Происхождение драмы и театра

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 14:25, контрольная работа

Описание работы

Слово «драма» — греческое и буквально означает «действие» Этим определяется основное свойство всего жанра. Еще Аристотель указал, что в отличие от эпоса, где рассказ ведется от лица самого автора, «в драме дается воспроизведение действием, а не рассказом» В. Г. Белинский так определяет сущность драмы: «Драма представляет совершившееся событие как бы совершающимся в настоящее время перед глазам читателя или зрителя».
Основные черты всякой драмы — действие и диалог, т. е. мимическая игра и разговор действующих лиц. Необходимым элементом ее является хор, поющий под аккомпанемент музыки и исполняющий мимические танцы, что свидетельствует о развитии драмы из торжественной лирики.

Содержание

1.Основные свойства драматического жанра.(Действие и диалог).
2.Происхождение греческой драмы и её виды.(Трагедия, развившаяся из дифирамба; комедия развившаяся из песен коммоса; сатировская драма).
3.Общая характеристика греческой драмы. Строение трагедии и комедии. Характеристика каждой части; мифологическое содержание, наличие плясового и песенного элемента; действующие лица(хоры и актёры).
4.Значение театров в жизни Афин 5 век до н.э. Его роль общегреческой политической трибуны, школы патриотизма и гражданственности.
5.Устройство античного театра. Организация театральных представлений.

Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа античная литература.docx

— 27.21 Кб (Скачать)

Контрольная работа

Тема  № 4 Происхождение  драмы и театра

План

  1. Основные свойства драматического жанра.(Действие и диалог).
  2. Происхождение греческой драмы и её виды.(Трагедия, развившаяся из дифирамба; комедия развившаяся из песен коммоса; сатировская драма).
  3. Общая характеристика греческой драмы. Строение трагедии и комедии. Характеристика каждой части; мифологическое содержание, наличие плясового и песенного элемента; действующие лица(хоры и актёры).
  4. Значение театров в жизни Афин  5 век до  н.э. Его роль общегреческой политической трибуны, школы патриотизма и гражданственности.
  5. Устройство античного театра. Организация театральных представлений.

Список используемой литературы 

В театре «…толпа, ни в чем не сходная  между собою, …  может вдруг потрястись одним потрясением, зарыдать одними слезами  и засмеяться одним  всеобщим смехом»

(Н.  В. Гоголь).

1.. Слово «драма» — греческое и буквально означает «действие» Этим определяется основное свойство всего жанра. Еще Аристотель указал, что в отличие от эпоса, где рассказ ведется от лица самого автора, «в драме дается воспроизведение действием, а не рассказом» В. Г. Белинский так определяет сущность драмы: «Драма представляет совершившееся событие как бы совершающимся в настоящее время перед глазам читателя или зрителя». 
Основные черты всякой драмы — действие и диалог, т. е. мимическая игра и разговор действующих лиц. Необходимым элементом ее является хор, поющий под аккомпанемент музыки и исполняющий мимические танцы, что свидетельствует о развитии драмы из торжественной лирики. Таким образом, в греческой драме совмещались элементы лирической поэзии с элементами эпоса (в речах действующих лиц, особенно в рассказах так называемых «вестников»). А к этому присоединяется еще наглядность воспроизведения действием. Все это отличает драму от лирики и от эпоса.[3,160]

2. Появлению драмы в Греции предшествовал длительный период, на протяжении которого главенствующее место занимали сначала эпос, а затем лирика. Рождение греческой драмы и театра связано с обрядовыми играми, которые посвящались богам-покровителям земледелия: Деметре, ее дочери Коре, Дионису. Такие обряды иногда превращались в культовую драму. Например, в городе Элевсине во время мистерий (таинств, на которых присутствовали лишь посвященные) устраивались игры, во время которых изображалось бракосочетание Зевса и Деметры, похищение Коры Плутоном, скитания Деметры в поисках дочери и возвращение Коры на землю. Из обрядовых игр и песен в честь Диониса выросли три жанра древнегреческой драмы: трагедия, комедия и сатировская комедия, названная так по хору, состоявшему из сатиров. Трагедия отражала серьезную сторону дионисийского культа, комедия - карнавальную. Сатировская драма представлялась средним жанром. Веселый игровой характер и счастливый конец определили ее место на праздниках в честь Диониса: сатировскую драму ставили как заключение к представлению трагедий.[1,67]

Трагедия, по словам Аристотеля, брала начало от запевал  дифирамба, комедия - от запевал фаллических  песен, т. е. песен, в которых прославлялись  плодоносящие силы природы. К диалогу, который вели эти запевалы с хором, примешивались элементы игры актеров. Многое о происхождении греческой драмы могут сказать сами слова трагедия и комедия. Слово трагедия происходит от двух греческих слов: трагос - “козел” и одэ - “песнь”, т. е. “песнь козлов”. Это название вновь приводит нас к сатирам - спутникам Диониса, козлоногим существам, прославлявшим подвиги и страдания бога. Слово комедия происходит от слов комос и одэ. “Комос” - это шествие подвыпившей толпы ряженых, осыпавших друг друга шутками и насмешками, на сельских праздниках в честь Диониса. Следовательно, слово комедия обозначает “песнь комоса”.[2,89]

3. Греческая трагедия, как правило, брала сюжеты из мифологии, которая хорошо была известна каждому жителю Греции. Интерес зрителей сосредоточивался не на фабуле, а на трактовке мифа автором, на той общественной и нравственной проблематике, которая разворачивалась вокруг всем известных эпизодов мифа. Ранняя греческая трагедия была своеобразным диалогом между актеров и хором и по форме напоминала скорее кантату. При этом, хотя главную роль играл хор, актер с самого своего появления стал носителем действенного, энергичного начала.

В комедии гораздо  шире, чем в трагедии, к мифологическим мотивам примешивались житейские, которые постепенно стали преобладающими или даже единственными, хотя в целом  комедия, по-прежнему, считалась посвященной  Дионису. Так, во время комедии стали  разыгрываться небольшие сценки бытового и пародийно-сатирического  содержания. Эти импровизированные  сценки представляли собой элементарную форму народного балаганного  театра и назывались мимами (в переводе значит “подражание”, “воспроизведение”; исполнители этих сценок также назывались мимами). Героями мимов были традиционные маски народного театра: базарный воришка, ученый-шарлатан, простак, дурачащий  всех, и т. д. Песни комоса и мимы - это главные истоки древней аттической комедии.[1,97]

Почти все дошедшие до нас трагедии начинаются с пролога, в котором содержится завязка  действия. Затем следует парод - песня, которую исполняет хор, вступая  на орхестру. Далее идет чередование  писодиев (диалогических частей, исполняемых  актерами, иногда при участии хора) и стасимов (песен хора). Заключительная часть трагедии называется эксодом -это песней, исполняя которую хор  покидает сцену. В трагедиях встречаются  также гипорхема (радостная песня  хора, звучащая, как правило, в кульминационный  момент, перед катастрофой), коммосы (совместные песни-плачи героев и  хора), монологи героев.[1,145]

Обычно трагедия состояла из 3-4 эписодиев и такого же количества стасимов. Стасимы разделяются  на отдельные части-строфы и антистрофы, строго соответсвующие по структуре  одна другой. При исполнении строф  и антистроф хор двигался по орхестре то в одну, то в другую сторону. Строфа и соответствующая ей антистрофа написаны всегда в одном и том  же размере, а новые строфа и антистрофа - в другом. Таких пар в стасиме  бывает несколько; их замыкает общий  эпод (заключение).

Песни хора обязательно  исполнялись под аккомпанемент  флейты. Кроме того, они нередко  сопровождались танцами.[2,122]

4. Своего наивысшего расцвета древнегреческое театральное искусство достигло в творчестве трех великих трагиков V в. до н. э. - Эсхила, Софокла, Еврипида. Одновременно с ними писали и другие драматурги. Однако до нас дошли только небольшие отрывки их произведений, а в некоторых случаях - лишь имена и скудные сведения.[2,124] . Используя мифологическую оболочку, драматург отражал в трагедии современную ему общественно-политическую жизнь, высказывал свои этические, философские, религиозные воззрения. Поэтому роль трагических представлений в общественно-политическом и этическом воспитании граждан была огромна.[1,98]

Эсхил написал  около 80 трагедий и сатировских драм. До нас дошли полностью только семь трагедий; из других произведений сохранились небольшие отрывки. Трагедии Эсхила отражают основные тенденции его времени, те огромные сдвиги в социально-экономической и культурной жизни, которые были вызваны крушением родового строя и становлением афинской рабовладельческой демократии. Эсхил известен как лучший выразитель общественных устремлений своего времени. В своих трагедиях он показывает победу прогрессивных начал в развитии общества, в государственном устройстве, в морали. Творчество Эсхила оказало заметное влияние на развитие мировой поэзии и драматургии.[1,145]

До нас дошло  только семь трагедий Софокла, написал  же он их свыше 120. Трагедии Софокла  явились художественным воплощением  гражданских и нравственных идеалов  античной рабовладельческой демократии периода ее. Этими идеалами были политическое равенство и свобода  всех полноправных граждан, беззаветное  служение родине, уважение к богам, благородство стремлений и чувств сильных  духом людей. Социальный кризис афинской рабовладельческой демократии и обусловленная им ломка традиционных понятий и взглядов наиболее полно отразились в творчестве младшего современника Софокла - Еврипида .[1,178]

По своим общественно-политическим взглядам Еврипид был сторонником умеренной демократии, опорой которой он считал мелких землевладельцев. В некоторых его пьесах встречаются резкие выпады против политиков-демагогов: льстя народу, они добиваются власти, чтобы использовать ее в своих корыстных целях. В ряде трагедий Еврипид страстно изобличает тиранию: господство одного человека над другими людьми вопреки их воле ему представляется нарушением естественного гражданского порядка. Благородство, по Еврипиду, заключается в личных достоинствах и добродетели, а не в знатном происхождении и богатстве. Положительные персонажи Еврипида неоднократно высказывают мысль, что безудержное стремление к богатству может толкнуть человека на преступление. Еврипид часто откликается в своих трагедиях на события Пелопоннесской войны. Хотя он гордится военными успехами соотечественников, но в целом относится к войне отрицательно. Он показывает, какие страдания несет война людям, прежде всего женщинам и детям. Война может быть оправдана только в том случае, если люди защищают независимость своей родины.[1,178] Эти идеи выдвигают Еврипида в число самых прогрессивных мыслителей человечества.

Театр в Древней Греции был государственным учреждением, и организацию театральных представлений брало на себя государство, назначая для этой цели специальных лиц. Драмы ставились на трех праздниках в честь Диониса: на Малых, или Сельских, Дионисиях (в декабре—январе по нашему календарю); Ленеях (в январе—феврале); на Великих, или Городских, Дионисиях (в марте—апреле). Драматические представления проходили как состязания драматургов, хорегов, актеров. В них участвовали три трагических и три комических поэта. Каждый из трагиков должен был представить четыре пьесы: три трагедии и одну сатировскую драму. Трагедии были связаны единым сюжетом. После них ставилась сатировская драма на. тот же сюжет, что и трагедии. Трагическая трилогия и сатировская драма составляли тетралогию. Комические поэты представляли по одной комедии. Состязания продолжались три дня. Каждый день с утра играли тетралогию одного драматурга; под вечер исполняли одну комедию. К участию в состязаниях допускались только новые произведения; если ставились старые, уже игравшиеся, то они шли вне конкурса.[1,167]

Разрешение  на постановку пьесы драматурги получали от архонта (высшее должностное лицо в Афинах). Он же давал драматургам  разрешение набрать хор. Все издержки, связанные с обучением хора, изготовлением  костюмов, репетициями и т. д. , брали  на себя богатые граждане Афин. Гражданин, подготовивший хор для драматических  состязаний, назывался хорегом. Для драматических состязаний требовалось шесть хорегов, так как у каждого драматурга был свой хор. Хотя расходы по организации и подготовке хора составляли весьма значительную сумму, недостатка в хорегах в период расцвета афинской демократии не наблюдалось. Исполнение обязанностей хорега было делом весьма почетным. Считалось, что хореги, актеры и члены хора находятся под особым покровительством божества. Все они на время подготовки к драматическим состязаниям освобождались даже от военной службы.[1.168]

Судили на состязаниях  особые выборные лица. Для победивших драматургов были установлены три  награды. (Занять на состязаниях третье место значило, однако, по существу потерпеть поражение. ) Победившие драматурги получали от государства гонорар  и награждались венком из плюща. На долю хорегов, которые подготовили  хор для победивших драматургов, выпадала еще большая честь: хорег  имел право воздвигнуть памятник в ознаменование своей победы. На пьедестале памятника указывалось  время представления, имя победившего  драматурга, название его пьесы и  имя хорега. Результаты состязаний вносились, кроме того, в особый протокол, который хранился в государственном  архиве Афин. Такие протоколы назывались дидаскалиями.[2,137]

Драматические представления в Афинах начинались на рассвете и шли до самого вечера. Зрители ели и пили в самом  театре. Все были одеты в праздничные  одежды, с венками на голове. Праздник Великих Дионисий собирал огромное количество народа, причем это были цетолькоафиняне и жители Аттики но и граждане других полисов, приезжавшие  со всей Греции . Порядок представления  тетралогий и комедий соревнующихся  поэтов определялся по жребию. Звук трубы возвещал о начало каждой пьесы. Афинская публика была очень восприимчивой и непосредственной. Если пьеса нравилась, зрители выражали одобрение аплодисментами и криками. Если же пьеса не нравилась, зрители свистели, стучали ногами. Бывали и такие случаи, когда актеров прогоняли со сцены камнями или требовали прекратить пьесу и начинать новую. Можно сказать, что суждение парода имело существенное значение для успеха представления.

Список используемой литературы.

  1. .Каллистов  Д.П. Античный театр, М.1985.
  2. .  История зарубежного театра. К., 1990.
  3. . Радциг С.И. История древнегреческой литературы. -М., 1983.
 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Информация о работе Происхождение драмы и театра