Развитие просвещения в средние века

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 19:38, доклад

Описание работы

Образно-смысловая система средневекового искусства выражала центральную идею картины мира средневекового человека - христианскую идею Бога.

Работа содержит 1 файл

развитие просвещения в средние века.docx

— 18.31 Кб (Скачать)

Средневековое искусство     

Образно-смысловая  система средневекового искусства  выражала центральную идею картины  мира средневекового человека - христианскую идею Бога. 

 Искусство  воспринималось как своего рода  библейский текст. В храме перед  глазами средневекового человека  развертывалось все христианское  учение. Идею греховности мира  отражал ведущий сюжет в оформлении  церквей, скульптуры и рельефов - сцены Страшного суда и Апокалипсиса. 

  Взирая на собор, средневековый человек мог как бы читать святое Писание в изображенных там образах. То же изображение Страшного суда наглядно представляло богословскую схему иерархического строения мира. В центре композиции всегда изображалась фигура Христа. Верхнюю часть занимало небо, нижнюю - земля, по правую руку Христа находился рай и праведники (добро), по левую - осужденные на вечные муки грешники, черти и ад (зло).       

Важнейшей чертой средневекового искусства является символизм. Символичен весь образный строй средневекового искусства      

Разномасштабность фигур Размер фигур определялся иерархической значимостью изображенного. Например: Христос всегда больше апостолов и ангелов, которые, в свою очередь, больше простых мирян.

      

Романский стиль.      

В Романской  архитектуре наблюдается множество направлений, существовавших в различных районах Западной Европы и отражавших местные традиции и художественные вкусы. Тем не менее романский стиль (к. X - XII вв.) стал первым общеевропейским стилем.      

Использование полукруглой арки повлекло изменение  перекрытий и других элементов средневековой  архитектуры. Обилие архитектурных  плоскостей обусловило распространение  монументальной скульптуры в форме  рельефа (одна из особенностей романского стиля).      

Наряду со скульптурой обязательной составной  частью романского архитектурного ансамбля была живопись. На внутренних поверхностях стен широко представлены библейские сюжеты, эпизоды из жизни святых.       

К числу выдающихся памятников романской архитектуры  относятся собор Нотр-Дам в  Пуатье, соборы в Тулузе (Франция), соборы в Оксфорде, (Англия), собор в Лунде (Швеция).       

Широкого  развития в 11 - 12 вв. достигла романская обработка металлов. Выдающимся памятником этой формы искусства стали бронзовые двери, с рельефами на библейские сюжеты церкви в Хильдесхейме. нач. XI в., Германия.       

К концу 12 в. на смену романскому искусству приходит  Эпоха готики (конец 12 - 15 вв.)       

Главная особенность  готического собора - устойчивая каркасная система, в которой конструктивную роль играют арки стрельчатой формы.           

Готический  стиль получил классическое выражение  во Франции, которую по праву считают  родиной готики. (Собор Парижской  Богоматери)      

С готическим зодчеством неразрывно связано развитие скульптуры. Для готической скульптуры характерен и чрезмерный натурализм в изображении страданий, и стремление утвердить человеческое достоинство. Такова знаменитая статуя из фасада Амьенского собора - "Благословляющий Христос".       

В готическом соборе живопись представлена главным  образом росписью алтарей. витражи чаще заменяли Фрески.     

 Готическое искусство с его интересом к явлениям реального мира, усилением роли светских сюжетов, стремлением к жизненной выразительности, конкретности скульптурных образов подготовило расцвет искусства Ренессанса.  

Официальная клерикальная литература     

Средневековая литература - и клерикальная, и светская - обладала рядом общих характеристик, которые обусловили ее внутреннюю целостность.  

Это была литература традиционалистского типа.

 На всем  протяжении своего существования  она развивалась на основе  постоянного воспроизведения ограниченного  набора образных, идеологических, композиционных  и др. структур - топосов или клише.       

Вторая особенность  средневековой литературы - ее ярко выраженный морально-дидактический характер. Средневековый человек ожидал от литературы морали, вне морали для него утрачивался весь смысл произведения.       

Третья особенность - и клерикальная, и светская литература средневековья в одинаковой степени  основаны на христианских идеалах и ценностях и в равной мере стремились к эстетическому совершенству, разграничиваясь лишь тематически.   

На всем протяжении многовекового развития средневековья  особой популярностью пользовалась агиография - церковная литература, описывающая жития святых.      

Склонность  средневековья к иносказанию, аллегории  выражал жанр видений. (например "Божественная комедия" Данте. )      

К видениям примыкает  жанр дидактико-аллегорической поэмы (о Страшном суде, грехопадении и т.д.).       

К числу дидактических  жанров относятся также проповеди, разного рода сентенции 

К эпохе раннего  средневековья относится зарождение литургической драмы. она стала основой для возникновения средневекового городского театра.

 
Музыка 

Доминирующую роль в средневековой музыке играла духовная музыка.

К концу 6 - началу 7 вв. относится и складывание основной разновидности западноевропейской церковной музыки - григорианского хорала.-это одноголосное каноническое пение. Каноничность григорианского хорала выражалась в унификации текста, напевов и самого характера исполнения.

Информация о работе Развитие просвещения в средние века