Промышленный дизайн

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2011 в 13:27, доклад

Описание работы

Диза́йн (англ. design инженер-конструктор, от лат. designare отмерять) это творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий. Эти качества включают и внешние черты изделия, но главным образом те структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделие в единое целое, как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения изготовителя.

Работа содержит 1 файл

Промышленный дизайн.docx

— 22.42 Кб (Скачать)

   Промышленный  дизайн.

     Диза́йн (англ. design инженер-конструктор, от лат. designare отмерять) это творческая деятельность, целью которой является определение  формальных качеств промышленных изделий. Эти качества включают и внешние  черты изделия, но главным образом  те структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделие  в единое целое, как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения изготовителя. Дизайн стремится охватить все аспекты окружающей человека среды, которая обусловлена промышленным производством.

     Промышленный дизайн подразделяется на дизайн орудий труда, бытовой техники, мебели, транспортный дизайн и даже дизайн механизмов.  

     Словосочетание  «промышленный дизайн» сейчас у многих на слуху. Но, представление о том, что это такое у всех совершенно разное. 
Промышленный дизайн, такой же вид творческой деятельности, как и обыкновенный дизайн, но предметами промышленного дизайна чаще всего являются изделия бытового назначения промышленного изготовления.

     Компаниям-производителям сегодня приходится прибегать к  различным ухищрениям, чтобы выдержать  конкуренцию и достойно преподнести  свой продукт на потребительский  рынок. Интересный и качественный дизайн промышленного изделия - действенный  способ выделиться среди конкурентов  и заинтересовать потребителя. Задачей  промышленного дизайна является обозначить экстерьер, структурные  и функциональные особенности предметов, на который направлены приемы промышленного  дизайна. К предметам промышленного  дизайна можно отнести посуду и прочую кухонную утварь, бытовые  и промышленные приборы, мебель, оборудование, и даже высокотехнологичные и  наукоёмкие изделия. К вариантам  промышленного дизайна относятся  популярный сегодня автомобильный  и транспортный дизайн.

     Таким образом, промышленный дизайн это не только искусство сочетания дизайна с технологиями, но и маркетинговый инструмент.

     Профессионал, создающий дизайн для промышленного  изделия, должен быть одновременно и  художником, и конструктором, и инженером-технологом. Ведь промышленный дизайн требует применить  свое творческое воображение так, чтобы  не был нарушен технологический  смысл конечного продукта. 
 

     Сам процесс художественного конструирования состоит из 8 этапов:

     Формирование  основной идеи

     Проработка  концепции

     Работа  с набросками

     Макетирование

     Трехмерное  моделирование

     Визуализация

     Инженерное  проектирование

     Создание  опытного образца

     Задача  профессионала провести объект промышленного  дизайна через предварительные  семь этапов так, чтобы восьмой производственный этап прошел без проволочек и выдал  конечный результат согласно основной идее.

   Авторские права на дизайн-концепцию и основные идеи промышленного изделия принадлежат дизайнеру, за исключением случаев, оговоренных в контракте. В соответствии со статьей 27 «Закона РФ об авторском праве и смежных правах №5351-И": авторское право действует в течение жизни и 70 лет после его смерти; авторское право, право на имя и защиту репутации сохраняются бессрочно. Кроме того, дизайнер имеет право демонстрировать авторские работы в портфолио, с целью привлечения внимания новых заказчиков. 

     Возникновение дизайна, как особого вида проектно-художественной деятельности относят к концу ХIХ в., связывая его появление с промышленной революцией – повсеместным развитием массового машинного производства и возникшим вследствие этого разделением труда. В условиях индустриального производства, товарного наполнения рынка внимание производителей все больше обращалось на привлекательность и разнообразие внешнего вида выпускаемых изделий, а также на потребительские качества продукции, удобство ее эксплуатации. В результате возникла необходимость в особом специалисте, способном не только создавать привлекательный внешний вид, отвечающий веяниям моды и запросам потребителя, форму изделия, но и хорошо разбираться в конструировании и технологии машинного производства. Только в условиях решения комплексных инженерно-технических, художественных вопросов возможно, как показала практика, создавать конкурентоспособную продукцию.

     XIX век был веком ошеломляющего  прогресса. Одно техническое чудо  приходило на смену другому;  век, начавшийся дилижансами и  гусиным пером, заканчивался автомобилем и пишущей машинкой. За телеграфом последовал телефон, затем заработал “беспроволочный телеграф” – радио. Люди придумали способ делать точные изображения с натуры, обходясь без художника, записывать и сохранять на века человеческий голос, сделали первые попытки взлететь на аппарате, тяжелее воздуха, изобрели движущуюся фотографию – кино.

     Труд  ремесленника, процесс создания формы  предмета непосредственно был связан с его изготовлением. С приходом века индустриализации стали создаваться  прототипы изделий в форме  чертежей, моделей и опытных образцов, которые затем производились  в многочисленных тиражах с помощью  машин уже другими людьми. Таким  образом на рубеже столетий в процессе промышленного производства произошло  разделение труда, дизайн выделился  в обособленную форму проектно-художественной деятельности и стала формироваться  новая профессия – дизайнер.

     Дизайн  как профессия существует около  ста лет. Ее отсчет зачастую ведут  с известного движения “За связь  искусств и ремесел” в Англии конца XIX в., лидером которого был известный  художник и теоретик в области  предметного творчества Уильям Моррис. Именно тогда были сформулированы основные положения теории и творческие принципы дизайна, повлиявшие на школы и направления  более поздних лет. Иногда дату возникновения  профессии дизайнера связывают  с началом XX века, когда художники  заняли ведущие посты в ряде промышленных отраслей и получили возможность  формировать фирменный стиль  предприятий, влияя на политику формообразования выпускаемой фирмами продукции.

     Существует  также мнение, согласно которому о  дизайне, как профессии, можно говорить только тогда, когда сложились школы  с методиками преподавания дизайна  и появились первые дипломированные  специалисты по дизайну. Это 20-е годы нашего столетия, когда были открыты  первые школы дизайна – Баухауз  – в Германии и ВХУТЕМАС –  в Советской России. 

     Развитие  дизайна в России, в отличие от мирового, имеет прерывистый, «пунктирный» вид, где подъемы художественного творчества перемежаются с периодами его глубокого спада. История дизайна в России содержит два ярких момента.

     Первый  относится к 20- м годам прошлого века, когда в Москве были созданы  Высшие Государственные художественно - технические мастерские (ВХУТЕМАС), предназначенные для подготовки специалистов «производственного искусства» ( по современной терминологии —  дизайна ) высшей квалификации. Перед  ними ставилась задача создания радостных вещей, преображения предметов быта и элементов среды как «часть чисто экономического прогресса, художественная часть хозяйственная» ( А - В. Луначарский ). И хотя удручающая экономическая и техническая отсталость страны не позволили в то время реализовать эти установки в натуре, многие разработки той поры ( работы В. Татлина, А. Родченко, Л. Поповой и других ) и сегодня считаются эталоном творческих достижений в графическом, предметном и средовом дизайне., оставивших запоминающийся след в дизайнерской культуре.

     К сожалению, в 30- е годы XX века это  направление развития отечественного дизайна — из-за переориентации страны на приобретение техники за рубежом — было закрыто, хотя отдельные  элементы дизайнерского подхода  проникали в производственную сферу, особенно в оборонной промышленности.

     В 70- е годы прошлого века перед отечественным  дизайном был поставлен ряд непростых  задач — создать в промышленности систему мест приложения дизайнерского  труда, решить проблему подготовки для  них высококвалифицированных кадров, но главное — разработать эффективную программу внедрения достижений дизайна в культуру производства и потребления в России.

     В результате на предприятиях страны появились  специальные художественно - конструкторские  бюро, высшие учебные заведения начали готовить специалистов дизайнерского  профиля, была создана единая система  научно - проектных организаций во главе с ВНИИТЭ (Всесоюзный научно - исследовательский институт технической  эстетики). Появились и начали реализовываться  масштабные дизайн-программы совершенствования  промышленной продукции в станкостроении и в сфере быта, нацеленные на комплексное формирование функционально  и эстетически осмысленной среды. Этот опыт организации дизайнерской работы произвел большое впечатление  на крупные корпорации и дизайнерские фирмы за рубежом, которые стали  прибегать к долгосрочному дизайн программированию в масштабных проектных разработках, вроде космических программ НАСА или комплексной организации среды района Дефанс в Париже.

     Однако  на рубеже XX — XXI веков в связи  с кризисом промышленности и проектного дела в нашей стране эта вполне перспективная линия развития российского  дизайна резко оборвалась, в настоящее  время отечественный дизайн находится  на распутье. С одной стороны, появляется множество единичных заказов, связанных  с частными предпринимательскими структурами (фирменный стиль, графический дизайн, интерьеры, индустрия моды), с другой — почти исчезла государственная поддержка крупномасштабных проектов.

     Разумеется, у отечественного дизайна масса  проблем, но главная из них отнюдь не пресловутое «догнать и перегнать», чем многие сегодня вольно или  невольно заняты. России снова предстоит  сделать идейно - эстетический рывок, создать собственную идеологию  и практику отечественного дизайна  новой «региональной» ветви глобального  ствола идей и достижений мирового дизайнерского процесса.  

     Основные  проблемы промышленного  дизайна в России сегодня

     *Начальный  этап развития рыночных отношений  в России, низкий уровень промышленности  и международный экономический  кризис;

     *Оторванность  системы гуманитарного высшего  образования, к которой относится  сегодня дизайн, от производства;

     *Отсутствие  высококвалифицированных специалистов;

     *Неверная  оценка роли промышленного дизайна  в производстве, у руководства  предприятий;

     *Малая  заинтересованность предприятий  в развитии пром. дизайна на своем производстве. 

     Перспективы развития промышленного  дизайна в России:

     *Выделение  в отдельное направление «Дизайн», в классификации специальностей  высшего профобразования из группы  «Культура и искусство»;

     *Повышение  уровня профессионального образования;

     *Промышленный  дизайн как приоритет государственной  промышленной политики;

     *Просветительская  работа с промышленными предприятиям. 

     Помощью, по налаживанию контактов и развитию отношений между дизайнерами  и промышленностью, займутся специально учрежденные для этого Центры развития дизайна. Одним из первых таких  центров станет Уральская государственная  архитектурно-художественная академия (УралГАХА). Уральский центр развития дизайна призван обеспечить Восток страны молодыми специалистами в  сфере промышленного дизайна.

Информация о работе Промышленный дизайн