Первобытное искусство: жанры и особенности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 13:58, реферат

Описание работы

Под первобытной культурой принято понимать архаичную культуру, которая характеризует верования, традиции искусство народов, живших более 30000 лет тому назад и давно умерших, либо тех народов, которые существуют сегодня, сохранив в нетронутом виде первобытный образ жизни. Первобытная культура охватывает преимущественно искусство каменного века, это бесписьменная культура.

Работа содержит 1 файл

первобытное время.docx

— 31.16 Кб (Скачать)

     Более поздние этапы первобытной культуры относятся к мезолиту, неолиту  и ко времени распространения  первых металлических орудий. От присвоения готовых продуктов природы первобытный  человек постепенно переходит к  более сложным формам труда, наряду с охотой и рыболовством начинает заниматься земледелием и скотоводством. В новом каменном веке появился первый искусственный материал, изобретённый человеком, - огнеупорная глина. Прежде люди использовали для своих нужд то, что давала природа, - камень, дерево, кость.

     В эпоху неолита появились изображения, предающие более сложные и  отвлечённые понятия. Сформировались многие виды декоративно-прикладного  искусства - керамика, обработка металла. Появились луки, стрелы, глиняная посуда. На территории нашей страны первые металлические изделия появились около 9 тыс. лет назад. Они были кованные, - литьё появилось гораздо позднее. На Урале около 5 тыс. лет назад уже делали из меди шилья, ножи, крючки, а около 4 тыс. лет назад - и первые художественные отливки.

     Начиная с бронзового века, яркие изображения  зверей почти исчезают. Всюду распространяются сухие геометрические схемы.

     Культура  населения Северного Кавказа  в III тыс. до н. э., в эпоху ранней бронзы, получила название Майкопской по знаменитому  памятнику, её представляющему, - Майкопскому кургану. Майкопская культура была распространена от Таманского полуострова на северо-западе до Дагестана на юго-востоке.

     В конце этого периода наравне  с бронзовыми предметами начинают появляться железные, которые знаменуют собой  начало нового периода.

     В поздний период первобытного общества развивались художественные ремёсла: изготавливались изделия из бронзы, золота, серебра.

     К концу первобытной эпохи появился новый вид архитектурных сооружений - крепости. Чаще всего это сооружения из огромных грубо отёсанных камней, которые сохранились во многих местах Европы и Кавказа. В Европе со второй половины I тыс. до н. э. распространились поселения и погребения.

     Поселения делят на неукреплённые (стоянки, селища) и укреплённые (городища). Селищами и городищами обычно называют памятники  бронзового и железного веков. Под  стоянками подразумеваются поселения  каменного и бронзового веков. Особое место занимают мезолитические поселения - «кухонные кули» - они выглядят как длинные кули отбросов устричных раковин. В Дании были впервые обнаружены эти виды памятников. На территории нашей страны они встречаются на Дальнем Востоке. Раскопки поселений дают сведения о жизни древних людей.

     Особый  вид поселений - укреплённые поселения на сваях. Строительный материал этих поселений - мергень (вид ракушечника). В отличие от свайных поселений каменного века римляне строили террамары не на болоте или озере, а на сухом месте, а потом все пространство вокруг строений заполняли водой для защиты от врагов.

     Погребения  делятся на два основных вида: с  надмогильными сооружениями (курганы, гробницы) и грунтовые, т. е. без каких  либо надмогильных сооружений. В основании  многих курганов находили пояс из каменных блоков или плит, поставленных на ребро. Плиты такого пояса покрывал резной геометрический узор. На этот каменный орнаментальный фриз опирался деревянный шатёр, а земляная и дерновая основа всей конструкции была спрятана в  глубине. Размеры ямных курганов очень внушительны.

     Курганами отмечены все погребения, но над  некоторыми из них возвышались ещё  каменные надгробья, надмогильные статуи, каменные бабы - каменные изваяния человека (воинов, женщин). Каменные бабы простояли на курганах 4000 лет. Каменная баба составляла с курганом неразрывное целое и создавалась с расчётом на высокий земляной пьедестал, на обзор со всех сторон с самых отдалённых точек.

     В III тыс. до н. э. в монументальном искусстве  появляется образ человека. На протяжении эпохи бронзы человек занимает в  искусстве первобытного общества большее  место. Если в каменном веке зверей изображали гораздо чаще, чем людей, то в бронзовом - соотношение обратное. Так в III-II тыс. до н. э. в искусстве наступил решающий перелом. В центре внимания оказался человек.

     Пусть каменные бабы Яльной культуры не представляют эстетической ценности. Грубые истуканы пришли на смену безупречным линиям гравировок и умелой лепке форм в  росписях ледниковой эпохи. Это памятники  более высокого этапа развития мышления и общества.

     Период, когда люди приспосабливались к  природе, а всё искусство сводилось  по сути «к образу зверя», закончился. Начался период господства человека над природой и господства его  образа в искусстве.

     Наиболее  сложные сооружения - мегалитические погребения, т.е. погребения в гробницах, сооруженных из больших камней, - дольмены. В Западной Европе и на юге России распространены дольмены. Некогда на северо-западе Кавказа дольмены исчислялись сотнями. Больше всего их было в Прикубанье.

     Самые ранние из них возведены более 4000 лет назад племенами. Строители  дольменов ещё не знали железа, ещё не приручили лошадь и не отвыкли  от орудий из камня. Строительной техникой эти люди были оснащены крайне слабо. Нужно было перепробовать немало вариантов сооружений, прежде чем  пришли к классической конструкции - четыре поставленные на ребро плиты, несущие на себе пятую - плоское перекрытие. У станицы Новосвободной, под насыпями курганов обнаружены необычные дольменообразные гробницы конца III тыс. до н. э. Среди них особенно интересна одна Крупная в плане, со стенами из 11 высоких плит и с кровлей в виде шатра. Это башня неминуемо развалилась бы, если бы её целиком не засыпали землей. Нормального распределения функции опор и свода здесь ещё не было. Скорее всего, настоящие дольмены тогда строить ещё не умели.

     Почти везде боковые плиты и кровля несколько выступают над передней стенкой. Задняя стена обычно ниже передней, и крыша лежит наклонно. Всё  это позволило выделить в постройке  элементы конструкции - несущие свод опоры - и выразить ощущение прочности, незыблемости дольмена. Внутри некоторых дольменов были комнаты до 7,7 м2. В Западной Европе известны мегалитические гробницы с гравировкой. В Крыму открыты погребения бронзового века в расписанных изнутри ящиках. Исследователи Западной Европы пришли к выводу, что резьба в усыпальницах изображает ковры. На одном фризе, помимо их геометрического узора, показаны как бы повешенные на стену лук и колчан со стрелами.

     Памятником  первобытной эпохи являются и  мегалитические гробницы с гравировкой.

     Анализ  первобытного искусства показывает, что ранней стадии соответствует  относительно однородная художественная структура: в пещерном и наскальном искусстве региональные, этнические, индивидуальные особенности размыты, зато стадиальная общность прослеживается повсеместно. 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Информация о работе Первобытное искусство: жанры и особенности