специфическими особенностями и в то же время имеют свои общие принципы, основанные на естественных законах композиции целого в природе и искусстве.  

    2.2 Задачи режиссёра как создателя сценического действа.                  

    Режиссёр  – человек, направляющий и объединяющий работу отдельных исполнителей, творческих коллективов и технических служб в создании цельного художественного произведения коллективного творчества. 

    Отсюда  вытекают главные функции режиссера:

    1) вызвать в актере творческий процесс;

    2) непрерывно поддерживать и направлять  его к определенной цели в соответствии с общим идейно-художественным замыслом постановки;

    3) согласовывать результат творчества  каждого актера с результатом  творчества остальных исполнителей  для создания гармонически целостного  единства постановки.  

    Конфликт, лежащий в основе действия, вызывает столкновение, борьбу между персонажами (действующими лицами). Организовать и выявить конфликты через взаимодействие актеров, - задача режиссера. Отношения между режиссером и актером в процессе работы строятся на основе их творческого взаимодействия. 

    2.3 Из истории режиссёрского искусства. 

    Большое значение для развития первооснов режиссерской культуры имела деятельность великих  драматургов эпохи Возрождения - Шекспира и Лопе де Вега. Создавая театр больших гуманистических идей, они рисовали борьбу сложных и сильных человеческих характеров. Отсюда - их внимание к актерскому творчеству, стремление научить актеров исходить в своей игре из авторского замысла, требование правдивости чувств, простоты и сдержанности исполнения.

    Однако, до 20 века профессии «режиссёр», какой мы её знаем сегодня, не существовало. Актёры разыгрывали пьесы самостоятельно. И если театр всех прошлых веков с полным основанием можно назвать актерским театром, то с началом 20 в. наступила новая эпоха – театра режиссерского. Возникает принципиально новая концепция театрального искусства: простая «техническая» организация театрального зрелища в рамках любой из театральных традиций отнюдь не исчерпывает возможностей эмоционального воздействия на зрителей. Недостаточно профессионального исполнения каждого отдельного компонента спектакля (актерские работы, сценическое оформление, шумовые или световые эффекты и т.д.), необходимо их органичное сочетание, слияние в единое целое. Тогда эмоциональное воздействие возрастает в разы, не сводясь к простой сумме впечатлений от каждого компонента, но умножая и обогащая общее восприятие. В противном же случае спектакль может «распасться» на составные части, возможно, достойные сами по себе, но противоречащие друг другу. В теорию и практику театра вошли новые базовые понятия: общая концепция спектакля, сверхзадача, сквозное действие, актерский ансамбль, режиссерское решение и т.д.

   Вывод: режиссура – искусство создания целостного сценического художественного произведения. Режиссёр управляет коллективным творчеством, игрой актёров и всеми выразительными средствами, необходимыми для постановки. Сформировалось в начале двадцатого века, когда режиссёр стал центральной фигурой в постановке спектаклей и концертно-праздничных мероприятий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. История эстрадной режиссуры.

3.1 Возникновение и становление профессии режиссера на эстраде.

    Появление режиссера на эстраде обычно относят  к концу 19 века, однако сама практика режиссуры разного рода развлекательных  зрелищ в России (как и на Западе) складывалась значительно раньше: постановки интермедий, феерий, дивертисментов в театрах и балаганах, театрализованных выступлений больших хоров, массовых празднеств осуществлялись ведущими актерами, авторами, хозяевами балаганов, хоров и пр. Одним из первых известных режиссеров-сценаристов, художников-декораторов был Алексей Яковлевич Алексеев (Яковлев) (1850-1939). Начинал в петербургских балаганах на Адмиралтейской площади, на Марсовом поле. Был постановщиком массовых театрализованных представлений в садах «Аркадия», «Взятие Плевны». Кроме исторических сюжетов ставил классику — «Руслан и Людмила», «Майская ночь» и др. Известен как мастер театральной иллюзии, постановщик процессий, аллегорических шествий. Многое, по его признанию, перенял у Михаила Валентиновича Лентовского (1843-1906 гг.) создателя и руководителя знаменитого московского «Эрмитажа» на Божедомке, постановщика феерий, обозрений, оперетт. Был мастером массовых сцен с участием сотен статистов. В «Эрмитаже» Лентовского выросли режиссеры, возглавившие крупные садово-парковые эстрады и варьете Москвы и Петербурга. Среди них режиссер петербургского «Буффа» — Палас-театра, а позже московского театра-варьете «Зон» Брянский Александр Александрович. Ставил злободневные сатирические обозрения, основанные на «номерном» принципе — его постановки оперетт обильно насыщались «вставными» номерами (популярные романсы, модные танцы, буффонные сценки.

    Среди режиссеров варьете авторитетом  пользовался Александр Эдуардович Блюменталь-Тамарин, возглавлявший московские «Буфф» и сад «Аквариум». Иной характер носила режиссура театров миниатюр, имевших постоянную труппу. Эксцентризм, как один из основных приемов готовил расцвет эксцентрической актерской школы в первое послереволюционное десятилетие. В экспериментальных работах в Доме интермедий В. Мейерхольд пробовал возродить традиции балагана. Это постановки «Кривого зеркала» и «Летучей мыши» — где сочетались пародия, лирика и юмор. По принципу «монтажа аттракциона» в 20-е годы строились программы «Синей блузы», не случайно режиссеры после ее закрытия найдут свое место в цирке и кино (Юткевич, Шахет, Местечкин).

    3.2 Эстрадная режиссура на современном  этапе. 

    В 60-70 годы приобретает новое качество режиссура оригинальных и цирковых жанров. В номерах сочетаются разные жанры: жонглирование, акробатика, иллюзия, пантомима, хореография. Большинство режиссеров в прошлом артисты: С. Каштелян, Л. Маслюков, Р. Славский, А. Бойко и др.

    6-ой  Всемирный фестиваль молодежи  и студентов в Москве (1957) способствовал  возрождению и развитию режиссуры массовых представлений и зрелищ на площадях и стадионах, фестивалей (И. Туманов, И. Шароев, В. Головко и др.).

    Усилиями  Шароева создана в ГИТИСе (ныне РАТИ) кафедра (1968), позднее отделение  режиссеров эстрады и массовых зрелищ. Выпускники РАТИ М. Котляр, С. Дитятев, А. Новицкий и др. зарекомендовали себя талантливыми постановщиками на эстраде. Нельзя не отметить С.Винника - постановщика «Славянского базара». В 90-е годы в связи с реорганизацией концертной работы рождаются новые постоянные коллективы: вокалисты, музыканты стремятся к большим постановочным шоу, требующим режиссуры. В иных случаях функции режиссера выполняют продюссеры, создающие вокально-хореографические программы (Б. Алибасов). Режиссеры возглавляют возникающие маленькие театры: «Летучая мышь» Г. Гурвич, «Четвертая стена» - В. Жук (оба выросли на капустниках). Жизнь показывает, что развитие эстрадной режиссуры связано с существованием эстрадных театров и творческих мастерских. Стабильность таких коллективов дает режиссерам простор для поисков, способствует рождению новых художественных форм оригинальных представлений и номеров.

    Вывод: режиссура эстрады стала полноценной профессией, когда в ГИТИСе в 1968 г. была создана кафедра режиссёров эстрады и массовых зрелищ. Профессии начали обучать студентов.

    Глава 4. Значение режиссёра в эстрадном искусстве.

    Сегодня не существует преград для досуга. Его можно и не искать. Достаточно только прийти в ночной клуб с программой. Однако, как правило, зритель не спрашивает, кто является режиссёром программы. Не все мастера предстают перед зрителем. Никто не знает, сколько людей было задействовано я процессе постановки. Публика видит только результат работы. Одна из особенностей эстрады – культ исполнителя. Все остальные работают лишь для того, чтобы лучше его подать. В драматическом театре актер – фигура центральная. Но он не затмевает все так, как на эстраде. Нет артиста – нет номера, нет действия, нет ничего. Автор, который писал для Аркадия Райкина, пригласил на его спектакль свою мать. Она посмотрела и пришла в восторг: «Какой все-таки этот Райкин остроумный человек!» На эстраде все оттеснены на задний план. Но все равно каждый может предъявить свое дело. Поэт сочиняет стихи, композитор пишет музыку, хореограф ставит танцы, художник придумывает костюмы, декоратор – декорации и т.д. Все занимаются своим делом. Никого нельзя исключить.  

    В театре режиссер ставит пьесу. В театре существует своя сложившаяся система – читка пьесы, распределение ролей и до генеральной репетиции. Режиссёр спектакля может домысливать, полемизировать, менять местами зрителей и актеров, вводить хор и балет, но пьеса была и останется основой спектакля.  

    Чем занимается эстрадный режиссёр? Можно сказать, что он «ставит» интермедии, чтецкие композиции, монологи. Но когда на сцену выходят артисты – жонглёры, танцоры, чтецы – от режиссёра ничего уже не зависит. В вокальных номерах чаще всего нет мизансцен, драматургии, которые мог бы выстроить режиссёр. Бывают эстрадные спектакли, выстроенные на сюжетном каркасе. Можно сделать спектакль целиком на песнях или пантомиме. Или сделать концерт без героев, без сюжета и интриг, опираясь только на сумму отдельных номеров, спаянных общей атмосферой и единым настроением. В театре режиссер – фигура священная. Он может капризничать, повелевать и все будут это терпеть.  

    На  эстраде дело обстоит следующим образом. 

    Работа на эстраде приучает режиссера думать, действовать и жить как бы в нескольких уровнях. Первый – повседневная производственная суета. Здесь кроется главный секрет работы режиссера на эстраде. Нельзя пренебрегать этим бытом, избегать этих маленьких, микроскопических проблем. Иначе придется каждый вечер извиняться перед публикой и возвращать деньги за неиспользованные билеты. Надо быть всем, за всем следить, держать руку на всех пульсах. Но нельзя позволить себе во всем этом раствориться, иначе все останется, а режиссер исчезнет. Второй уровень – проблемы технической разведки. Завязывание знакомств в области оргстекла, оптики, пиротехники, синтетических материалов. Объясняться приходится зачастую на пальцах: я не знаю, что я хочу, они не знают, что мне предложить. Чаще всего «сделка» совершается и в руках режиссера оказывается нечто сенсационно прекрасное. Но как все это приспособить к нуждам сцены? И начинается изучение на практике - что как горит и как дымит.  

    Третий  уровень: большой спектакль, к которому режиссер готовится. Думает, присматривается  к исполнителям. Накапливает ассоциации, идея может возникнуть в любой момент. Неожиданно возникшую идею необходимо обрабатывать, развивать, додумывать, продолжать фантазировать на заданную тему. А. Конников пишет о случае, который произошел с ним во время работы над одним эстрадным спектаклем. Все, казалось бы, готово, но вот беда: нет финала. На эстраде искать финал болезненный - процесс. Концентрация образности, выразительности, эмоциональности должна достигать изнурительных для авторской фантазии пределов. Неожиданно произошла неприятность – сломался прожектор, которым освещали рабочий макет сцены. Ему в руки попала линза от прожектора. Он крутил ее в руках, смотрел через нее. Вдруг в поле зрения попал спичечный коробок. Он увидел громадную, неправдоподобную, с кривыми буквами этикетку. И мгновенно родился финал - огромный цветок. Один цветок на пустой сцене. Символ жизни, красоты, любви, бесконечно сильный и бесконечно хрупкий одновременно.  

Информация о работе Режиссура на эстраде