Предвосхищение в искусстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 23:25, реферат

Описание работы

в искусстве— проницательное освоение и упреждение будущего средствами художественного творчества. Как одна из форм предвидения художественного Предвосхищения качественно отлично от научного прогноза (греч. prognosis — знание наперед) и различного рода предсказаний.

Работа содержит 1 файл

предвосхищение.docx

— 13.83 Кб (Скачать)

ПРЕДВОСХИЩЕНИЕ

   в искусстве— проницательное освоение и упреждение будущего средствами художественного творчества. Как одна из форм предвидения художественного Предвосхищения качественно отлично от научного прогноза (греч. prognosis — знание наперед) и различного рода предсказаний. В основе Предвосхищения как дескриптивного (описательного) суждения о будущем — установка на опережающее представление вероятных и предпочтительных вариантов, что наиболее отвечает возможностям искусства в культурно-историческом постижении грядущего. Традиционно употребляемые понятия «художественное прозрение», «пророчество», «нас-сандровское начало» на правах эквивалента Предвосхищения приобрели метафорический характер. В истории эстетической мысли «пророческое» предназначение искусства нередко истолковывалось в идеалистическом духе, а деятельность художника-провидца наделялась иррациональным, мистическим смыслом (Платон, Шеллинг, Новалис, В. Иванов, Р. Дж. Коллингвуд, Гартман и др.). С марксистской точки зрения, объективные предпосылки предвосхищающей способности искусства заложены в его сущностной природе как формы духовно-практического освоения мира. Предвосхищению способствуют: опережающее отражение, нацеленное на постижение моментов становления и потенциального бытия, художественное познание возможного «по вероятности и необходимости», проницательность художественного таланта, неотъемлемыми компонентами которого являются целенаправленное художественное видение, продуктивное воображение, творческая интуиция и антиципация. Художественное освоение грядущего обусловливается уникальным даром искусства не только познавать мир, но и переживать его, выражать человеческие стремления и намерения, представлять идеальное и предполагаемое реализованным, художественно объективировать идеалы, надежды, мечты, ожидания людей. При этом будущее предстает не только как свойство времени, которое грядет и наступит, а как долженствующее время, органично связанное со смыслом жизни, с жизнедеятельностью человека как субъекта истории, Искусство оказывается способным раздвигать горизонты перспективного мировидения, постигать то «смысловое будущее», в котором заинтересован человек ,и которое отвечает его ценностным установкам. Существенное значение приобретает в искусстве раскрытие перспектив социального самоутверждения личности, грядущей судьбы человека и человечества. Предвосхищение совершается специфично, с использованием средств и форм, адекватных художественной деятельности. Острое ощущение намечающихся социальных сдвигов, а также перемен, происходящих в человеческом мирочувствовании, позволяет художникам-предтечам опережать свое время, предвосхищать становление новых человеческих отношений и социально-психологических типов. Социальную зоркость и проницательность творцов искусства высоко ценили создатели теории научного предвидения — К. Маркс и Ф. Энгельс. Правдивый летописец своей эпохи Бальзак, согласно Энгельсу, не только дает яркую реалистическую историю социального бытия, но и перспективно видит «настоящих людей будущего там, где их в то время единственно и можно было найти...». Способность к художественному Предвосхищению развивается и совершенствуется в процессе эволюции искусства, общественно-исторического становления и развития прогностического сознания. Закономерно, что атрибутивным качеством социалистического искусства является исторически конкретное изображение действительности в ее революционном развитии. Борьба за человека и его будущее — важнейший фактор социальной действенности прогрессивного искусства.

Информация о работе Предвосхищение в искусстве