Постройки Растрелли

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 15:35, контрольная работа

Описание работы

Среди славной когорты зодчих, создавших неповторимый облик Петербурга, особое место занимает итальянец Франческо Бартоломео Растрелли, или, как его еще называли на русский манер, Варфоломей Варфоломеевич. Он прожил большую и, безусловно, интересную жизнь. Сорок восемь лет провел в России. Прибыв в Петербург юношей, учеником своего отца, Растрелли достиг всех возможных для архитектора почестей, а умер отставленным от дел и в скромном достатке. Целью работы является рассмотрение важнейших построек Растрелли. Для достижения цели необходимоописать следующие постройки:

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.Биография Франческо Бартоломео Растрелли 4
2.Важнейшие постройки 7
2.1Смольный собор 7
2.2 Зимний дворец 9
2.3 Царскосельский Екатериненский дворец 10
2.4 Андреевская церковь 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 13

Работа содержит 1 файл

готово постройки.docx

— 74.97 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ           3

1.Биография  Франческо Бартоломео  Растрелли    4

2.Важнейшие  постройки        7

2.1Смольный  собор          7

2.2 Зимний  дворец          9

2.3 Царскосельский  Екатериненский дворец     10

2.4 Андреевская  церковь        11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ          12

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ         13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Среди славной когорты зодчих, создавших  неповторимый облик Петербурга, особое место занимает итальянец Франческо  Бартоломео Растрелли, или, как его  еще называли на русский манер, Варфоломей Варфоломеевич. Он прожил большую и, безусловно, интересную жизнь. Сорок  восемь лет провел в России. Прибыв в Петербург юношей, учеником своего отца, Растрелли достиг всех возможных  для архитектора почестей, а умер отставленным от дел и в скромном достатке.     Целью работы является рассмотрение важнейших построек Растрелли. Для достижения цели необходимоописать следующие постройки:

  • Зимний дворец;
  • Смольный собор;
  • Царскосельский Екатериненский дворец;
  • Андреевская церковь.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Биография  Растрелли

     Растрелли Франческо Бартоломео (1700-1771) - архитектор. Итальянец по происхождению. Родился  в Париже; сын известного скульптора н.XVIII в. Растрелли в 1716 вместе с отцом  приехал в Санкт-Петербург.  Самостоятельную практическую деятельность начал в 1720-х. Первой самостоятельной работой молодого зодчего (до этого он исполнил порученный отцу проект паркового обустройства мызы Стрельна) был дом молдавского господаря Кантемира А.Д. в Петербурге (1721-1727). В 1725-1730 учился за границей, скорее всего в Италии. В 1730-х был назначен придворным архитектором. Вся сознательная жизнь и творческая биография Растрелли-младшего была связана с Россией и Петербургом. Спроектировал для Анны Ивановны деревянный дворец на берегу Яузы (Анненгоф в Лефортово; не сохранился), а также новый, т.н. третий Зимний дворец в Петербурге (1732-1736). В 1736-1740 построил для графа Бирона Э.И. дворцы в Рундале и Митаве в Курляндии. Наиболее значительной среди ранних произведений Растрелли Ф.Б. был деревянный Летний дворец в Петербурге (1741-1744), впоследствии разобранный при возведении Инженерного замка. Для всех этих построек характерно сдержанное барокко с достаточно плоскостными фасадами и умеренным применением скульптуры. Не отходя от архитектуры петровского времени в смысле умеренности декора, Растрелли Ф.Б. сохранил и даже усилил (особенно в Летнем дворце) свойственный ей пространственный размах. Высший расцвет творчества мастера наступил в с.XVIII в. В 1745-1757 он руководил работами по перестройке царских резиденций в Петергофе и Царском Селе, напр., построенной 15 АВ 1723 летней резиденции Петра I в Петергофе. Связав прежние постройки в целостные ансамбли, он объединил их общим ритмом с помощью фасадов и внутренних анфилад, которым подчиняется вся планировка. В Петергофе зодчий преобразовал и значительно увеличил Большой (Екатерининский) дворец (1752-1757), создав заново почти всю внутреннюю отделку. Особой грандиозностью и великолепием отличается царскосельский Большой дворец, также практически созданный заново. Во всех случаях изысканная роскошь внутреннего дизайна (с обилием зеркал, золочёной резьбы, декоративной живописи и т.д.) сочетается с необычайной - и в то же время продуманной - масштабностью. Изысканность и масштаб сливаются воедино и в обустройстве парадных подъездов к зданиям и парковых территорий (в царскосельском парке Растрелли Ф.Б., в частности, завершил начатый Чевакинским С.И. павильон "Эрмитаж" и построил "Грот"). В 1754-1762 по проектам Растрелли Ф.Б. возводился новый Зимний дворец, который также поражает сочетанием живописной роскоши фасадной пластики и общего силуэта с логической строгостью планировки, зримо подчиняющей себе огромную городскую территорию.   Среди др.произведений Растрелли Ф.Б. - Воронцовский (1749-1757) и Строгановский (1752-1754) дворцы в Петербурге. Помимо дворцовой архитектуры мастер радикально обновил русское церковное зодчество: в 1747-1750 он создал проект восстановления обрушившегося шатра Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря под Москвой (позднее украсив интерьер собора богатым лепным убранством), а также проект Андреевского собора в Киеве, строительство которого в 1748-1767 вёл Мичурин И.Ф. Самым крупным из его церковных сооружений, равно как и последним большим произведением, явился Смольный монастырь в Петербурге (8 НЯ 1748-1764) с жилыми корпусами и храмами, скомпонованными в ансамбль вокруг центрального Воскресенского собора.   С приходом к власти Екатерины II мода на барокко ушла, и Смольный монастырь остался недостроенным.  В 1763 мастер вышел в отставку с поста обер-архитектора. В 1764 отделывал бироновские дворцы в Митаве и Руентале. В феврале 1769 года Растрелли вновь отправляется в Италию с коммерческой целью - купить там картины итальянских живописцев с тем, чтобы потом перепродать их в Петербурге. Нет никаких известий, насколько удачной была эта коммерческая акция, но известно другое - прошение Растрелли о принятии его в члены Императорской Академии художеств было удовлетворено 9 января 1771 года. Через семьдесят девять дней Франческо Бартоломео Растрелли умер.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Важнейшие  постройки Растелли.     2.1Смольный собор.         Смольный собор расположен на берегу Невы, а свое название получил от петровских смоляных дворов, поставлявших смолу для строительства кораблей. Архитектурный ансамбль Смольного собора выполнен в стиле русского барокко.            Изначально был построен дворец, предназначенный для дочери Петра I Елизаветы. Будущая императрица, согласно легендам, намеревалась постричься в монахини, но так как город покидать ей не хотелось, она задумала построить монастырь в Санкт-Петербурге, для чего выбрала одно из самых красивых мест у Невы. Руководство над проектом было поручено архитектору Б.Растрелли.         Однако мастер не дожил до окончания строительства. Смольному собору суждено было стать самым долгостроящимся зданием: его строительство, начатое в 1748 году, завершилось лишь к 1835 году. Получается, что на возведение и отделку собора ушло целых 87 лет. Монастырский комплекс Смольного собора представляет собой органичное сочетание форм древнерусского зодчества с элементом европейской архитектуры. Бело-голубой собор располагается по центру комплекса. Его высота достигает 93,7 метра, фасады собора украшены с использованием позолоты, на фоне голубых стен красуется белокаменная лепка, что придает собору нарядность и торжественность. Собор обнесен красивейшей ажурной оградой работы архитектора В.Стасова. Вокруг собора расположены четыре церкви и корпуса.        Обратимся к внутреннему убранству собора. Большой церковный зал храма отделан мрамором, в нем возвышаются три великолепных иконостаса. Кафедра декорирована тонкой резьбой, перед алтарями храма установлена балюстрада из граненого хрусталя. В настоящее время из реликвий собора сохранились иконы А.Венецианова «Воскресение Христово» и «Введение во храм Пресвятой Богородицы».         Сам монастырь, первоначально получивший название Воскресенский Новодевичий, после для краткости именуемый «Смольным», был освящен архиепископом Симеоном в присутствии императрицы Елизаветы в 1748 году. В 1765 году по высочайшему велению императрицы Екатерины II здания монастыря были отданы под воспитательное заведение для девиц благородного и мещанского происхождения. Государыня всегда интересовалась делами заведения, часто посещала занятия. В скором времени Екатерина II учредила и училище для девиц низших сословий, для чего рядом с монастырем было возведено здание, позднее переименованной в Александровский институт.       К сожалению, в послереволюционные годы с монастырским корпусом обращались небрежно. В Смольном соборе находились склады. С 1990 года в храме работает концертно-выставочный комплекс. 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Зимний дворец.

     В 1754-1762 Растрелли строит главную резиденцию русских императоров — Зимний дворец — самый известный памятник зрелого барокко в России. В  плане грандиозный комплекс представляет собой замкнутое каре с внутренним двором. Фасады оформлены непрерывным  ритмическим членением стен выступами  и отступами, колоннами с эффектными капителями. Особо акцентированы  углы здания, обработанные колоннами, собранными в пучки. Все это создает  впечатление чрезвычайно богатой  пластической разработки стены, которая  воспринимается как многослойная, пульсирующая в вечном движении структура.     Торжественность, великолепие, парадное назначение здания подчеркнуты архитектором с помощью всего орнаментально-декоративного богатства барокко. Растрелли использует весь диапазон архитектурного декора, составляющего специфику его стиля: колонны, полуколонны, пилястры, кариатиды, атланты, надоконные сандрики и картуши, разнообразные наличники, мощно раскрепованные фронтоны и антаблементы. Особенно красивы протяженные фасады дворца — один, тянущийся вдоль стальной глади Невы, и другой, раскрывающийся на Дворцовую площадь. Планировка внутренних помещений и здесь следует принципу бесконечной парадной анфилады, характерному для стиля барокко и применяемому Растрелли во всех его сооружениях.   Интерьеры Зимнего дворца перестраивались многократно и особенно после разрушительного пожара в 1837. О внутренних работах Растрелли можно составить представление по блистательной Иорданской лестнице и убранству дворцовой церкви. 
 

2.3 Царскосельский Екатериненский  дворец.

     Царскосельский  дворец является одним из самых знаменитых сооружений зодчего. В основе его  центральной части — каменные палаты Екатерины I. Он также характеризуется  протяженностью фасада. Сложный ритм членений и огромное богатство элементов  декоративного оформления контрастируют  с организующим фасады в одно целое  принципом симметрии. Парадный двор эффектно замыкается двумя колоссальными  дугами одноэтажных служебных корпусов — циркумференций. Их соединяет  чугунная ограда с воротами, увенчанными  гербом Российской империи.  Архитектор виртуозно применяет любимые художественные средства: пространственный размах композиции, пластика, рельефность архитектурных форм, выразительный ритм колоннад, активное включение скульптуры в декор. В полной мере используется и характерное для Растрелли цветовое решение: контраст белых колонн, лазурно-голубого поля стен и золото архитектурного декора. В оформлении интерьеров дворца мастер широко применяет роспись, золоченую резьбу и зеркала, отчего залы сверкают роскошью и великолепием. Монументальной росписи плафонов вторят паркетные полы, украшенные декоративными мотивами, набранными из редких пород дерева. Наибольшую известность получили такие шедевры оформительского гения архитектора, как Тронный зал, Картинный зал, Янтарная комната. Реставрация разрушенного во время Великой Отечественной войны дворца началась в 1957 и еще не окончена, но основные интерьеры уже восстановлены. 
 
 

2.4 Андреевская церковь.

     Существует  легенда, по которой место, где теперь течет Днепр, было морем. Когда св. Андрей пришел в Киев и поставил на горе, где сейчас стоит Андреевская  церковь, крест, то все море ушло вниз.      Но некоторая часть его осталась и спряталась под Андреевской горой. Когда позже здесь построили церковь, то под престолом открылся колодец.  В Андреевской церкви нет колоколов, так как, по легенде, при первом же ударе вода проснулась бы и залила бы не только Киев, но и все Левобережье.           Жемчужина барокко - Андреевская церковь заложена в 1744 г. в связи с приездом Елизаветы І в Киев. Андреевская церковь построена в 1749 - 54 гг. по проекту В.В.Растрелли на Андреевской горе, в начале Андреевского спуска. Это единственная в Украине сохранившаяся работа архитектора. Строительством руководил зодчий И.Мичурин.     Однокупольный пятиглавый храм имеет форму креста, в углах которого размещены декоративные башни на массивных столбах, которые играют роль своеобразных контрфорсов. Снаружи контрфорсы украшены пилястрами и укрыты тремя парами колонн с капителями коринфского ордена.              К Андреевской церкви со стороны улицы ведет крутая чугунная лестница. Вся масса церкви опирается на двухэтажный дом-стилобат с восьмью комнатами на каждом этаже, стены которого представляют собой фундамент церкви. Вокруг церкви - балюстрада, с которой открывается живописная панорама Подола и Днепра.      Внутреннее обрамление Андреевской церкви, разработанное В.В.Растрелли, близко к стилю рококо. С 1958 г. Андреевская церковь - филиал Софийского музея- заповедника. В 1978-79 гг. проведена очередная реставрация.

     Заключение

Бытует изречение, что Растрелли Ф.Б. был одним  из зодчих, "которые город-порт и  город-крепость превратили в город  дворцов". В его творчестве проявились лучшие черты русского барокко. Растрелли  Ф.Б. по праву является гордостью  культуры России и целиком принадлежит  ей. 
 
 

Портрет Растрелли  Франческо Бартоломео. 
 
 

Список  литературы

1.Грабарь  И. Петербургская архитектура  в XVIII и XIX веках. СПб., 1994.

2. Зодчие  Санкт-Петербурга, XVIII в. Архитекторы  барокко. Ранний классицизм. Строгий  классицизм. - СПб.: Лениздат, 1997.

3. «История  архитектуры: учебное пособие», Н.В.  Бирюкова, Москва ИНФРА-М 2006.

4. Крюковских  А. П. Дворцы Санкт-Петербурга. СПб., 1997.

5. Павлов  А. П. Храмы Санкт-Петербурга. СПб., 1995.

6. «100 великих  архитекторов», Салин Д.К. , Вече, 2000 г.

7. www.bestreferat.ru

8. www.megabook.ru

9. www.oldkyiv.org.ua

10. www.peoples.ru 
 

Информация о работе Постройки Растрелли